Мальчик с прутиком всегда представляет себя великим воином.

Это нормально. Главное, чтобы мальчик не состарился с этим прутиком

И детскими заблуждениями.

Из наставления молодым берсеркам

Нынче немало и сказочников от исторического фехтования, которые и физически, и умственно конкурируют с самим Дон Кихотом. Эти клоуны, несмотря на недетский возраст, умудряются сохранять детскую непосредственность и недееспособность. В данном случае недееспособностью я называю отсутствие адекватной оценки окружающего мира и отсутствие ответственности за свои слова.

Так, однажды, такой «разрушитель» подошел ко мне и представился «Сэр Адамант — убийца дюжины драконов». Причем на меня смотрели дивные честные глаза юноши, тело которого вряд ли помнило даже детсадовскую физзарядку. Единственное, что я смог промолвить: — а зачем ты их убил?

Однако, это не самый тяжелый случай фентезийного героизма, ибо сэр Адамант еще сможет с годами немного повзрослеть.

Гораздо печальней выглядят «заслуженные мастера клинка», которые со светской утомленностью на челе рассказывают о своем богатейшем опыте спортивного, турнирного, боевого, сценического и даже экспериментального фехтования. Удерживая изящным жестом граненые кубки с портвейном, они могут бесконечно рассуждать: какие же на самом деле — настоящие рыцари без страха и упрека. Для солидности, их речь виртуозно переплетается зазубренными именами, датами и названиями. Со снобизмом «ветеранов трех пунических войн», они компетентно расскажут, на каком плече, какой формы, какого размера и цвета должна быть пряжечка, поддерживающая котту, на которую ниспадает авентайл, утяжеленный барбутом или арметом.

Однако, если предложить таким ветеранам показать свое воинское искусство на чем-нибудь, кроме языка, они обнаруживают неожиданную скромность.

Таким уникальным наставником европейского рыцарства и мирового бретерства является обитающий ныне в Харькове почтенный мсье Дюнуар (Михаил Черняховский). Изысканным слогом рязанского шевалье он являет себя знатоком всего железного и острого, от эльфийской алебарды до галапагосского бумеранга. В пылу откровений Дюнуар как-то подтвердил, что его система фехтования позволяет разрубать мечом, с одного удара... 15-ти сантиметровую березу!!! Остается восхищаться талантом нести подобную ахинею в романтичные рыцарские массы.

С завидными бойцовскими качествами (по интернету), Михаил Черняховский неоднократно и весьма настойчиво высмеивал клуб «Щитень» и несостоятельность Зареченской школы. В ответ на это ему было предложено явить свое мастерство в бою (по правилам и на оружии, выбранным самим Дюнуаром).

Более того, зареченцы официально предложили оплатить поездку Дюнуара и его учеников на ближайший турнир, дабы рыцари смогли проиллюстрировать свои глумливые слова на ристалище. На это последовал доблестный отказ с несвязным рассуждением об отсутствии у зареченцев рыцарских регалий. Дескать, без должных титулов соперника, Сэр Дюнуар не сможет принять вызов. (А для получения сколь-нибудь заметного титула, надлежит сначала получить приглашение на его собственный турнир. И только потом добиться разрешения на участие и заслужить чести быть услышанным и увиденным. А приглашение, увы, может получить только знатный… и т.д.)

Столь мудреный ответ в просторечье называется «неуклюжей отмазкой», что дает основание для заслуженной и адекватной оценки мсье Дюнуара, как знатного пустослова и труса.

Подобным титулованным особам хочется привести в пример реально благородного воина, к коему я питаю чувства глубокого почтения. Это известный представитель военно-исторического движения из славной Казани — Владислав Хабаров (Балин, Хабар Мурза). Мое отношение вполне обосновано, и с ним легко согласиться, узнав один маленький факт.

В марте 2001 года лучшие воины казанской Золотой Орды были приглашены на «Зареченскую Сечь». Владиславу Хабарову, учитывая его немальчишеский возраст и большую занятость (не до тренировок), предложили привилегии маршала в судейской бригаде. Однако, еще на этапе официальной заявки, он отверг почетную должность судьи и предпочел место на ристалище, в ряду поединщиков.

