Примечания: 1. D – определяющий размер (внутренний диаметр трубки)
Методическое пособие
для студентов технических специальностей
Год
Составители: Составители: преподаватели ФГОУ СПО «Соликамский технологический колледж»
Барт Т.В.
Гильбранд М.Г.
Рецензент: заместитель директора по учебно-методической работе Демина Л.В.
Одобрено предметно-цикловой комиссией технических спецдисциплин и рекомендовано к изданию в качестве методического пособия по оформлению курсовых и дипломных проектов специальностей технического профиля
Методическое пособие содержит рекомендации по структуре, содержанию и оформлению расчетно-пояснительных записок и графической части курсовых и дипломных проектов специальностей технического профиля
Рассмотрено и утверждено на заседании предметно-цикловой комиссии технических спецдисциплин (протокол №3 от 14.01.2009)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Раздел 1. Общие требования к пояснительной записке 6
1.1. Структура пояснительной записки 6
1.2. Общие требования к оформлению текста пояснительной записки 6
1.3. Оформление основной надписи 7
1.4. Оформление листа «Содержание» 9
1.5. Требования к оформлению перечислений 9
1.6. Требования к оформлению формул 9
1.7. Оформление таблиц 10
1.8. Оформление иллюстраций 11
1.9. Оформление приложений 11
1.10. Оформление листа «Список литературы» 11
1.11. Требования к нумерации страниц 13
1.12. Язык и стиль научной работы 13
Раздел 2. Общие требования к графической части 16
2.1. Форматы 16
2.2. Надписи на чертежах и схемах 16
2.3. Шрифт чертежный 19
2.4. Масштабы 21
2.5. Графические обозначения материалов в сечениях 21
Приложения
1. Образец оформления титульного листа 22
2. Образец оформления листа-задания 23
3. Образец оформления листа «Содержание» 24
4. Образец оформления первого листа
раздела пояснительной записки 24
5. Образец оформления таблиц и формул 25
6. Образец оформления списка литературы 26
ВВЕДЕНИЕ
Курсовое и дипломное проектирование представляет собой раздел самостоятельной комплексной работы в соответствии с учебным планом и программой.
Основные задачи курсового и дипломного проектирования: систематизация, закрепление и самостоятельное применение теоретических знаний; углубленное изучение производства, овладение навыками самостоятельного решения комплекса инженерных задач на современном уровне требований производства.
В процессе выполнения проекта студент должен показать:
§ глубокие знания общепрофессиональных, специальных и социально-экономических дисциплин;
§ умение самостоятельно, творчески решать конкретные задачи по теме проекта, которые могут быть направлены на рациональное и более полное использование сырья, повышение качества продукции, снижение энергоемкости машин и механизмов, применение менее энергоемких процессов; внедрение комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение эффективности и производительности труда, проектирование (реконструкцию) цехов, зданий и т.д.
Процесс проектирования в методическом отношении значительно шире рамок изучения конкретных учебных дисциплин – он представляет систему, включающую комплекс вопросов, решение которых требует творчества и инициативы.
Успех проектирования во многом определяется следующими факторами
§ тематикой и содержанием дипломного проекта;
§ правильной организацией преддипломной практики;
§ уровнем подготовки и активности студента;
§ качеством руководства и консультаций;
§ организацией работы студента над проектом.
Курсовое и дипломное проектирование должно быть конкретным и комплексно
охватывать основные вопросы выбранной тематики проекта. Работа над проектом должна подтвердить знания студента, его способность самостоятельно ставить и решать актуальные производственные задачи с использованием последних достижений науки и техники.
Тематика курсовых и дипломных проектов должна быть актуальна и соответствовать современному уровню и перспективам развития производства, а по своему содержанию отвечать задачам подготовки высококвалифицированных специалистов. В каждом проекте должен быть решён комплекс взаимосвязанных технологических, конструкторских и организационно-экономических вопросов.
