Тема ВСР: Научный стиль: основные жанры
РУССКИЙ ЯЗЫК
Методические указания
по внеаудиторной самостоятельной работе
для специальностей 1 курса
технического профиля
Белово
Тема 1.3 Научный стиль речи
Тема ВСР: Научный стиль: основные жанры
Цели:
1. Научиться перерабатывать, обобщать и систематизировать знания;
2. Уметь находить и составлять тексты научного стиля
Литература:
1.Введенская, Л.А. Русский язык [Электр.]: учебное пособие / Л.А. Введенская. – М.: Высшая школа, 2015. – 384 с.
Основные вопросы:
1. Сфера обслуживания
2. Цель научного стиля
3. Форма речи
4. Свойства стиля
5. Лексика научного стиля
6. Текстовые характеристики стиля
7. Основные жанры
Содержание самостоятельной работы:
1. Прочитайте и выпишите тезисы [1; стр.263-265.] (приложение 1)
2. Подготовьте сообщение на 5 минут по теме: «Язык как знаковая система»
Вопросы для самоконтроля:
1. Что называется научным стилем?
2. Каковы цель и сфера обслуживания научного стиля?
3. Назовите формы речи.
4. Характерные свойства стиля?
5. Какова лексика научного стиля?
6. Перечислите текстовые характеристики стиля
Форма отчётности – тезисы в тетради
Тема 1.6 Художественный стиль речи.
Тема ВСР: Типология стилей речи русского языка
Цели:
1.Повторить, обобщить и закрепить знания по теме
2.Научиться определять типы стилей речи
3.Уметь находить их в тексте
4.Научиться различать стили речи
5.Знать основные функции стилей и их особенности
Литература:
1.Герасименко, Н. А. Русский язык [Электр.]: учебник / Н. А. 2.Герасименко, А. В. Канафьева, В. В. Леденева. – М.; 2015. – 256 с.
3.Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для средних специальных учебных заведений / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Академия, 2013. – 320 с.
Основные вопросы:
1. Функциональные стили
2. Сферы употребления
3. Жанры стилей
Содержание самостоятельной работы:
1. Составьте мини-ридер «Стили речи» (схема). Он включает в себя три блока «название стиля», «сферы общения», «языковые средства».
2. Включите в мини-ридер слова и словосочетания из данного перечня к каждому стилю: ввиду плохой погоды; в соответствие с планом; прибытие посла; оказать содействие; устранить недостатки; опротестовать решение; тангенс; распрекрасный; неисправный автомобиль; ввиду сдачи строительного объекта; нарушитель дорожного движения; электронный адрес
3.Определить стили речи текстов Л-1. на стр.425-426, упр.897.
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие стили речи вы знаете?
2.На каком основании выделяются стили речи?
3.Чем отличаются они друг от друга?
4.Какие стили речи обычно относят к книжным? Почему?
Форма отчётности: схема
Тема 1.8 Функционально-смысловые типы речи
Тема ВСР: Типы речи
Цели:
· Научиться перерабатывать, обобщать и систематизировать знания;
· Совершенствовать речевые умения
Литература:
1.Введенская, Л.А. Русский язык [Электр.]: учебное пособие / Л.А. Введенская. – М.: Высшая школа, 2015. – 384 с.
2.Герасименко, Н. А. Русский язык [Электр.]: учебник / Н. А. Герасименко, А. В. Канафьева, В. В. Леденева. – М.; 2015. – 256 с.
2. start-for.ru/mentalnaya-karta-primery-sostavleniya/ Ментальная карта — примеры составления
3.studentoriy.ru›intellekt-karty-po-russkomu-yazyku/
Ментальная карта: примеры и этапы построения - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/164207/mentalnaya-karta-primeryi-i-etapyi-postroeniya
Основные вопросы
1. Понятие «типы речи»
2. Типы речи русского языка
3. Характерные черты для описания
4. Особенности рассуждения
5. Какой текст называется повествованием?
Содержание самостоятельной работы:
1.Прочитайте и изучите данную тему Л-2, параграф7, стр.26-28.
2..Пройдите по ссылкам указанным выше, познакомьтесь с информацией по составлению ментальных карт :
3. Составьте и оформите ментальную карту для сочинения - рассуждения по теме «Почему я выбрал эту профессию?» или «Требования к речи специалиста» (для него можете использовать информацию Л-1, на стр. 461-463, параграфа 194)
Вопросы для самоконтроля:
1. Что называется типом текста?