Мы же вернемся к обсуждению сути турниров. Иной раз любители блеснуть роскошной деталью костюма заводят разглагольствования, маскирующие и оправдывающие их бойцовскую несостоятельность. «Это не историческое фехтование! Это чистый спорт!» восклицают они, видя реальный навык владения тяжелым клинком. На предложение же назвать принципиальные различия спортивного и неспортивного турниров, они начинают лепетать что-то о благородстве, уважении к сопернику, красоте процесса и прочих прелестях рыцарских романов.

Мне всегда хотелось узнать, какое уважение испытывали друг к другу участники Грюнвальдской битвы, Ледового побоища, Куликова поля и пр. Причем, осмелюсь предположить, что в этих «древних потасовках» народ все же мал-маля разбирался в историческом фехтовании. Думается, что и умение вести поединок, могло быть им знакомо. И уж позволю себе смелость допустить тот факт, что Пересвет с Челубеем занимались таки именно историческим фехтованием и именно в рамках поединка.

Однажды один из знаменитых рыцарей СНГ заявил, что наипервейшее и главное условие исторического фехтования — это наличие достоверного исторического костюма и доспеха, стопроцентно соответствующего задокументированным историческим аналогам. Без этого «одежного фактора» само историческое фехтование невозможно.

Дерзну высказать недоумение: а если вдруг нашим далеким предкам приходилось спасать свою жизнь без одежды... Скажем, будучи захваченными врасплох при переправе, или ночью, когда нет времени натягивать историчные шмотки, и воины успевали схватить только топор, или щит с мечом?

Чем же они тогда занимались, без достоверной одежды и доспехов?! Думается, что все-таки фехтованием, причем достаточно боевым и историчным. Ибо суть боевого исторического фехтования в наличии тяжелого клинка (со щитом) и в технике, определенной именно характеристиками вооружения.

Лишь на нынешних игровых балах, с элементами изобразительного средневекового фехтования, премного важны правильные бантики, косицы и прочая утонченная мишура.

Полагаю, что дальнейшие разговоры о спортивности, турнирности и историчности совершенно излишни. Думаю, есть «инсценировочно-театральные» турниры и реальные состязания. На театрально-инсценировочных турнирах и фестивалях вполне уместны виртуозные позы, хитровымудренные приемы и «красивости куртуазных манер», ибо все это - просто ИМИТАЦИЯ боя. Там, естественно, важно, насколько изящно, при «батмане», у рыцаря отставлена ножка. И насколько красиво рыцарь изображает бой. В конце концов, фестиваль есть фестиваль: постановка, шоу и развлекательное представление, одним словом игра с той или иной мерой условности.

На реальные же состязания, бойцы приходят побеждать, делиться опытом или приобретать опыт. А если кто-то скажет: - «я не хочу побеждать, я так просто...» знайте - перед вами либо дурак, либо лицемер.

Иной раз приходит печальная мысль: не напрасно ли была сделана попытка соединить яркость фестиваля и демонстрацию боевого мастерства. Вероятно, определенный слой рыцарства так и останется на уровне красивых тряпочек, плюшевых титулов и маскарадной геральдики. Ведь по их понятиям рыцарь — это не воин, владеющий телом, оружием и духом, а... правильно наряженный сэр, следящий, чтобы на балу у всех были строго «проэнциклопедированные» одежки, и четкое знание своего иерархического шестка.

Даже в турнирных положениях у них на первом месте стоит «разблюдовка» с критериями определения знатности, титулованности и загербованности. Лишь в конце «табели о рангах» вкратце даны правила поединков, критерии оценки мастерства и регламент турнирных боев.

В пример приведу абсурд, присутствовавший в положении одного из таких фестивалей:

«За наличие кроссовок вместо историчной обуви – боец получает 1 штрафное очко. За элемент пластиковой защиты скрытой под одеждой и доспехами – боец дисквалифицируется…»

Интересно, каким образом устроители собирались контролировать поддевки? Предполагаю, что тотальным прощупыванием сэров рыцарей. Клуб «Щитень» не поехал на этот фестиваль, ибо зареченцы не красны девицы, чтобы по ним бегали чьи-то потные лапки (а обижать хозяйских «щупателей исподнего» адекватным русским мордобоем — невежливо).

Иначе выглядят люди, взявшие от рыцарства принцип «слова и дела». Они не разглагольствуют о богемности рыцарского духа, но на ристалище являют себя истинными воинами. Таковые мужи есть во многих городах и клубах. «Щитень» гордится знакомством с этими достойными представителями рыцарских традиций. Увы, не могу перечислить всех, но уверяю, что достойные воины есть во многих регионах. И особенно радует то, что их количество и мастерство неуклонно растут.

