СРСП №8-9. Написать публичную речь по актуальной теме для общества современности.

СРС №10-11.

Задание 1. Перепишите, образуя от данных в скобках глаголов действительные причастия настоящего времени. Как образованные вами причастия согласуются с выделенными существительными?

Тонкие стебли (пылать) маков под насыпью ветер качает в степи (Жиг.). 2. Белые цапли, (жить) на Мадагаскаре, не боятся людей. З. В южных морях водится множество (принадлежать) к типу кишечнополостных маленьких животных ктенофор. 4. На фоне (вечереть) неба показались силуэты (скакать) всадников. 5. Кинооператору удалось снять (расправить) крылья орла, (токовать) тетеревов, (кормить) птенцов синицу.

Задание 2. Перепишите, образуя от данных в скобках глаголов действительные причастия прошедшего времени.

Современники, по достоинству (оценить) таланты Айвазовского, отмечали его редкий дар обостренной наблюдательности. Айвазовский — художник-патриот, немало (сделать) и в области батальной живописи. Целый ряд побед русского флота, (получить) в его лице вдохновенного певца, запечатлён им с редким увлечением и блестящим мастерством. Художник горячо отзывался на все события, (потрясать) родину.

Задание 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Обозначьте суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

Художник с детства любил наблюдать величественную лукавокапризную ускольза...щ...ю жизнь моря. Он искусной рукой перенёс на холст это море как бы не прекращавш…е своей буйной и шумной жизни. Извечный ритм движения несущ...хся облаков белую кипящ...ю пену прибоя корабли беспощадно разбива...щ...ся о прибрежные скалы. Реже писал он тихое море плавно покоивш...ся в голубой гигантской чаще едва шевеливш...й его легкий ветер багрянец разгорающ...ся костром огневого заката.

Задание 4. Составьте и запишите предложения с данными словосочетаниями.

Интересующая нас история развития общества; имеющие непосредственную связь; открывший ряд новых областей математики; давший могучий толчок; подтверждающий это высказывание; совершенствуемые установки; едва слышимый голос.

Задание 5. Составьте рассказ на тему «История моего города», используя страдательные причастия прошедшего времени.

Задание 6. Перепишите, расставляя знаки препинания. Озаглавьте текст.

Картина «Заросший пруд» написанная Поленовым с огромным чувством и мастерством по праву принадлежит к лучшим пейзажам. Из густой зелени парка выбегает к пруду дорожка кончающаяся небольшим нависшим над водой мосточком сколоченным из досок и брёвен. Кажется что смолистые запахи согревшегося от солнца дерева соединились с тёплыми илистыми испарениями задремавшей воды.

Лёгкая рябь чуть колышет белые кувшинки Дремотно распустившиеся над прозрачной гладью воды. Поверхность пруда несущая в себе отражение тенистого сада испещрённая золотисто-зелёными близкими пронизанная солнечным светом живёт своей потаённой жизнью. Тихо жарко уютно на берегу заросшего пруда. В тёплой зелени тонет дорожка где едва заметна фигура женщины присевшей отдохнуть на скамью в молчаливом безмолвии парка.

СРСП №10-11.

Задание: Опишите внешность одного из ваших знакомых (черты лица, фигуру, жесты, мимику, одежду), используя действительные причастия настоящего времени.

СРС № 12-13. План

Задание 1. Прочитайте комментарий.

План – это последовательное перечисление основных событий, вопросов, рассматриваемых в тексте. План помогает понять текст, помогает запомнить прорабатываемый материал, чтобы затем, при необходимости (например, на экзамене), вспомнить его содержание. Восстанавливая содержание текста по плану, вы проверяете, насколько хорошо и правильно запомнился текст. Таким образом, план является еще и средством для контроля и самооценки.

Для составления плана необходимо провести структурно-смысловой анализ текста. Процесс составления плана состоит из следующих действии:

1) чтение текста;

2) деление прочитанного на смысловые части;

3) выделение в каждой смысловой части основной информации;

4) формулировка наименований каждой части.

К основной информации, т.е. самой существенной среди других информаций, относят те факты, непонимание которых влечет за собой потерю нити повествования, нарушение логики рассуждения автора. Основная информация чаще всего содержится в первом или последнем предложении смысловой части.

Второстепенная (дополнительная информация) конкретизирует и уточняет, развивает, подтверждает основную информацию. Второстепенная информация может вводиться в текст словами: так, например, такие как, таков, в частности и т.п.

Дублирующая информация содержит объяснение уже названного явления, понятия, термина. Эта информация присоединяется словами: или, то есть, (т.е.), иначе говоря, другими словами, это означает, что означает.

Существует три основных типа плана:

1) в вопросной форме (вопросный план)

2) в назывной форме (назывной план)

3) в тезисной форме (тезисный план)

План в вопросной форме состоит из пунктов, оформленных в виде вопросительных предложений. Используются конструкции с различными вопросительными словами какой, каков, почему, как, где, что называется чем, что состоит из чего и т.д.

Пункты назывного плана оформлены в виде назывных предложений. Назывные предложения имеют только один главный член – подлежащее. Подлежащее в таких предложениях лишь называет предмет или явление, событие. Для оформления плана в назывной форме типичны следующие конструкции: что как что, что в чем, значение чего.

Различают простой и сложный план. Простой план – это выделение главных, основных частей текста.

В сложном (развернутом) плане главные части делятся на дополнительные, оформляемые как подпункты плана. Каждый подпункт – это дополнительная информация, детализирующая главную. При записи сложного плана необходимо пользоваться следующей схемой:

І. ... ІІ.

