Смотреть еще не значит видеть.
Видеть еще не значит понимать.
Чтобы понимать, обязательно смотреть и видеть.
Из наставления молодым берсеркам
Обучение
Как правило, приход нового человека в коллектив привносит некоторое неудобство в учебный процесс. Это связано с тем, что начинающий не может двигаться в потоке обучения с той же скоростью, что и опытные бойцы. Поэтому первое время приходится уделять новичку особое внимание, пока его базовый арсенал не позволит функционировать в общем ритме.
В связи с этим имеет смысл дать несколько советов.
1. Не показывайте новичку, не освоившему базовой техники, сложные и близкие по виду удары, а тем более комбинации.
2. Разделяйте на первых этапах работу клинком и работу щитом.
3. Не опасайтесь показывать новичку по 2-3 новых движения, но !!! следите за тем, чтобы это были принципиально разные упражнения (схожие движения, как правило, путаются в сознании и накладываются друг на друга, мешая усвоению правильной техники). Например, вполне успешно соседствуют такие комплексы: засечные удары, работа щитом, перемещение вокруг «балды» (истукана). Если же отрабатывается лишь ударная техника, то удары должны разниться по направлению и по характеру: «плевок» (горизонталь справа в уключном уровне), «подрез» (диагональ в подольном уровне), «накрут» (горизонталь слева в уключном уровне).
4. Не пытайтесь адаптировать спортивную легкоклинковую технику (шпага, рапира, сабля) для боя тяжелым клинком. Помимо меньшего веса и узкого боевого пространства (дорожки), спортивные техники имеют кардинальное препятствие для их использования. Обратите внимание на постановку руки на рукояти оружия.
Спортивный хват предполагает расположение клинка на одной линии с предплечьем. Рукоять лежит вдоль ладони. Такое удержание становится функциональным лишь при малой массе клинка и специфической (пистолетной) рукояти.
Hand Sword0
Меч, имея большую массу, может эффективно удерживаться лишь в положении, близком к перпендикуляру от предплечья, когда рукоять располагается поперек ладони.
Hand Sword00
Лирическое отступление
Как-то в Москве 2001 года, руководитель одного из клубов делился своими наблюдениями и соображениями. Он справедливо заметил, что во многих клубах наметилась тенденция к облегчению подвижных боевых элементов: делаются кожаные наручи и легкие рукавицы, облегчаются и балансируются мечи. На тренировках бойцы усиленно стремятся к достижению высоких скоростных показателей. Однако при всем этом он не понимал: «...ну почему же зареченцы работают так быстро!?».
Я добросовестно попытался объяснить про реверс оружия, слитные траектории, векторы движения, мышечные импульсы и т.д. Он нетерпеливо сморщился: «...ну это же элементарщина, азы... тут все ясно... непонятно только, почему ж все-таки так быстро!»
Видимо перед тем, как озаботиться скоростными результатами, все таки полезно понаблюдать за быстрыми ударами реальных турнирных боев, поразмышлять над траекторией, и поприкидывать механику человеческого тела. Помочь в этом может видеомагнитофон с покадровым просмотром. Скажу по секрету, что скорость — есть фактор более зависящий от навыков, нежели от параметров снаряда. Тем более, что большинство практикующих бойцов уже давно дерется зареченскими клинками или оружием с параметрами зареченских боевых образцов (мне на сегодня известно 3 клуба делающих визуальные копии мечей клуба «Щитень»).
Вопреки общему мнению, в Заречном наметилась твердая тенденция к утяжелению клинков. Если на первых этапах развития «Щитень» предпочитал мечи с минимально допустимой массой (1250-1300г), то сейчас турнирное оружие приближается к отметке (1350-1450г).
В ближайшее время зареченские клинки клуба «Щитень» будут видоизменены и дополнены клеймом, поэтому подделать их станет сложнее.
Нюансы
Как показывает практика, 2-3 удара в секунду — вполне достижимая скорость в пике атаки. Более того, подобный боевой темп, вполне достижим и в процессе тренировок. Важнейшими моментами для этого являются определенный реверс оружия и специфика приложения сил в конструкции замах-удар.
Рассмотрим схему удара традиционную в большинстве клубов. Замах либо выставляется изначально в исходном положении руки, либо начинается в миг замысла из исходного положения. Каждый последующий удар начинается с подобного же канонического замаха. Если рассмотреть серию таких ударов раздельно по фазам, легко заметно, что комбинация выглядит как банальная череда отдельных ударов, абсолютно раздельных. Движения не связаны и одиноки.
Эта схема пошла от распространенного заблуждения, что каждый правильный удар должен наноситься со строго определенным углом между плечом, предплечьем и оружием. Причем догматизировалась как форма самого удара, так и рисунок замаха. Зареченская же школа предпочитает лишь общие тенденции формы удара, со многими допусками и более свободными определениями канонов — угол острый или тупой, рука ближе к корпусу или дальше.
Так, например, в форме «подоплеки» лишь упоминается, что кисть с мечом должна быть довернута наружу (отведена от бедра), оставляя запястье ближе к корпусу. Только такое положение кисти позволит максимально быстро вывести как защиту, так и удар.
СХЕМА РУКИ В ПОДОПЛЕКЕ
При этом сознание не грузится жесткими установками угла между предплечьем и пястными костями. Каноны зареченской школы это скорее просто утрированные образы движений, используемый при объяснении того или иного действия. Как только принцип выполнения приема становится ясен, канон автоматически растворяется в крепнущем практическом навыке.
Резюмируя сказанное можно с полной ответственностью заметить, что скорость нанесения ударов зависит от формы замаха и «совместимости» ударов. Финальная фаза предыдущего удара должна быть как можно ближе к началу замаха следующего. Например, после «накрута» очень органичен «захлест», так как финальная стадия первого удара, по сути и есть замах второго.
Более сложные связки требуют некоторой корректировки финала предыдущего удара, для скоростного начала следующего. Примером можно назвать «подрез одесный» (справа снизу) и «засечный ошуйный» (слева-сверху). При банальном выполнении этих ударов, после «подреза» рука выходит на замах снаружи по кругу, по длинной траектории. При скоростном выполнении в последней фазе «подреза» кисть выдергивается рукоятью вверх перед собой и совершает реверс клинка по минимальной траектории (чуть выше головы).
СХЕМА
Тот же принцип работает и при других связках: «плевок»+«подрез»+»накрут». После первого удара рука отдергивается на себя, локтем вверх-назад, чтобы кисть прошла максимально близко к плечу (пальцы поворачиваются наружу от себя). Последующий разворот клинка сам по себе вводит руку в «подрез», финал которого уже обозначен в предыдущем примере. Когда кисть находится перед головой, следует еще один реверс с корректировкой клинка на «накрут».
СХЕМА
Таким образом на каждом ударе экономится до 0,5 секунды. При обычном выполнении на эту связку требуется около 2-2,5 сек., при ускоренном методе время сокращается до 1-1,2 сек. То есть темп в пике достигает 2-3 ударов в секунду. Особенно наглядно это видно при просмотре некоторых боев на профессиональной видеоаппартуре с тайм-кодом, который отсчитывает 24-е доли секунды. При этом начало серии приходится на 1-й кадр, а третий удар серии, обычно, укладывается в отрезке между 23-м и 28-м кадром атаки (4-м кадром второй секунды).
Тему построения комбинаций и связок мы продолжим чуть позже. А пока, для особенно скептических оппонентов приведу реальную документальную кинограмму.
КИНОГРАММА