Классификация установок первичной перегонки нефти
Технологические схемы установок первичной перегонки нефти обычно выбираются для определенного варианта переработки нефти — топливного или топливно-масляного.
При неглубокой переработке нефти по топливному варианту перегонка ее осуществляется на установках AT (атмосферных трубчатках); при глубокой переработке — на установках АВТ (атмосферно-вакуумных трубчатках) топливного варианта и при переработке по масляному варианту — на установках АВТ масляного варианта. Если установки AT имеют только атмосферный блок, то установки АВТ — блоки атмосферной и вакуумной перегонки нефти и мазута соответственно. Иногда строят установки ВТ (чаще как секции маслоблока или для получения остаточного битума).
В зависимости от варианта переработки нефти получают различный ассортимент топливных и масляных фракций, а на установках AT при неглубоком топливном варианте получают компоненты моторных топлив и в остатке мазут (котельное топливо).
По глубокому топливному варианту на атмосферном блоке получают бензиновые, керосиновые и дизельные фракции, а мазут подвергают дальнейшей переработке на блоках вакуумной перегонки с выделением широкой дистиллятной фракции и гудрона с последующим их крекированием.
При топливно-масляном варианте переработки нефти и наличии на заводе установок каталитического крекинга и АВТ большой единичной мощности целесообразно использование комбинированной технологической схемы установки первичной перегонки нефти, обеспечивающей одновременное или раздельное получение из нефти наряду с топливными фракциями широкой и узких масляных фракций. Принципиальные технологические схемы таких установок приведены на рис. 3.2.
По данной схеме переработка нефти осуществляется в три ступени: атмосферная перегонка с получением топливных фракций и мазута, вакуумная перегонка мазута с получением узких масляных фракций и гудрона и вакуумная перегонка смеси мазута и гудрона, или с получением широкой масляной фракции и утяжеленного остатка, используемого для производства битума.
Рис.3.2. Принципиальные схемы установок первичной перегонки нефти по топливному варианту неглубокой переработки AT (а), топливному варианту глубокой переработки АВТ (б) и топливно-масляному варианту (в):
1 — атмосферная колонна; 2 — отпарная секция; 3 — вакуумная колонна;
I - нефть; II—легкий бензин; III—углеводородный газ; IV— тяжелый бензин; К—водяной пар; VI— керосин; VII— легкое дизельное топливо; VIII— тяжелое дизельное топливо; IX— мазут; X— неконденсируемые газы и водяной пар в вакуумсоздающую систему; XI— широкая масляная фракция; XII— гудрон; XIII— легкий масляный дистиллят; XIV— средний масляный дистиллят; XV— тяжелый масляный дистиллят.
Применение двух ступеней вакуумной перегонки с одновременным или раздельным получением широкой и узких масляных фракций придает установкам АВТ значительную технологическую гибкость.
Установка АВТ, комбинированная с обезвоживанием и обессоливанием нефти, с двухступенчатой вакуумной перегонкой показана на рис. 3.3.
Рис. 3.3. Комбинированная схема установки АВТ:
1 — электродегидратор; 2 — колонна стабилизации; 3 — атмосферная колонна; 4 — отпарная секция; 5—вакуумная колонна I ступени; 6— вакуумная колонна II ступени;
I—нефть; II - легкий стабильный бензин; III—сжиженный газ; IV— углеводородный газ; V— тяжелый бензин; VI— водяной пар; VII— керосин; VIII— легкое дизельное топливо; IX —тяжелое дизельное топливо; X— легкий вакуумный газойль; XI— неконденсируемые газы и водяной пар в вакуумсоздающую систему; XII— легкий масляный дистиллят; XIII— средний масляный дистиллят; XIV— тяжелый масляный дистиллят; XV— гудрон (на деасфальтизацию); XVI— широкая масляная фракция; XVII— утяжеленный гудрон (асфальт)
3.3. Продукты первичной перегонки нефти
В зависимости от состава нефти, варианта ее переработки и особых требований к топливным и масляным фракциям состав продуктов установок первичной перегонки нефти может быть различным. Так, при переработке типовых восточных нефтей получают следующие фракции (с условными пределами выкипания по преимущественному содержанию целевых компонентов): бензиновые н.к. — 140 (180) °С, керосино вые 140 (180)—240 "С, дизельные 240—350 "С, вакуумный дистиллят (газойль) 350—490 °С (500 °С) или узкие вакуумные масляные погоны 350-400, 400-450 и 450-500 °С, тяжелый остаток > 500 °С - гудрон. Выход топливных и масляных фракций зависит в первую очередь от состава нефти, т. е. от потенциального содержания целевых фракций в нефти. В качестве примера в табл. 2 приведены данные по выход; топливных и масляных фракций из ромашкинской и самотлорской нефтей, различающихся потенциальным содержанием топливных фракций — содержание фракций до 350 °С в этих нефтях составляет около 46 и 50 % (мас.) соответственно (табл.2).