Важнейшее требование к современному проекту – его реальность. Реальным дипломным или курсовым проектом считается такой проект, который разрабатывается с учетом конкретных производственных условий и технико-экономических показателей, и может быть внедрен на предприятии или дано заключение о возможности его внедрения.
Действующий в Российской Федерации комплекс стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), устанавливающий единые взаимосвязанные правила и положения по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации для всех отраслей, удовлетворяет требованиям современного производства и обеспечивает разработку качественной конструкторской документации (чертежей, схем, пояснительных записок и пр.).
При выполнении и оформлении проектных документов следует руководствоваться правилами, установленными государственными стандартами (ГОСТ). В современных условиях разработки и применении в производстве
проектной документации, графических и текстовых документов, одним из основных требований является единообразие и правильное оформление чертежей и текстовых документов, что облегчает их выполнение и чтение.
Единство требований к составлению и оформлению пояснительной записки и чертежей не исключает, а предполагает широкую творческую инициативу студентов в разработке темы проекта. Оригинальность постановки и решения задачи является одним
из основных критериев оценки качества проекта.
В состав курсового и дипломного проекта могут входить макеты или модели, изготовленные студентами в соответствии с заданием на проектирование.
В отдельных случаях курсовые и дипломные проекты могут разрабатываться группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому со строго регламентированным перечнем вопросов. При защите комплексного проекта каждый студент должен сделать доклад и защитить выполненную им работу.
Настоящее методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов колледжа. В пособии содержатся основные требования по оформлению пояснительной записки, графической части курсовых и дипломных проектов для студентов технических специальностей.
Методические рекомендации содержат два раздела:
1. Общие требования к пояснительной записке;
2. Общие требования к графической части.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ
1.1. Структура пояснительной записки
Теоретический и расчетный материал пояснительной записки целесообразно располагать в следующем порядке:
§ Титульный лист
§ Лист задания
§ Содержание
§ Введение
§ Общий, технологический, расчетный и др. разделы в соответствии с заданием
§ Заключение
§ Список литературы
§ Приложения
Отзыв руководителя дипломного проекта и рецензию на дипломный проект вкладывают в пояснительную записку.
Объем пояснительной записки должен составлять:
§ Курсовые проекты – не менее 15-20 листов печатного текста
§ Дипломные проекты – не менее 50-60 листов печатного текста
1.2. Требования к оформлению текста пояснительной записки
1.2.1. Текст пояснительной записки выполняют на листах писчей бумаги формата А4 (210 х 297 мм) с внутренней рамкой размерами:
§ с левой стороны 20 мм
§ с правой стороны 5 мм
§ сверху 5 мм
§ снизу 5 мм.
1.2.2. Текст пояснительной записки выполняют на одной стороне листа машинописным способом:
§ Шрифт – Times New Roman, Arial, GOST type B
§ Размер шрифта основного текста – 12 или 14
§ Межстрочный интервал – полуторный
§ Отступ первой строки абзаца – 15-17 мм
§ Выравнивание – по ширине листа
1.2.3. Расстояние от рамки до границ текста рекомендуется:
§ В начале строки – не менее 5 мм
§ В конце строки – не менее З мм
§ От рамки до первой строки текста – не менее 10 мм
§ От последней строки текста до рамки – не менее 10 мм
1.2.4. Текст пояснительной записки подразделяется на разделы (части), а при необходимости на подразделы, пункты и подпункты.
1.2.5. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего проекта и обозначаются арабскими цифрами с точкой.
1.2.6. Наименование разделов печатают с выравниванием по центру прописными буквами, тем же шрифтом, что и основной текст, размер шрифта 22.
1.2.7. Переносы слов в наименованиях разделов и подразделов не допускаются. Точку в конце наименования не ставят. Заголовки разделов и подразделов не подчеркиваются.
1.2.7. Каждый раздел пояснительной записки начинается с нового листа.
