Преодоление строя копейщиков для лишения их дистанционного преимущества.

Подобный прием может быть исполнен в двух вариантах.

1. Группа опытных бойцов быстро минует зону наконечников и прорывает первый ряд. В образовавшуюся прореху входят атакующие и развивают сражение из точки прорыва. Копейшики теряют преимущество дистанционного, но неповоротливого оружия.

СХЕМА БУГУРТ01

2. Преодолев зону наконечников, бойцы не прорывают первый ряд, а движутся тараном вдоль щитов, сбивая и срубая копья. Тем самым, они дают соратникам возможность завязать ближний бой в обход копий противника. В отличие от точечного прорыва, атака проходит на большем пространстве.

СХЕМА БУГУРТ02

Рассредоточенный бой

Когда сражение перешло в стадию смешения боевых порядков, успех действий зависит все от той же персональной выучки и искусства каждого бойца как поединщика.

Один из полезных моментов боя в свалке (в меньшинстве) — умение использовать противника в качестве «элемента ландшафта». Подобная методика давно описана, и ее авторство теряется в веках. Напомню восточную формулировку, четко отражающую суть тактики: перемещением возможно держать двух противников в положении, когда атаковать может лишь один. Это довольно сложно физически, тем паче в сутолоке, где противников не двое. Однако, как правило, больше трех противников скорее мешают друг другу действовать с максимальной эффективностью, а любую свалку можно разделить на моменты атак по 2-3 человека.

Существует доспешное упражнение для адаптации к бою в условиях толкучки. Выполняется оно как «крабы в банке», только добавляется задача: в процессе движения каждый должен вести тренировочный бой с определенным партнером. Причем поочередно бойцам дается задача либо атаковать определенного противника, либо уклоняться от боевого контакта с ним.

УПРАВЛЕНИЕ БОЕВЫМ ГУРТОМ

Искусство вожака заключается не столько в правильной расстановке людей в строю и своевременных командах, сколько в умении превратить преимущества противника в его недостаток.

Оговорюсь еще об одном необходимом качестве вожака. Он должен уметь так поставить перед людьми задачу, чтобы независимо от уровня смекалки и общего развития, каждый боец смог понять и четко выполнить требуемое вожаком действие. Для этого вожак должен уметь разложить сложную тактическую задачу на простые составляющие, понятные всем и каждому. То есть конструировать бой такими тактическими элементами, на выполнение которых не повлияет отсутствие сработанности отдельных групп.

К чему делать ставку на удержание строя, если любой строй закончится свалкой? В любой ли ситуации надо тратить силы на сохранение визуально правильного построения? Не важнее ли суметь правильно оценить ситуацию и вовремя отказаться от банальных привычных решений. Иной раз быстро найденное нетрадиционное решение гораздо целесообразней изначально заготовленного плана. Оно позволяет, во-первых, не дать противнику действовать по подготовленной схеме, во-вторых, помешать противнику реализовать очевидные преимущества что, в конечном счете, не только обеспечит победу, но и даст победить с наименьшими потерями.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, имевшую место на одном из коллективных сборов 2000 года. Сражения проходили между двумя гуртами, имеющими различия в качестве вооружения. Один отряд имел большое преимущество в длинном древковом оружии (копья, бродаксы), вооружении другого преобладали мечи и короткие топоры.

По качеству доспеха каждый участник имел от 3 до 5 «хитов» (лимит максимального допустимого количества полученных ударов).

Было проведено около 8 сходов, однако все они строились практически по одной и той же схеме. Две шеренги медленно сходились, покрикивая и постукивая оружием в щиты. На расстоянии копейного удара гурты тормозились и копейщики без особого труда «выстегивали» почти половину противников. Постепенно строи все же ломались, но тут уже работало численное преимущество.

