Не рассказывайте никому о ваших инструкциях
Это - игра с нечестными правилами и самого начала ясно, кто победит. Вы должны делать вид, что игра - честная и все ваши решения - объективны и справедливы.
Участники думают, что игра будет продолжаться, пока кто-то не победит, и что им нужно набрать 20 очков к восьмому раунду, чтобы не вылететь и продолжить игру. Они не знают, что игра заканчивается 8м раундом. Вы должны мотивировать их к продолжению игры.
Раунд 1. наблюдайте за игрой. После этого объявите результат - пики - 3, червы - 2, бубны - 1 и запишите его на доске. Чтобы объяснить результат, скажите что-нибудь типа «Пики старались больше всего, бубны слишком громко кричали, не соблюдали правила, и т.д.». Во время всей игры вам постоянно придется обвинять бубны в том, что они плохо играют, лениво соревнуются, и т.д.Раунд 2
В этом раунде вы честно распределяете очки (по одному за каждую победу). Раунд 3. Воздушные шарики. Счет здесь будет: пики-5, червы - 1, бубны - 0. Вам снова придется объяснить свое решение разными причинами (например, пики сильнее старались, и т.д.).
Наказание - окажите помощь ведущему, если это понадобится.Раунд 4. Снова «честный» раунд. Огласите очки (по 2 очка за каждую победу).Раунд 5. Выслушайте каждую группу. Чтобы страсти не затихали, сначала сделайте общий комментарий обо всех выступлениях (как это обычно делает жюри) и лишь потом огласите счет. Счет пик утраивается, червей - удваивается, бубны остаются с прежним счетом. Объясните сое решение структурой речей, грамматикой, риторическими способностями выступавших и т.д.Раунд 6. Каждая победа приносит команде 3 очка.
Раунд 7. Ведущий даст вам картинку. Покажите ее пикам и червам, а бубнам опишите словами. Говорите с каждым представителям отдельно, чтобы они не догадались, что с ними обращаются по-разному.
Наблюдайте за группами и в конце огласите счет. Например, бубны слишком шумели, у пик самая точная картинка.
Раунд 8. Не подавайте виду, что это - последний раунд. Победители получают 4 очка за каждую победу. Подсчитайте общий счет. Объявите, что такие-то команды выходят из игры. Поздравьте оставшиеся команды.
СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ
Возраст: любой
Продолжительность: все занятие (как мин. 1 час)
Цели:
- показать участникам, что разные группы общества по-разному влияют на его жизнь;
- дать участникам возможность побывать на месте этих различных групп:
- показать преимущества равного влияния различных групп на жизнь общества.
Вам понадобятся: кусочки бумаги четырех цветов, деньги на угощение.
Ход работы.
Сообщите участникам, что сегодня после занятия вся группа получит угощение. Скажите, что вы колеблетесь между несколькими вариантами (например, мороженое, шоколадки или пирожные). Предложите участниками проголосовать. Раздайте равное число бумажек четырех цветов. Отличникам - серые. Хорошистам - белые. Троечникам и двоечникам - желтые. Попросите каждого нарисовать на бумажке его выбор. Соберите бумажки.
Начните какую-нибудь игру (например, в «крокодила»), сказав, что подсчитаете голоса позже.
Через какое-то время скажите, что вы собираетесь учитывать только желтые бумажки. Посчитайте их. Сообщите группе результат. Спросите, как ребятам нравится такая ситуация. Продолжите игру.
Через какое-то время скажите, что в принципе, можно посчитать и белые бумажки. Однако, вы собираетесь разделить все голоса на белых бумажках на два. Сообщите результат. Продолжите игру.
Через какое-то время сообщите, что все перепутали, и не будете учитывать желтые бумажки вообще. Вместо этого посчитайте серые. Сообщите новый результат. Спросите, что обо всем этом думает группа. Продолжите игру.
В конце занятия напомните, что сейчас вы пойдете покупать угощение. Спросите у группы, что она думает о результатах голосования. Направьте группу в сторону идеи, что вообще-то хорошо было бы учесть все голоса.
Посчитайте все голоса. Купите то угощение, которое получилось в результате. За угощением в неформальной форме проведите Обсуждение:
- что такое справедливость?
- кто обычно принимает решения?
- всегда ли это «справедливо»?
- как себя чувствовали те, чьи голоса не учитывались?
- были ли те, чьи голоса учитывались, довольны сложившейся ситуацией?
- кто принимает решения в реальной жизни?
- а кто не участвует в принятии решений?
МИР РАЗЛИЧИИ |
ЧАСТЬ 4 |
МИР РАЗЛИЧИИ
ЯРЛЫКИ
Возраст: любойПродолжительность: 30 мин.Цель:
- дать участникам возможность почувствовать себя на месте «стигматизированных»
(отмеченных «ярлыком») людей;
- увидеть недостатки такого подхода к людям;
- изучить процессы, которые заставляют стигматизированных людей подтверждать
мнение общества о них.
Вам понадобятся - наклейки с надписями, материалы для заданияХод работы.
Вам потребуются наклейки. Напишите на них различные определения, например «ленивый», «умный», «лидер», «равнодушный» и т.д.
Подойдите к каждому из участников и наклейте ему на лоб одну из наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Попросите участников не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены. Запретите участникам смотреться в зеркало. Дайте всей группе какое-нибудь интересное задание, (например, нарисовать что-нибудь). Скажите, что участники должны вести себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.Обсуждение.
- что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы себя ощущаете?
- подтверждали ли участники свои наклейки?
- почему это происходило?
- всем ли досталась одинаковая работа?
- как это связано с наклейками?
- существуют ли «наклейки» в реальной жизни?
- откуда мы узнаем о качествах других людей?
- всегда ли наше мнение о других людях соответствует действительности?
- влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей?
- если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?
- а в реальной жизни? Приведите примеры.
' I -Г'
ПИРАМИДА НЕНАВИСТИ
Упражнения этой части познакомят участников с основными составляющими «пирамиды ненависти» -предрассудками и стереотипами, дискриминацией, насилием. Участники научатся распознавать их в себе и других, понимать их причины и вред, который они приносят обществу и каждому из нас. Ведущему важно понимать, что наличие стереотипов не является виной человека. Стереотипы есть у каждого из нас и это - естественный способ познания мира.
СТЕРЕОТИПЫ