Public Relations in the Internet and the Problems of Сonceptual Аpparatus
Шилина Марина Григорьевна
кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Marina G. Shilina
PhD., post-doctoral researcher, PR and advertiser chair, the faculty of journalism, Moscow state university, [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются связи с общественностью в интернете, предложены методологические предпосылки анализа данной деятельности, выявлены и описаны понятия в данной сфере. Автор подтверждает корректность выдвинутых предложений, проведя компаративный анализ различных концепций понятийного аппарата СО в интернете.
Ключевые слова: виртуализация, конвергенция, дигитализация, интернет, веб, связи с общественностью в интернете.
Abstracts
The author researches Public Relatiоns in the Internet and gives methodological concept for its analysis. As a result the newest conceptual apparatus is offered. In the article the different concepts of conceptual apparatus are offered as well.
Key words:virtualization, convergence, digitalization, the Internet, Web, Public Relations in the internet.
Исследования современной социальной коммуникации невозможны без исследований интернета по многим причинам: широкое распространение (почти два млрд пользователей в 2011 г.), массовая доступность, простота пользования, высокий информационный потенциал базы данных и т.д. Более того, в июне 2011 г. спецпредставитель ООН Франк Ла Рю1 выступил с официальным докладом, в котором, в частности, говорится, что свободный доступ в интернет – одно из основных прав человека, а ограничение доступа – нарушение этого основного права. «На пути информации в интернете должно быть как можно меньше препятствий, – говорится в документе, – кроме отдельных, исключительных и строго определенных случаев, в соответствии с международными конвенциями по правам человека»2. Помимо исправления нарушений права свободного доступа в интернет ООН считает долгом и приоритетом входящих в нее государств «облегчение доступа в интернет для всех граждан в интересах свободы слова и свободы самовыражения»3. Фактически на глобальном уровне официально объявлено о равнозначности коммуникации в реальной действительности и в интернете для каждого человека, что будет закрепляться и законодательно государствами – членами ООН.
Несмотря на то что ситуация цифрового информационного неравенства, в первую очередь в доступе к компьютерным сетевым ресурсам, продолжает оставаться актуальной, интернет можно назвать существенным фактором дальнейших социально-экономических «трансмутаций» современного общества информационного капитализма.
Данный этап характерен для промышленно развитых стран мира, отмечены его черты и в России, где приняты Концепция (1999) и Стратегия перехода к информационному обществу (2007). Российские власти декларируют: в стране должны создаваться условия для содержательного насыщения и технологического совершенствования рунета, государство будет занимать спокойную лояльную позицию в отношении Сети4, развивать наиболее современные технологии.
Российский сегмент интернета – рунет – обладает несомненной национальной спецификой. В рунете на начало 2011 г., по данным Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК)5, более 46,5 млн пользователей, 40% россиян выходят в интернет раз в месяц, 27% россиян – каждый день, хотя проникновение в России пока неравномерно (лидеры – Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск, Дальний Восток). При этом «в последнем рейтинге Всемирного экономического форума The Networked Readiness наша страна заняла 77-е место из 138, поднявшись по сравнению с 2010 г. на три ступеньки, и находится между Гамбией и Мексикой. Россия занимает неплохие позиции по развитию инфраструктуры (42-е место) и числу индивидуальных пользователей (55-е). Однако эксперты значительно ниже оценивают уровень использования интернета бизнесом (72-е место) и госорганами (96-е). Наконец, по уровню политического регулирования интернета Россия занимает 111-е место (между Эфиопией и Таджикистаном)»6.
При этом данные о развитии ресурсов рунета и росте числа пользователей на март 2011 г., приведенные Р. Тагиевым7 9 июня 2011 г. в докладе на пленарном заседании ежегодной конференции Европейской ассоциации образования в сфере медиаменеджмента ( European media Management education Association, EMMA), свидетельствуют о том, что именно национальные, а не международные информационные ресурсы растут приоритетно. В частности, у «Яндекса» сегодня 16,6 млн пользователей, рост 38,3%, у Mail 14,6 млн пользователей, рост 33,8%, тогда как у Google рост составил 14,2%; социальная сеть «Вконтакте» выросла на 30,6% и объединяет 13,2 млн пользователей, «Одноклассники» продемонстрировали рост на 18,9%, количество пользователей 8,2 млн.
Развитие интернета, расширение его использования в онлайновой и офлайновой коммуникации формируют принципиально новое средство и среду социальной коммуникации, в том числе связей с общественностью.
Именно цифровые коммуникации, под которыми в большинстве случаев понимают интернет-коммуникации, эксперты назвали наиболее перспективным направлением в 2011 г., несмотря на то, что чистая прибыль, полученная от данного направления российскими агентствами за год, пока не превышала 5–15%. Интенсивный – свыше 10% – рост в сфере цифровых СО ожидается в связи с увеличением количества проектов, расширением инструментария связей с общественностью и, конечно, с развитием технологий8.
Связи с общественностью в интернете представляют в настоящее время наиболее динамично развивающееся и перспективное направление, что требует оперативной рефлексии и формирования адекватных исследовательских концепций.
p> Использование интернета как канала, инструмента, технологии в арсенале СОстановится все более важным, не только в силу его уникальных коммуникационных характеристик. Интернет-коммуникация, являясь новым специфическим объектом в системе связей с общественностью9, как системообразующий элемент может определять изменения всей системы, т.е. очевидна значимость исследований интернета с прогностической точки зрения.
Начальным этапом в исследовании становится формирование адекватного понятийного аппарата. В последнее время российские ученые, в частности М.П. Бочаров, Д.П. Гавра, А.Н. Чумиков, предпринимали попытки обозначения базовых понятий в данной сфере. Однако до сего дня не сформирован системный подход, не устранены противоречия при использовании основных понятий, не предложены корректные дефиниции, что существенно затрудняет развитие теории и практики связей с общественностью в интернете. Например, наиболее часто употребляемое понятие «цифровые связи с общественностью» используется теоретиками и практиками как перевод с английского на русский понятия digital PR (англ. – цифровые связи с общественностью) в качестве синонима понятия «связи с общественностью в интернете», несмотря на то, что это различные явления, хотя и взаимосвязанные.
В рамках данной статьи автор предлагает следующую логику исследования: определим общие закономерности технологического уровня использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их влияния на социальную коммуникацию и разграничим основания технологического и социального уровней коммуникации, на основе изучения характеристик интернет-коммуникации исследуем специфику ее использования в связях с общественностью, выявим основания и введем систему основных понятий в данной сфере, значимых с точки зрения теории коммуникации (виды, уровни, формы, процесс, модели и т.д.), соотнесем их с имеющимися теоретическими концептами СО, в том числе в интернете, обозначим направления развития технологий для выявления трендов трансформации связей с общественностью в Сети.