Автору этой книги довелось поучаствовать в нескольких сходах на стороне мечников. Правда попытка поучаствовать в постановке тактической задачи оказалась тщетной по двум объективным причинам. Во-первых, всего три бойца имели достаточную техническую подготовку, а во-вторых, никто был не готов мыслить нестандартно. Воевода, умелый поединщик, так и не смог донести войску оперативную задачу и каждый раз войско терпело поражение по одному и тому же сценарию.

Не желая банально «полечь» в плотном строю, мне показалось целесообразным использовать элемент «затесывания краев», то есть скоростной проход во фланг, в обход крайних копейщиков. Подобное решение оказалось вполне приемлемым и удавалось вывести из боя по 2-3 противника, пока не кончался мой 1 хит (будучи гостем, не взял с собой доспеха).

Увы, этот скромный вклад в ратное дело не играл решающей роли при численности каждого отряда 20-25 человек. Однако, те же действия 5 снаряженных бойцов, уже при первом проходе принесли бы противнику потери в 8-10 человек. Пятеро же «щитней» могли бы довести результат одной атаки до 15.

Что же можно было предпринять в подобной ситуации.

Затесывание краев

Задача боевого гурта — сближаться с противником до того момента, пока не вступит в бой маневренная фланговая группа. С этого момента строй должен сохранять небоевую дистанцию и, чуть отступая, смещаться в сторону атакованного фланга.

Фланговая группа атакует крайнего в строю противника, быстрыми короткими сериями. Первый боец по касательной линии движется мимо противника с целью нанести 1-2 удара и развернуть его от строя.

СХЕМА БУГУРТ А1

В этот момент второй боец, двигаясь по той же траектории наносит по отвлеченному противнику свои 1-2 удара и движется дальше. Третий боец добивает атакованного, или атакует второго с краю (если первый уже добит). Четвертый довершает его атаку.

БУГУРТ А2

Таким образом, группа быстро оказывается в тылу противника и начинает обратное движение по той же схеме: каждый боец на большой скорости атакует крайнего, и по мере его выведения из строя, переключается на следующего.

БУГУРТ А3

При этом фланг противника как бы стесывается, причем при каждом проходе вперед или назад. Такая атака достаточно эффективна и, за счет плотности атак, способна практически без риска для маневренной группы нейтрализовать за 40-60 секунд до 8-12 человек.

Атакуемый же находится в безвыходном положении. Реагируя на первого бойца, он сразу подвергается боковой атаке второго и следом третьего. Реагируя на второго и третьего, он получает фатальный удар от первого с тылу. Если же он отступает, то открывает своего соратника и все равно подвергается атаке следующих бойцов. Подобным образом работает фреза: каждый зуб взрезает минимум металла и тут же сменяется другим зубом.

Остальной строй оказывается в растерянности. Все слышат звуки боя, но видят, что противник отступает. Тем временем фланг быстро тает. Если же строй догадается развернуться к сражению на фланге, он уже проиграл, так как находится в положении войска, атакованного с двух сторон.

Конечно, быстрое перемещение и скоростной бой непростая задача, требующая определенной отработки, достаточного мастерства и немалой физической подготовки. Поэтому приведу другой тактический прием, выполнить который гораздо проще.

Разрежение копейного строя

Итак, фактором преимущества противника, является непроходимый частокол его копий. Причем именно плотность наконечников на единицу пространства и есть главная проблема в данной ситуации. Чтобы лишить противника преимущества, достаточно найти способ уменьшить эту плотность.

За несколько метров до копейного контакта, правый и левый фланги должны раздвинуться в стороны, а средняя часть строя чуть отступить назад. Таким образом, противник вынужден корректировать положение копий, чтобы контролировать движение флангов. Плотность копейного ряда заметно уменьшается. Образовавшиеся прорехи позволяют преодолеть «мертвую зону» в обход одного древка, а это уже не проблема.

