Управление как специфическая деятельность: сущность, объективная необходимость, факторы возникновения.
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление как специфическая деятельность: сущность, объективная необходимость, факторы возникновения.
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу.
Роль управленияв мире чрезвычайно велика. С его помощью приводится в движение все человечество и огромные массы разнообразных ресурсов. При этом значительная часть населения занята непосредственно в сфере управления (государственного, муниципального, территориального, отраслевого, самостоятельными предприятиями и организациями и т.д.). Именно управление определяет уровень жизни населения в любой стране.
Процесс управления – это по существу борьба с неупорядоченностью, борьба за упорядоченность. В естественных условиях, в системе, предоставленной самой себе, возрастает неопределенность поведения, т.е. система стремится к беспорядку. Противостоять нарастанию беспорядка могут только процессы управления
Управление выделилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, его кооперации и увеличения масштабов производства. Становление управления как науки связано с тремя важными событиями:
с ростом крупных корпораций: огромным промышленным организациям, которые возникли в конце ХIХ в., требовались новые модели управления;
с разделением между владением и управлением: с концентрацией капитала к собственникам пришло осознание необходимости профессионального управления собственностью;
с развитием новых теорий: по мере того, как практика и теория управления становятся предметом исследования, создается огромная масса знаний, которая может быть передана другим.
Системный подход в управлении: понятие «система», свойства систем, классификация систем.
Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство для выполнения опред.ф-ций.
Свойства систем:
- целостность - целое не является простой суммой частей, поскольку систему необходимо рассматривать как единство;
- интегративность - означает наличие системообразующих, системосохраняющих факторов, в числе которых важную роль играют неоднородность и противоречивость элементов, с одной стороны, и стремление их вступить в коалиции, с другой;
- коммуникативность - означает, что система не изолирована от других систем, она связана множеством коммуникаций со средой, которая, в свою очередь, является сложным и неоднородным образованием;
- иерархичность - является необходимым свойством систем и проявляется в существовании нескольких уровней взаимодействия;
- обособленность;
- гомеостаза (способ-ть сист. поддерживать свои параметры в определенном диапазоне – устойчивость внутр. среды системы по отношению к воздейств. внешней среды)
Классификация систем:
- по степени сложности: простые системы; сложные системы; очень сложные системы.
- по характеру поведения: детерминированная (можно точно предвидеть поведение) система; стохастическая (вероятностная) система.
- по отношению к внешней среде системы подразделяются на: открытые; закрытые (нет обмена с внеш.средой).
- по признаку изменения системы в зависимости от фактора времени: статические системы (сост.постоянное); динамические системы (сост.изменяется во времени).
- по признаку однородности входящих в систему элементов выделяются: гомогенные системы (из однородных элементов); гетерогенные системы (из разнородных элементов).
- по степени организованности различают: хорошо организованные системы; плохо организованная (или диффузные) системы; самоорганизующиеся или развивающиеся системы.
Коммуникационные процессы в организации: схема коммуникационного процесса; проблемы, возникающие при организации информационных потоков; эффективность коммуникационных процессов; совершенствование коммуникаций в организации.
Целью коммуникационного процесса является обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
При обмене информацией происходит несколько этапов:
1.Зарождение идеи - отправитель решает, какую идею следует сделать предметом обмена.
2.Кодирование и выбор канала - прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова (вербальное оформление) или какие-нибудь символы (цифры, графики), а также невербальное оформление (жесты, мимику). Кодирование превращает идею в сообщение.
3.Передача - она может осуществляться устными или письменными сообщениями непосредственно от одного лица к другому, или посредством почты и других каналов связи (телеграф, телефон, компьютерные сети).
4.Декодирование - перевод символов сообщения в мысли получателя.
Выделяются следующие виды препятствий:
1. Языковый барьер; 2. Компетенция участников обмена информацией; 3. Различие статуса работников; 4. Географическое расстояние между участниками обмена; 5. Самозащита инициатора информации; 6. Влияние другой работы; 7. Специальные ограничения в распространении информации.
