В профессиональной ориентации.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ.
1. Организационные особенности профориентационных игр и основные требования к проведению
В настоящее время у педагогов и психологов вызывает возрастающий интерес использование игровых методов, которые направлены на активизацию школьников в профессиональном самоопределении.
Профориентационная игра строится с опорой на общую схему построения личного профессионального плана (ЛПП).
Схема построения личного профессионального плана
1. Общее представление о роли труда в достижении личного счастья (ценностно-нравственный компонент ЛПП).
2. Дальняя профессиональная цель (мечта) и ее согласованность с другими целями жизни.
3. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).
4. Резервные варианты как возможные пути движения к дальней цели.
5. Познание выделенных целей (особенности профессий, учебные заведения).
6. Знание своих возможностей для достижения дальних и ближних целей.
7. Знание путей подготовки к достижению целей и способов работы над собой.
8. Реальная подготовка к достижению целей.
Общая схема построения профориентационных игр
1. Цель игры как результат, прогнозируемый профконсультантом в ситуации принятия решения о выборе профессии оптантом.
2. Условия проведения игры (возраст, количество участников, время проведения игры).
3. Материалы и оборудование, необходимые для проведения игры.
4. Этапы игры - последовательное изложение ролей ведущего и участников по достижению ими целей игры.
5. Комментарии, где рассматриваются дополнения, разъяснения для ведущего по подготовке и проведению данной игры по реализации основных ее целей.
Требования к ведущему
1. Информированность в профориентационной проблематике.
2. Профессиональный такт.
3. Поддержка интересных высказываний участников, не только словом, но и мимикой, жестом, взглядом.
4. Уверенность в том, что игра пройдет интересно.
5. Умелость, риск по совершенствованию игровых ситуаций.
6. Поддержание оптимального уровня игровой дисциплины.
Карточка с ситуациями для рабочих профессий
1. Молодой рабочий пытается убедить мастера, что ему можно доверить сложную работу (какую именно придумайте сами). Мастер не соглашается и требует более убедительных доказательств. Задание: убедительно разыграть сцену, чтобы мастер доверил молодому рабочему сложную работу.
2. Мастер отчитывает молодого рабочего за плохую работу (какую именно придумайте сами). Молодой рабочий пытается оправдаться. Задание: убедительно разыграть сцену, чтобы мастер не был так строг к молодому рабочему.
3. Молодой рабочий не знает, как сделать ту или иную деталь (какую именно придумайте сами) и стесняется спросить об этом мастера. Задание: убедительно разыграть сцену и предложить решение.
Карточка с ситуациями для профессии экономист
1. Начальник экономического отдела просит сотрудницу сделать срочную внеплановую работу (какую именно придумайте сами). Сотрудница отказывается, объясняя это тем, что у нее и так много работы. Задание: убедительно разыграть сцену и предложить достойное решение.
2. Начальник экономического отдела предлагает сотруднице переделать отчет, так как там есть ошибки, а сотрудница отказывается, заявляя, что пусть отчет переделывает тот, кто дал ей неправильные исходные данные. Задание: убедительно разыграть сцену и предложить достойное решение.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ.
1. Организационные особенности профориентационных игр и основные требования к проведению
В настоящее время у педагогов и психологов вызывает возрастающий интерес использование игровых методов, которые направлены на активизацию школьников в профессиональном самоопределении.
Профориентационная игра строится с опорой на общую схему построения личного профессионального плана (ЛПП).
Схема построения личного профессионального плана
1. Общее представление о роли труда в достижении личного счастья (ценностно-нравственный компонент ЛПП).
2. Дальняя профессиональная цель (мечта) и ее согласованность с другими целями жизни.
3. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).
4. Резервные варианты как возможные пути движения к дальней цели.
5. Познание выделенных целей (особенности профессий, учебные заведения).
6. Знание своих возможностей для достижения дальних и ближних целей.
7. Знание путей подготовки к достижению целей и способов работы над собой.
8. Реальная подготовка к достижению целей.