Удары щитом под атакующую руку.

Встречное движение щитом в момент удара противника. Ребро щита ударяет в кисть, локоть или под навершие меча в область запястья. Инерция атакующего оружия и движущегося навстречу щита образуют мощный ломающий момент. В лучшем случае противник одну-две секунды не сможет продолжать полноценные атакующие действия. В худшем — травма руки или выбивание оружия.

Как вариант можно проводить «защитный таран» под локтевой сустав, правда это требует дольшей отработки движения.

РИСУНОК

«Черпак»

Боевая версия отличается более жестким выполнением движения щита. Оно больше похоже на удар в локтевой сгиб снаружи-сверху.

«Зацеп» сверху

Боевое выполнение не скованно обязательным условием турниров «не наносить травмоопасных ударов». Боевой зацеп выполняется по диагонали как можно ближе к голове противника. На схеме пунктиром показана траектория движения. У бойца высокого роста траектория будет вертикальней.

СХЕМА

«Отсечка» по коленям

Вход в атаку с защитой уключного уровня щитом, а подольного уровня мечом «отсечкой». Особенность в боевом выполнении движения меча. По пути конец лезвия поражает бедра или переднее колено противника.

В продолжении возможен удар щитом и опрокидывание, либо зацеп и удар мечом в голову.

«Подрез» в пах или внутреннюю сторону бедра

Внутренняя сторона бедра наименее защищенная область даже при наличии длинного доспеха. При относительном прикрытии паха подолом доспеха (кольчугой), бедро изнутри, как правило, остается открытым. Наиболее успешным бывает «подрез», выполненный после жесткого наложения щита в уключном уровне (боевое плечо противника). При этом блокируется подвижность руки с оружием, щит противника рефлекторно поддергивается вверх и полностью открывается подол.

Нюанс заключается в маленьком перемещении влево, в сторону боевой руки противника. Сам подшаг, его величина и темп, «нащупывается» в процессе тренировок. Удар должен наноситься снизу вверх, в секторе обозначенном на схеме пунктирами.

РИСУНОК Podrez1

Удар перекрестьем (в глазницу)

Считается, что это один из самых боевых приемов. Однако такое утверждение вызывает сомнение. На мой взгляд, попасть кончиком перекрестья в пятачок 5х7 см, в горячке боя весьма сомнительная цель. Учитывая утяжеленную наручем, мечом, перчаткой и утомлением руку. В красивых «рыцарских» беседах это может выглядеть впечатляюще и убедительно, но на самом деле гораздо реальней и целесообразней в удобный момент просто стукнуть кулаком «по голове в целом» (не особо сосредотачиваясь на попадании тоненькой железочкой в маленькую дырочку).

Практика показывает прямую зависимость силы, скорости и точности таких ударов. Можно ударить быстро и сильно по крупной мишени (шлему). Можно ударить не сильно и не быстро, но метко. В условиях же боя только в кино можно совместить скорость, силу и высочайшую точность.

Проверьте на опыте: Повесьте на высоте головы мешочек с опилками по величине шлема и обозначьте на нем глазницу. Махните пару раз мечом и быстро ткните в глазницу перекрестьем. Подойдите к «балде» и 8-10 раз ударьте со средней силой в среднем темпе. Быстро развернитесь к мешочку и ударьте в глазницу повторно. Еще раз сделайте 8-10 ударов по «балде» в полную силу, перемещаясь вокруг нее. Развернитесь и еще раз попытайтесь поразить глазницу. Теперь представьте, что этот мешочек будет перемещаться сколь-нибудь живо. Комментарии, по-моему, излишни.

Известен случай, когда в пылу сражения, боец нанес противнику удар пальцами в глаза, причем сильно «на поражение»… Представьте себе, что глаза остались на месте. Более того, это не слишком впечатлило агрессора, и он продолжал бой, несмотря на то, что глаза после от контузии плохо видели, а лицо было залито кровью и слезами.

В той же ситуации пространство под маской шлема и толщина боевой рукавицы «съест» длину боевого элемента (перекрестья) и вы самое большее — несильно ткнете во вражий глаз. Напомню старую воинскую мудрость: слабые удары только злят противника!

«Спуск» с поворотом

В отличие от базового удара, существует боевой вариант «спуска» (применимый для ближнего боя). Корпус сдвигается в сторону боевой руки противника и разворачивается к нему левым плечом. После ложного верхнего замаха или удара, наносится мощный «спуск» по передней части бедер противника или по коленям.