Эффективность коммуникационных процессов зависит от следующих факторов:
1. Необходимо определить потребность в информации; 2. Персонал должен быть осведомлен о наличии информации; 3. Обеспечение доступа к информации; 4. Обеспечение содействия в поиске информации; 5. Система коммуникаций в организации должна характеризоваться завершенностью и полнотой, что означает, что обеспечен доступ как к централизованно управляемой, так и индивидуально создаваемой информации.
Для совершенствования коммуникаций рекомендуется:
1. Обеспечить управление информационными потоками в организации;
2. Использовать при передаче сообщений параллельно несколько каналов связи (например, письменная и устная речь);
3.Проявлять постоянное внимание к процессам обмена информацией.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Профиль проекта.
Составление перечня критериев и получение соответствующих ответов на поставленные вопросы являются достаточно простым методом оценки проектов. Он может быть развит в так называемый профиль проекта, где каждый фактор получает стандартную оценку. В профиле проекта не учитывается то обстоятельство, что каждый фактор имеет разный вес. Поэтому можно еще дальше усовершенствовать метод, придав критериям и оценкам числовые значения. Расчет балльной оценки проекта
Критерии отбора: - Оценка проекта с позиций его соответствия стратегии, политики и ценностям организации; - Оценка рыночных перспектив проекта; - Научно-технические критерии осуществления проекта; - Финансовые критерии; - Производственные возможности осуществления проекта; - Внешние и экологические критерии.
Интеллектуальная собственность и ее роль в экономическом и социальном развитии. Содержание интеллектуальной собственности как права.
Интеллектуальная собственность - совокупность исключительных прав, как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и творческой деятельности (литературные, художественные, научные произведения, научные открытия, изобретения и т.д.) Объектами ИС являются творения человеческого разума, человеческого интеллекта.
Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г. предусматривает, что объектами права ИС являются:
- литературные, художественные произведения и научные труды;
- исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;
- изобретения во всех областях человеческой деятельности;
- научные открытия;
- промышленные образцы;
- товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения;
- пресечение недобросовестной конкуренции.
Международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, деятельность ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) и др.).
Интеллектуальная собственность - совокупность исключительных прав, как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и творческой деятельности (литературные, художественные, научные произведения, научные открытия, изобретения и т.д.)
В 1883 г. в Париже была созвана дипломатическая конференция, на которой была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собственности, включающая четыре основные группы положений:
1) положения, касающиеся национального режима, предполагают, что каждая страна, участвующая в конвенции, должна обеспечивать представителям других стран-участниц такую же охрану промышленной собственности, какую она предоставляет своим собственным гражданам;
2) положения, касающиеся права приоритета. На основе формальной заявки на право промышленной собственности, зарегистрированной данным заявителем в одной из стран-участниц, такой заявитель может в течение установленного периода времени (6 или 12 мес.) ходатайствовать об охране во всех других странах-участницах;
3) общие правила в области материального права (например, права и обязанности физических и юридических лиц), которыми страны-участницы должны руководствоваться при законотворчестве;
4) положения о структуре и органах управления, которые создаются для реализации конвенции.
Парижская конвенция охватывает различные виды промышленной собственности: изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и т.д. и периодически пересматривается, например, для внесения в нее дополнительных положений, предусматривающих определенные преимущества для развивающихся стран.
Три основные функции ВОИС: регистрационная деятельность; содействие международному сотрудничеству в управлении интеллектуальной собственностью; программная деятельность, т.е. содействие широкому принятию государствами договоров.
Основные положения Бернской конвенции состоят в следующем: устанавливается национальный режим, т.е. произведениям, появляющимся в одной из стран – членов Бернского союза, обеспечивается такая же охрана в других странах-участницах, какая предоставляется произведениям собственных граждан; такой национальный режим не зависит от выполнения каких-либо формальностей, т.е. охрана предоставляется автоматически и не связана с регистрацией, депонированием и т.д.; обеспечение охраны не зависит от существования охраны или срока действия в стране происхождения произведения.
