Корпоративные проекты библиотек для детей в Украине

Корпоративностьявляетсявсесторонней системой межбиблиотечного взаимодействия и применяется в процессе библиотечно-информационной деятельности на различных стадиях. Координация сил для улучшения информатизации библиотек требует:

· Создание электронного каталога;

· Удовлетворение всех информационных потребностей;

· Оперативный доступ к информационным ресурсам библиотеки.

Перечисленные выше требования ориентированы на выяснение вопросов о взаимодействии библиотек, а также дальнейшее их сотрудничество.

Исторически сложилось, что электронные каталоги заменили карточные, так и теперь, кооперация и кругооборот записей заменит централизованную каталогизацию. На сегодняшний день, открытой через библиотечные региональные корпоративные сети является информация краеведческого характера. Такой принцип стал значимым в соответствии с возможностью открытого доступа к информационным ресурсам. Наряду с этим, многие областные, районные, городские и другие библиотеки присоединяются к целесообразному проекту.

В Ровенской области создана Региональная корпоративная библиотечная система (РКБИС). ЦБС для детей публично-школьных библиотек принимают участие в проекте по аналитической росписи изданий. Поддержку технологического и программного характера решается особой группой редакторов и систематизаторов, которые также ответственные за успешное функционирование всей системы. Основным принципом организации работы КБИС является ее доступность. Данный принцип не зависит от органа местного самоуправления.

Участие в корпорации по созданию сводного электронного каталога периодических изданий библиотек г. Харькова. В нее входит 28 библиотек,в состав которых вошла Харьковская областная библиотека для детей. Корпорация направляет свою деятельность на создание СвК, который будет отражать сведения об изданиях в отрасли библиотековедения, библиографии и т.д. СвК сосредоточит в себе все поступления в фонды Харьковских библиотек.

Действующее «Соглашения о сотрудничестве по обмену базами данных»,которое было создано между Национальной библиотекой Украины для детей и детскими библиотеками.Данное соглашение представляет собой кругооборот БЗ с помощью веб-каталога НБУ для детей.Веб-каталогом пользуются многие области Украины, такие как Житомир, Львов, Херсони центральная городская библиотека для детей г. Днепропетровска. Такой кругооборот является довольно действенным, поскольку отсутствует потребность в создании БЗ ко всему объему документов в фонде.

2010 год -создание проекта «Корпоративная роспись статей из периодических изданий» («КОРДБА»). Первоначально создание проекта подразумевало открытый доступ для любой библиотеки, которая создает электронный каталог по программам: «МАРК-SQL», «ИРБИС» или «UNILIB». Практика показала, что преобразование документов представляет немалую проблему. Эта проблема связанная с созданием документов в разных форматах, а также создание документов не поддерживаемом формате. Долгое исследование проблемы привело к сокращению действующих программ. На сегодняшний день, проект работает с библиотеками, которые используют «Марк-SQL». Сегодня корпорация «КОРДБА» имеет 12 библиотек-участниц. Цель проекта: дифференциация росписей периодических изданий, а впоследствии, представление БЗ в сводной БД.

На начальной фазеНациональная библиотека Украины для детей была библиотекой – координатором. В ее обязанности входил сбор сведенийо подписных изданиях всех библиотек-участниц. На базе этих сведений создавался сводный список периодики, направленный на аналитическую роспись. За каждой библиотекой-участницей был зафиксирован список источников, направленных на детей и подростков, который подлежит аналитической росписи статей. За месяц одна библиотека создает около 7 названий журналов, правила, написания которых зафиксировано в стандартах написания БЗ.

Для удачного внедрения проекта существует ряд взаимодействующих критериев:

· Технические средства;

· Технологические средства;

· Информационныесредства;

· Организационные средства.

Основным вопросом принято считать организационный момент. Он представляет собой несколько этапов, начиная от получения БЗ, потом проверки и редактирования, а затем добавление его в сводную БД. Редактирование БЗ происходит только в случае необходимости. Качество записей на протяжении времени (общения библиотек-участниц) совершенствуются и тем самым, достигается необходимый уровень. После необходимой доработки, все БЗ попадают в сводную базу данных корпорации, где непосредственный создатель может их просмотреть и принять свои ошибки.

Интернет – технологии как модернизированное направление в развитии корпоративный проектов библиотек для детей в Украине. Такая технология ориентирована на обслуживание пользователей библиотеки. Примером новшества стала «Виртуальная библиографическая справка». Участниками программы являются 7 библиотек для детей, которые содействуют удовлетворению информационных потребностей различного контингента пользователей.

Сайт «Образовательный навигатор» - корпоративный проект основан для педагогов, учеников и родителей и несет вспомогательную функцию. Сайт предоставляет возможности:

· Поиск Интернет-ресурсов;

· Каталог веб-ссылок образовательной тематики;

· Учебно-методические материалы;

· Исследовательские работы учеников региона;

· Лучшие знания, основанные на опыте педагогов.

Важнымразделом библиотечного обслуживания является информационно-библиографическая деятельность, которая ориентирована на пользователей в информационных ресурсах Интернет.

Сайт «Образовательный навигатор» обеспечивает:

· безопасный поиск необходимой информации;

· гарантирование процесса самообразования;

· воспитание интеллектуальных и творческих способностей читателей.

На сегодняшний день, вместе с классическими видами библиографической продукции, часто применяются электронные, мультимедийные, интерактивные ресурсы, среди которых наиболее распространенными стали веблиографические указатели.

Веблиографический указатель сайтов условно разделяется на две большие категории: 1) База данных, где сориентирована информация об учебных заведениях основного и дополнительного образования, внешкольных воспитательных учреждениях, разных формах непрерывного или дистанционного образования. 2) База данных, которая предоставляет вспомогательные возможности образования и самообразования в конкретных отраслях знания.[5]

Осуществление проекта ориентировано на утверждение библиотеки как посредника и навигатора в информационной среде, укрепление информационной базы для поддержки просветительских целей детской библиотеки, сопровождение процесса развития гармоничной личности, выявление и использование национальных информационных ресурсов для детей в системе электронных коммуникаций.

Рассматривая многогранность возможностей корпоративного взаимодействия библиотек, хочется отметить, что они, для успешного решения своих социальных задач, не противопоставляют традиционно сложившиеся формы и методы работы информационной эпохе, а пытаются соединить накопленный опыт с современными технологиями, координируют усилия, взаимодополняющие друг друга, а не дублируя информационные ресурсы.


Наши рекомендации