2. Каковы основные типы текста?
3. Что характерно для описания?
4. В чём особенности рассуждения?
5. Какой текст называется повествованием?
Форма отчётности – ментальная карта
Тема 5.2 Имя существительное. Тема 5.3. Имя прилагательное.
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса.
Тема 7.4 Односоставное и неполное предложения.
Тема 7.5 Осложненное простое предложение.
Тема 7.6 Способы передачи чужой речи.
Тема ВСР: Чужая речь
Цели:
· Научиться составлять прямую и косвенную речь
· Уметь грамотно оформлять чужую речь
Литература:
1.Кузнецова, Н.В. Русский язык[Текст]: учебник / Н.В. Кузнецова. – М.: Форум, 2013. – 368 с.
Основные вопросы:
1. Дать определение понятия «чужая речь»
2. Прямая речь
3. Косвенная речь
4. Цитирование
5. Знаки препинания при чужой речи
Содержание самостоятельной работы:
1. Прочитайте (1: стр.315-318) ;
2. Заполните таблицу: «Знаки препинания при прямой и косвенной речи, цитировании»
№ пп | правило | пример |
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое чужая речь?
2. Что называется прямой речью и словами автора?
3. Как составляется предложение с косвенной речью?
4. Какие знаки препинания при цитировании вы знаете?
5. Какие знаки препинания ставятся при чужой речи?
Форма отчётности – таблица
Тема ВСР: Учёные – русисты
Цели:
·научиться перерабатывать, обобщать и систематизировать знания;
·формировать навыки информационного поиска, научно - исследовательской деятельности.
Основные вопросы:
1. Жанры устной и письменной речи
2. Ценность языка для общества
3. Выдающиеся ученые-русисты
4. Вторичные тексты- реферат.
Литература:
1. Герасименко, Н. А. Русский язык [Электр.]: учебник / Н. А. Герасименко, А. В. Канафьева, В. В. Леденева. – М.; 2015. – 256 с.
2. Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для средних специальных учебных заведений / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Академия, 2013. – 320 с.
3. Кузнецова, Н.В. Русский язык[Текст]: учебник / Н.В. Кузнецова. – М.: Форум, 2013. – 368 с.
4. Введенская, Л.А. Русский язык [Электр.]: учебное пособие / Л.А. Введенская. – М.: Высшая школа, 2015. – 384 с.
5. Энциклопедии или справочники по русскому языку (любое издание)
Интернет – ресурсы
1. ГРАМОТА.РУ. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gramota.ru, свободный. – Загл. с экрана
Содержание самостоятельной работы
1. Прочитайте теоретическую часть о требованиях к оформлению реферата.
2. Напишите реферат по теме: «Выдающиеся ученые-русисты» (выбрать одного лингвиста- М.В. Ломоносов, В.И. Даль, И.И. Срезневский, Я.К. Грот, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, С.П. Обнорский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др.).
Объём реферата - 8-10 листов текста формата А 4.
Вопросы для самоконтроля:
1. Кого называют учеными-русистами?
2. Кто является учеными-русистами?
3. Какие заслуги в области русского языка Вы знаете?
Форма отчётности – реферат
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тезисный план.
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
1.Прочитай текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.
2. Запиши эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.
3. В процесс записи пронумеруй их. У тебя получатся тезисы текста.
План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Виды аннотаций с примерами
Аннотация– это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.
Аннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Требования к составлению и оформлению кроссвордов
Кроссворды могут быть двух видов:
Для работы с аудиторией на уроке.
Для сдачи преподавателю, как контрольное творческое задание.
Количество слов в кроссворде может доходить до 20.
Необходимо продумывать вопросы по горизонтали и вертикали.
Вопросы должны быть сформулированы грамотно и корректно, чтобы не было двусмысленных трактовок.
Вопросы должны предполагать ответы в именительном падеже.
Кроссворд может быть составлен как по целому разделу курса, или по теме,
так и по одному из вопросов темы.
Кроссворд оформляется на 4 листах:
Титульный лист
Лист с расчерченным кроссвордом и цифрами.
Лист с вопросами по горизонтали и вертикали.
Лист с ответами.
Литература, использованная для составления кроссворда.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Портфолио оформляется следующим образом:
1. Титульный лист ( с указанием образовательного учреждения, Ф.И.О. студента).