Лицензии на передачу прав на объекты промышленной собственности. Содержание и виды лицензионных договоров (простые, полные и исключительные лицензии, опционы, сублицензии, перекрестные лицензии).
Лицензия – это разрешение на использование другим юридическим или физическим лицом изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки, коммерческой или иной информации в течение определенного срока, в обусловленных соглашением пределах, за соответствующее вознаграждение.
Предоставление лицензии является коммерческой операцией, в которой участвуют лицензиар и лицензиат.
Лицензиар – юридическое или физическое лицо, владелец объектов промышленной собственности, который выступает продавцом. Лицензиар принимает на себя обязательства по поддержанию в силе патента в течение всего срока договора, а также по защите интересов лицензиата в случае неправомерного использования разработки другими лицами.
Лицензиат – юридическое или физическое лицо, которое приобретает право на использование объектов промышленной собственности.
Лицензирование осуществляется на основе заключения заинтересованными сторонами лицензионного соглашения.
Лицензионное соглашение – договор в соответствии с которым собственник изобретения, технологии, опыта и секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.д.
По объему передаваемых лицензиату прав лицензии делятся на:
Неисключительные (простые) – лицензиар, предоставляя лицензиату право на исп. объекта промыш. собст-ти, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в т.ч. и на право предоставления лицензий третьим лицам;
Полные лицензии – полная уступка всех прав по использованию объекта промышл. собственности в течение всего срока действия договора, при этом сам лицензиар лишается права использования предмета лицензии;
Исключительные – лицензиату предоставляется исключительное право на исп-ие объекта промыш. собст-ти в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права самому исп-ть предмет соглашения в части, не передаваемой лицензиату;
Опционы – форма лицензионного соглашения, предметом которого является предоставление лицензиату права ознакомления с технической документацией на изобретение или ноу-хау с тем, чтобы после ознакомления принять решение о целесообразности приобретения лицензии. В условия опционного соглашения может включаться также возможность посещения лицензиатом предприятий лицензиара и получения дополнительной информации, относящейся к объекту, предлагаемому для продажи.
Сублицензии – лицензии, выдаваемые лицензиатом (покупателем лицензии) другому лицу, на право использования изобретения от имени лицензиата, владеющего полной или исключительной лицензией, если такая выдача не противоречит условиям лицензионного соглашения;
Перекрестные лицензии Сущность перекрестных лицензий, которые также называются взаимосвязанными или зависимыми, заключается в том, что изобретения, передаваемые по этим лицензионным соглашениям, взаимно дополняют друг друга и для промышленного использования изобретения одного патентовладельца необходимо использовать изобретения другого патентовладельца, и наоборот. По одному лицензионному соглашению патентовладелец является лицензиаром, а по другому – лицензиатом, соответственно другой патентовладелец по первому является лицензиатом, а по второму – лицензиаром. Взаимная передача прав может быть оформлена одним лицензионным соглашением.
19. Подходы к определению цены лицензионного договора: на основе среднеотраслевых ставок роялти, правила 25%, расчета верхней и нижней границы лицензии и др.; факторы, повышающие и понижающие цену лицензии.
Главная проблема при подготовке соглашения – цена лицензии, определить которую довольно сложно, так как на эту оценку влияет большое число конъюнктурных, непрогнозируемых экономических факторов. Поэтому стороны очень взвешенно и гибко подходят к согласованию цены лицензии, что находит отражение в определении видов и размеров лицензионных платежей.
Платежи по роялти - фиксированные процентные ставки, выплачиваемые лицензиатом через согласованные с лицензиаром интервалы времени (например, ежегодно), начиная с года использования предмета лицензии или его производственного освоения.