1.2.8. Подразделы нумеруются в пределах раздела. Номер подраздела состоит из двух цифр, разделенных точкой:
§ первая цифра – номер раздела
§ вторая цифра – номер подраздела
1.2.9. Наименование подразделов печатают с абзаца (с красной строки) с прописной буквы строчными буквами, размер шрифта 18.
1.2.10. Пункты и подпункты заголовков не имеют, нумеруются в пределах подраздела тремя цифрами, разделенными точкой:
§ первая цифра – номер раздела
§ вторая цифра – номер подраздела
§ третья цифра – номер пункта
1.2.11. После номера раздела, подраздела и пункта ставится точка.
1.2.12. Расстояние между наименованиями раздела, подраздела и текстом – 3-4 межстрочных интервала; между наименованием раздела и подраздела – 2 межстрочных интервала.
1.2.13. После заголовка подраздела необходимо вписать не менее двух строк текста. Если это условие не выдерживается, текст подраздела вместе с заголовком переносится на следующий лист.
1.2.14. Текст пояснительной записки должен быть кратким, чётким и не допускать различных толкований.
1.2.15. Материал излагается:
§ от первого лица множественного числа – Принимаем к установке два барабанных вакуум-фильтра
§ в неопределенной форме – Принимаетсяк установке два барабанных вакуум-фильтра
1.2.16. Произвольное сокращение слов в тексте и в подрисуночных надписях не допускается. Исключения составляют общепринятые сокращения, установленные ГОСТ 2.316-68.
1.2.17. Числовые данные записываются следующим образом:
§ Числа с размерностью следует писать цифрами – 52 м, 220 В и т.п.
§ Числа без размерности следует писать словами – четыре насоса, производительность насоса в пять раз выше и т.п.
1.2.18. Примечания к тексту оформляются следующим образом:
§ Несколько примечаний
Оформление основной надписи
1.3.1. На первых листах всех основных разделов пояснительной записки оформляется основная надпись размером 185х40 мм по форме 2 ГОСТ 2.104-68.
1.3.2. Заполняют основную надпись следующим образом:
§ В графе «Обозначение» указывается шифр проекта. Размер шрифта 22.
§ Формат шифра: ХХ.УУ.ZZ.000000
§ ХХ – шифр вида проекта
o КП – курсовой проект
o ДП – дипломный проект
§ УУ – шифр наименования документа
o ПЗ – пояснительная записка
§ ZZ – шифр наименования раздела пояснительной записки
o РЧ – расчетная часть
o ТЧ – технологическая часть
o СтЧ – строительная часть
o ОхТ – охрана труда
o ЭЧ – экономическая часть и т.п.
§ 00000 – код специальности
§ В графе «Наименование» указывается наименование раздела пояснительной записки. Наименование печатается с прописной буквы строчными буквами. Размер шрифта 22.
§ В графе «Лист» указывается номер 1 (номер данного листа в пределах раздела).
§ В графе «Листов» указывается число листов в данном разделе пояснительной записки.
§ В графе «№ документа» указываются фамилии студента, выполняющего проект и руководителя проекта.
§ В графе «Подпись» ставятся личные подписи студента и руководителя.
§ В графе «Дата» указывается дата сдачи проекта на проверку.
Оформление листа «Содержание»
1.4.1. Слово «Содержание» печатается прописными буквами с выравниванием по центру, размер шрифта 22.
1.4.2. Наименование разделов и подразделов пояснительной записки должны соответствовать заданию на проектирование. Их нумерация должна соответствовать нумерации в тексте документа. Также в содержание вносятся наименования приложений.
1.4.3. Наименования разделов и подразделов печатаются с прописной буквы строчными буквами. Допускается не вносить в содержание наименования подразделов.
1.5. Требования к оформлению перечислений
1.5.1. Если в тексте пояснительной записки внутри пункта имеются перечисления требований и т.д., они приводятся в виде нумерованного списка. Нумерация осуществляется арабскими цифрами или строчными буквами со скобкой.
1.5.2. При формулировке перечислений не допускается обрывать предложение на союзах и предлогах.
1.5.3. Перечисления печатаются с красной строки.
