Тот, кто умеет и может бить

или тот, который…

«знает, как правильно надо это делать»?

Из наставления молодым берсеркам

Восток давно сформулировал спиральную структуру овладения мастерством. Суть ее в том, чтобы, совершив полный круг обучения, возвращаться к пройденной отметке, но на более высоком уровне. Именно повторение — главная составляющая учебного процесса. Потому и мы будем периодически возвращаться к основным положениям, обозначенным в первой книге.

РАЗМИНКА «ОТ ГОЛОВЫ»

В древности основную часть времени люди были заняты разнообразным физическим трудом. Отсюда относительно большая выносливость и способность к немалым силовым нагрузкам. Многие двигательные навыки, помимо ежедневного труда, нарабатывались в танце. Тем паче, что большинство древних танцевальных фигур - это и есть стилизация реальных бытовых, рабочих, или боевых движений.

Как известно, неумех не жаловали даже в плясовом кругу, посему движения обычно разучивались с детства и многократно повторялись в минуты досуга. В древние танцы (зеркало культуры), кроме старых каноничных движений вплетались и новые ремесленные или воинские «па». Со временем и они максимально стилизовались, упрощались и сами становились каноном. Однако, речь не об этом.

Легко предположить, что хороший плясун был успешен и в своем профессиональном занятии. Ибо даже многие современные танцы требуют немалой физической кондиции. Раньше большая доля физического труда и более подвижный образ жизни обеспечивал силу, гибкость, и координированность среднестатистического человека. В наш «век транспорта и сидения за столами» приходится компенсировать гиподинамию искусственными упражнениями.

Ныне существуют наработки более или менее компенсирующие отсутствие многих будничных занятий того времени. С их помощью можно достаточно успешно работать над культурой движения (двигательная память, умение прочувствовать и повторить увиденное действие, способность доработать, дошлифовать и улучшить первоначальный образ движения). В клубе «Щитень» изначально широко использовались упражнения СГБ и Здравы. Правда, это не единственные комплексы действий для активной подготовки тела к предстоящим нагрузкам.

Ряд упражнений был заимствован из разминок театра пантомимы и студии брейк-данса. С их помощью весьма успешно проходит приобретение двигательного опыта, накопление динамического резерва и изучение возможностей своего тела.

Сейчас уже опробована достаточно универсальная схема, позволяющая достаточно быстро подготовиться к тренировке. Направление проработки тела — «от головы» (сверху вниз), а начинается разминка с потягиваний.

Как ни авангардно это будет звучать в применении к человеческой деятельности, но все же вспомните, как животные обходятся без специальных зарядок и разминок. При этом они легко совершают всевозможные движения, как обычные повседневные, так и новые (экстремальные). Обратите внимание, с чего животные начинают активность после покоя. С потягиваний! Пожалуй, это самое известное упражнение, осваиваемое каждым позвоночным существом с рождения. Именно в потягиваниях заложено все необходимое для начала двигательной активности. Растягиваются основные группы мышц, выпрямляется и правильно прогибается позвоночник (снимая остаточные напряжения между позвонками). Правоту братьев наших меньших можно понять, попробовав, сразу после сна, сделать пару приседаний, или наклонов. После этого будет легко понять первый раздел разминки.

Потягушки

Стоя произвольно разведите руки в стороны и постарайтесь дотянуться до противоположных стен, потягиваясь в направлении право-лево. Сдвигая поочередно правую и левую руку перед собой, потянитесь в направлении вперед-назад. То же самое выполняется с поочередно и одновременно поднятыми руками, стараясь дотянуться до потолка. Хорошо, если при работе вы чуть приподниметесь на носках, это означает, что вы все делаете правильно. Этими движениями полезно начинать и заканчивать занятия.

Голова, шея

Очень медленно и без напряжениявращайте головой, сохраняя направление лица (прямо).

Поворачивайте голову в обе стороны, сохраняя строго вертикальное положение.

Склоняйте голову к плечам (стараясь положить ухо на плечо).

Сдвигайте голову вперед-назад и вправо-влево, стараясь не менять вертикального положения головы.

В той же манере двигайте головой по кругу (по ощущениям нужно двигать основание черепа, в месте крепления шейного позвонка «атланта»).

СХЕМА

В заключении, размяв шею в свободном режиме, повторите все упражнения с максимальной амплитудой.

«Ярмо» (плечевой пояс)

Максимально поднимите плечи, пытаясь достать ушей. Максимально, с усилием опустите. В процессе этих движений поворачивайте голову направо и налево.

Не меняя положения головы и тазового пояса, поверните плечи (одно вперед, другое назад) и повторите подъемы и опускания. То же самое другим плечом вперед.

(Имеется в виду не анатомическое плечо, а используемое в просторечии название плечевого сустава).

СХЕМА

Сдвиньте оба плеча вперед, отведите назад, повторите с поворотами и наклонами головы.

Более сложное движение состоит в смещении «ярма» (лопатки, ключицы) вправо и влево, зафиксировав голову и грудную клетку на месте.

СХЕМА

Грудная клетка, микитки

Выдвиньте грудную клетку вперед, прогнув спинной отдел позвоночника (плечи, голова, таз на месте). Обратным движением выгните спину назад, выгибая позвоночник наружу. Необходимо стремиться, чтобы самыми выступающими точками были середина грудины (на движении вперед) и позвонки между лопатками (при выгибе назад).

По той же схеме сдвигайте грудную клетку влево-вправо. Все тело остается на месте, нужно стремиться максимально выдвинуть области 7 и 8 ребер.

Затем, подобно движению шеей, смещайте грудную клетку по кругу, 4-5 вращений в каждую сторону.

Можно разнообразить движения по своему вкусу: и выполнять смещение по диагонали: вперед-вправо и назад-влево, вперед-влево и назад-вправо.

СХЕМА

Те же упражнения нужно повторить, сделав подвижным элементом микитки (нижние незакрепленные ребра). Именно они должны выдвигаться максимально при неподвижном теле.

Наши рекомендации