Технология проектирования ИС
Проектирование и реализация ИС осуществляется с помощью различных технологий выполнения проектных работ:
· Оригинальное проектирование ИС;
· Типовое проектирование ИС;
· Средства компьютерной поддержки разработки ИС – СASE-технологии (Соmрuter Aided System Engineering).
Оригинальное проектирование ИС является достаточно дорогостоящим мероприятием. Выбор данного подхода целесообразен в следующих случаях:
· Создание принципиально новой ИС;
· Отсутствие подходящих прототипов ИС;
· Создание небольших или несложных по функциям ИС;
· Наличие квалифицированного штата разработчиков;
· Наличие эффективных средств разработки.
Типовое проектирование применяется фирмами-разработчиками, которые специализируются на создании ИС объектов управления определенного типа (промышленное предприятие, торговое предприятие, банк, больница, школа и т.п). Предметом специализации могут быть и отдельные функции управления, такие как бухгалтерский учет, логистика, управление персоналом, либо информационные технологии определенного вида, например, компьютерные сети, базы данных, система управления делопроизводством и т.п. Типовое проектирование ИС обеспечивает экономию трудозатрат разработчиков, сокращение времени проектирования, гарантированные уровень качества проектных решений.
В качестве типовых элементов ИС выступают:
· Бизнес-процессы;
· Организационная структура;
· Формы документов и схемы документооборота;
· Структура БД;
· Информационные технологии общего применения.
Таблица 1.1. Классификация ИС
Классификационные признаки автоматизированных информационных систем | |||
Уровень в системе государственного управления | Область функционирования экономического объекта | Виды процессов управления | Степень автоматизации информационных процессов |
Федеральный,Территориальный (региональный),Муниципальный | Промышленность, Сельское хозяйство, Транспорт, Связь, Банки и др. | ИС управления технологическими процессами,ИС управления организационно-технологическими процессами, ИС организационного управления,Интегрированные ИС, Корпоративные ИС, ИС научных исследований, Обучающие ИС | Ручные ИС;Автоматизированные ИС; Автоматические ИС |
Таблица 1. Классификация ИС
Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.
Основная цель автоматизированной информационной технологии получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.
Таблица 2. Классификация ИТ
Классификационные признаки автоматизированных информационных технологий | |||||
Степень централизации технологического процесса | Тип предметной области | Степень охвата задач управления | Класс реализуемых технологических операций | Тип интерфейса пользователя | Способ построения сети |
Централизованные Децентрализованные Комбинированные | Бухгалтерский учет и аудит, Банковская сфера, Страховая и налоговая деятельность и др. | Автоматизация функций управления, Поддержка принятия решений, Составление бизнес-планов, Электронный офис, Экспертная поддержка | Текстовые и графические редакторы, Табличные процессоры, СУБД, Мульти-медийные системы, Гипер-текстовые системы и др. | Пакетный, Диалоговый, Сетевой | Локальная, Многоуровневая, Распределённая |
1.2.Информационные системы в образовании
Дальнейшее развитие образования во многом связанно с повышением уровня информатизации сферы образования. Публикуется много работ по этой тематике, в которых широко используется термины «информатизация общества», «информатизация образования» и пр.
Информатизация[2] – организованный социально-экономический и научно технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местной самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Рассмотрим понятие «Информатизация образования». В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации дано следующие определение: «Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальном системе образования России».
Если представить это определение в кратком виде, то оно будет выглядеть так: информатизация образования - это процесс замены традиционных информационных технологий на более эффективные для повышения качества содержания образования.
Современной системе образования присуща динамика поиск новых путей развития образовательного процесса, содержание которого должно включать следующие компоненты: обеспечение непрерывности образования предоставлением различных форм получения образования и повышения квалификации, в том числе и индивидуальных траектории; реализация современных технологий обучения, создание и внедрения современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.
Педагогическая деятельность обязана учитывать нынешние достижения теории педагогических технологий, состоять в проектировании системы педагогических целей и задач, компетенций с последующей трансформацией их в задачи учебно-познавательной, а затем профессиональной деятельности студентов.
Очевидно, важную роль процессе внедрения инноваций в образовательное пространство учебного заведения, в организации самостоятельной учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности студентов выступают информационные технологии.
Под информационными технологиями мы разумеем «аппаратно-программные средства, основывающиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации.»
Уровень созревания информационных технологий, нынешние концепции образования, необходимость развития у обучающихся умения непрерывного самообразования на всем протяжении жизни для адекватности современным условиям заставляет пересмотреть и сами технологии, применяемы в образовательном процессе, выбирая из них, в первую очередь те, которые, во-первых, превышают эффективность и качество обучения; во-вторых, обеспечивают мотивы к самостоятельной познавательной деятельности.