2. Оглавление с перечнем материалов, включенных в соответствующие разделы портфолио ( с указанием страниц).
3.Практическая часть, состоящая из материалов по разделам портфолио и свидетельствующая о знаниях по вопросам темы студента и результативности его деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Образец оформления презентации
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания): _____________________________________________________ Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя |
2. Второй слайд
План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________. |
3. Третий слайд
Литература: |
4. Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации |
Критерии оценки:
· соответствие содержания теме;
· правильная структурированность информации;
· наличие логической связи изложенной информации;
· эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
· работа представлена в срок
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
1. Профессия строитель.
1.Когда стены и крыша дома готовы, к работе приступают штукатуры и маляры, которые выравнивают и красят стены и потолки. Плотники устанавливают окна и двери, настилают полы. Электрики прокладывают электропроводку, а сантехники оборудуют дом водопроводом и отоплением. Командует всей стройкой инженер-строитель, которого еще называют «производитель работ», или сокращенно «прораб».
2.Профессия «Строитель» — самая мирная и самая созидательная профессия нашего общества. А ещё она относится к числу самых нужных и важных профессий на Земле.
3.Строители работают в любое время года и в любую погоду. Поэтому они обладают крепким здоровьем и выносливостью. А еще строители владеют множеством специальных знаний и умений, чтобы строить крепкие и качественные здания и сооружения.
4.Строитель — понятие многогранное, объединяющее в себе различные специальности. Ведь в одиночку построить что-то серьезное и большое практически невозможно, разве что небольшой домик или песочный замок. Поэтому у строителей существует разделение труда по всем видам выполняемых работ.
5.С древнейших времен одной из самых нужных в нашем мире является профессия «Строитель». Для того чтобы хорошо жить, работать, учиться, людям нужна крыша над головой. И не только крыша, но еще и стены, окна, двери и многие другие вещи, которые делают для нас настоящие мастера, объединенные общей профессией «строитель».
6.Сначала архитекторы и проектировщики придумывают, каким будет новое здание и рисуют чертежи. Затем на пустой участок земли приходят геодезисты и делают разметку под будущее строение. По этой разметке бульдозеристы и экскаваторщики готовят место под фундамент здания. Бетонщики заливают фундамент, на котором каменщики, монтажники, сварщики, крановщики и другие мастера возводят стены, кладут перекрытия, строят лестницы между этажами, а кровельщики делают крышу. Водители грузовых автомобилей вывозят лишний грунт и мусор, а взамен привозят различные строительные материалы.
7.Профессия «Строитель» — самая мирная и самая созидательная профессия нашего общества. А ещё она относится к числу самых нужных и важных профессий на Земле.
2. Шахта
1.Традиционно шахтой называется предприятие по подземной добыче каменного угля или горючих сланцев, в России существуют шахты для подземной добычи тяжёлой нефти . При добыче подземным способом руды шахту называют рудни́к
2.Шахта — механизированное и автоматизированное предприятие, оснащенное производительными машинами и механизмами для добычи и транспортировки полезного ископаемого, проведения горных выработок, водоотлива и вентиляции. Срок службы шахт, отрабатывающих мощные месторождения, достигает 50—70 лет и более.
3.В равнинной местности чаще всего вскрытие производится вертикальными стволами, реже — наклонными, от которых на разных горизонтах (этажах) проводятся квершлаги до встречи с залежью ископаемого. В гористой местности основные вскрывающие выработки — штольни. Иногда неосведомленные люди ствол или штольню называют собственно шахтой.
4.Глубина отдельных шахт по добыче золота и алмазов достигает 4 километров.
5.Шахта включает наземные сооружения: копры, надшахтные здания, главные вентиляторные установки, дробильно-сортировочные фабрики, склады и совокупность подземных горных выработок, предназначенных для разработки месторождения в пределах шахтного поля.
6.Для проветривания шахт и снижения запылённости используется вентиляция.
3. Этика ремонта автомобиля
1.Глобальное техническое развитие получил автомобиль, который когда-то был предметом роскоши, а теперь стал всего лишь средством передвижения. В некоторых странах мира теперь количество личного автотранспорта близится к числу совершеннолетних граждан.
2.Востребованность в хороших мастерах по ремонту авто очень большая. К их ремеслу в Исламе, как и к любой другой деятельности человека на Земле, есть свои требования и этические нормы.
