Годовой календарь соревнований.
Прежде всего, следует остановиться на вопросе о календаре соревнований и его роли в подведении спортсмена к состоянию наивысшей готовности. Как известно, главным соревнованием года в спортивной борьбе является чемпионат мира, а четырехлетия — Олимпийские игры. Кроме того, ежегодно им предшествуют чемпионаты Европы. Сроки проведения этих турниров служат ориентиром для индивидуального планирования системы внутренних и международных соревнований как основных средств подготовки и отбора к главным баталиям. К сожалению, организаторы спорта, а порой и тренеры не всегда понимают, что сроки проведения чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр не являются рычагами управления готовностью борца [17, 37].
Основными критериями готовности спортсмена к главным соревнованиям года являются результаты в промежуточных стартах, предусмотренных в индивидуальных планах подготовки.
Каждому спортсмену необходимо набрать определенное количество соревновательных схваток и турниров, в процессе которых формируется психологическая готовность к участию в главных стартах года.
Управлять формированием готовности борца к ответственным соревнованиям можно лишь при грамотном планировании его индивидуальной подготовки, предусматривающей систему соревнований различной трудности [17, 38-39].
Основной ошибкой тренеров является попытка создать своим ученикам «тепличные условия», освободив их от промежуточных турниров. Отсутствие многих ведущих спортсменов на внутренних соревнованиях, включая чемпионаты России, приводит также к снижению популярности спортивной борьбы.
Казалось бы, чего проще: при подготовке к главным соревнованиям года, допустим, к чемпионату мира, провести в начале года чемпионат страны, отобрать на нем сильнейших и везти их сначала на чемпионат Европы, а затем на чемпионат мира. Такой подход, возможно, приемлем для стран, где борьба развита слабо, где у нее нет глубоких традиций и серьезных перспектив. В странах же с большим борцовским потенциалом такое планирование исключает из процесса полноценной тренировки всех тех, кто на день проведения чемпионата страны оказался подготовленным несколько хуже ведущих спортсменов, поскольку лишает их возможности участвовать в крупнейших чемпионатах года и тем самым снижает уровень их мотивации. Не приносит пользу и система с отборочными поединками перед каждым главным чемпионатом, поскольку часто психической и физической энергии борца может хватить лишь на прохождение отбора, а на соревнованиях выясняется, что бороться он уже не в состоянии. Не меньший вред приносит система попадания на чемпионат мира после успешного выступления на европейском турнире, минуя чемпионат страны, так как уход от конкуренции внутри страны тормозит развитие борьбы в данной весовой категории [17, 41].
Наиболее рационально, по нашему мнению, рассматривать чемпионат мира как главное соревнование для всех борцов и считать чемпионат Европы таковым лишь для перспективных спортсменов и для тех, кто не получил боевого крещения на официальных международных соревнованиях, а чемпионат страны — как отборочное соревнование для всех без исключения борцов и проводить его в среднем за полтора-два месяца до чемпионата мира[17, 42].
Такое планирование имеет следующие преимущества.
1. До самого последнего момента все борцы мобилизуются и серьезно готовятся к главному соревнованию года с равными шансами попасть на него.
2. В подготовке конкретного спортсмена удачно сочетаются и полностью используются преимущества работы на местах и на централизованных сборах.
3. Мотивация каждого спортсмена получает стимул для усиления.
4. Борьба в целом имеет механизм здоровой конкуренции, а следовательно, импульс для дальнейшего развития.
5. Появляется возможность естественным образом вывести готовность каждого участника на максимально высокий уровень, поскольку требования чемпионата страны в отдельных весовых категориях при таком варианте планирования могут оказаться значительно выше, чем на чемпионате мира. Следовательно, отдохнув после чемпионата страны, спортсмен за месяц-полтора может подойти к чемпионату мира с недосягаемым для остальных соперников уровнем готовности [17, 45].
Заключение:
1.Тактика борца во многом зависит от его индивидуальных особенностей. В практике мы наблюдаем, что каждый квалифицированный спортсмен имеет свой тактический почерк, свой стиль.
2.В зависимости от действий, характеризующих тактическое поведение борца в схватке, принято различать следующие основные виды тактики: наступательную, контратакующую и оборонительную.
3.Лучшие борцы умеют с большим мастерством целесообразно использовать в единоборстве разнообразную тактику. Это в значительной мере облегчает им достижение успеха в ответственных и трудных поединках.
4.Как добиться хорошей технической подготовки:
- При отработке приёма необходимо учитывать и использовать свои физические данные.
- Всегда отрабатываются приём в обе стороны, правую и левую.
- Приемы отрабатываются в обе стороны одновременно.
- Отрабатываются приёмы в борцовском трико или с обнажённым торсом, в условиях, максимально приближённых к соревновательным.
- Отрабатывать приём надо до автоматизма.
- Лучше в совершенстве овладеть одним приёмом, чем наполовину освоить несколько.
5.Отработка любого приёма включает следующие этапы:
- разучивание базового действия и отработка приёма без
сопротивления противника;
- отработка приёма с сопротивлением противника;
- проведение приёма в технической схватке;
- проведение приёма в соревновательной схватке.