Методы обучения имеют близкую связь с характером подачи и восприятия информации как для обучающегося, так и для обучающего.
В учебных заведениях является комплексная оценка качестве учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ профессионального образования. В качестве задач рассматриваются следующие:
· Повышение мотивации студентов к активности и равномерной учебной работе в течение всего семестра и всего периода обучения по усвоению фундаментальных основ профессиональных знаний и умений;
· Стимулирование самоорганизации студентов к планомерной работе самостоятельной работе путем повышения мотивации к накоплению профессиональных знаний, саморазвитию и самореализации;
· Создание условий для конкуренции между студентами с целью максимального проявления способностей и, конечном счете, получения высоких конкурентных позиций на ранке труда после окончания учебного заведения;
· Предоставление заинтересованным лицам (работодателям, родителям студентов) объективной информации об учебных достижениях студентов;
· Повышения уровня эффективности организации образовательного процесса.
Информатизация образования снабжает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательных занятий учебного заведения на основе использования ИКТ. Информатизация образования принуждает пересматривать традиционные учебные курсы информатики, методы, технологии и средства информатизации, применяемые в обучении другим дисциплинам. С поддержкой методов и средств информатики будущий специалист должен научиться приобретать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они располагаются, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях роста эффективности своей будущей профессиональной деятельности.
Особенную задачу представляет собой информатизация деятельности отдельно взятого университета или института. Информатизация определенного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на применение средств информационных технологий для увеличения эффективности процессов обработки информации во всех, без исключения, видах деятельности нынешнего учреждения образования.
Информатизация образования создает неплохие предпосылки для обширного внедрения в педагогическую практику новоиспеченных методических разработок, устремлённых на уменьшение учебного процесса, реализацию инновационных идей образовательного процесса. Наилучшие результаты при этом удается получить в тех образовательных учреждениях, где используется комплексный подход к вопросу информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса.
Одной из жизненных вопросов развития информатизации сферы образования является снабжение его информационной помощи необходимой научной и учебно-методической информацией. В последние годы спрос на такую информацию в сфере образования стабильно повышается. Все это требует от преподавателей и студентов учебных заведений все чаще обращаться для поиска нужных им знаний в электронные библиотеки, а также прибегать к услугам автоматизированных информационных систем, к информационным ресурсам Интернет.
Еще одним значительным назначением информатизации образования является развитие фондов, сертифицированных компьютерных учебных программ, рекомендуемых для применения в сфере образования. На сегодняшний день в России создан и довольно энергично применяется такой фонд, важнейшими задачами которого являются пропаганда и внедрение новейших информационных технологий в преподавание общеобразовательных предметов и управление процессом образования.
Информатизация образования, самостоятельно от направления ее реализации, является обширной, многоаспектной кругом деятельности человека, влияющей на функционирование всей системы образования, и, без преувеличения, на жизнь всего общества в целом.
Информатизация определенного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на использование средств информационных технологий для повышения результативности процессов обработки информации во всех, без исключения, видах деятельности современного учебного заведения.
К сожалению, весьма часто под информатизацией образования имеется в виду внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Это, поистине, важнейшее назначение информатизации образования, показывающее определяющее влияние на рост качества подготовки специалистов. Однако, изучая информатизацию образования, важно понимать, что именно учебный процесс является главной, но далеко не единственной областью деятельности учреждений образования, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение разнообразных информационных технологий.
Неотъемлемая часть действий почти каждого учреждения проводит научное и методологическое исследование. Известно, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет не только поднять их уровень качества, но также и помогает улучшить профессионализм выпускников.
Использование информационных технологий помогает улучшить управленческие действия, поддержку административного и научного исследования, расширяя объем процесса обучения, увеличить эффективность личной деятельности студентов. Это не случайно, как процедуры для управления образовательным процессом (планирование, организация, бухгалтерский учет, выполните исследование, анализ качества и эффективность образовательного процесса) имеет высокую степень трудоемкости, повторение тех же самых действий, в большом объеме данных, ошибке принятия высокого риска. допущении ошибок.Запрещено забывать, что информатизация образования – это еще и учебная дисциплина, являющаяся частью системы подготовки и переподготовки педагогов. Перед этой дисциплиной стоят достаточно обширные цели, в числе которых:
1. Ознакомление учителей с положительными и отрицательными аспектами использования информации и телекоммуникационных технологий в образовании;
2. Идея сформировать роль и место образования в информационном обществе; информатизации образования в информационном обществе;
3. Идея сформировать определенные структуры и области эффективного применения технических средств образовательной Информатизации;
4. Идея сформировать определенные структуры и области эффективного применения в образовательных технологиях создания, обработки, представления, хранения и передачи информации;
5. Ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, вне учебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений;
6. Формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах и методах оценки их качества;
7. Стратегия подготовки учителей практического применения средств Информатизации в образовании, в целом, и в определенных областях профессиональной деятельности, в особенности;
8. Развитие учителей 'стабильная мотивация, чтобы участвовать в формировании и внедрении информационной образовательной среды; Обучение формирующемуся языку информатизации образования;
9. Предоставление педагогам дополнительной возможности пояснить обучаемым роль и место информационных технологий в современном мире;
10. Выравнивание возможностей разных педагогов в области использования средств информатизации в своей профессиональной деятельности.
