Просто продолжения достоинств.
Кто-то из мудрых
Прежде чем продолжить рассмотрение техники, стоит отвлечься и определить основные преимущества и недостатки двуручного оружия.
Итак, плюсы:
1. Длина, позволяющая наглухо перекрыть гораздо больший сектор возможных ударов и провести атаку с максимальной дистанции.
2. Вес, зачастую позволяющий выдать всю поражающую мощь одним действием и объединить тем самым первый и последний удар.
3. Рукоять, позволяющая управлять этой оглоблей двумя руками и осуществить связь между первым и вторым пунктом.
Минусы:
1. Длина, не позволяющая вести динамичный и маневренный бой.
2. Вес, не позволяющий наносить обычные удары быстро с разных векторов.
3. Рукоять, ухудшающая маневренность и требующая для эффективного удара хвата обеими руками.
Теперь немного подробней.
Усвоив принцип защиты «секторов возможных ударов», мы имеем максимальный «щит», который при правильном применении перекрывает сразу 1,5-2 сектора.
СХЕМА человек с двуручником и секторный круг.
На рисунках даны несколько движений защит секторов.
СХЕМА ЗАЩИТ СЕКТОРОВ
В конце концов, можно просто вывесить оружие перед собой вертикально. За таким «столбом», висящем в пространстве, можно прятаться как за деревом — знай успевай сдвигаться от удара.
СХЕМА
Небольшой совет: не старайтесь все время держаться за железку обеими руками, этим вы ограничиваете свою подвижность и тратите силы на нерациональные усилия. Чаще используйте общий центр тяжести системы «человек-меч» и балансируйте вокруг этого центра. Вторая рука должна включаться в работу на краткие промежутки (взрывных напряжений при ударах), чтобы быстро изменять или корректировать положение меча и придавать ему нужное ускорение.
В процессе боя одна рука является основной удерживающей, а вторая корректирующей. Корректирующая рука меняет свое положение, применяя тот или иной хват.
Следуя традициям, приведу основные способы расположения рук. Для наглядности меч развернут фронтально (иначе он будет смотреться как палка и навершие с перекрестьем будут плохо различимы).
прямой
двойной прямой
обратный
двойной обратный
двойной встречный
СХЕМА
Прочие положения рук будут, скорее всего, разновидностями перечисленных хватов с расположением одной из рук на клинке (притупленной зоне лезвия) или навершии (яблоке).
Двуручный меч не предназначен для ведения боя быстрыми сериями ударов. И, несмотря на то, что двуручником можно выполнить каскад абсолютно разных действий, для него более функциональны четкие защиты с выходом на одиночный акцентированный удар клинком. Причем, в бою против такого же двуручника ответный удар будет с дальней или средней дистанции, а при ином вооружении противника (щит-меч, топор, кистень), ответное действие придется на среднюю или короткую дистанцию, не самую удобную для предмета таких габаритов. Серийная работа двуручным мечем предполагает использование для нанесения ударов средней части, рукояти, перекрестья. При этом и хват оружия и дистанция меняется.
Если базовые удары, клинком на дальней и средней дистанции, каждый боец способен адаптировать сам, то для освоения ближнего боя нужны несколько иные приемы и навыки.
Как и в случае с копьем, излишняя длина вооружения может быть компенсирована определенным способом перехвата оружия.
Поперечный перехват. Применяется после защитных действий, когда противник оказался слишком близко для обычного удара. Меч располагается в руках подобно шесту. При этом, для атаки используется и лезвие, и рукоять, и область перекрестья.
СХЕМА
Продольный перехват и Рычажной удар. Применяется для продолжения атаки после некоторых действий, когда нет возможности эффективно задействовать вторую руку. Часто требует меньшего приложения сил для достаточно мощного движения. Рука двигает меч, как рычаг, один конец которого опирается о корпус, а другой — совершает удар. Подобные движения иногда демонстрируют в кино бойцы с шестами.
