Внутренняя и внешняя среда организации: состав и структура.
При исследовании и проектировании организаций используется понятие среда. В рамках системного подхода среда –это все то, что воздействует на систему, но не испытывает равноценного обратного влияния. Поскольку воздействию подвергаются как вся организация (со стороны условий и факторов своего существования, других организаций), так и отдельные элементы, компоненты и подсистемы самой организации, то можно говорить о ее внешней и внутренней среде.
К внутренней среде организацииотносятся те факторы и организационные компоненты, которыенаходятся в организации и непосредственно влияют на деятельность отдельных работников и структурных подразделений.В определенной степени набор этих ключевых процессов и элементов находится под контролем руководства организации. К основным компонентам внутренней среды организации, которые будут более подробно рассмотрены в последующих лекциях, относятся: нормы, правила, порядок распределения прав и ответственности, организационная структура, производство и реализация продукции, найм, обучение и продвижение кадров, инфокоммуникационные процессы, финансовая деятельность. Для упорядочения этих компонентов организации специалисты предлагают выделять срезывнутренней среды: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый.[49] Важнейшим компонентом внутренней среды является организационная культура.
Внешняя среда организации – это те условия и факторы, организации и ресурсы, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на внутреннюю среду организации, ее развитие и результаты деятельности.
Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы – микросреда (среда непосредственного воздействия, ближайшая, деловая) и макросреда (среда косвенного воздействия, опосредованная). На схеме представлена одна из возможных графических моделей внешней среды организации.
Политические Нормативно-правовые
факторы факторы
Вход Выход |
Органы власти (Гос., МСУ) |
Контролирующие организации |
Финансовые организации |
факторы факторы
Организация (внутренняя среда) |
Организации - поставщики ресурсов |
Организации - инфраструктуры; |
Потребители |
Конкуренты / партнеры |
Международ- Неопределенные
Местное сообщество |
Учредители / акционеры |
факторы
Природные Экономические
факторы факторы
Рис. 6.1.Схема внешней среды организации.
Разделение на микро- и макросреду обусловлено не только непосредственностью связей, но и тем, что макросреда выступает прежде всего как общие условия деятельности, а микро – как партнеры, взаимодействие с которыми формируетсяорганизацией в определенное поле деятельности – «домен» (по Р. Дафту). Естественно, у каждой организации этот «домен» будет свой.
К основным группам организаций микросреды относятся:
- организации-учредители, акционеры;
- выше- и нижестоящие автономные структурные подразделения;
- органы власти различных уровней (федеральной, региональной и местного самоуправления), ветвей (законодательной, представительной, исполнительной, судебной);
- контролирующие структуры разной ведомственной принадлежности;
- финансовые организации;
- поставщики сырья, оборудования и др. ресурсов;
- потребителипродуктов и услуг;
- конкуренты и/или партнеры;
- организации инфраструктуры (оказывающие услуги), СМИ;
- местное сообщество.
Макросреда организации включает набор факторови условий, сгруппированных по сходству элементов в сектора: политический(степень поддержки населением существующего режима, наличие оппозиционных партий), нормативно-правовой (механизмы легальной защиты интересов участников рынка, разработанность законодательства применительно к отдельным отраслям), экономический (степень развития фондового рынка, объем капиталовложений по отраслям промышленности, определяющие инвестиционный климат), научно-технический (например,электронная коммерция), социокультурный (ценности, профессиональная этика) природный(климатические условия), международный (курс обмена валют). К ним может быть добавлены другие группы условий (их комбинация), актуальные для конкретной организации.