Рекультивация – один из способов вторичного использования отвалочного грунта

Угольная промышленность относится к отраслям с высокой экологической опасностью. Ежегодно сумма предъявляемых региональными органами Госкомэкологии России платежей за загрязнение окружающей среды растет быстрыми темпами и составляет 370 млн руб, а общие экологические издержки производства более 1500 млрд руб. Необходимость защиты окружающей среды вызвана производственной деятельностью буро-угольных разрезов, изучению подлежат причины, вызывающие изменения в природе. Специфика влияния открытых горных работ на экологию обусловлена геолого-геохимическими особенностями месторождения и применяемой техникой и технологией для его разработки.

При разработке бурых углей открытым способом загрязнению подвержены: атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера. В первую очередь негативное воздействие испытывает атмосфера за счет выбросов пыли и газов при всех основных производственных процессах при эксплуатации буроугольного месторождения. Источниками значительного выделения вредных веществ (среди которых окись углерода, сернистый газ и прочие) являются эндогенные и экзогенные пожары, возникающие при открытой добыче бурого угля в местах с наиболее благоприятными для концентрации тепла условиями. Общепризнанным является тот факт, что до 7 % добычи бурого угля ежегодно теряется в результате его самовозгорания. Если добычные работы ведутся с нарушениями технологии, то выбросы вредных веществ от пожаров будут превышать более чем в 2 раза выбросы от оборудования. На угольных разрезах нередки случаи, когда пожары и дым, выделяющийся в процессе самовозгорания, парализуют деятельность всего разреза, нарушается экология в регионе. Поэтому для повышения экологической безопасности добычных работ в первую очередь необходимо предотвратить или сократить именно эти выбросы.

Пути решения задачи по повышению экологической безопасности разрезов по добыче бурых углей заключаются в разработке комплекса мероприятий, имеющих оптимальное соотношение между уровнем безопасности и материальными затратами для их реализации. Основу этих предложений составляют меры организационного порядка, а также технические предложения, направленные на профилактику самовозгорания.

Рекультивация происходит в два этапа: технический и биологический.

Технологическая схема рекультивации закрытых свалок приведена на рисунке 9.4.

Технический этап рекультивации включает исследования состояния свалочного тела и его воздействия на окружающую природную среду, подготовку территории полигона к последующему целевому использованию

Биологический этап рекультивации включает мероприятия по восста-

-новлению территории закрытых полигонов для их дальнейшего целевого использования в народном хозяйстве. К нему относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель.

Биорекультивация полигона проводится по окончании срока стабилизации полигона - процесса упрочнения свалочного грунта, достижения им постоянного устойчивого состояния. Для данной климатической зоны срок стабилизации составляет 2-3 года.

Рекультивация – один из способов вторичного использования отвалочного грунта - student2.ru

1 – выположенный откос; 2 – бульдозер; 3 – бульдозер, доставляющий потенциально плодородные земли; 4 – насыпная почва; 5 – бульдозер
6 – закрытая свалка; 7 – рекультивационный слой закрытой свалки;
8 – биологический этап рекультивации; 9 – сельскохозяйственное, лесохозяйственное и другие направления рекультивации.

Рисунок 9.4 – Технологическая схема рекультивации закрытых свалок без переработки свалочного грунта

Биорекультивация полигона заключается в нанесении ПРС и посевом многолетних трав. Нанесение потенциально - плодородного и плодородного слоев почвы выполняется механизированным способом, бульдозером полигона.

После нанесения почвенного слоя в весеннее (май-июнь) или осеннее время (август-сентябрь) производится посев многолетних трав, способствующей укреплению почвенного слоя на откосах траншеи. Одновременно этим достигается противоэрозионный эффект.

Заключение

В данном дипломном проекте мною изучена организация работы грузовой станции Заозерная и парка Буйная, а также и путей необщего пользования , а именно Бородинского разреза. Построила суточный – план график работы станции.

Предложенные мероприятия позволяют улучшить работу пути необщего пользования – Бородинский угольный разрез, а также станции Заозёрная и парка Буйная

Проанализирован суточный - план график. Мною рассмотрена работа весового хозяйства Бородинского угольного разреза. В технологическом процессе его работы задействованы две модели весов.

Мною предложено модернизировать существующие модели, тем самым увеличить производительность весового хозяйства, что позволит увеличить погрузку на два маршрута в сутки

Станция Заозерная и парка Буйная предложено внедрение на ПКО и КПБ автоматизированной системы осмотра поездов и вагонов (АСКОПВ). Это дает возможность при коммерческих осмотрах составов переходить на безбумажную технологию работы. С электронным контролем безопасней становятся условия труда приемщиков поездов, поскольку для них исключен неоправданный выход на путь, подъем на высоту. На станциях с большим объемом пропуска и переработки поездов установка комплекса позволяет с наименьшими затратами времени пропускать поезда, что в итоге улучшает все показатели. Система обеспечивает просмотр проходящего состава в режиме реального времени, фиксирование инфор-мации в памяти компьютера в течение полугода, просмотр записанной информации и, в случае выявления неисправности, выделение кадров. Благодаря АСКОПВ для осмотра состава из 30 вагонов требуется всего 2-3 минуты. Комплексное внедрение технических новшеств позволит реально увеличить пропускную способность станции, обеспечить высвобождение штата, повысить эффективность работы приемщиков поездов.


Наши рекомендации