СХЕМА
Обратные удары (с раскрутом над головой) навершием
Часто приходится слышать благоговейное восхищение легендарными средневековыми рыцарями, которые лихо управлялись с орудиями весом 10-16 кг. Думается, что подобные заблуждения возникли при взгляде на парадные и ритуальные мечи (носимые перед знатными персонами и используемые в церемониях), либо на декоративные изделия (составлявшие настенные «гербовые» композиции). Подобные могучие мечи действительно отличались великанскими габаритами и неподъемной массой, но вряд ли были функциональным боевым оружием. Воин, облаченный в доспех и утяжеленный таким клинком крайне опасен, прежде всего для себя и своих соратников.
На практике легко проверить, что эффективность такой боевой единицы в реальном поединке или групповом сражении крайне мала и недолговечна. Даже не имея лат, кольчуги и двуручника можно составить себе представление о реалиях такого боя. Достаточно взять банальный полутораметровый лом за один из концов и попытаться пару раз стукнуть по дереву. Скорость, маневренность и результативность будут весьма очевидны.
Та же практика показывает, что боевые образцы, если таковые использовались в битвах, весили гораздо меньше. Неоднократные опыты по изготовлению клинков (по средневековым изображениям), даже со всеми возможными припусками по толщине и длине, являли в результате массу не выше 6 кг. Клинки тех же пропорций, но с функциональной толщиной лезвия и боевыми габаритами, не выходили за рамки 4кг.
Наконец, вспомните фильм «Храброе сердце», где двуручный меч главного героя показан достаточно достоверно.
ТОПОР
Как правильно однажды заметил Яков Ефимов, драться в турнирах на топорах всерьез могут только профессионалы высочайшего класса, либо полные профаны. Поначалу, меня несколько удивила такая точка зрения, однако, чем больше я интересовался предметом обсуждения, тем больше убеждался, сто это утверждение абсолютно верно.
Скажу больше: лишь полное отсутствие башни может позволить выходить с топором на серьезные (неигровые и несценические) бои. Для того, чтобы понять причину столь нелестного утверждения стоит вспомнить характерные особенности, присущие данному типу оружия.
*Центр тяжести топора максимально удален от руки, что делает его весьма утомляющим инструментом боя, который очень инерционен и малоуправляем.
*По этой же причине максимально сложно дозировать силу удара топором, сохраняя высокий темп и точность ударов.
*Сравнительно слабая конструкция топорища, весьма ненадежна в бою, даже в тех случаях, когда передняя сторона усилена железной полосой. Возможность случайного слома древка делает топор весьма травмоопасным и способным подвести в самый неподходящий момент.
*Наконец, относительно малый по размерам, но сравнительно тяжелый поражающий элемент. Острие, в среднем имеет размер 4-10 см и всего одну основную поражающую функцию – рубящий удар (реже колющие и секущие функции).
Несложно понять, что подобные свойства делают топор не самым удобным и универсальным оружием. Более того, оружием излишне энергозатратным, ломким в древке и требовательным к точности попадания (легче попасть 30-40 сантиметрами клинка, чем 7 сантиметровым острием топора). Оружием опасным непредсказуемостью и страшным по разрушительной силе.
С такими ТТХ, топор становится опаснейшим предметом в руках слабо подготовленного поединщика, который, сам того не желая, может нанести сопернику тяжелую травму.
Боец же высокого уровня владения топором, зная эти же самые ТТХ, сам не пойдет на соревновательный поединок. И будет прав, ибо один из признаков мастера — ответственность за свои действия.
Можно конечно порассуждать о турнирных боях на резиновых топорах, но уверяю вас, это неблагодарное занятие. Такие бои — отдельное явление, никак не отражающее ни реального уровня бойца, ни достоверной техники. Управляемость и поведение резины и металла, при контакте с телом, снаряжением и оружием, слишком различны. Реальный топор имеет досадную особенность зацепляться за то, что он пробивает. Это влечет за собой специфические движения после удара, либо особую технику нанесения ударов (см. ниже).
Резиновый топор пружинит даже от сравнительно мягких объектов, что делает технику весьма примитивной стилизацией боя.
