Методы организованных (мыслительных) стратегий

Индивидуальный метод разработки управленческих решений, используется в отношении процессно-интуитивных решений.

Ограничены во времени, сбой мыслительного процесса.

Стратегия – последовательность мыслительных действий, организованная последовательность.

У менеджера должны быть несколько мыслительных стратегий (не > 7)

Задача ЛПР:

· Разработать последовательность мыслей

· Научиться решать так

Пример:

· Стратегия функционально-целевого анализа (прямая стратегия)

1. Кто должен заниматься проблемой? Моя ли она?

2. Почему я должен решать эту проблему?

3. Для чего? С какой целью?

4. Где я должен решать эту проблему?

5. Когда я должен решить проблему?

6. С помощью чего (кого) я могу решить проблему?

7. Как я должен решить проблему?

Последовательные ответы на эти вопросы дадут ответ на главный вопрос

Любая проблема это противоречие =>

· Стратегии анализа противоречий

1. В чем суть противоречия? Уточняем стороны противоречия

2. В каком состоянии (стадии) находится противоречие?

3. Как оно развивалось? Предыдущий путь развития

4. Что будет если не вмешиваться?

5. Что делать, если не усилить его?

6. Средний вариант между 4 и 5 пунктами

7. Выявление условия управления

· Методика преодоления барьеров

1. Стандартный подход

2. А что если не замечать этот барьер?

3. А что если обойти этот барьер?

4. А что если усилить этот барьер?

5. Частичное воздействие на барьер

6. Решать поэтапно, что тогда?

7. Выбрать из вариантов наилучший

· Стратегия от обратного (использование нестандартных путей)

1. Если знаешь как ухудшить работу, то обратные действия будут улучшать

2. Рассматриваем в динамике, но у нас используется «стоп-кадр», рассматриваем определенную ситуацию. Рассматриваем явление вне системы.

3. Вместо расширения поля решения, останавливаемся на min, отсекаем остальное (лишнее)

4. Используем нестандартные решения

Метод «мозгового штурма».

Неверно относить к экспертным методам. В наст время метод популярен на практике, но в большинстве случаев организация методики неправильная. Слишком разнообразны и описания методики, которые даются в литературе. Некоторые считают основателем метода Осборна.

Особенности метода:

1.коллективная работа. Коллективная генерация идей более продуктивна, чем индивидуальная, поскольку возможно получение синергетического эффекта.

2.необходимость применения метода возникает тогда, когда возникает необходимость в нестандартных, инновационных решениях.

Основные принципы (требования):

1)сочетание логического и интуитивного подхода. Опираемся на логику человеческого мышления. Процесс мозгового штурма – логическая цепочка действий. С др. стороны, не всегда возможности логики позволяют выйти на нестандартные решения. (они обычно возникают в подсознании не путем логического рассуждения, а озарения

2)необходима создать соответствующую обстановку(абсолютное равноправие участников, доброжелательная атмосфера

3)адекватное место и время. ( место должно не напоминать о их иерархической ступени и т.д., оно должно быть нейтральным (база отдыха и т.д.) (выбор времени- не надо в рабочее время (они в напряжении, думают о своих проблемах)

4)принцип работы от балды (от фонаря) (поиск и нахождение ересей)

5)Должно быть строгое соблюдение порядка проведения мозгового штурма и его принципов.

Субъекты мозгового штурма

-заказчик (тот, кто собственно и формирует проблему, как правило это руководящее лицо)

*выбирает проблему, для которой наиболее адекватен метод мозгового штурма

*он должен выбрать окончательное решение

- руководитель м ш

*организация м штурма;

*реализация процедуры м штурма

Требования к руководителю м.ш. - должен знать как проводить это, принципы и порядок, как реализовать.

- сессионеры ( кто говорит от 1 до 3, кто до 100; но из практики видно, что конкретного числа нет, всё зависит от проблемы, а также от опыта руководителя, а также от опыта участников (активно участвовать)

С одной стороны чем больше сессионеров, тем больше альтернатив, но с другой стороны тяжелее сделать порядок м штурма. Этот метод нельзя назвать экспертным.

Основное требование к сессионерам- не их профессионализм, а их желание решать данную проблему. Как правило большинство участников м штурма – это есть сотрудники данной организации ( т.е. патриоты организации). Чтобы в максимальной степени сделать атмосферу доброжелательной, нужно чтобы в этой группе были люди, которые ни черта не знают эту проблему, но зато эти люди неофиты( вновь посвященные) – инициаторы мышления, и они тянут за собой всех остальных участников (могу говорить что хочу)

В любой организации есть костяк этого м штурма (5-6 человек) – как правило они очень хорошо знают эту организацию, которые работают с начала формирования.

Порядок проведения м штурма:

1 этап. Подготовительный (сталкиваемся с заказчиком и руководителем (они могут совмещаться в одном лице)

Нужно организовать процедуру:

Задачи:

- выбор места

-определение времени

- отбор участников ( д. б. как профессионалы и неофиты)

Когда мы решили эти задачи, мы переходим собственно к м штурму:

Заказчик озвучивает проблему, желательно в виде синтетического вопроса , т.е вопрос начинается со слова –как)

Во многих книгах говорится нельзя ограничивать поле проблем(подход Гордона), но все-таки рамочные ограничения должны быть.

2 этап. Мозговая атака.сессионеры играют главную роль. Никаких ограничений не по времени и т.д. чтобы они спокойно высказывали свое мнение; абсолютный запрет на критику (ухмылка, замечание и т.д.)

Немаловажна роль у руководителя:

-стимулирование мозг атаки

-фиксация всех высказываний (диктофон, видеокамера, протокол, самый эффективный - доска, кот висит на стене). Преимущество доски: 1)каждый видит, что его решение записывается, что его решения не пропадают, не зря тратив время, работает 2) хороший стимул для дальнейшей работы.

Как долго длится этот этап (насколько интересна эта проблема; заинтересованность участников, профессионализм). Если заставят думать над сложной задачей, то через час энтузиазм снижается (идеи начинают повторятся, паузы и т.д.). руков-ль индивидуально понимает, что пора заканчивать.

Этап. Предварительный отбор и классификация идей.

Все что на доске: маленько чистим, отбираем лучшие, убираем дублирующие идеи, уточняем и т.д. идет уточнение формулировок (у кого-то свой лексикон, свое выражение мысли). Часть формулировок стираем – за набором слов мысли не наблюдаются, сплошной фон. Встречаются и дублирующие идеи. (разные люди, сказали по-разному) – объединяем в одно.

Остались очищенные формулировки. И вот уже красивые записи мы классифицируем, может быть по группам( качественно отличающиеся друг от друга)

Критерий новизны: стандартные формулировки, более или менее новые, те форм-ки, о которых ничего не можем сказать – чушь.

Выбор критерия-это общая задача. Рук-ль и участники предполагают.

Наши рекомендации