Принцип естественности развития тренировочной практики

Смысл прогрессивной тренировки - не в том, чтобы "тупо навязывать" системе непосильные формы и, невзирая ни на что, "загонять" тело в некую новую для него непосильную ситуацию. Если форма упражнения слишком труднодостижима, его содержание не раскроется восприятию практикующего.

Смысл практики асаны как таковой - в том, чтобы прочувствовать внутренне содержание формы, осознать естественный для нее "рисунок распределения энергии" и, пользуясь дыханием как инструментом управления распределением энергии, сделать этот "рисунок" максимально энергетически насыщенным, то есть с максимальной эффективностью использовать форму конкретной асаны как фактор уплотнения распределения энергии в структуре, как фактор формирования резонансных откликов.

Очевидно, что легче прочувствовать энергетическую сущность формы в тех асанах, которые доступны для выполнения. В более сложных чрезмерное напряжение и неустойчивость формы в некоторой мере препятствуют "тонкому" восприятию.

С другой стороны, полностью освоенные простые формы довольно быстро исчерпывают себя, поскольку не дают желательного эффекта - принципиально достижимый с их помощью уровень уплотнения распределения энергии в системе уже достигнут, восприятие приучено к работе в соответствующем диапазоне, и чтобы двигаться дальше, нужно предъявить системе вызов в форме более сложной асаны, являющейся развитием исчерпавшей себя более простой. Но это должно случиться естественным образом, само по себе, как неизбежный результат практики. Мы не навязываем системе новую для нее ситуацию, а в какой-то момент вдруг обнаруживаем, что такая ситуация уже сложилась. Мы не стремимся "загнать" тело в сложную асану, мы просто в какой-то момент вдруг обнаруживаем недостаточность простой и, ориентируясь на внутренние ощущения, генерируемые асаной, находим тот вариант усложнения формы и тот способ осуществления такого усложнения, которые воспринимаются нами как наиболее естественные и энергетически обоснованные.

Энергетическая сущность асаны

Пытаться осваивать все более и более сложные асаны необходимо. Но только по мере возникновения ощущения энергетической недостаточности ставших привычными простых форм. Для этого асана должна быть асаной, а не просто гимнастическим упражнением или акробатическим этюдом. Является же она таковой, если ее внешняя форма строится на основании внутренней энергетической целесообразности.

"Твердая плотная мягкая легкая - такова асана" . Твердое плотное энергетическое тело, мягкое расслабленное органическое. В любой асане форма органического тела должна как можно полнее сохранять свойство естественной расслабленности тела в наиболее непринужденном положении. Это необходимо для того, чтобы не нарушался естественный рисунок распределения десяти пран. Тогда свойственный собственно асане рисунок перераспределения энергии гармонично накладывается на распределение энергии в системе, уплотняя его сообразно собственной структуре асаны.

Сформировавшийся в результате удержания асаны рисунок распределения энергии в системе (после того, как он перестал изменяться) используется двояко - как объект созерцания и как исходное распределение для следующего шага изменения.

Переходные движения

Созерцание оформившегося рисунка распределения энергии в системе внутреннего энергетического тела позволяет ощутить текущую тенденцию изменения этого распределения и согласовать с нею естественно развивающее ее движение либо неподвижность органического тела. Так осуществляется переход из одной асаны в естественно и гармонично следующую за ней другую с использованием переходных движений, наиболее целесообразных для данного конкретного момента.

Возможных вариантов стилей выполнения переходных движений - множество. Есть способы жесткие и мягкие, быстрые и медленные, с приоритетной отстройкой "тонкой" структуры, сопровождаемой "доводкой" положения физического тела, и с приоритетной отстройкой положения физического тела, сопровождаемого "наполнением" внешней формы "тонким" содержанием. Существуют также многочисленные способы комбинирования различных режимов и форм переходных движений. Фактически, система спонтанно самоорганизующихся переходных динамических фаз асан на достаточно высоком уровне развития тренировочной практики является тем, что в дальневосточных системах интегрального тренинга с недавнего времени принято обозначать термином "цигун" - искусством управления потоками "жизненной силы". Не будучи никак терминологически обозначенным, это искусство существовало всегда в качестве неотъемлемой компоненты практики асан. Практику слитного выполнения асан в едином потоке перетекающих одна в другую форм, основанную на интуитивном чувствовании психоэнергетической логики движения и осознании внутреннего потока изменения состояний как побудительного мотива, обозначают термином "асана-дхара" - поток положений тела. Также используют термины "хатха-дхара" - "поток силы", "хатха-ната" - "танец силы", "Шиваната" - "танец Шивы".

Дыхание в асане. Пранаяма

Внедрение в состояние энергетического тела свойственного асане рисунка распределения энергии осуществляется за счет "вливания" тела в форму посредством дыхания. Дыхание в данном случае используется двояко: (1) - как своего рода "реперный процесс", используемый для фиксации внимания на ощущениях, производимых в нервной системе "физического" тела потоками энергии в каналах и пространственных зонах "тонкого" тела и, соответственно, для отслеживания перераспределения энергии в них и (2) - как "триггерный процесс" для управления этим перераспределением. Подобного рода осознанное применение дыхания превращает его в связующее звено между физиологическими и электромагнитными процессами, протекающими в "физическом" теле, с одной стороны, и осознаванием психоэнергетических процессов, протекающих в "собранных" на "физическом" теле "тонких" телах, с другой.

Осознанное целенаправленное управление процессами перераспределения энергии в энергетической структуре в целом традиционно обозначается термином "пранаяма" - "искусство управления энергией" или "искусство управления силой".

На начальных этапах практики вся пранаяма строится на управлении психоэнергетическими процессами посредством созерцания дыхания и управления им. По мере обретения все большей полноты контроля над состояниями энергетической структуры как интегрального формирования акцент в реализации контроля перераспределения энергии постепенно смещается в сторону управления посредством исключительно внимания и намерения. Дыхание при этом теряет свое значение реперного и триггерного процессов, и на первый план выходит концентрация внимания и прямое созерцание "тонкого" как таковое.

Наиболее удобным для созерцания "тонких" процессов, сопутствующих практике асаны, является дыхание типа "растворяющегося". Вдох и выдох плавно перетекают друг в друга, длительность дыхательного цикла - как можно больше, но без ощущения недостатка кислорода. Дыхание должно ощущаться как комфортное и течь плавно, без рывков и неконтролируемых остановок. Глубина дыхания принципиального значения не имеет - главное, чтобы дыхание было естественным, медленным и плавным.

Наши рекомендации