Порядок обкатки пожарных автомобилей и машин спасательной техники
Подготовка техники к использованию осуществляется в соответствии с пп. 188 – 194 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 года «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).
Согласно п. 188 подготовка техники к использованию включает:
– нанесение, при необходимости, цветографических схем в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, дооборудование специальными сигналами, средствами позиционирования, радиосвязи;
– нанесение (крепление) государственных регистрационных и опознавательных знаков (при введении в строй);
– обкатку новой и отремонтированной техники (по поступлении в территориальный орган, учреждение);
– установку дополнительного оборудования и выполнение специальных работ для использования в сложных условиях.
Поступившие в подразделения МЧС России новые образцы техники перед постановкой в расчёт должны пройти обкатку.
Обкатке подвергается новая техника, а также техника, прошедшая ремонт, в ходе которого производилась замена или капитальный ремонт основных агрегатов (п. 189).
Не подвергается обкатке техника, прошедшая обкатку на предприятии-изготовителе (ремонтном предприятии) в объеме обкаточного пробега, установленного техническими условиями ([7, п. 190], [8]).
Обкатка направлена на первоначальную притирку и взаимную приработку сопряжённых поверхностей в начальный период времени. Именно этот начальный период и определяет надёжную и долговечную работу отдельных механизмов и машин пожарной, спасательной техники в целом.
Обкатка пожарной, аварийно-спасательной техники (в том числе обкатка специального оборудования) производится перед постановкой в расчёт, в пределах норм, установленных предприятием-изготовителем. Обкатка производится силами водительского состава учреждения, допущенного к управлению данным видом техники, использованию её для выполнения задач без применения максимальных нагрузок. Учёт расходования ГСМ и технологических жидкостей производится по путевым листам (п. 191).
Обкатка иной техники производится в период эксплуатации в порядке, рекомендованном предприятием-изготовителем (п. 191).
Обкатке подвергается новая техника, поступающая в подразделение МЧС России, а также техника, прошедшая ремонт, в ходе которого производилась замена или капитальный ремонт основных агрегатов (п. 189).
Не подвергается обкатке техника, прошедшая обкатку на предприятии-изготовителе (ремонтном предприятии) в объёме, установленном техническими условиями (п. 190).
Перед обкаткой водители должны:
1) изучить особенности конструкции поступившего образца техники и установленного на нём оборудования;
2) произвести проверку технического состояния поступившего образца техники (п. 193).
Проверка технического состояния поступившего образца техники состоит в следующем:
– проверяется исправность элементов, влияющих на безопасность движения (работы), топливную экономичность, состояние окружающей среды (п. 193);
– проверяется крепление всех механизмов и агрегатов, других составных элементов поступившего образца техники;
– проверяется наличие масла в механизмах и смазки в узлах трения;
– проверяется исправность рулевого управления и тормозов;
– осуществляется заправка топливом и другими эксплуатационными материалами.
При обкатке различные неровности деталей механизмов изменяются и сглаживаются, микронеровности получают направление по движению трущихся поверхностей. То есть при обкатке происходит приработка рабочих поверхностей деталей. Этим обеспечивается долговечность всех механизмов.
Результаты обкатки зависят преимущественно от трёх факторов:
– от удельного давления;
– от относительной скорости перемещения поверхностей;
– от продолжительности обкатки при заданной нагрузке и скорости.
То или иное сочетание этих факторов называется режимам обкатки.
Рассмотрим общую закономерность изнашивания поверхностей деталей машин.
В начальный период эксплуатации интенсивность изнашивания сопряжённых поверхностей деталей механизмов велика (аб, см. рис. 2). Происходит приработка (притирание) нагруженных поверхностей трения. Это период L0 (период приработки) на практике ограничивается обкаткой новых и поступивших после ремонта машин. При обкатке скорость движения пожарного, спасательного автомобиля ограничивают на 40…50%.
Рис. 2. Общая закономерность изнашивания
Период бв — период нормальной эксплуатации. Период до достижения предельного состояния механизма Δпр. — называют долговечностью (L на рис. 2).
Если условия обкатки сделать более жёсткими, то её продолжительность уменьшится (аб'). Но тогда изнашивание будет более интенсивным и долговечность уменьшится на величину вв', т. е. станет равной L'.
Установленная долговечность механизмов может уменьшиться при нарушении режимов их эксплуатации и своевременного обслуживания. Становится также важной задача своевременно определить предельное состояние механизма Δпр. В этом случае изделие считается неисправным. Эксплуатация за пределами Δпр приводит к повышению интенсивности изнашивания и увеличению стоимости ремонта. Становится важным определять техническое состояние механизмов при диагностировании.
Режимы обкатки всех новых образцов техники, а также техники, прошедшей капитальный (регламентированный) и средний ремонт должны соответствовать требованиям, изложенным в инструкциях предприятий-изготовителей по их эксплуатации. Специалист, назначаемый для обкатки образца техники, должен знать правила его эксплуатации и обкатки ([7, п. 192], [8]).
