Внутренняя и внешняя среда организации: состав и структура.

При исследовании и проектировании организаций используется понятие среда. В рамках системного подхода среда –это все то, что воздействует на систему, но не испытывает равноценного обратного влияния. Поскольку воздействию подвергаются как вся организация (со стороны условий и факторов своего существования, других организаций), так и отдельные элементы, компоненты и подсистемы самой организации, то можно говорить о ее внешней и внутренней среде.

К внутренней среде организацииотносятся те факторы и организационные компоненты, которыенаходятся в организации и непосредственно влияют на деятельность отдельных работников и структурных подразделений.В определенной степени набор этих ключевых процессов и элементов находится под контролем руководства организации. К основным компонентам внутренней среды организации, которые будут более подробно рассмотрены в последующих лекциях, относятся: нормы, правила, порядок распределения прав и ответственности, организационная структура, производство и реализация продукции, найм, обучение и продвижение кадров, инфокоммуникационные процессы, финансовая деятельность. Для упорядочения этих компонентов организации специалисты предлагают выделять срезывнутренней среды: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый.[49] Важнейшим компонентом внутренней среды является организационная культура.

Внешняя среда организации – это те условия и факторы, организации и ресурсы, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на внутреннюю среду организации, ее развитие и результаты деятельности.

Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы – микросреда (среда непосредственного воздействия, ближайшая, деловая) и макросреда (среда косвенного воздействия, опосредованная). На схеме представлена одна из возможных графических моделей внешней среды организации.

Политические Нормативно-правовые

факторы факторы

  Вход Выход

Органы власти (Гос., МСУ)
Научно- Социо-

Контролирующие организации
Финансовые организации  
технические культурные

факторы факторы

Организация (внутренняя среда)  
Организации - поставщики ресурсов
Организации - инфраструктуры;    
Потребители
Конкуренты / партнеры

Международ- Неопределенные

Местное сообщество
Учредители / акционеры
ные факторы

факторы




Природные Экономические

факторы факторы

Рис. 6.1.Схема внешней среды организации.

Разделение на микро- и макросреду обусловлено не только непосредственностью связей, но и тем, что макросреда выступает прежде всего как общие условия деятельности, а микро – как партнеры, взаимодействие с которыми формируетсяорганизацией в определенное поле деятельности – «домен» (по Р. Дафту). Естественно, у каждой организации этот «домен» будет свой.

К основным группам организаций микросреды относятся:

- организации-учредители, акционеры;

- выше- и нижестоящие автономные структурные подразделения;

- органы власти различных уровней (федеральной, региональной и местного самоуправления), ветвей (законодательной, представительной, исполнительной, судебной);

- контролирующие структуры разной ведомственной принадлежности;

- финансовые организации;

- поставщики сырья, оборудования и др. ресурсов;

- потребителипродуктов и услуг;

- конкуренты и/или партнеры;

- организации инфраструктуры (оказывающие услуги), СМИ;

- местное сообщество.

Макросреда организации включает набор факторови условий, сгруппированных по сходству элементов в сектора: политический(степень поддержки населением существующего режима, наличие оппозиционных партий), нормативно-правовой (механизмы легальной защиты интересов участников рынка, разработанность законодательства применительно к отдельным отраслям), экономический (степень развития фондового рынка, объем капиталовложений по отраслям промышленности, определяющие инвестиционный климат), научно-технический (например,электронная коммерция), социокультурный (ценности, профессиональная этика) природный(климатические условия), международный (курс обмена валют). К ним может быть добавлены другие группы условий (их комбинация), актуальные для конкретной организации.

Наши рекомендации