И не важно приверженцы ли это «скандинавов», «степняков», «славян», или «восточников». Главное, что у них отсутствует лицемерие и маниакальная тяга к регалиям. Согласитесь, во все времена в бою ценился не имидж, а дух воина. Ибо великолепно заметил Арсений Тарковский: ...легко казаться, очень трудно быть!

ТУРНИРНАЯ ПРАКТИКА

Иной раз, получать по башке

гораздо полезней, чем давать...

Курсантская народная пословица

Начало и конец похода.

Можно было бы ввернуть в повествование красивое и замудренное рассуждение «Новый поход начинается сразу после окончания предыдущего… и т.д.», но боюсь запутаться в точности приведения оригинальных аргументаций. Посему, постараюсь вкратце и попроще:

1. Выезжая на турнир (в поход), не думайте ни о чем, кроме бытовой дорожной суеты. В противном случае изведете себя излишним напряжением задолго до освоения ристалища.

2. Собирайте сознание в пружину у ристалища, перед самой схваткой.

3. Ничего не бойтесь! Бояться надо было дома, перед выходом в поход. Теперь от страхов уже ничего не зависит. Идите и бейтесь, самозабвенно, лихо, по-молодецки.

4. Не расслабляйтесь полностью до конца турнира (похода).

5. Турнир (поход) заканчивается тогда, когда вернувшийся боец, помывшись, садится за стол.

Кураж и задор, «пруха» и «непруха»

Есть предположение, что кураж это — эмоциональный потенциал (боевой дух) сохраненный до начала боя. Если боец «поймал кураж», значит, ему удалось не перегореть до начала схватки, и его сознание и тело работают с максимальной эффективностью.

Не уверен, что это только удача или стечение случайных обстоятельств. Скорее это результат правильного настроя. От этого же зависит «пруха» или «непруха». Недаром говорят, что стабильность — признак мастерства.

Достоинство

Честно говоря, не осмелился бы дать этому понятию однозначное определение двумя словами. Попробую затронуть отдельные составляющие, на мой взгляд, насущные для данного аспекта.

Самоуважение

Думается оно не во вздернутом подбородке, не в горделивом выражении лица и не в петушиной походке. Скорее оно в честных поступках, верности слову и делу. В отказе от победы, которую не заслужил, в корректности и выдержке.

Мат «на сцене»

Увы, доведение русского этноса до скотского состояния сделало почти нормой пошлость и матерщину в повседневной жизни, в литературе и на телевидении. Народный эпос уже отразил нынешнее состояние в популярной присказке: «Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем…».

Не тщась перевоспитывать кого-либо, просто замечу, что став неотъемлемой частью речевого наследия, мат все же не самое лучшее звуковое оформление для ристалища. Впрочем, для жизни тоже.

Бросание оружия сгоряча

Пожалуй, самое негожее действие бойца. Как бы плохо ни работали судьи, как бы ни было досадно за свои промахи, думаю, «не можно достойному воину бросать в сердцах свое оружие»! Если хочется что-то швырнуть, то выплеснуть злую эмоцию лучше по-другому: аккуратно сложите оружие на щит, снимите шлем найдите на улице кучку собачьего или коровьего помета и со всей силы зашвырните туда свой шлем. Убежден, что ваша эмоция угаснет за два шага до означенной кучки.

Реплики из-за ристалища

Увы, сам грешен, иной раз вырывался совет бойцу. Но, как правило, одиночный, раз или два за турнир.

Избавиться от этого сложно, но стремиться к этому нужно. Посудите сами, боец сражается, как может, и тут ему вдоль всего поединка орут: «Держи бедро! Не отступай! Голова, бедро, голова! Дыши! И т.д.»

Как показывает практика, в процессе боя человек слышит и воспринимает всего 5-10% таких советов, остальные 95% составляют лишь звуковое оформление (причем не всегда украшающее бой).

Манера боя

На первый взгляд манера боя и эффективность действий — вещи, мало зависящие друг от друга. Однако, анализируя поединки разных бойцов, легко заметить прямую связь между успешностью действий и их красотой (не путать с показушной красивостью).

Именно красотой — гармоничностью и отсутствием лишних движений отличается бой высококлассного поединщика. Это вполне закономерно, ибо гармонично лишь правильное, целесообразное и лаконичное действие. В боевом фехтовании, как и в любом творческом деле, актуален один из основных законов композиции: «наличие необходимого и достаточного».

