Анкета педагогического опроса
Целью данной анкеты является выявление информационной компетентности студентов Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта города Санкт-Петербург с целью последующего преодоления их информационного неравенства.
Внимательно прочитайте предложенные вопросы и отметьте наиболее подходящий для Вас вариант. В вопросах со знаком «o» можно выбрать только 1 вариант ответа, в вопросах со знаком « » Вы можете выбрать несколько подходящих вариантов.
1. Ваш пол:
o Мужской
o Женский
2. Ваше место рождения:
o Город с населением выше 1 млн человек
o Город с населением до 1 млн человек
o Поселок городского типа
o Деревня, село
3. Кем работают Ваши родители?
Директор/руководитель
Офисный служащий
Рабочий
Сфера обслуживания
Безработный
4. У Вас есть персональный компьютер, ноутбук или планшет?
o Да
o Нет
5. В каких целях чаще всего Вы используйте компьютер?
o Для развлечения
o Для общения в Интернет
o Для обучения
o Не пользуюсь компьютером
6. Сколько часов в неделю Вы проводите за компьютером?
o 1-3 часов
o 3-5 часов
o Более 5 часов
o Не пользуюсь компьютером
7. Оцените Ваш уровень владения компьютером:
o Не владею
o Начинающий пользователь (Интернет, социальные сети, поисковые системы)
o Уверенный пользователь (MS Office, электронная почта, принтер)
o Продвинутый пользователь (программирование, создание сайтов, использование специальных графических и аудио- программ)
8. Каким образом Вы получаете доступ к сети Интернет?
Дома на персональном компьютере
На работе
Через мобильный телефон
Пользуюсь бесплатным доступом в общественных местах (кафе, библиотеки)
Через компьютер своих друзей, знакомых
Не пользуюсь Интернет
9. Вы когда-нибудь посещали специальные курсы по обучению работы на компьютере?
o Да
o Нет
10. Хотелось ли бы Вам повысить свой уровень владения компьютером?
o Да
o Нет
11. Как часто Вы используйте компьютер, в том числе доступ к Интернет, при подготовке к занятиям в университете?
o Часто
o Иногда
o Редко
o Не использую
12. На Ваш взгляд, есть ли необходимость использования компьютерной техники на занятиях в университете?
o Да, потому что это позволит мне научиться лучше владеть компьютером
o Да, потому что это позволит сделать занятия более увлекательными
o Нет
13. Считайте ли Вы актуальнее и качественнее дистанционное обучение («обучение он-лайн»), чем обучение в аудиториях университета?
o Да
o Нет
14. Как часто Вы обращайтесь в библиотеку НГУ им. П.Ф. Лесгафта?
o Часто
o Иногда
o Редко
o Не хожу
15. Какую литературу чаще всего Вы берете в библиотеке НГУ им. П.Ф. Лесгафта?
Учебную
Профессиональную
Художественную
Журнальную
16. Пользуйтесь ли Вы электронным каталогом библиотеки НГУ им. П.Ф. Лесгафта?
o Да
o Нет
Программа исследования
Тема: Преодоление информационного неравенства студентов в образовательном процессе физкультурного ВУЗа (на материале дисциплины «Основы научно-методической деятельности»).
Актуальность (на основе анализа научной и научно-методической литературы): в ходе анализа научной и научно-методической литературы были найдены исследования об информатизации образования в сфере ФКиС, исследования в области социального неравенства, а также в области информационного неравенства. Однако информационное неравенство студентов ВУЗов физической культуры и спорта остается за рамками проведенных исследований. Таким образом, актуальность проблемы обусловлена ее недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике.
Новизна исследования: раскрытие сущности информационного неравенства студентов, разработка педагогических условий преодоления информационного неравенства студентов в образовательном процессе физкультурного ВУЗа, научное обоснование путей преодоления информационного неравенства студентов образовательном процессе физкультурного ВУЗа, что внесет новизну в педагогику высшей школы.
Гипотеза: в современных условиях развития компьютерных технологий необходимо преодолевать информационное неравенство студентов в процессе их обучения, что позволит будущим специалистам быть более квалифицированными и конкурентоспособными на трудовом рынке.
Цель: выявление наиболее эффективных способов преодоления информационного неравенства студентов ВУЗа физической культуры в ходе образовательного процесса.
Задачи:
1. Выявить сущность информационного неравенства.
2. Охарактеризовать состояние проблемы информационного неравенства студентов физкультурного ВУЗа.
3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия преодоления информационного неравенства студентов в образовательном процессе физкультурного ВУЗа (на примере курса «Основы научно-методической деятельности»).
Объект: информационное неравенство студентов в образовательном процессе физкультурного ВУЗа.
Предмет: педагогические условия преодоления информационного неравенства студентов в образовательном процессе физкультурного ВУЗа.