На практике применяют следующие методы определения роялти:
1)определение цены лицензии через роялти, установленные в ранее заключенных лицензионных сделках, независимо от конкретных предметов лицензии;
2)определение роялти на базе среднеотраслевых роялти, сложившихся в данной отрасли на аналогичную или взаимозаменяемую продукцию.
Ставка роялти колеблется, как правило, в пределах 1-12%, наиболее часто устанавливается в пределах 2-6%. Для некоторых отраслей существуют эмпирические шкалы среднестатистических рыночных роялти, часто называемых рыночной ценой лицензии. Однако средняя величина роялти по отраслям может существенно колебаться по странам мира. Так, для фармацевтической промышленности США диапазон роялти составляет 3-10%, в Германии - 2-10%, во Франции – 4-5%.
Ставки роялти могут изменяться по годам действия лицензионного договора: либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере увеличения срока действия лицензионного договора. Возможно использование скользящей ставки роялти, зависящей от объемов производства или продаж продукции лицензиатом. При увеличении объема производства продукции роялти уменьшаются, а при сокращении производства – возрастают. Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к производству и сбыту продукции, для лицензиара положение также не ухудшается вследствие общего роста прибыли.
Ставки текущих отчислений могут быть дифференцированы в зависимости от вида лицензии, срока действия соглашения, объема производства лицензируемой продукции, ее реализационных цен, экспортных и внутренних продаж.
В лицензионное соглашение может быть включена оговорка о минимальной сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом.
Ставка роялти по различным отраслям в % от балансовой прибыли лицензиата: в химической промышленности 2 - 5% в фармацевтической 10-15% при производстве товаров народного потребления 2 - 3% в % от валового объема реализации лицензионной продукции: в химической промышленности 1,5% в фармацевтической 2 - 5% при производстве потребительских товаров массового спроса с малым сроком использования 0,2-1,5% |
Недостатки метода: во многих ситуациях средние размеры ставок роялти не учитывают специфику каждой лицензии, хотя именно она существенно влияет на размер роялти. Так, ставка роялти в 5% для исключительной лицензии не пригодна при определении цены неисключительной лицензии (несмотря на родственность технологии).
Ставка роялти в 1,5% на технологию, которая может быть легко модифицирована в обход патента, не может использоваться при оценке пионерного патента.
Правило двадцати пяти процентов. За предшествующий опыт патентной охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой конкурент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли (разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги), заработанной конкурентом благодаря лицензии.
Недостатки метода: лицензиат не заинтересован в раскрытии своих потенциальных показателей, поэтому оценить диапазон прибыли можно на период не более двух лет.
При этом для новой сферы бизнеса и неопределенного размера прибыли пропорции распределения прибыли следует увеличивать в пользу лицензиата, так как он подвергается повышенному риску.
Затратный подход к оценке лицензии основан на исчислении затрат патентообладателя на исследования. В данном случае оценка изобретения для целей бизнеса замещается данными бухгалтерского учета, т.е. затратами на разработку, производство и испытание опытного образца, его доведение до требуемого уровня и т.д.
Этот метод часто подвергается критике, так как имеет большие недостатки:
- затраты на исследования не связаны с оценкой технологии через прибыль конкурента. Количество усилий, вложенных в исследования, может намного превысить оценку созданного этими усилиями рынка;
- игнорируется мастерство, индивидуальность изобретателя и предполагается, что такая же технология может быть воссоздана конкурентом;
- затраты на успешные исследования должны быть скорректированы с учетом издержек на неудачные НИОКР.
Тем не менее, учет затрат полезен при назначении цены лицензии. Например, на руководство организации-патентообладателя может произвести впечатление предполагаемый размер отдачи от затрат на исследования и развитие, получаемой в виде роялти. Оно может использовать фактор затрат при заключении соглашения о величине роялти, хотя при таком подходе есть существенный риск недо- или переоценить лицензируемую технологию.