Украшением манеры боя является и проявление уважения к сопернику. Нежелание одерживать легкую победу, когда соперник поскользнулся, споткнулся или потерял снаряжение (уронил или сломалось). Нет великой заслуги, пользоваться поблажками судьбы, гораздо достойней проявить превосходство в равных условиях.

ГРУППОВЫЕ БОИ «БУГУРТЫ»

Хошь, не хошь, а в атаку идешь...

солдатская народная поговорка

Групповые бои — очень зрелищное действо, вызывающее большое оживление, как среди бойцов, так и в рядах зрителей. Масштабность происходящего и азарт, помноженный на количество участников, порождают совершенно неописуемые эмоции. Именно поэтому трудно обойти вниманием данный аспект ратного дела. Как совершенно верно утверждают участники бугуртов, такие состязания требуют не только навыков боя «сам на сам», но и умения действовать во взаимодействии с соратниками.

Многие коллективы устраивают коллективные бои по упоминаниям в летописях. Это, конечно, их личное дело, но хочется напомнить фильм «Сердце дракона», где очень хорошо показана работа летописца. Кто видел этот фильм, тот вспомнит, насколько точно соответствовали реальным событиям их описания.

Поэтому, как и в любом другом деле, главное не переборщить с догматическими установками. Дело в том, что нередко происходит излишнее увлечение «хрестоматийными клише». Причем принимается только внешняя форма события, без логического осмысления реальных имеющихся обстоятельств: Если считается, что сражения проходили «шеренга-в-шеренгу», значит и надо действовать строго в рамках этого расклада. Еще более грустный результат получается, когда «боевые гурты», численностью в 20-30 человек, пытаются строить бой (локальную стычку), заимствуя тактику сражений многосотенных полков.

Вряд ли это правильно. Согласитесь, все-таки есть разница, между вышедшими в поле тремя тысячами и тремя десятками человек.

Давайте разберемся, когда важно держать строй, смыкать щиты, или двигаться цельным гуртом, сохраняя геометрию построения.

Смыкание щитов

На мой взгляд, строгие щитовые построения предназначены больше для обороны, ибо энергично атаковать и поддерживать правильность построения не совсем сподручно. Атака всегда динамична и характеризуется высокой вероятностью непредсказуемых перемещений. Рассмотрев тактические возможности плотного строя можно выделить три основных цели для смыкания щитов край-в-край.

1. Маневр с максимальной защитой (сближение на оперативную дистанцию). Характерным примером является римская «черепаха».

2.Быстрое перестроение для создания защитного барьера. Сохранение войска при дистанционной атаке метательным оружием (стрелы, сулицы, дротики, камни).

3. Удержание ограниченного пространства или объекта (мост, ворота, просека и т.д.).

Дистанционное поражение копьями атакующих сил, снаряженных для ближнего боя.

Удержание строя

При боевых стычках небольших групп не очень много причин для поддержания правильного построения. В кулачных боях на Руси (в стеношных боях) держание строя «стенки» обусловлено правилами, в которые входили пункты запрета: атаки со спины, атаки вдвоем одного, добивание лежачих (сидячих). В боевых столкновениях, когда ограничения отсутствуют, гораздо насущней иметь визуальное отличие своих соратников о бойцов противника, и если мгновенное опознавание, не вызывает затруднений, то особого смысла в контроле линии построения я не вижу.

Другое дело, когда стоит специфическая задача свойственная двум-трем ситуациям.

1. Атака с большой плотностью копий, когда есть возможность нанести предварительный урон противнику до вхождения в плотный контакт.

2. Удержание ограниченного пространства малой силой. Имеется в виду бой в узком проходе (мост, ворота, ущелье, улочка. В этом случае важно сохранять своебразную «пробку», для того, чтобы противник не имел возможности использовать численное преимущество. Естественно, в случае прорыва такого строя бой переходит в обычную свалку, в которой малое количество бойцов поляжет в считанные секунды.

3. Охранение отдельных объектов: инженерного сооружения (катапульта, стенобойная машина и пр.), либо ценной личности (князь, знаменосец, военачальник и т.п.).

В иных же случаях нет необходимости колотиться «линейка-в-линейку» и выгодней вести бой, используя подвижность отдельных бойцов и малых групп (тройки, пятерки, десятки).

Наши рекомендации