Оптимальна комбинация «стенка», «накрут», «спуск».

Заведомо не рассматриваются атакующие движения ногами, ибо это самостоятельная тема, требующая отдельного разговора. Отмечу лишь, что работа ногами в доспехе — это отнюдь не «карате с саблями». Действия ногами в историческом фехтовании, как правило, не поднимаются выше подола. Актуальны лишь добивания упавшего противника давящими ударами стопы или пятки (из за специфики сравнительно мягкой обуви) либо атакующие удары в колено, пах или бедро.

Видимо разочарую и ту категорию требовательных читателей, которые ждут описания метательных техник. Увы, по ряду причин я не особо силен в метании ножей, топоров, копий и сулиц. Во-первых, всерьез до этих техник руки не доходили. А во-вторых, не очень люблю бросать оружие (видимо жадность мешает).

Правда, что касается копья и ножа, то смогу помочь советом. По технике метания ножей и прочих колючих предметов выпущено много брошюр, от самых фентезийных, до вполне адекватных. При желании каждый может найти по вкусу.

По метанию копий существует великолепная школа — спортивная. Пожалуй, это единственная современная система, сохранившая все основные концепции этого древнего боевого искусства. Работа нынешних копьеметателей вызывает у меня полнейшее восхищение. Позанимайтесь этим спортом пару месяцев, и Вы меня поймете!

ПРОЧЕЕ ВООРУЖЕНИЕ

Речь пойдет об общих положениях, которые в какой-то мере знакомы автору. Ни в коей мере не претендую на догматический статус изложенного. Допускаю, что есть специалисты, гораздо более преуспевшие в изучении предмета, которые в скором времени порадуют нас своими работами по затронутым мной темам.

Ныне известно немереное количество колющего, рубящего, дробящего, секущего, режущего и сминающего инвентаря, с которым не разобраться и в энциклопедическом формате издания. Не пытаясь обсудить каждый вид разнообразного инструментария, придуманного окольчуженным человечеством для борьбы с себеподобными, ограничимся несколькими наиболее распространенными видами.

Клинковое: оружие с четко ограниченной рукоятью и со строго определенным расположением руки. Имеет значительный поражающий элемент (клинок) прямой или изогнутой формы, с двумя и более поражающими функциями (протыкающими, прорубающими, секущими). Это всевозможные мечи, сабли, тесаки и фальшионы.

Схема рукоятей, рук и поражающего элемента.

Древковое: оружие без четкого ограничения рукояти и без фиксированного положения руки. Поражающий элемент значительно меньшей величины с одной, реже с двумя поражающими функциями (рубящая, колющая). Это копья, сулицы, рогатины, алебарды, бродаксы (длинные топоры).

Как подгруппу древкового можно рассматривать виды оружия с коротким древком, имеющим мало фиксированное положение руки и одну поражающую функцию: шестопер, булава, короткий топор, цеп.

Работа кинжалом тесаком (коротким клинковым оружием)

Короткий клинок, как правило, имеет меньшую массу, поэтому им сложно парировать удар более тяжелого оружия. В случае работы со щитом, основная нагрузка ложится на щитовую руку. Главная задача — закрыться от первого удара и быстро сократить дистанцию. Целью для контратаки, скорее всего, будет боевой локоть противника, вырез воротника, пах или бедро. То есть зоны, которые сложнее прикрыть щитом.

Однако без щитов, при отражении ударов, короткий клинок может быть использован в качестве наруча для свободной руки. Прием удара должен проводиться максимально близко к атакующей руке противника, в первой стадии удара. Наложение клинка на предплечье не должно происходить раньше начала движения противника.

СХЕМАБлокировка с клинком на руке.

В момент контакта оружия с защитой появляется возможность войти в плотный контакт с быстрым захватом боевой руки противника. При этом надо стараться максимально плотно сойтись левым боком, блокируя тем самым любое движение оружия. Правый бок наоборот должен быть масимально удален от противника, для облегчения нанесения атакующих ударов.

СХЕМАпродолжение

КОПЬЕ (БРОДАКС, АЛЕБАРДА)

КОПЬЕ (СУЛИЦА, ШЕСТ)

Великолепный вид оружия для строевого боя, позволяющий атаковать на максимальной дистанции. Турнирные бои приемлемы при условии боя «копье-копье» «бродакс-копье», «алебарда-копье» то есть при равновеликом вооружении противников. В поединках же против другого вооружения, по причине малой маневренности, эффективность длинного древка резко снижается. При резком сближении, длинным оружием можно нанести всего один достойный удар. Противнику достаточно парировать это дистанционное действие и атаковать со средней и ближней дистанции.