Определение диапазона рыночной цены лицензии. Рыночная цена лицензии определяется пригодностью патента для подавления конкурента. Оценка этой способности зависит от:
емкости рынка, на который распространяется исключительность прав, вытекающих из патента (область технической исключительности должна быть описана в конечном счете в терминах конечных продуктов, продаваемых на рынке или потенциально пригодных для продажи и потребления);
уровня затрат на пресечение нарушений патента.
Оценка патента рассчитывается как патентообладателем, так и его конкурентами - потенциальными покупателями лицензий исходя из собственных представлений о возможностях и перспективах использования новшества.
Для определения диапазона рыночной цены патента или лицензии выявляются, во-первых, все технологические и технические преимущества, которые получает патентообладатель благодаря патенту, и, во-вторых, диапазон возможных рыночных оценок, соответствующий выделенной области техники.
Нижняя граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как минимальная приемлемая для патентообладателя оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Эта оценка служит базой, на которой строится стратегия патентообладателя при переговорах. Основные этапы расчета нижней границы цены патента в зависимости от видов рынка приведены в табл.
Таблица - Основные этапы расчета нижней границы цены патента
№ этапа | Расчет для растущего рынка | Расчет для поделенного рынка | |
Минимальная оценка патента, приемлемая для патентообладателя, определяется через расчеты ожидаемого будущего приращения прибыли патентообладателя на растущем рынке, где патентообладатель имеет установленную долю рынка, которая не подвергается риску с проникновением конкурента. При этом необходимо учесть возможности альтернативного использования капитала, требуемого для расширения рынка, а также целесообразность проведения экспансии. | Так как возможности для расширения доли или объема рынка в основном исчерпаны, оценка должна отражать неизбежное при отказе от исключительности, обеспечиваемой патентами, уменьшение доли рынка, занимаемой патентообладателем. Простейший способ оценить эти потери – рассчитать потерю прибыли от продаж в каждом году наличия патентной охраны, а затем суммировать эти потери с учетом коэффициентов дисконтирования. | ||
Патентообладатель должен учесть поправку на эффект сопутствующих или производных продаж (например, комплектующие изделия, расходные материалы, программное обеспечение и т.д.). | |||
При анализе дохода патентообладателя учитываются издержки на дополнительные производственные мощности, которые потребуются при отсутствии конкурента и расширении производства, издержки на расширение маркетинга и сбыт, а также риски, возникающие при любом расширении рынка | Учет изменений производственных мощностей, сокращение расходов на маркетинг и сбыт. |
Верхняя граница цены патента рассчитывается как максимальная приемлемая для конкурента-потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству.
Конкурент, уже находящийся в рыночной нише, перекрываемой патентом, может производить аналоги, не нарушающие патента. Однако, это повлечет за собой дополнительные затраты на исследования и опытно-конструкторские разработки, оборудование, маркетинг альтернативного продукта, а также более высокие цены при производстве новшества. Разность между оценкой этой альтернативы и оценкой доступа конкурента к занимаемой патентообладателем рыночной нише есть верхняя граница стоимости лицензии для конкурента.
Таким образом, в процессе определения цены существуют:
--две оценки, минимальные среди приемлемых для патентообладателя, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом;
--две оценки, максимальные среди приемлемых для конкурента, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом.
Предполагается, что патентообладатель и конкурент для переговоров находят частично совпадающее пространство между соответствующими оценками. Типичная стартовая точка в переговорах со стороны патентообладателя - запросить у конкурента рассчитанную патентообладателем максимально возможную стоимость патента, приемлемую для конкурента, т.е. полную оценку проникновения в охраняемую патентом нишу. Конкурент, вероятно, сначала предложит вычисленную им минимально возможную оценку, которая может удовлетворить патентообладателя.
По мере того как проясняются фактические предпосылки расчетов каждой из сторон, позиции должны сближаться. Для окончательного устранения расхождений между сторонами могут рассматриваться другие альтернативные варианты оценки патента.