Применение средств ИКТ во многих случаях может привести к автоматизации такой деятельности и сжатию нагрузки, лежащей на преподавателе. Как следствие, подобное применение средств информатизации в расчете, планировании и администрировании педагогической деятельности может позитивно отразиться на эффективности системы обучения студентов.
Если говорить более точно, то использование средств ИКТ преподавателям позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью студентов, оперативно отслеживать итоги обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обучаемости и действенности системы качеств знаний студентов, целенаправленно улучшать методическое мастерство.
Как правило, достаточно действенная автоматизация и администрирование труда преподавателя могут быть реализованы с применением достаточно стандартного для учебного заведения набора компьютерной техники.
В числе программных средств, нацеленных на увеличение эффективности труда преподавателя, создаваемых в настоящее время и попадающих в систему общего среднего образования, следует выделить:
· средства доступа к информационным ресурсам и электронным изданиям, необходимым преподавателю для реализации своей профессиональной деятельности, при этом эти ресурсы и издания могут находиться в локальной компьютерной сети учебного заведения, храниться в электронном библиотечном фонде или быть опубликованы во всемирной компьютерной сети;
· средства планирования содержания и методов обучения;
· средства краткого и расширенного описания учебных и методических материалов, имеющихся в распоряжении преподавателя, включая подсистемы планирования применения каждого учебного и методического ресурса;
· средства планирования и диспетчеризации учебных занятий, вне учебных мероприятий, самостоятельной деятельности студентов;
· средства автоматизации проверки и измерения эффективности обучения каждого студента;
· системы и базы данных, позволяющие учитывать персональные сведения по каждому студенту и каждому занятию;
· системы учета успеваемости каждого студента;
· средства автоматизации ведения документации и составления отчетных документов;
Повышение качества преподавания в средней школе в основном определяется достижениями науки, введенных в образовательный процесс.
Процесс информатизации образования осуществляется по двум основным направлениям:
· Информатизация вне их контроля, которая осуществляется по инициативе Фонда учителей и покрытий, в соответствии с учителем, наиболее соответствующих мероприятий и предметных областей;
· Информатизация, бегать, которая поддерживается материальных ресурсов и в соответствии с Общими принципами и концепции, есть программа.
Программа информатизации образования является особое развитие в рамках подпрограммы места и внедрение информационных технологий в образовании.
Что касается учебного процесса, в изучении фундаментальных новых информационных технологий.
В терминах различных факторов и отношений, объединил с введением компьютерной технологии в образовании, центральный - несомненно человечий «компьютер» отношения. Glоbality и разнообразие этой проблемы требует изучения многосторонних отношений между людьми и компьютерами в терминах идеологической, философской парадигмы бетона, философское и методологическое понятие использовало.
Вы не должны делать Фетиш от вашего компьютера. Для всего него искусственно умные способности, превращение и достигают любого компьютера - только средство увеличения эффективности человеческой интеллектуальной деятельности. И что средства, в первую очередь, информация и информационное обслуживание человеческих потребностей. Как сделать это обслуживание является самым производительным в сфере образования, в конечном счете, main расспрашивают многомерную и многофакторную проблему целого учебной информатизации.
Компьютер - сложное техническое устройство. Его собственные образовательные и педагогические возможности в значительной степени предопределили техническим.
Все средства и технологии информатизации, применяемые в автоматизации труда преподавателя, нацелены на достижение главной цели – наибольшего освобождения педагога от выполнения рутинных и трудоемкой работы, не связанных с непосредственным общением со студентами. Благодаря использованию таких средств и технологий у преподавателя высвобождается время и силы, которые он может посвятить собственному профессиональному росту, разработке новых учебных и методических материалов и, конечно же, дополнительному обучению и воспитанию студентов.