Участок то, ремонта и заряда аккумуляторных батарей
Технология. Углубленная проверка технического состояния, заряда и ремонт аккумуляторных батарей, потребность в которых часто выявляется во время ТО, производятся в соответствующих •отделениях участка. Для проведения данных работ участок оснащен необходимым технологическим оборудованием, перечень и краткая характеристика которого приведена в приложении 7. Перечень этого оборудования и отделений, входящих в состав участка, зависят от объема выполняемых работ: ремонтное отделение предназначается для текущего ремонта аккумуляторных батарей; зарядное— для заряда батарей; кислотное — для приготовления электролита, хранения серной кислоты и дистиллированной воды.
Технологическая планировка участка ремонта и заряда аккумуляторных батарей в составе трех указанных отделений приведена на рис. 32. %
Аккумуляторные батареи поступают на участок из зоны ТО и ТР или от клиентов. В случае загрязнения аккумуляторные батареи очищают, а при необходимости моют 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта.
После мойки аккумуляторные батареи проверяют на степень заряженности по плотности электролита или, более точно, с помощью нагрузочной вилки или прибора. НИИАТ ЛЭ-ЗМ. Разряженные аккумуляторные батареи направляются на заряд. В конце заряда после корректировки уровня и плотности электролита поверхность аккумуляторных батарей нейтрализуют и насухо протирают. Аккумуляторные батареи, имеющие внешние механические повреждения (трещины в заливочной мастике, крышке аккумулятора, облом выводов и межэлементных соединений и др.), подвергаются текущему ремонту.
Рис. 31. Схема технологического процесса работ участка ремонта топливной аппаратуры
Рис. 32. План расстановки оборудования участка ремонта и заряда аккумуляторных батарей: I -— ремонтное отделение; // — зарядное отделение; /// — кислотное отделение; / — стол; 2 — шкаф для заряда аккумуляторных батарей; 3 — подставка под оборудование; 4 — селеновый выпрямитель; 5 — установка для ускоренного заряда; 6 — настольно-сверлильный станок; 7 — тележка; 8 — электрический дистиляционный аппарат; 9 — стеллаж для аккумуляторных батарей; 10 — верстак; 11 — тележка для кислоты; 12 — ванна для слива и приготовления электролита; 13 — ящик для мусора; 14 — шкаф для электротиглей (вытяжной); 15 — ванна для промывки деталей аккумулятора; 16 — прибор для проверки аккумуляторных батарей |
Все работы выполняются согласно технологическим картам с применением соответствующего оборудования и инструмента. Схема организационного процесса ремонта и заряда аккумуляторных батарей представлена на рис. 33. Эта схема должна предусматривать минимум перемещений.
Техника безопасности.При перевозке аккумуляторных батарей на тележках устройство платформы должно исключать возможность их падения.
Приготовляя электролит, нужно: серную кислоту смешивать с дистиллированной водой в специальных сосудах (керамических, пластмассовых и т. п.); кислоту из бутылей выливать в воду при помощи специальных приспособлений (качалок, сифонов или других); переливать вручную, а также вливать воду в кислоту запрещается.
Рабочие, приготовляющие электролит, должны быть одеты в защитную спецодежду. При транспортировании кислоты или электролита следует соблюдать особую внимательность. Бутыли с кислотой или электролитом разрешается переносить вдвоем на носилках или перевозить в одиночку на тележках. Пробки на бутылях должны быть плотно закрыты.
В аккумуляторном помещении хранить бутыли с серной кислотой запрещается. Заряжать аккумуляторные батареи необходимо в специальных помещениях, имеющих приточно-вытяжную вентиляцию (не связанную с общей системой вентиляции здания), и стеллажи для установки аккумуляторных батарей, или в вытяжных шкафах.
Контроль за ходом заряда должен осуществляться только при помощи контрольных приборов (термометра, нагрузочной вилки, ареометра и т. д.).
Рис. 33. Схема технологического процесса ремонта и заряда аккумуляторных батарей
Напряжение аккумуляторной батареи на автомобиле должно проверяться только нагрузочной вилкой. Проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием запрещается.
Для осмотра аккумуляторных батарей используются переносные электролампы на 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланг.
В аккумуляторной электрические лампы необходимо подвешивать к газонепроницаемой арматуре. Открытую осветительную проводку нужно выполнять освинцованным проводом. В аккумуляторной и в тамбуре запрещается устанавливать выключатели,, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрямительные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели. Пребывание людей в помещениях для заряда аккумуляторных батарей, кроме дежурного и обслуживающего персонала, запрещается.
У входа в аккумуляторную (или в непосредственной близости к ней) должны находиться умывальник, мыло, вата в упаковке* полотенце и закрытый сосуд с 5—10%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (чайная ложка соды на стакан воды). Для промывания глаз следует применять более слабые (2—3%) нейтрализующие растворы.
При попадании кислоты или электролита на открытые части-тела необходимо немедленно промыть этот участок тела сначала нейтрализующим раствором, а затем водой с мылом.
Электролит, пролитый на стеллажи, нужно удалить при помощи тряпки, смоченной в нейтрализующем растворе, а электролит» пролитый на пол, посыпать опилками и собрать их, затем это место смочить нейтрализующим раствором и протереть сухими тряпками.
Запрещается хранить и принимать пищу и питьевую воду в аккумуляторной. По окончании работы в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.