Агрегатно-механический участок
Технология. Участок оснащен необходимыми .стендами, подъемно-транспортным оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментом. Перечень и краткие характеристики рекомендуемого технологического оборудования приведены в приложении 4, а типовая планировка — на рис. 25.
Схема технологического процесса ТР узлов и агрегатов автомобилей показана на рис. 26.
После наружной очистки происходит разборка узлов и агрегатов согласно технологическим картам на отдельные детали, которые затем поступают в зону мойки. Чистые детали подвергают де-фектовке, в процессе которой выявляется необходимость ремонта или замены отдельных деталей.
На сборку поступают годные и отремонтированные детали, а также новые, поступающие со склада запасных частей. Сборка узлов и агрегатов производится на специальных стендах, где осуществляется контроль и необходимые регулировки. После сборки узлы и агрегаты, кроме двигателей, направляются на стеллажи готовой продукции или непосредственно в зону ТР для установки их на автомобиль.
Рис. 25. План расстановки оборудования на агрегатно-механическом участке СТОА на 50 рабочих постов: / — пароводоструйный очиститель; 2 — установка для мойки деталей; 3 — ванна для мойки агрегатов; 4 — барабан с шлангом для воды; 5 — барабан с шлангом для воздуха; 6 — стеллаж; 7— слесарный верстак; 8 — стенд для редукторов задних мостов; 9 — стенд для задних мостов; 10 — стенд для передних подвесок; 11— стенд для рулевых механизмов; 12 — стенд для проверки амортизаторов; 13 — стенд для коробок передач; 14 — стенд для двигателей; 15 — стенд для сцеплений; 16—фрезерный станок; 17 — токарно-винторезный станок; 18 — плоско-шлифовальный станок; 19 — заточный станок; 20 — станок для расточки цилиндров; 21 — вертикально сверлильный станок; 22 — пневмопресс; 23 — гидропресс; 24 — станок для расточки тормозных барабанов; 25 — хонинговальный станок; 26 — станок для шлифовки коленчатых валов; 27 — стенд для испытания двигателей
Рис. 26. Схемы технологического процесса текущего ремонта узлов и агрегатов автомобилей.
Отремонтированные двигатели поступают на холодную и горячую обкатку. Обкатка производится на специальных стендах, где устраняются выявленные дефекты, корректируется установка момента зажигания, производится регулировка карбюратора на малую частоту вращения холостого хода, натяжения ремня вентилятора и зазоров клапанов.
Техника безопасности.Использовать стенды для монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов, соответствующие своему назначению. Закреплять агрегаты. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления должны быть надежно заземлены или иметь зануление. Работать без заземления или зануления запрещается. Запрещается применять рубильники открытого типа или рубильники с кожухами, имеющими щель для рукоятки.
Оборудование и инструменты, изготавливаемые собственными средствами, а также все оборудование после капитального ремонта должны отвечать требованиям мер безопасности, предъявляемым к новому инструменту и оборудованию. Пуск в эксплуатацию нового оборудования, а также капитально отремонтированного должен производиться только после приемки его комиссией с участием инженера по технике безопасности и старшего общественного инспектора охраны труда предприятия. Все эксплуатируемое оборудование должно быть исправно и находиться под постоянным надзором руководителя производственного участка.
Устройства для остановки и пуска станков и механизмов должны располагаться так, чтобы ими было удобно пользоваться с рабочего места ичтобы была исключена возможность самопроизвольного их включения. При работе с пневматическим инструментом подача воздуха разрешается только после установки инструмента в рабочее положение. Присоединять и отсоединять шланги кпневматическим инструментам разрешается только после выключения подачи воздуха. Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать только лицам, прошедшим инструктаж.
Стационарное оборудование должно быть установлено на фундаменты и надежно крепиться к нему болтами. Опасные места должны быть ограждены.
ШИНОМОНТАЖНЫЙ УЧАСТОК
Технология.Шиномонтажный участок на СТОА предназначен для демонтажа и монтажа шин и колес (замена покрышек, камер, дисков колес и др.), текущего ремонта камер и дисков колес, а также для балансировки колес в сборе. Монтаж и демонтаж колес и шин, углубленная проверка технического состояния покрышек, камер и дисков колес, ремонт камер и балансировка смонтированных колес производятся непосредственно на шиномонтажном участке.