Методы и методики исследования: информационный поиск, логический анализ процессов социального развития, систематизация данных, анализ и обобщение статистических и эмпирических данных, опрос в форме анкетирования, беседа, педагогическое наблюдение.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
Полученные результаты позволят выявить пути преодоления информационного неравенства студентов в образовательном процессе физкультурного вуза и предоставить преподавателям НГУ им. П. Ф. Лесгафта города Санкт-Петербург педагогические условия преодоления информационного неравенства студентов.
Список литературы по теме исследования
1. Авдулов, А.Н. Культура информационного общества / А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин; РАН ИНИОН. - М.: [Б. и.], 2005. - 162с.
2. Алексеев, П.В. Социальная философия: Учеб. пособие / П.В. Алексеев. - М.: ООО "ТК Велби", 2003. - 256с.
3. Балашова, А. Доступ к интернету закрепляют в Конституции / А. Балашова, Е. Геращенко // Газета "Коммерсантъ" от 03.02.2016. - 2016. - №17
4. Белоус, Н.Н. Проблемы и тенденции информатизации образования / Н.Н. Белоус // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №2
5. Брешковская, К.Ю. Проблема социального неравенства в философско-религиозных взглядах Иоанна Златоуста и Л.Н. Толстого: пути решения / К.Ю. Брешковская, М.С. Сороцкий // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - №1(13)
6. Васильев, В. Информационное общество и образование / В. Васильев, М. Сухорукова // Высшее образование в России. - 2004. - №7
7. Вершинская, О.Н. Проблема информационного неравенства и пути ее решения: материалы депутатских слушаний / О.Н. Вершинская. - М.: Институт развития информационного общества, 2001. - 47с.
8. Вершинская, О.Н. Существующие модели построения информационного общества / О.Н. Вершинская // Информационное общество. - 1999. - № 3. - 66с.
9. Вершинская, О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество / О.Н. Вершинская. - М.: Наука, 2007. - 203с.
10. Ганжеко, Ю.В. Программированное обучение на занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении / Ю.В. Ганжеко, А.Н. Базанов, Е.А. Краснов // Материалы II-ой Международой научно-технической и научно- методической конференции. - СПб.: СПбГУТ, 2013. – 1291с.
11. Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: Учеб. пособие / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - М.: МГПУ, 2005. - 231с.
12. Денисова, Ж.А. Информационное неравенство и его воздействие на социальные процессы в российском обществе: Автореф. дис. … канд. социол. наук / Ж.А. Денисова; РАН Институт соц.-полит. исследований. - М.: [Б. и.], 2001. - 26с.
13. Еляков, А.Д. Современное информационное общество / А.Д. Еляков // Высшее образование в России. - 2001. - №4.
14. Еляков, А.Д. Современное информационное общество / А.Д. Еляков // Высшее образование в России. - 2001. - №4
15. Захаренков, А.Г. На пути к электронной демократии: информационные технологии общественной экспертизы в России и за рубежом / А.Г. Захаренков, К.Н. Кудрявцев, Е.А. Савостина и др.; под общ. ред. Е.В. Кочкиной. - М.: Совет по вопросам управления и развития, 2013. - 237с.
16. Зейтунян, М.А. Проблема информационного неравенства в современном российском обществе / М.А. Зейтунян // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - №3
17. Иванченко, Д.А. Информатизация высшей школы: современные подходы и инструменты реализации: Коллективная монография / Под ред. Д.А. Иванченко. - М.: Октопус, 2014, - 192с.
18. Константиновский, Д.Л. Неравенство в сфере образования: Российская ситуация / Д.Л. Константиновский // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - №5 (99)
19. Лавров, Е.А. Адаптивная информационная среда для вуза: опыт и перспективы / Е.А. Лавров, Н.Л. Барченко, А.В. Клименко, Ю.В. Трубников, С.И. Назаров // IV Всероссийская научно-практическая конференция «Информационная среда ВУЗа XXI века». – 2010
20. Ловецкая, А.Г. Информационное общество: динамический портрет, тенденции развития (социально-философский анализ): Дис. … канд. филос. наук / А.Г. Ловецкая; МГТУ им. Н.Э.Баумана. – Тула: [Б. и.], 2004. - 151с.
21. Мантатова, Л.В. Философские перспективы устойчивого развития информационного общества / Л.В. Мантатова; Под ред. И.И. Осинский; БГУ. - Улан-Удэ: Б.и., 2005. - 244с.
22. Мартыненко, Т.С. Глобальная социология Г. Терборна: теория социальных неравенств / Т.С. Мартыненко // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2015. - №1(29)
23. Медведева, Е.И., Негативные аспекты информатизации общества / Е.И.Медведева, С.В. Крошилин // Экономический журнал. - 2013. - № 4. – 156с.
24. Митина, И. В. Неравенство: Социально-философский анализ: Автореф. дис. … д-ра филос. наук / И. В. Митина; КБГУ. – Нальчик: [Б. и.], 2005. - 40с.