СХЕМА БУГУРТ1 и БУГУРТ2

Дробление строя

Если вооружение боевых гуртов примерно равнозначное, то можно применить тактику дробления противника. Суть в том, чтобы раздергать группу противника на несколько частей, когда по 5-8 человек увязываются (отвлекаются) на одного-двух юрких бойцов. Задача таких зачинщиков — как можно дольше маневрировать, оставаясь невредимым. Когда от общей массы противника отделяются значительные группы, основной гурт (не считая зачинщиков) атакует оставшуюся в меньшинстве часть. К тому времени, когда отделившиеся части осознают свою ошибку, каждая из них тоже оказывается в меньшинстве. В результате происходит дробление противника на части и быстрое подавление этих частей за счет численного преимущества.

СХЕМА БУГУРТ 03

Характерный пример был продемонстрирован в групповых схватках 8х8 на одном из московских турниров 2000 года. Харьковчанин Дмитрий Калашник увлекал за собой по 3-4 человека и, лихо двигаясь, «вязал» их до подавления своими соратниками оставшегося строя противников. Этим простым маневром были выиграны все четыре схода. Фактическое начало боя проходило при соотношении 7х5 или 7х4.

Напоследок небольшой совет воеводам: если у вас в отряде есть левши, то ставьте их по правую руку. При заходе противника с фланга они смогут работать щитами. Соответственно не ставьте левшей на левый фланг.

(Турнирный аспект групповых боев)

Растущее количество групповых турнирных сражений выявило несколько насущных проблем, от решения которых зависит как успешность мероприятия, так и безопасность его участников.

1. Четкая визуальная идентификация своих бойцов.

2. Обеспечение относительной безопасности от особо травматичных ударов.

Первая проблема решается сама собой, если в сражении участвуют подразделения разных географических зон, либо отряды с ярким различиями доспеха. В случае составления боевых порядков из групп разных клубов или смешанной национальной принадлежностью, будет целесообразно использование дополнительной маркировки бойцов.

Такой маркировкой могут быть привязанная к шлему цветная лента, яркие полосы бумаги или ткани, приклеенные на двусторонний скотч, либо полосы цветного «аракала» (самоклеющаяся бумага).

Следует предостеречь от применения поясов и повязок на руках, так как в плотном бою эти зоны чаще всего перекрыты и не попадают в поле зрения.

Вторая проблема в значительной мере может быть решена введением определенных правил. Например запретить участвовать в больших сражениях начинающии бойцам, чье мастерство (координированность и способность контролировать удар) не проверено в поединках и вызывает сомнения. Запретить бить в голову сзади, когда противник гарантированно не может видеть атакующего удара. Ограничить работу ниже уровня колен, так как одна из фаз удара может травмировать лежащих под ногами участников.

В любом случае большинство проблем может и должна решаться не только в рамках маленькой книги, а в клубах и объединениях. Главное помнить, что решения находятся только тогда, когда проблемы решаются, а не пускаются на самотек.

СУДЕЙСТВО И ПРАВИЛА

Как известно, в олимпийских видах спорта правила меняются или корректируются после каждой олимпиады. Наше движение еще очень молодо, поэтому вполне понятно, что корректировка правил будет проходить чуть чаще. Думаю, имеет смысл освещать существующие тенденции, а также причины и обоснования этих изменений.

Меч-меч (сходовый)

Состязания в номинации «Меч-Меч» проходят по системе сходов. Бой состоит из 3-5 или более сходов, по результатам которых определяется победитель. Каждый сход длится до 3х результативных ударов.

Остановка боя может быть произведена судьей в строго регламентированных случаях:

1. После выполнения одним из бойцов 3-х результативных ударов.

2. При явном преимуществе (нокдаун, выход с ристалища, падение).

3. В оговоренных травмоопасных случаях.

Подобные правила опробованы на турнирах «Зиландкон-2000» в Казани и «Зареченская Сечь-2001». Большинством бойцов правила признаны наиболее перспективными. Сводится к минимуму возможность «обниманий», а поединщики в полной мере могут продемонстрировать техническое и тактическое мастерство. Отдельные моменты требуют более подробной конкретизации:

Наши рекомендации