Рис. 27. План расстановки оборудования шиномонтажного участка: / — станок для балансировки колес; 2 и 3 — стенды для демонтажа и монтажа шин; 4 — вешалка для камер; 5 — барабан с самонаматывающимся шлангом для воздуха; 6 — ванна для проверки камер; 7 — стеллаж для колес; 8 — электровулканизационный аппарат; 9 — точильный станок; 10 — верстак для ремонта шин и камер; // — привод шероховалыюго инструмента или станок для шероховки; 12 — шкаф; 13 — ящик для мусора |
Мойка и сушка колес перед их демонтажом при необходимости (автомобили на посты СТОА должны поступать чистыми) выполняются в зоне ТО и ТР на посту, имеющем решетчатый пол, шлангорую моечную установку и подвод сжатого воздуха.
Очистка дисков колес от ржавчины и их правка осуществляются в рихтовочном отделении кузовного участка с последующей окраской на малярном участке. Технологическая планировка шиномонтажного участка (типовая) приведена на рис. 27, а расшифровка оборудования приведена в приложении 5.
Колеса в сборе или их детали (покрышки, камеры, диски колес) поступают на шиномонтажный участок из зоны ТО и ТР или от клиентов. Технологией работ в шиномонтажном отделении предусмотрена определенная последовательность и механизация работ: операции снятия колес с автомобиля, мойки и сушки, демонтажа, осмотра шин и других элементов колес, очистки от ржавчины и окраски дисков колес, ремонта камер, монтажа, транспортировки колес, покрышек, дисков (рис. 28).
После снятия колес с автомобиля (или после приемки от клиента) их транспортируют с помощью специальной тележки. Временное хранение колес до начала ремонтных работ производится на стеллаже. Демонтаж шин выполняется на специальном демонтажно-монтажном стенде в последовательности, предусмотренной технологической картой. После демонтажа покрышку и диск колеса хранят на стеллаже, а камеру — на вешалке.
Контроль технического состояния покрышек производят тщательным осмотром с наружной и внутренней сторон с применением ручного пневматического борторасширителя. Посторонние предметы, застрявшие в протекторе и боковинах шин, удаляются с помощью плоскогубцев и тупого шила (металлические посторонние предметы в покрышке могут быть обнаружены в процессе диагностирования с помощью специального прибора).
Проверку технического состояния камер осуществляют для выявления проколов, пробоев, разрывов, смятия и других дефектов. Герметичность камер проверяют в ванне, наполненной водой и оборудованной пневматическим утопителем, освещением и подводкой сжатого воздуха. Герметичность золотника (ниппеля) проверяют мыльным раствором, капля которого наносится на отверстие вентиля.
Контрольный осмотр дисков колес производится для выявления трещин, деформаций, коррозии и других дефектов. Трещины в ободах дисков выявляются путем их обстукивания. В обязательном порядке проверяется состояние отверстий под шпильки крепления колес. Для очистки ободов от ржавчины применяется специальный станок с электроприводом. Мелкие дефекты ободов колес (по-гаутость, заусенцы и др.) устраняются с применением слесарного инструмента — оправок, гладилок, молотков. Поврежденные камеры ремонтируются на специальном верстаке в технологической последовательности, представленной на рис. 29.
Монтаж технически исправных покрышек, камер и дисков, производят на том же стенде, что и демонтаж. Давление воздуха в шинах должно соответствовать нормам, рекомендованным заводом-изготовителем.
Для шиномонтажного участка необходим эталонный манометр, по которому периодически проверяются рабочие манометры. После монтажа шины обязательна балансировка колеса в сборе на стационарном станке.
Шиномонтажное отделение должно быть обеспечено необходимой технической документацией, в том числе технологическими картами на выполнения основных видов работ.
Рис. 28. Схема технологического процесса работы шиномонтажного участка |
Рис. 29. Принципиальная схема технологического процесса ремонта камер
Техника безопасности. К вулканизационным работам допускаются лица, прошедшие специальное обучение и получившие удостоверение на право производства этих работ. Станки для шероховки должны быть оборудованы устройствами для местного отсоса пыли, надежно заземлены и иметь ограждение привода.
При ремонте камер лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), а не на себя. Работать можно только с ножом,, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие. Монтаж и демонтаж шин должны производиться на стенде или на чистом полу (помосте). При демонтаже шины воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, осуществляется съемником. Запрещается выбивать диски кувалдой (молотком).
Перед монтажом шины необходимо проверить состояние обода; нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы. Подкачивать шину без демонтажа можно, если давление воздуха снизилось не более чем на 40% по сравнению с нормальным и если есть уверенность в том, что уменьшение давления не нарушило правильности монтажа.
Подкачивают шину колеса, снятого с автомобиля, с применением ограждения или страхующего приспособления (вилки). Перед снятием колеса необходимо убедиться, что автомобиль надежно установлен на подъемнике или козлах.