1. ... 1. ...

2. ... а)

а) б)

б) 2. ...

С помощью тезисного плана сжато и кратко передается то, что более подробно изложено в книге или статье. Пункты тезисного плана оформляются в виде повествовательных предложений

Задание 2.Прочитайте текст и составьте один из видов плана.

Наука

Все формы общественного сознания отражают действительность, но только в науке функция познания является главной, всецело определяющей сущность и специфику этой обширной и важной области духовной жизни общества.

Особенностью науки, отличающей, ее от других форм общественного сознания, является также то, что отражение действительности в ней происходит в логических понятиях и законах, что ей свойственно абстрагироваться от конкретно – чувственных сторон своего предмета, от индивидуальных признаков явлений. Деятельность ученого-исследователя, конечно, включает в себя и эмоционально-психологический момент, однако сама наука является областью господства логики и разума.

Наука начинается там, где имеет место познание сущности вещей, глубоких внутренних причин событий и процессов, их закономерностей. Она представляет собой высшую форму человеческого знания ...

Структура науки отражает, с одной стороны, многогранность ее предмета, обнимающего собой и природу, и общество, и мышление в их становлении и развитии, с другой – многообразие социальных потребностей, которые она призвана удовлетворять. В этой структуре появляется единство исторического и логического аспекта науки, экспериментального и теоретического уровней познания.

Одна из важнейших особенностей научной деятельности- ее ориентация на исследовательские задачи, на все более глубокое проникновение в сущность интересующих человека явлений и процессов. Отсюда огромная важность способов познания, методической и технической вооруженности ученых, обязательность глубокого и всестороннего обоснования выдвигаемых гипотез и теорий.

Исходя из этого, науку можно определить как развивающуюся систему знаний и связанных с ними приемов исследования и способов аргументации. Наука включает в себя как познанные законы действительности, так и их объяснение.

Научное отражение мира, тесно связанное с практикой, исходит из потребностей практики, имеет или непосредственные, или конечные практические цели. Главная причина возникновения и прогресса науки – потребности материальной жизни общества. Так потребности орошения, ремесла, судоходства, военного и строительного дела вызвали необходимость в механике и математике, потребности земледелия и мореплавания обусловили возникновение астрономии и географии и т.д. В современный период развитие естествознания происходит, прежде всего, под воздействием роста потребностей в новых источниках энергии и сырья для промышленности, в увеличении производительности труда, повышении плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур.

Общественные науки, в свою очередь, руководствуются потребностями классовой борьбы, управления экономикой, воспитания и других областей социальной жизни.

Естественные науки непосредственно обслуживают производство. Через многочисленные, так называемые прикладные науки (радиотехника, оптика, горное дело и т.д.), теоретическое естествознание тесно связано с техникой и технологией. Однако методическая сторона естественных наук постоянно взаимодействует с философией, а через нее со всей системой экономических и политических отношений в обществе.

Подлинная наука всегда служила и служит опорой прогрессивных сил общества и враждебна реакции.

С развитием и усложнением производства наука приобретает все большее значение в деле руководства производственным процессом и организации труда. Автоматизация управления электростанциями, доменными циклами, предприятиями химической промышленности, все возрастающее применение счетных и вычислительных машин на командных пунктах индустрии убедительно подтверждает это.

В процессе исторического развития общества роль науки все время возрастает. Особенно важно, чтобы был крепким союз науки и техники. В настоящее время ясно, что этот союз стал реальностью.

СРСП №12-13. Подберите самостоятельно текст по специальности и составьте его план.

СРС №14-15. Рецензия

Задание: прочитайте комментарий.

Рецензия,как и аннотация, реферат, отзыв является основным жанром научно-учебных текстов. Рецензия – это отзыв, критическая оценка статьи (книги), спектакля, кинофильма и т.д. Основное назначение рецензии – информировать о произведении, дать представление о нем, показать его назначение, возможность использования.

Структура, характерная для данного функционально-смыслового типа речи:

1. Автор, название статьи, издание

2. Вступление. Аргументированное объяснение рецензента, почему он обращается к данной работе, какая проблема поднимается, ее актуальность.

3. Основная часть. Изложение основных положений рецензируемой рабо-ты, позиции автора издания и его отношение к проблемам анализируемого текста, развернутая аргументация оценки.

4. Заключение. Выводы рецензента.

Рецензенту надо четко сформу-лировать свое мнение и дать четкую аргументацию своей оценки. В зависимости от цели рецензии она может содержать рекомендации рецензента по улучшению работы. Объем рецензии может быть различным в зависимости от объема и характера рецензируемой работы, цели рецензии и т.д. Умение рецензировать необходимо студенту при чтении и анализе литературы по специальности, написании докладов и курсовых работ, при работе в спецсеминарах, в дальнейшей научной работе.

Языковые конструкции, используемые при написании рецензии:

В статье излагаются взгляды (на что?)

рассматриваются вопросы (какие?)

статья посвящена (чему?)

автор останавливается на таких проблемах, как ...., касается таких

проблем, как ....

статья (книга) состоит из ... частей

автор подробно описывает, классифицирует, характеризует, освещает (проблемы); ставит вопрос о том, что ..., пытается показать, рассмотреть, сделать серьезный анализ

статья (книга) представляет собой обобщение (изложение), обзор, анализ, описание

В статье рассматривается, обобщается, делается анализ, оценка (чему?)

Наши рекомендации