Подход от общего профиля бизнеса. Данный подход к определению цены патентов и лицензий, который появился относительно недавно, основан на стремлении доверять общим представлениям, интуиции и знаниям менеджеров и бизнесменов. При таком подходе, реализуемом в США и в европейских странах, менеджеры ориентируются на свои ожидания относительно серии продуктов или бизнеса в целом, а не только влияния отдельной лицензии на сбыт готового продукта. Главная цель - покрыть затраты на исследование и развитие предприятия (фирмы) в целом за счет продажи патентов и лицензий. Издержки на эти цели устанавливаются как процент от продаж для бизнеса в целом.
Факторы, влияющие на стоимость лицензии:
- Повышающие стоимость лицензии:
1.Предоставление брэнда лицензиара для использования при продаже лицензионной продукции
2.Наличие ценного ноу-хау, особенно производственного характера, основанного на применении передовых технологических процессов и оборудования
3.Широкое промышленное освоение объекта лицензии, подтверждающее технико-экономическую значимость объекта лицензии и гарантию качества продукции
4.Благоприятная оценка продукции на внешнем рынке, полученная при осуществлении экспортных поставок
5.Возможность использования покупателем полученных по лицензии научно-технических знаний для выпуска других видов продукции и др.
- Понижающие стоимость лицензии:
1. Отсутствие запатентованных изобретений
2. Публикация ценного ноу-хау в открытой печати
3. Отсутствие широкого промышленного использования объекта лицензии
4. Опубликованные в печати неблагоприятные данные о качестве продукции (сведения об авторах, так называемая «антиреклама»)
5. Невозможность демонстрации объекта лицензии в промышленных условиях и др.
На формирование цены лицензии влияет характер использования изобретения, который зависит от темпов устаревания техники и технологии и замены их новыми, более совершенными, а также от скорости распространения новшеств. Особенности цены лицензии следующие:
-цена не определяется затратами труда на создание технологии;
-предельным значением цены лицензии является сумма дополнительной прибыли, полученной лицензиатом за период потребления объекта промышленной собственности
Обучение персонала
Организ-ное обучение – процесс, посредством которого организация получает и применяет новые знания, типы поведения, ценности. Оно осуществляется на всех уровнях организации:
- среди отдельных сотрудников в ходе ежедневной работы, при взаимодействии их друг с другом и с внешним миром;
- в группах, когда их члены сотрудничают для достижения общих целей;
- организация в целом обучается, испытывая воздействие обратной связи из окружения и ожидая дальнейших изменений.
Известны 2 вида обучения – «сохраняющее» и «инновационное».
Сохраняющее обучение – усвоение фиксированных взглядов, методов и правил для того, чтобы действовать в известных и повторяющихся ситуациях. Этот вид обучения имеет большое значение для поддержания функционирования и сохранения стабильности. Поддерживающее обучение хорошо разработано и внедрено в структуру организации. При этом сегодняшняя работа сравнивается только с работой в прошлом. Меры по корректировке направлены на исправление возникающих неудач, а не на использование новых возможностей и преимуществ. Действующие структуры управления организациями ограничивают процесс обучения, объясняя это необходимостью поддержания существующей системы.
Инновационное обучение направлено на подготовку организации к работе в новых условиях. При этом следует угадать, каким будет окружение, которого еще не существует. Не существует и более или менее точного описания будущей ситуации, в которой должно действовать инновационное обучение. Конкретное представление таких ситуаций и является одной из задач данного обучения. Инновационное обучение имеет дело с нарождающимися проблемами:
- которые могут оказаться уникальными, и поэтому не будет возможности учиться на основе проб и ошибок;
- решение которых еще не известно;
- формулировка которых может вызвать споры и сомнения
Отсутствие инновационного обучения создает серьезные трудности, связанные с приспособлением к изменениям в окружении. Менеджеры, как правило, хорошо подготовлены к поддерживающему обучению; обязанностью лидера является обеспечение инновационного обучения.