3.В первую очередь мастер должен знать своё дело и хорошо разбираться в особенностях технического средства. Нужно постоянно учиться и изучать необходимую литературу по ремонту и сервису авто. Не стесняясь, обращаться к более опытным мастерам и повышать уровень своей квалификации.
4.До XX века во всём мире самым распространённым видом транспорта были верховые животные. В конце XIX в начале XX веков, с появлением автомобилей «железные кони» начали конкурировать с гужевым транспортом, а с запуском в Европе и Америке крупномасштабных автомобильных сборочных линий – окончательно вытеснили четвероногих.
5.С увеличением количества автотранспорта возрастает и необходимость в специалистах по ремонту и обслуживанию автомобилей. Каждый автовладелец неизбежно сталкивается с необходимостью обратиться в автомастерскую хотя бы для шиномонтажа или замены масла. Частота обращений автовладельцев к автослесарям зависит от разных факторов: от состояния, года выпуска, марки автомобиля, от умения водить и т. д. Чем бережнее ты относишься к железному коню, тем реже придётся тебе его ремонтировать.
6.Самое главное правило для мастеров по ремонту авто – это ремонтировать любой автомобиль, словно ты его владелец, как в народе говорят «сделать работу, как для себя».
7.В каждом конкретном случае неисправности авто не браться за ремонт, если ты не имеешь соответствующих навыков.
8.Мастер должен думать о безопасности участников дорожного движения. Точнее, о том, какие могут быть последствия ремонта, должен заранее учесть, как транспортное средство может повести себя на дороге после осуществлённой им работы.
9.Выполнять свою работу добросовестно и честно. Постараться максимально защитить интересы клиента.
4.Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
1. Специалист данного профиля может адаптироваться в любой области деятельности, связанной с активным применением вычислительной техники, с разработкой и сопровождением программного обеспечения автоматизированных информационных систем и автоматизированных систем управления.
2. Выпускники смогут работать в компаниях или отделах по разработке, сопровождению и применению программного обеспечения в научных, проектных и конструкторских организациях, на промышленных предприятиях, в управленческих и банковских структурах в должностях инженера-программиста, инженера-математика, инженера-системотехника, web-разработчика, аналитика, руководителя проектов в области IT-технологий.
3. Развитие информационных технологий в современном мире, сопровождается непрерывным ростом потребности в специалистах, способных разрабатывать новые программы или модифицировать имеющиеся.
4. Профиль «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» предусматривает получения знаний не только по программированию и комплексной разработке программного обеспечения, но изучение математических, технических, организационных и правовых дисциплин.
5. Выпускники профиля «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем»:
· Владеют современными языками программирования;
· Знают архитектуру ЭВМ и принципы функционирования компьютеров;
· Умеют на практике применять теорию кодирования и методы защиты информации, математические методы обработки информации;
· Способны к участию во всех фазах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения программ программной документации;
· Готовы к осуществлению сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по заданной теме с применением современных информационных технологий.
Открытые горные работы
РУССКИЙ ЯЗЫК
Методические указания
по внеаудиторной самостоятельной работе
для специальностей 1 курса
технического профиля
Белово
Тема 1.3 Научный стиль речи
Тема ВСР: Научный стиль: основные жанры
Цели:
1. Научиться перерабатывать, обобщать и систематизировать знания;
2. Уметь находить и составлять тексты научного стиля
Литература:
1.Введенская, Л.А. Русский язык [Электр.]: учебное пособие / Л.А. Введенская. – М.: Высшая школа, 2015. – 384 с.
Основные вопросы:
1. Сфера обслуживания
2. Цель научного стиля
3. Форма речи
4. Свойства стиля
5. Лексика научного стиля
6. Текстовые характеристики стиля
7. Основные жанры
Содержание самостоятельной работы:
1. Прочитайте и выпишите тезисы [1; стр.263-265.] (приложение 1)
2. Подготовьте сообщение на 5 минут по теме: «Язык как знаковая система»
Вопросы для самоконтроля:
1. Что называется научным стилем?
2. Каковы цель и сфера обслуживания научного стиля?
3. Назовите формы речи.
4. Характерные свойства стиля?
5. Какова лексика научного стиля?
6. Перечислите текстовые характеристики стиля
Форма отчётности – тезисы в тетради