25. Низамутдинов, И.К. Проблемы неравенства, бедности и миграции в российской экономике / И.К. Низамутдинов, В.В. Малаев // Вестник Самарского государственного университета. - 2014. - №8(119)
26. Новикова, С.С. Электронный учебный комплекс как средство повышения качества обучения курсантов в информационной образовательной среде военного вуза / С.С. Новикова // IV Всероссийская научно-практическая конференция «Информационная среда ВУЗа XXI века». - 2010
27. Пименова, Д.В. Информационное неравенство в современном российском обществе: социально-территориальный аспект: Автореф. дис. Кандидата соц. наук / Д.В. Пименова; ПГТА. – Пенза: [Б. и.], 2007. - 36с.
28. Плотникова, В.А. Современная библиотека образовательного учреждения: Пособие для системы доп. проф. образования / В.А. Плотникова, Макарова Т.С., Мошковская Т.В., Кабашева О.В., Шумихина И.А. и др. - М.: Федерация Интернет Образования, 2005. - 84с.
29. Поведская, Е. В. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня / Е.В. Поведская, А.Д. Масейра. - СПб.: Речь, 2007. - 320с.
30. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224с.
31. Утенин, М.В. Результаты исследования информационной компетентности студентов гуманитарных специальностей университета / М.В. Утенин. – Оренбург: Вестник ОГУ. - 2006. - №6
32. Филоненко, Ю.В. Информационная парадигма в экономике: актуализация проблемы и направления развития / Ю.В. Филоненко, А.И. Лысенко // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2015. - №19
33. Фрумин, И. Д. Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей / И.Д. Фрумин // Вопросы образования. - 2006. - №2
34. Фрумин, И.Д. Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей / Фрумин И.Д. // Вопросы образования. - 2006. - №2
35. Ханнанова, Д.Х. Социальное неравенство в системе высшего образования советского и постсоветского российского общества: Автореф. дис. … канд. соц. наук / Д.Х. Ханнанова; КГУ. - Казань: [Б. и.], 2005. - 38с.
36. Шкаратан, О.И. Социологиянеравенства. Теория и реальность; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» / О.И. Шкаратан. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 526с.
37. Шолохов, А.В. Неравенство в системе современного образования: основания и механизмы воспроизводства: Дис. … д-ра филос. наук / А.В. Шолохов; ПИ ЮФУ. - Рост-на-Дону: [Б. и.], 2010. - 320с.
38. Ярская, В.Н. Социология образования: Учеб. пособие / В.Н. Ярская, И.И. Лошакова, Д.В. Зайцев, Л.Г. Шалаева, О. Григорьева; под ред. Д.В. Зайцева. - Саратов: СГТУ, 2004. - 300с.
39. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: Распоряжение Правительства России от 20.10.10 года №1815-р
40. Концепция региональной информатизации: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.14 № 2769-р
41. Белоусова, С. Лекции по курсу «Основы информационных технологий» / С. Белоусова, И. Бессонова, Р. Гиляревский, Л. Гудыно, В. Егоров, Д. Исаев; Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/3481/723/info
42. Бердсол, Н. Жизнь несправедлива: неравенство в глобальном мире [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dialogs.org.ua/ru/cross/page262.html
43. Вершинская, О.Н. Глоссарий по информационному обществу / О.Н. Вершинская, Ю.Д. Волынский, Т.В. Ершова, Н.В. Кривошеин, А.С. Мендкович и др. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iis.ru/glossary/digitaldivide.ru.html
44. Все рейтинги мира. Рейтинг стран по количеству Интернет пользователей за 2014 год [Электронный ресурс] Режим доступа: http://total-rating.ru/1188-top10-stran-po-kolichestvu-internet-polzovateley.html
45. КонсультантПлюс Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_82134/
Я, Голубева Валерия Андреевна, проходила учебную практику на базе ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург» на кафедре педагогики.
В ходе учебной практики я овладела знаниями приемов обобщения и анализа научной и научно-методической литературы, принципов планирования и реализации научно-исследовательской деятельности, требований к выбору методов и методик диагностирования, приемами эффективного взаимодействия с другими людьми. Я научилась находить пути достижения цели, разрабатывать программу научного исследования в сфере ФКиС, подбирать методы получения научной информации в соответствии с целью и задачами исследования, разрабатывать собственный диагностический инструментарий, выделять существенные связи и отношения. Также я овладела методом информационного поиска, методами измерения и оценки индивидуальных и групповых показателей, опытом самостоятельного применения научных методов и методик исследования в области ФКиС, опытом обработки и интерпретации эмпирических данных, опытом оформления результатов учебной практики.
Данная практика позволила мне усовершенствовать профессиональные умения и навыки, систематизировать свои знания в области педагогики, и стала еще одной ступенью в моем практическом опыте работы со студентами.