Основные ПА обкатываются пробегом и работой насоса с открытого водоёма, мотопомпы — работой насоса с открытого водоёма. Чем меньше зазор между деталями в конце обкатки, тем больше время или пробег нормальной эксплуатации сопряжения.
Для новых пожарных автомобилей режим обкатки состоит из пробега протяжённостью 1000 км (включая обкатку, проведённую заводом-изготовителем). Для пожарных автомобилей, имеющих насосы, кроме обкатки пробегом, производят обкатку деталей трансмиссии и насоса работой с открытого водоёма в течение 10 ч.
Очень важно правильно установить начальные режимы обкатки, так как этот период характерен наиболее высокой интенсивностью изнашивания деталей (аб, см. рис. 2). Режимы обкатки устанавливают с минимальными давлениями и минимальной скоростью относительного перемещения трущихся поверхностей.
Например, при обкатке пробегом скорость движения автомобиля без нагрузки не должна превышать 40 – 60 км/ч. Центробежный насос обкатывают при высоте всасывания не более 1,5 м и подаче воды в 2 ствола типа А (стволы с насадком диаметром 19 мм). При этом напор, развиваемый насосом, не должен превышать 50 м (т. е. пожарный насос должен работать только на средних частотах вращения коленчатого вала двигателя).
Новые пожарные мотопомпы обкатывают в течение 20 ч работой при подаче воды из открытого водоисточника.
После капитального ремонта пожарные автомобили обкатываются пробегом 400 км и работой насоса с открытого водоёма в течение 10 ч. После среднего или текущего ремонта (с капитальным ремонтом одного из основных агрегатов или его заменой) — пробегом в 150 км и работой насоса в течение 5 ч.
В целях предотвращения перегрузки механизмов запрещается производить обкатку в тяжёлых дорожных условиях (гололёд, песок, крутые спуски и подъёмы, грязь).
В обкатке ПА участвуют все закреплённые за данным ПА водители при участии старшего водителя, начальника караула или командира отделения. Обкатку ПА производит старший водитель подразделения МЧС России под руководством начальника подразделения МЧС России или его заместителя, или назначенного начальника караула.
Во время обкатки за пожарными автомобилями, машинами спасательной техники производится тщательное наблюдение. При этом контролируют:
– работу механизмов и систем по показаниям контрольных приборов;
– нагрев картеров коробки передач, коробки отбора мощности, ступиц колёс;
– исправность тормозов и рулевого управления.
В случае обнаружения дефектов при обкатке (необычных шумов, стуков или перегревов, резких изменений параметров работы двигателя, насоса, возникновения чрезмерных сопротивлений движению) обкатку приостанавливают и определяют причину неисправностей. Обнаруженные неисправности при обкатке должны немедленно устраняться, только после этого разрешается продолжать обкатку. При выявленных в процессе обкатки дефектах заводу-изготовителю предъявляют акт-рекламацию. Результаты обкатки заносят в формуляр пожарного, аварийно-спасательного автомобиля.
После обкатки выполняется техническое обслуживание образца техники в объёме работ, установленных руководством (инструкцией) по эксплуатации техники, а специального оборудования — в объёме работ первого технического обслуживания (ТО-1) (п. 193). При этом обязательно производится замена масла в агрегатах механизмов трансмиссий.
Результаты обкатки заносятся в паспорт (формуляр) образца техники в раздел «Обкатка машины» и заверяются гербовой печатью предприятия-изготовителя (ремонтного предприятия) или печатью учреждения [8].
После удовлетворительных результатов обкатки при минимальных параметрах режимов обкатки ПА составляется Акт на снятие ограничительной шайбы или пломбы с дроссельной заслонки карбюратора. После снятия ограничительной шайбы пожарный насос испытывают на подачу и время забора воды при максимальной высоте всасывания, соответствующим техническим условиям на приёмку.
После удовлетворительных результатов обкатки постановка пожарного, аварийно-спасательного автомобиля в расчёт отдаётся Приказом начальника подразделения МЧС России. В Приказе указывается за кем закреплён ПА. Командиры отделений и водители расписываются в Приказе о приёмке ПА. Они несут ответственность за его дальнейшую техническую готовность и исправность. Дату и номер Приказа о вводе ПА в эксплуатацию записываются в формуляр. В нём также производится запись сведений о водителях. О приёмке ПА водитель расписывается в формуляре.
Перед постановкой ПА в расчёт пожарный насос испытывается на производительность по упрощённой методике.
Не допускается вносить изменения в конструкцию техники при отсутствии согласованной с предприятием-изготовителем конструкторской и другой нормативно-технической документации. Допуск к эксплуатации техники, в конструкцию которой внесены изменения, осуществляется в соответствии с нормативными документами (п. 194).
Порядок использования техники, особенности использования техники караулов (дежурных смен, расчётов), особенности использования отдельных видов транспортных средств осуществляется в соответствии с пп. 195 – 232 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 года «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).
Порядок передачи и списания техники и имущества осуществляется в соответствии с пп. 309 – 312 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 года «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).