Неправильно | Правильно |
Станок состоит из: § привода § механизма подачи … | В конструкцию станка входят: 1) привод 2) механизм подачи … |
1.6. Требования к оформлению формул
1.6.1. Формулы печатаются отдельной строкой с выравниванием по центру. Формула выделяется из текста свободной строкой выше и ниже формулы. Формулы печатают с помощью редактора формул Microsoft Equation.
1.6.2. Формулы могут нумероваться сквозной нумерацией или нумерацией в пределах раздела арабскими цифрами, в круглых скобках справа от формулы. Нумеровать следует формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте.
1.6.3. После формулы перед экспликацией ставится запятая. Экспликация (пояснение символов, входящих в формулу), приводится непосредственно под формулой.
1.6.4. Первая строка экспликации начинается со слова «где» (без двоеточия).
1.6.5. Пояснение каждого символа даётся с новой строки в последовательности, в которой символы приведены в формуле и заканчивается точкой с запятой.
1.6.6. После расшифровки символов и их размерностей приводятся числовые выкладки по формуле.
1.6.7. Ссылки в тексте на номер формулы дают в круглых скобках – из формулы (3.3) следует….
1.6.8. Единицы измерения и их буквенное обозначение должны соответствовать стандарту.
1.6.9. Если формула не умещается в одну строку, её переносят после математического знака с обязательным его повторением на новой строке.
1.6.10. Ссылку на литературный источник, из которого взята формула, следует приводить только в тексте, а не на строке рядом с номером формулы.
Оформление формулы
Расчет мощности насоса
(20)
где Q – объемный расход воды, м3/с;
ρ – плотность воды, кг/м3;
ΔH – полный напор, м;
g – ускорение силы тяжести, м/с2;
η – кпд насосной установки.
Оформление таблиц
1.7.1. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Содержание таблицы печатают шрифтом на один размер меньше, чем основной текст (12 или 11).
1.7.2. Над таблицей от края поля печатают слово «Таблица» с порядковым номером. В этой же строке печатают название таблицы.
1.7.3. Головка таблицы при переносе её на другой лист повторяется. Допускается головку таблицы не повторять, сохраняя только нумерацию граф. Над продолжением таблицы указывают «Продолжение таблицы …».
1.7.4. Сокращение «табл.» применяют в тексте в тех случаях, когда таблицы имеют номер.
1.7.5. Заголовки граф и строк таблицы печатают с прописных букв, а подзаголовки граф – со строчных букв, если они составляют одно предложение с заголовком или с прописных букв, если они имеют самостоятельное значение.
1.7.6. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. Диагональное деление головки не допускается.
1.7.7. Горизонтальные линии, разграничивающие строки таблицы допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
1.7.8. Вертикальными линиями, ограничивающими таблицу справа и слева, могут служить вертикальные линии рамки.
Схема оформления таблицы
Таблица 6. Ведомость количества и стоимости оборудования
№ | Наименование оборудования | Количество | Цена, руб. |
| ||
5 | ||||||
Отбельная башня | ||||||
Вакуум-фильтр |
|
|
Оформление иллюстраций
1.8.1. Все иллюстрации в пояснительной записке (графики, схемы, эскизы, диаграммы) именуются рисунками. Иллюстрации могут быть расположены как в тексте документа, так и могут быть оформлены в виде приложения.
1.8.2. Все иллюстрации, если их более одной, в тексте нумеруют в пределах раздела или всей пояснительной записки (Рисунок 1.1.).
1.8.3. Ссылки на иллюстрации в тексте оформляются следующим образом:
§ Рис. 1.2.
§ См. рис. 2.5.
§ В соответствии с рисунком 5…
1.8.4. Номер, наименование иллюстрации и поясняющие данные помещают под иллюстрацией.
1.8.5. График должен содержать, кроме графического образа, ряд вспомогательных элементов:
§ Заголовок графика
§ Пояснения смысла отдельных элементов графика
§ Оси координат (без стрелок)
1.8.6. Координатные оси выполняют сплошными линиями и разделяют на графические интервалы координатной сеткой или делительными штрихами. Числовые значения шкал осей координат выносят за пределы графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс).