Копейщик может иногда принять меры по уменьшению недостатков копья, увеличения его маневренности и добавления режуще-секущей функции. Для этого нужно изменить хват и расположить копье как показано на рисунке. При этом основная опора находится подмышкой, а кисть и предплечье направляет движение копья. Правда, такие действия невыполнимы в плотном строю, поэтому в свалке полезней оставить длинное древко и применить оружие с параметрами меча, топорика или скрамасакса.

СХЕМА

Сбивы под атакующую руку.

Наносятся из-под щита вверх и наружу под кисть или локоть атакующей руки. Затем следует колющий удар в противоходе.

СХЕМА

Сдвойка

Удар наносится как мечом, и направляется по большой дуге сверху в локоть или плечо (имеется в виду плечевая кость а не плечевой сустав). Затем удар подобный обратке, открывающий защиту, после чего возможен зацеп, наложение, колющий сверху.

СХЕМА

При отсутствии щита, лучше вообще перехватить копье поперечным хватом, как шест, и работать, используя среднюю часть для защиты.

Древки

К сожалению, до сих пор нигде не опубликовывали необходимой информации об изготовлении прочных древков. Все продолжают строгать их из ствольной древесины. Вследствие этого древки ломаются, не выдерживая и нескольких серьезных стычек. Некоторые, правда, предпочитают древки потолще, но они так же удобны в руке как чужой зуб во рту.

Можно использовать опыт калик перехожих или других легендарных исторических персонажей, которые делали дорожные и боевые посохи из корней. Для этого необходимо найти подходящее дерево на осыпающемся склоне лесного оврага, там, где оголенные корни вывешиваются в воздухе. Нелегко найти подходящий корень для копья, но для сулицы или топора вполне реально.

Некоторую неровность выравнивают традиционным распариванием и выгибанием в обратную сторону. Как же распарить длинную слегу, спросите вы. Очень просто: над костром вешается котел с водой. Когда она закипает, над котлом (на рогатины) укладывается корень, а место искривления поливается кипятком из ковша. Вода при этом снова скатывается в котел и т.д.

После определенного распрямления получившуюся слегу дорабатывают сверху традиционными способами.

Если такая технология сложна, то можно использовать подходящие по толщине цельные стволы (4-5 см). В любом случае они более упруги и прочны, нежели кругляш выпиленный из доски или бруса.

ДВУРУЧНЫЙ МЕЧ

В восприятии большинства обывателей это, пожалуй, самый популярный, хрестоматийный и ортодоксальный атрибут рыцарства. Какой фильм или роман о средневековье обходился без этого орудия, хотя бы как антуража, стояшего в углу, или висящего на проеденном молью гобелене.

Для удобства обсуждения примем за основу некий усредненный тип двуручного оружия, имеющий все характерные детали. Клинок А — длиной более 90 см, рукоять Б — длиной более 25 см, навершие (яблоко) В и перекрестье Г — несколько увеличенные по сравнению с одноручным и полуторным оружием. Д — кожанная оплетка или не заточенная область лезвия для перехвата рукой.

СХЕМА

Поистине сложно обойти вниманием сей фактурнейший струмент средневековой тяжелой атлетики. Однако, задумаемся о сути сего культового предмета, которая весьма незатейлива, если рассматривать ее с практической стороны. Двуручный меч это полутора-двухметровый «дрын», шкворень, слега, дубина, либо труба с искуственно привнесенными возможностями уколоть или расколоть. Соответственно и техника работы этим оружием аналогична бою перечисленными прототипами.

Не вдаваясь в утонченные изыски, обсудим работу «двуручником» в свете знакомых концепций зареченской школы. Прежде всего вспомним о «подоплеке», исходном положении, предполагающим наибольшую свободу для начала атакующих или защитных действий. Это положение не должно обременять нецелесообразной тратой сил ни в статике, ни в перемещении. Чем меньше мышц задействовано в «подоплеке», тем больший силовой и скоростной резерв остается для активных действий. Именно поэтому всем известные «картинные» стойки не являются оптимальным решением.

Более раскованные исходные положения предполагают иные удержания оружия, на первый взгляд непривычные и странные. На схеме даны несколько «подоплек». Степень их комфортности различается и зависит, скорее, от индивидуальных боевых и физических качеств.

СТОЙКИ

Наши рекомендации