Почему же топор был так распространен в вооружении наших предков? Скорее всего, причиной его огромной популярности стало то, что топоры проще в изготовлении, неприхотливей в ремонте и несравнимо дешевле клинкового оружия. Фактором, добавляющим топору популярности, можно принять и возможность использования его, как метательного оружия, наряду с копьем и стрелой. Хотя, я бы не учитывал этот момент, так как метать топор несколько сложней. Кроме того, после броска оружия, боец остается с голой… голыми руками.
Все сказанное ни в коем случае не призывает игнорировать технику боя топором! Напротив, серьезный разносторонний боец должен знать это оружие и владеть базовой техникой, однако, стремление продемонстрировать свое владение топором в турнирных боях я бы не назвал целесообразным.
Напоследок порекомендую не увлекаться боем на топорах с тонким топорищем толщиной до 3см. на мой взгляд, подобные топоры были все же вооружением всадников, либо парадными или ритуальными (топорами погребального набора). Пешие войны использовали топоры с проушинами не меньше 3-3,5см (выводы сделаны на основе анализа находок на местах реальных сражений 11-13 вв.)
ФОТО Axes
ТЕХНИКА БОЯ ТОПОРОМ
Базовые приемы (азбука)
Обозначения отдельных приемов работы топором даны в соответствии с терминологией, употребляемой в Зареченской школе. Принимать или не принимать эту терминологию — личное дело каждого, благо еще никто не патентовал ни технику, ни термины. Предполагаю, что многие технические приемы известны во многих клубах под другими названиями. Поэтому, для удобства обсуждения «топорной специфики», стоит вкратце определиться с терминами.
Сразу оговорюсь, что речь идет о топорах с более или менее толстым древком и ощутимым весом пригодных для пешего боя. Легкие и маленькие топоры, как мне кажется, чаще использовались всадниками, либо в качестве «парадных» и ритуальных предметов. К тому же (в пешем бою) слишком велик риск застревания маленького топора при первых же реальных пробиваниях объекта. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять на рынке свинячью или телячью голову и нанести по ней несколько ударов (сквозь 1-2мм металл или кольчугу).
Обратите внимание на форму поражающего элемента. В отличие от клевца, табара и прочих орудий с коническим клювовидным острием, эти топоры неудобны застревающим в момент удара лезвием.
ФОТО Tabar1 и Tabar2 АХЕ3 и АХЕ4
Вторым обескураживающим обстоятельством является тонкое древко. Даже изготовленное из ясеня, яблони или вишни, древко быстро разрушается при контакте с клинком, кромкой щита, или шлемом. Древко из корневища держит чуть лучше, но разница не так велика, как хотелось бы.
Попытки поработать такими топорами «пешком» и в полный контакт заканчивалась сломом древка на седьмом-десятом ударе. Поэтому кажется разумным предположение, что более практичными и эффективными в бою были топоры чуть большей массы и габаритов. Это подтверждают и многие находки с мест реальных сражений 11-13 вв. В захоронениях же (могильниках), велико число ритуальных (малых) образцов, либо вооружения всадников. При атаке с коня опасность сломать тонкое древко о препятствие (оружие, щит, руку) сведена к минимуму. Выход лезвия из объекта происходит под другим углом — не вниз и от объекта, а вверх и над ним.
СХЕМА РИСУНОК ВСАДНИКА М ПРЕПЯТСТВИЯ
В пешем бою древко с большой силой сталкивается с твердыми препятствиями (кромка щита и оружие), испытывая большую «ломающую» нагрузку. Поэтому боевые топоры, как правило имели достаточно крупные проушины, позволяющие использовать более толстые древки или дополнительно укрепить древесину металлической продольной полосой.
СХЕМА Axe Shild
СХЕМА Axes1 и Axes2
Боевые пехотные топоры имели древки от 3,5 до 4,5 см, несколько сужающиеся к рукояти. Насадка таких топоров происходила иным способом, чем насадка нынешних топоров. Чаще всего рукоять вставлялась сверху (узкой стороной) и пропускалась вниз до полного заклинивания древка. Такая посадка надежней и не требует дополнительного расклинивания.
СХЕМА Axes Nasadka
Базовые удары
«Зарубы»—самые простые и размашистые удары. Являются практическими аналогами ударов «засечный» и «колун». Наносятся на уключном уровне, сверху вниз по диагонали и по вертикали (реже по горизотнали).