1.8.7. По осям координат необходимо указывать условные обозначения и размерности величин.
1.8.8. Надписи, поясняющие кривые, используют только в тех случаях, когда они краткие. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи.
Оформление графика
Рисунок 3.2. Зависимость сопротивления от температуры
Для металлов
Для полупроводников
Оформление приложений
1.9.1. Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы. В приложении приводятся: методики расчёта, инструкции, спецификации, копии документов и т.п. По форме приложения могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты и др. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.
1.9.2. Приложения оформляют на листах формата А4, допускается применение форматов А3, А2 и А1 по ГОСТ 2.301.
1.9.3. Если приложений более одного, их нумеруют арабскими цифрами. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
1.9.4. Каждое приложение оформляют на отдельном листе. В верхнем правом углу указывается «Приложение (номер)».
1.9.5. Приложение должно иметь заголовок, который печатается отдельной строкой с выравниванием по центру с прописной буквы строчными буквами.
1.9.6. Нумерация страниц приложения – общая с основной частью документа.
1.9.7. Все приложения должны быть перечислены в содержании с указанием их номеров и заголовков.
Оформление листа «Список литературы» и ссылок на литературные источники в тексте документа
1.10.1. Список литературы составляется в следующем порядке:
§ Нормативные и государственные документы
§ Учебная литература
§ Справочная литература
§ Государственные стандарты
§ Периодические издания
1.10.2. Учебная литература, журнальные статьи располагают алфавитном порядке по фамилии автора.
1.10.3. Сведения о книгах включают: фамилию автора и его инициалы, после точки – наименование литературного источника, а затем место издания, наименование издательства, год издания, число страниц.
Пример:
Требования к нумерации страниц
1.11.1. Нумерация страниц пояснительной записки начинается с титульного листа и продолжается до последнего листа текста, включая приложения.
1.11.2. Титульный лист является первой страницей текста. Номер страницы на титульном листе и листе задания не проставляется.
1.11.3. Номера страниц проставляются, начиная с листа «Содержание»
1.11.4. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу арабскими цифрами.
1.11.5. Если после проставления нумерации листов возникла необходимость добавить лист текста или исключить, то можно поступить следующим образом:
Добавление листа | Исключение листа |
До 9, 10, 11, 12, 13, 14 … | До 9, 10, 11, 12, 13, 14 … |
Требуется вставить лист между 10 и 11 | Требуется исключить лист 11 |
После 9, 10, 10А, 11, 12, 13, 14 … | После 9, 10-11, 12, 13, 14 … |
Язык и стиль научной работы
Поскольку курсовое и дипломное проектирование является прежде всего квалификационной работой, ее языку и стилю следует уделять серьезное внимание. Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования.
1.12.1. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются:
§ специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых во-вторых, значит, итак и др.);
§ противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
§ причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);
§ переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим…, остановимся на..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть…);
§ итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод; подводя итог, следует сказать).
1.12.2. Фразеологиянаучной речи призвана выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т. п.).
На уровне целого текста для научной речи одним из основных признаков является целенаправленность и прагматическая установка. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения с помощью использования специальной терминологии.
Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.
Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей терминологическую систему.
Нельзя также употреблять вместо принятых в данной науке терминов так называемую профессиональную лексику, т. е. слова и выражения, распространенные в определенной профессиональной среде. Профессионализмы это не обозначения научных понятий, а условные понятия, используемые в среде узких специалистов и понятные только им. Это своего рода жаргон, в основе которого лежит бытовое представление о научном понятии.
1.12.3. С точки зрения морфологии, в научной речи отмечается наличие большого количества существительных с абстрактным значением‚ а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т. п.).
Для образования превосходной степени чаще всего используются слова “наиболее”, “наименее”. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой (например, “повыше”, “побыстрее”), а также превосходная степень прилагательного, за исключением некоторых терминологических выражений, например «мельчайшие частицы вещества».