Выделяют следующие виды инновационного обучения:
1. Переинтерпретация истории. Это направление связано с оценкой накопленного организацией собственного опыта работы и традиций и возможности их использования в новых условиях (актуален для многих российских п/п оборонного комплекса, где сконцентрированы передовые технологии и квалифицированный инженерно-технический персонал).
2. Экспериментирование. Организация может проверить возникающие гипотезы направления изменений с помощью проведения управляемых экспериментов и изучения их последствий. Этот метод часто используется при изучении рынка.
3. Использование опыта аналогичных организаций (первоначально им пользовались японцы, которые посылали делегации по аналогичным американским и европейским п/п).
4. Аналитические процессы. Многие организации учатся на основе целенаправленного анализа тенденций во внешней среде, выделяя появляющиеся проблемы и разрабатывая способы их решения.
5. Обучение и образование, т.е. формальное обучение, которому в организациях уделяется большое внимание (вложение средств в подготовку и переподготовку кадров). Обучение происходит в специальных учебных центрах, либо непосредственно на рабочих местах.
В практике менеджмента широкое распространение получили игровые методы обучения. Инновационные игры представляют собой метод социоинженерной деятельности, с помощью которых достигаются результаты:
- содержательные – идеи, связанные с решением сложных, слабо структурированных проблем и программ реализации проектов
- социальные – консолидированные группы, команды руководителей и специалистов, ориентированные на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ
- учебные – освоение участниками игры новых методов работы, в 1 очередь эффективных способов коллект-го принятия решений.
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Линейная структура
Это одна из простейших организационных структур управления. В линейных структурах четко проявляется иерархия. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления.
Достоинства: 1) простота управления (один канал связи); 2) однозначное разграничение задач, компетенции; 3) жесткое руководство органами управления; 4)единство и четкость распорядительства; 5) согласованность действий исполнителей; 6) оперативность в принятии решений; 7) личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения и др.
Недостатки: 1) концентрация власти в управляющей верхушке. 2) слабые связи между органами одного уровня. 3) сильная загрузка средних уровней с т.з. исполнителя. 4) высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всестороннее. 5) отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений. 6) перегрузка информацией средних уровней, множество контактов с подчиненными и вышестоящими структурами и др.
Функциональная структура (финансы, сбыт, снабжение, контроль).
В функциональных структурах создаются функциональные звенья, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей функциональной деятельности, т.е. принятие решений и контроль за их исполнения. Функциональная структура реализует принцип разделения и закрепления функций между структурными подразделениями. Предусматривает подчинение каждого линейного подразделения нижнего уровня, нескольким руководителям верхнего уровня.
Достоинства: 1) дифференциация и специализация функций управления. 2) повышение уровня управленческого профессионализма. 3) централизация стратегических решений и децетрализация оперативных решений. 4)Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля. 5) освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов и др.
Недостатки: 1) сложный механизм координации. 2) рост значимости функциональных менеджеров и сложность разделения власти, множественность подчиненности. 3) Сложность разделения власти. 4) длительность процедур принятия решений. 5) трудность в поддержании взаимосвязей между различными функциональными службами и др.
Линейно-функциональная структура.
Учитывая недостатки линейной и функциональной структуры (Файоль и Вебер) пришли к пониманию того, что нужно объединить достоинства линейной и функциональной структуры.
Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу, и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения.
Преимущества: 1) объединяет достоинства линейных и функциональных структур. 2) более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников. 3) освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем. 4) возможность привлечения консультантов и экспертов.
Недостатки: 1) негибкость. 2) жесткость вертикальных связей. 3) слабая связь на одном уровне. 4) конкуренция и конфликты по ресурсам. 5) отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями. 6) недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации
Дивизиональная структура.
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие производственными отделениями. Структурирование организации по отдельным отделениям осуществляется, как правило, по одному из трех критериев: по видам выпускаемой продукции или предоставляемых услуг (продуктовая специализация), по ориентации на те или иные группы потребителей (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (территориальная или региональная специализация).
Преимуществ