«Зарубы» в подольном уровне (бедро, пояс) выполняются аналогично «спуску» в технике меча.
«Подрубы» — аналоги «подрезов». Удары снизу вверх диагональные и вертикальные. Наносятся в подольном уровне (колено, бедро, пах, реже пояс, бок)
«Зацепы» — за щит, за конечности.
Жестким и сложным приемом является зацеп за голову. Выполняется в направлении обратном движению атакующего противника. Для этого следует быстро уйти с линии атаки, пропуская соперника мимо себя. В момент прохождения мимо противника проводится удар, зацепляющий шлем и дергающий по ходу своего движения.
Отработка этого действия очень трудоемка, поэтому его (на ряду с «веретеном», «волчком» и «черпаком») можно отнести к сложным приемам третьей ступени.
«Тычки» — прямые удары как верхним углом лезвия, так и всей верхней гранью топора. Техника нанесения схожа с выполнением колющих ударов. Проводятся в основном в голову.
СХЕМА Axes Ydar1
«Глухари» — удары обухом (обратной тупой частью топора). Выполняются аналогично ударам «фортель», «обратка», «петля», «подъем». В основном проводятся в голову и ключичную область. В комбинациях бывают полезными опрокидывающие удары по щиту, сбивающие движения по конечностям или атака на обратном ходе после удара («заруб» лезвием и «глухарь» в виде «фортеля» или «обратки»).
СХЕМА Axes Ydar2
Немаловажным достоинством ударов обухом состоит в том, что оружие не зацепляется (не застревает) в атакуемой поверхности.
«Крючок» — Удар по кругу в горизонтальной плоскости.
Выполняется как «накрут», только стадия замаха проходит не перед собой или над головой, а из-за собственной головы. В момент атаки противника нужно сместиться влево, к его боевому плечу. С отклонением корпуса в ту же сторону, пропуская противника мимо себя, наносится удар. Направление сбоку-сзади по затылку, шее, спине, плечу.
ПЕРЕРАБОТАТЬ СТАРЫЕ РИСУНКИ
Нюансы
Чтобы избежать досадного застревания лезвия топора, мастера, как правило, не стараются «посадить» удар всей рубящей гранью или нижним углом. Они рубят «на полвершка», чтобы нижний угол рубящей кромки не зарывался в объект.
СХЕМА Axes Tekhnik и Axes Tekhnik1
Эта тенденция прослеживается в самой конструкции и по углу насадки боевых топоров.
СХЕМА Axes Ugol Axe90
Зацепы за конечности имеют свою специфику, и иногда выгодней сделать именно зацеп, нежели удар в боевую руку. Причин тому несколько и они станут понятными из схем.
1. Сохраняется определенная дистанция, позволяющая повреждать противника, оставаясь в недосягаемости его ударов.
СХЕМА
2. Уменьшается вероятность промаха, ибо зона боевого воздействия увеличивается. Атакующая рука противника успешно сбивается с траектории удара.
СХЕМА Axes Zacep и Axes Zacep1
3. При боевом зацепе эффективно травмируется не предплечье, которое сложно пробить через наруч, а кисть противника (запястье). В момент зацепа следует рывок топора на себя и одновременное движение щитом от себя. При этом лезвие топора движется к кисти противника и «срывает» ее, ломая пястные кости и лучезапястный сустав.
СХЕМА Axes Zacep01
Выполнение «зацепа» руки топором сходно по типу с выполнением «сдвойки». В бою без щита такой прием следует делать со смещением корпуса и головы вправо и, как уже говорилось, атаковать не противника, а его атаку (атакующую конечность) т.е. возможный удар.
Будет полезным рассмотреть и контрдействия на зацеп топором собственного щита. Нередко приходится наблюдать веселую сцену: один боец технично цепляет другого за край щита и, что есть силы, волочит его на себя. Соперник автоматически тянет сцепку в свою сторону, пока не победит самый тянучий, или кому-то не придет в голову расцепиться. В этой ситуации оба не могут провести быструю результативную атаку, так как находятся слишком далеко друг от друга. Я конечно несколько утрирую. Реально эти ситуации длятся 1-2 секунды (бесконечно долгие секунды).