Особенностью научного языка является также отсутствие экспрессии. Отсюда доминирующая форма оценки – констатация признаков, присущих определяемому слову. Поэтому большинство прилагательных является здесь частью терминологических выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и везде подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков.
1.12.4. Глаголы и глагольные формы в тексте научных работ несут особую информационную нагрузку. Авторы обычно пишут «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема». Эти глагольные формы служат для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), они употребляются также при описании хода исследования, доказательства, в описании устройства приборов и машин. Основное место в научной прозе занимают формы несовершенного вида глагола и формы настоящего времени, так как они не выражают отношение описываемого действия к моменту высказывания. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловленонеобходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, «в данной статье рассматриваются», «намечено выделить дополнительные кредиты»).
1.12.5. В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они не толькоконкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например, «эти данные служат достаточным основанием для вывода»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте работ обычно не используются.
1.12.6. В научной речи преобладают сложные союзные предложения. Отсюда разнообразие составных подчинительных союзов«благодаря тому что», «между тем как», «так как», «оттого что», «вследствие того что», «после того как», «в то время как» и др. Широко употребительны производные отыменные предлоги «в течение», «в соответствии с...», «в результате», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с...» и др. В научном тексте чаще встречаются сложноподчиненные предложения. Это объясняется тем, что подчинительные конструкции выражают причинные, временные, условные, следственные и тому подобные отношения.
1.12.7. Объективность изложения – основная стилевая черта научной речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать, возможно, вероятно).
Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник информации. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по данным, по нашему мнению и др.).
1.12.8. Сугубо деловой и конкретный характер описаний явлений, фактов и процессов почти полностью исключает индивидуальные особенности слога. В настоящее время в научной речи четко сформировались определенные стандарты – речевые формы. Так, описание результатов эксперимента обычно делается с помощью кратких страдательных предложений («было выявлено 15 форм …», «обнаружена зависимость механических свойств от …»).
1.12.9. Изложение обычно ведется от третьего лица («автор полагает»), или в безличной форме («сначала производят отбор образцов, затем прокаливают тигли»), так каквнимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте.
При использовании изложения от первого лица, стало неписаным правилом, когда автор работы выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы» («по нашему мнению», «считаем, что»)
1.12.10. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.
Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации. Действительно, неправильно выбранное словоможет существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.
Очень часто точность нарушается в результате синонимии терминов. Терминов-синонимов в одном высказывании быть не должно (например, «разрежение» и «вакуум»).
Ясность – это умение писать доступно и доходчиво. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает, когда вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением. Например, «и т. д.» (автор не знает, как закончить предложение); «вполне очевидно» (автор не может изложить доводы); «специальное устройство» (автор не знает какое именно оборудование использовано).
Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов во фразе. Например: «четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек». В этой фразе подлежащее не отличается по форме от прямого дополнения и поэтому неясно, кто (или что) является субъектом действия: автоматы или люди, которые их обслуживают.
Краткость – третье необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее ее культуру. Слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы. Многословие чаще всего проявляется в употреблении лишних слов. Например: «для этой цели можно использовать имеющиесяподсобные помещения» (если помещений нет, то и использовать их нельзя – слово «имеющиеся» лишнее).
К речевой избыточности следует отнести и тавтологию – употребление дублирующих по смыслу слов: «январь-месяц», «внутренний интерьер», «промышленная индустрия». Такие выражения также указывают на неграмотность автора, который не понимает значения используемых слов.