Таблица 3.1.
Температуры выкипания и выход продуктов перегонки нефти на установках АВТ
Продукт (фракция) | Пределы выкипания, "С | Выход фракции, % (мае.) на нефть | |
ромашкинская | самотлорская_ | ||
Газ | 1,0 | 1,1 | |
Бензиновые фракции | н.к. — 62 | 2,0 | 4,1 |
62-85 | 2,7 | 2,4 | |
85-120 | 4,3 | 4,5 | |
120-140 | 3,2 | 3,0 | |
140-180 | 6,4 | 6,0 | |
Керосин | 180-240 | 9,8 | 9,5 |
Дизельное топливо | 240-350 | 17,0 | 19,0 |
Широкая масляная фракция | 350-460 | 17,8 | 21,0 |
Гудрон | >460 | 35,0 | 28,4 |
Потери | — | 0,8 | 1,0 |
Рассмотрим направления использования продуктов первичной перегонки нефти и мазута.
Углеводородный газсостоит в основном из пропана и бутана. Пропан-бутановая фракция используется как сырье газофракционирующей установки для выделения из нее индивидуальных углеводородов, получения бытового топлива. В зависимости от технологического режима и аппаратурного оформления первичной перегонки нефти пропан-бутановая фракция может получаться в сжиженном или газообразном состоянии.
Бензиновая фракциян.к. — 180 оС используется как сырье установки вторичной перегонки бензинов (вторичной ректификации).
Керосиновая фракция120—240 °С после очистки или облагораживания используется как реактивное топливо; фракция 150—300 °С — как осветительный керосин или компонент дизельного топлива.
Фракция дизельного топлива180—350 °С после очистки используется в качестве дизельного топлива; возможно получение компонентов легкого (зимнего) и тяжелого (летнего) дизельного топлива соответствующего фракционного состава, например 180—240 и 240—350 "С. Фракция 200—220 °С парафинистых нефтей используется как сырье для производства жидких парафинов — основы для получения синтетических моющих средств.
Атмосферный газойль330—360 °С — затемненный продукт, получается на установке АВТ, работающей по топливному варианту; используется в смеси с вакуумным газойлем в качестве сырья установки каталитического крекинга.
Мазут— остаток первичной перегонки нефти; облегченный мазут (> 330 °С) может использоваться в качестве котельного топлива, утяжеленный мазут (> 360 °С) — как сырье для последующей переработки на масляные фракции до гудрона. В настоящее время мазут может использоваться также как сырье установок каталитического крекинга или гидрокрекинга (ранее применялся в качестве сырья установок термического крекинга).
Широкая масляная фракция(вакуумный газойль) 350—500° или 350— 550 °С используется как сырье установки каталитического крекинга и гидрокрекинга.
Узкие масляные фракции350—400, 400—450 и 450—500 °С после соответствующей очистки от сернистых соединений, полициклических ароматических и нормальных парафиновых углеводородов используются для производства смазочных масел.
Гудрон— остаток вакуумной перегонки мазута — подвергается дальнейшей переработке с целью получения остаточных масел, кокса и (или) битума, а также котельного топлива путем снижения вязкости на установках висбрекинга.