6.Важной особенностью практической работы на этапах углубленного совершенствования и реализации индивидуальных возможностей борцов является ее избирательность в соответствии с неповторимыми свойствами каждого ученика. На этих этапах фронтальный и групповой подходы все больше уступают место индивидуальному подходу к ведению учебно-тренировочной работы.
7. Основой спортивного мастерства борца являются коронные приемы, которые определяют индивидуальный стиль ведения поединка. Более того, технико-тактическая подготовленность совершенствуется за счет освоения значительного объема способов тактической подготовки, а не технических приемов, и за счет повышения эффективности коронных атакующих действий.
8.На основе исследований и обобщения опыта ведущих специалистов была разработана и апробирована система методических приемов, направленных на индивидуальное совершенствование тактики ведения поединка. Работа должна проводиться в трех направлениях.
- Борцу для успешного ведения поединка с любым соперником необходимо владеть всеми необходимыми действиями. Поэтому 1-е направление в работе — устранение пробелов в подготовке борца и обучение умению решать все возникающие в поединке задачи.
- Индивидуализация технико-тактической подготовки борца строится на базе его умения решать все задачи, возникающие в поединке. Смысл ее сводится к тому, что одну и ту же задачу каждый спортсмен решает своим способом, своими техническими приемами (операциями). Поэтому 2-е направление индивидуального совершенствования тактики ведения поединка тесно связано с 1-м и сводится к подбору для каждого борца наиболее рациональных способов решения каждой задачи, имеющей место в соревнованиях. Причем, определяя целесообразность того или иного способа, следует исходить из особенностей (психических, морфо-функциональных и др.) самого борца и его основных конкурентов.
- 3-е направление в работе связано с формированием различных алгоритмов поведения борца в поединке. Практически оно сводится к объединению отдельных действий в целостные комплексы.
Литература:
1. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986.с.153-159
2. Галковский Н.М., Шахмурадов Ю.А. Перестроить методику начального обучения в вольной борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1981. - С.3-8.
3. Ю.Карпинский А.А. 100 заданий по борьбе. - Киев; Здоров' я, 1979.-143 с.
4. Коджаспиров Ю.Г. Новое в методике начального обучения А юных борцов // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1982. -С. 16-19.
5. Колмановский А.А,, Дахновский В. С., Колмановский А. Б. Классическая борьба: Пособие для тренеров, работающих с начинающими борцами. - М.: Физкультура и спорт, 1968.- 176 с,
6. Кондрацкий И.А., Грузных Г.М., Игуменов В.М. Основы методики становления и совершенствования технико-тактического мастерства в классической борьбе: Учеб.пособ, - Омск: ОГИФК, 1984. - 86 с.
7. Панюшкин В.П. Развитие тактического мышления и планирование схватки//Спортивная борьба: Ежегодник,- М., 1984.- С. 13-17.
8. Подвижные игры в подготовке юных спортсменов; Метод .рекомендации для студентов, аспирантов и слушателей фак.усовершенствования. - М.: ГЦОЛИФК, 1979.- 23-26 с.
9. Портных Ю.И. Подвижные игры II Спортивные и подвижные игры / Под общей ред. П.А.Чумакова. - М., 1970.- С,46-82.
10. Преображенский С.В. Борьба - занятие мужское. - М.: Физкультура и спорт, 1983.- 280 с.
11. Сорокин Н.Н. Спортивная борьба: классическая и вольная: Учеб. пособие для занятий с начинающими. - М,; Физкультура и спорт, 1956.с.156
12. Спортивная борьба: Учеб.для ин-тов физ.культуры / Под общ.ред. Н.М.Галковского, А.З.Катулина,- М.: Физкультура и спорт, 1968 - 548 с.
13. Спортивная борьба: Учебник для ин-тов физ.кулътуры /Под ред.А.П.Купцова.- М.: Физкультура и спорт, 1978.- 424 с.
14. Спортивная борьба: Учеб.пособие для техникумов и ин-тов физ.культуры / Под ред.Г.С.Туманяна,- М,; Физкультура и спорт, 1985,-144-146с.
15. Станков А.Г., Климин В.П., Писемский И,А. Индивидуализация подготовки борцов. - М.: Физкультура и спорт, 1984.- 240-245 с.
16. Юшков О. П., Сердюк В. П. Оценка эффективности обучении техническим действиям в вольной борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник,- М,1983.-С.33-38.
17. Воловик А.Е., Миленин В.М., Шевандин М.А. Стенография спортивной техники в борьбе // Теория и практика физ. культуры, -1969.- №2.- С.37-45.
Приложение:
9 способов тактической подготовки к коронному приему на примере «мельницы».
*
рис.1
1,2-этап базовой подготовки; 3,4,5-углубленное совершенствование коронной атаки ”Мельница” другими способами; 6,7,8,9-итап реализации индивидуальных возможностей коронной атаки “Мельница”; *- коронная атака “Мельница”.