Неоправданно усложняют высказывание иностранные слова. Например, «лимитировать» (ограничивать), «экстраординарно» (особенного), «детерминировать» (определять), «апробировать» (проверять) и т. д.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Форматы
2.1.1. ГОСТ 2.301.68 устанавливает следующие основные форматы для графической документации:
Обозначение формата | Размеры сторон формата, мм |
А0 А1 А2 А3 А4 | 841х1189 594х841 420х594 297х420 210х297 |
2.1.2. Допускается применение дополнительных форматов, образуемых увеличением коротких сторон основных форматов на величину, кратную их размерам:
Кратность | Формат | ||||
А0 | А1 | А2 | А3 | А4 | |
1189х1682 | - | - | - | - | |
1189х2523 | 842х1783 | 594х1261 | 420х891 | 297х630 | |
- | 841х2378 | 594х1682 | 420х1189 | 297х841 | |
- | - | 594х2102 | 420х1486 | 297х1051 | |
- | - | - | 420х1783 | 297х1261 | |
- | - | - | 420х2080 | 297х1471 | |
- | - | - | - | 297х1682 | |
- | - | - | - | 297х1892 |
2.1.3. Обозначение производного формата составляется из обозначения основного формата и его кратности: А0х2; А4х8 и т.д.
2.1.4. При необходимости допускается применение формата А5 с размерами сторон 148х210 мм.
2.1.5. Допускается вертикальное или горизонтальное расположение форматов (формат А4 имеет только вертикальное расположение).
2.1.6. Размеры внутренней рамки на листах всех форматов:
§ с левой стороны 20 мм
§ с правой стороны 5 мм
§ сверху 5 мм
§ снизу 5 мм.
Шрифт чертежный
2.3.1. ГОСТ 2.304-81 устанавливает чертежные шрифты, наносимые на графические документы всех отраслей промышленности и строительства.
2.3.2. Размер шрифта определяется высотой прописных букв в миллиметрах (h). Приняты следующие размеры шрифтов: h = 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20.
2.3.3. Остальные размеры для написания текста выбирают по таблицам в зависимости от величины h.
Шрифт чертежный типа Б с наклоном 750
Параметры шрифта | Обозначение | Относительный размер | Размеры, мм | ||||||||
Размер шрифта – высота прописных букв | h | (10/10)h | 10d | 1,8 | 2,5 | 3,5 | 5,0 | 7,0 | 10,0 | 14,0 | 20,0 |
Высота строчных букв | c | (7/10)h | 7d | 1,3 | 1,8 | 2,5 | 3,5 | 5,0 | 7,0 | 10,0 | 14,0 |
Расстояние между буквами | a | (2/10)h | 2d | 0,35 | 0,5 | 0,7 | 1,0 | 1,4 | 2,0 | 2,8 | 4,0 |
Минимальный шаг строк | b | (17/10)h | 17d | 3,1 | 4,3 | 6,0 | 8,5 | 12,0 | 17,0 | 24,0 | 34,0 |
Минимальное расстояние между словами | e | (6/10)h | 6d | 1,1 | 1,5 | 2,1 | 3,0 | 4,2 | 6,0 | 8,4 | 12,0 |
Толщина линий шрифта | d | (1/10)h | d | 0,18 | 0,25 | 0,35 | 0,5 | 0,7 | 1,0 | 1,4 | 2,0 |
Масштабы
2.4.1. Согласно ГОСТ 2.302-68 масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда:
Масштабы уменьшения | 1:2 | 1:2,5 | 1:4 | 1:5 | 1:10 | 1:15 | 1:20 | 1:25 | 1:40 |
1:50 | 1:75 | 1:100 | 1:200 | 1:400 | 1:50 | 1:800 | 1:1000 | ||
Натуральная величина | 1:1 | ||||||||
Масштабы увеличения | 2:1 | 2,5:1 | 4:1 | 5:1 | 10:1 | 20:1 | 40:1 | 50:1 | 100:1 |
2.4.2. При проектировании генеральных планов крупных объектов допускается применять масштабы 1:20000; 1:25000; 1:50000.
2.4.3. При необходимости допускается применять масштабы увеличения (100n):1, где n – целое число.
2.4.4. Масштаб должен указываться в предназначенной для этого графе основной надписи чертежа.
2.4.5. Масштаб изображения, отличающийся от указанного в основно