Если противник проводит «зацеп» топором, то не пытайтесь дергать на себя щит или руку. Лучше сделать движение навстречу противнику или постараться прижать зацепленный участок к сопернику.
В данной ситуации главное — не затягивать. В момент зацепа чужого топора за щит важно поймать момент первого рывка и резко подать щит от себя (по ходу тянущего топора). Это, во-первых, отцепит топор, во-вторых, блокирует действия боевой руки противника «наложением», в-третьих, позволяет сократить дистанцию и атаковать.
Напротив, если вам удалось зацепить щит противника своим топором, то после короткого рывка наносится быстрый «тычок» в голову. Важна особенность рывка: дергать нужно не вниз, к поясу, а по горизонтали, приподняв локоть так, чтобы рукоять топора была направлена чуть выше собственного плеча (тем самым контрдействие противника направит щит вниз, открывая голову).
СХЕМА
Второй вариант: чуть дернув его на себя, можно тут же вывести руку вперед-вверх-наружу на замах «засечным». Это, скорее всего, заставит противника прикрыть уключный уровень и открыть подол для атаки «зарубом» вниз («спуском»). Как вариант, можно выполнить спуск в нижний край щита, для опрокидывания его с последующим «зацепом».
Атака
«Топор-Щит»
Атаку топором совершенно необязательно начинать с кардинального прямолинейного удара (боевой стороной лезвия, в область реального поражения противника). В силу особенностей своей конструкции, топор мало приспособлен для молниеносных ударов и наверняка первый удар будет легко парирован. Поэтому, не открою большого секрета, если напомню: в бою топором тоже вполне допустимы финты и комбинационные построения. Чаще всего именно такие построения (серии) оказываются наиболее результативными. Рассмотрим для примера первую пришедшую на ум комбинацию, характерную для номинации «ЩИТ-МЕЧ»:
1.«Спуск»— удар в бедро после ложного верхнего замаха.
2. «Накрут» — удар с противоположной стороны щита.
3. «Захлест» — удар за щит, вдоль плоскости.
В случае выполнения топором серия будет звучать как «заруб вниз», «крючок» и «глухарь»
В принципе, вполне приемлемая серия, требующая лишь небольшой коррекции формы ударов и внесения дополнительного элемента.
Во-первых, удар в бедро может быть номинальным. Его задача не поразить противника, а заставить его защищаться (но если пробили, тоже хорошо). Вес и баланс топора ощутимо качнут щит, создав удобную ситуацию для «зацепа». Именно зацеп позволит компенсировать медлительность топора и провести «накрут».
Во-вторых, «накрут» лучше делать по траектории, проходящей вскользь над боевым плечом противника, то есть чуть снизу вверх. Такой образ удара подстрахует от возможного контрудара и выведет руку в наиболее удобную позицию для «захлеста».
В-третьиих, «захлест» следует делать обухом подобно «фортелю», что позволит сэкономить силу и скорость движения. В результате должен получиться классический «глухарь» (удар обухом). Специфика центра тяжести топора позволяет даже обухом нанести весьма эффективный удар.
«Топор» (без щита).
Есть смысл начинать с защитного встречного, либо контратакующего действия. То есть все-таки атаковать.
«Контрудар» выполняется как «сдвойка» мечом, только с уводом корпуса в сторону боевой руки противника и сбиванием атакующей руки широким ударом. Топор должен прийтись на плечевую кость чуть ниже плечевого сустава. Движение должно быть не врубающимся, а «отрывающим».
СХЕМА
Защита выполняется как «Слив» мечем, серединой древка ближе к кисти, под перекрестье. За этим можно вывести «Фортель» обухом, с выходом на базовый акцент «Зарубом» слева или вертикальным.
Отрабатывать технику боя топором лучше всего на той же «балде» или «истукане» с имитатором щита. Изготовление имитатора щита описано выше, и не должно вызвать затруднений. Главное — не пренебрегать этой, на первый взгляд, скушной работой. Кроме наработки техники, боец получает опыт управления оружием и понимает особености поведения топора при том или ином действии.
ТАКТИКА