Характеристики ключевых компетенций

Компетенция Содержание компетенции
Социальная Способность взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность, проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества
Коммуникативная Владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, умение пользоваться системой Интернет
Информационная Обладание информационным ресурсом, владение информационными технологиями, критичное отношение к полученной информации
Специальная Подготовленность к самостоятельному, творческому выполнению профессиональных функций, объективной оценке себя и результатов своего труда
Когнитивная Готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремление к саморазвитию, постоянному обогащению своей профессиональной компетентности

Требования к оформлению иллюстративного материала

График – это условное изображение соотношения величин в их динамике при помощи геометрических фигур, линий и точек. График содержит следующие элементы: 1) заголовок; 2) словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа; 3) оси абсцисс и ординат, шкалу с масштабами и числовые сетки; 4) числовые данные, дополняющие или уточняющие величины нанесенных на график показателей.

Основа графика – его геометрические фигуры, линии и точки, с помощью которых изображают величины.

Оси абсцисс и ординат вычерчивают сплошными линиями без стрелок на концах. По осям координат указывают условные обозначения, а на самих осях – числовые значения. График может быть снабжен координатной сеткой. Часто вместо сетки масштаб наносят короткими штрихами (рисками) на осях. Числовые значения штрихов масштаба пишут левее оси ординат и ниже оси абсцисс. Для экономии места числовые значения можно начинать не с нуля, а ограничивать их теми значениями, в пределах которых показывается соотношение величин.

В зависимости от целей, количественной базы и применяемых геометрических знаков графики могут быть линейными, столбиковыми, полосовыми, секторными (круговыми) и т.д.

На графике может быть изображена динамика нескольких явлений, тогда их кривые должны быть хорошо различаемы по цвету или форме.

График 1

Характеристики ключевых компетенций - student2.ru
Уровень усвоения знаний

Если для построения графиков используются такие геометрические фигуры, как прямоугольники и круги, то их называют диаграммами.

Столбиковая диаграмма строится в системе прямоугольных координат. Основания столбиков одинаковой ширины помещаются на оси абсцисс, а их высота отражает величину явления. Конкретное значение показателя может быть указано на самом столбике. Столбики могут располагаться вплотную друг к другу или через определенное равное расстояние.

Диаграмма 1

Наиболее значимые составляющие качественного обучения с точки зрения потребителей образовательных услуг
Характеристики ключевых компетенций - student2.ru

Полосовые диаграммы отличаются от столбиковых тем, что прямоугольники в них расположены не вертикально, а горизонтально (полосками).

Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, каждый из которых занимает площадь круга, соответствующую величине отражаемого явления.

Диаграмма 2.

Низкий
Уровни аналитических умений

Высокий
Средний

Схема – это изложение, описание, изображение чего-нибудь в главных чертах. Обычно делается без соблюдения масштаба с помощью условных обозначений. В работах схемы нередко используются для изображения процесса, структуры какого-нибудь явления, взаимосвязи его основных элементов. Эти схемы вычерчиваются в виде прямоугольников или иных геометрических фигур с простыми связями-линиями.

Структурные компоненты обеспечения качества профессионального образования
Схема 1

Научно-методологическое обеспечение
Организационно-педагогическое обеспечение
Информационное обеспечение  
Качество образовательного процесса
Профессиологическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Социально-экономическое обеспечение




Все содержащиеся в дипломном проекте графики, диаграммы, схемы, рисунки и другие иллюстрации должны быть пронумерованы. Нумерация может быть по главам или сквозной (через всю работу). Если в работе содержится одна иллюстрация, то она не нумеруется.

В тексте делают ссылки на графики, диаграммы и т.д. В том месте, где читателя нужно отослать к ним, делают ссылку в виде выражения типа «Диаграмма 2 наглядно показывает…» или «(график 1)».

Каждую иллюстрацию сопровождают надписью, которая включает в себя: порядковый номер, заголовок, экспликацию (истолкование, объяснение), которая строится следующим образом: элементы диаграммы, рисунка, графика обозначают цифрами или другими условными знаками, последние выносят за пределы иллюстрации и снабжают объясняющим текстом.

Требования к оформлению библиографических ссылок

Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте научной работы документе, необходимых и достаточных для его общей характеристики, идентификации и поиска. Такие ссылки рекомендуются: при цитировании; заимствовании положений, выводов, предложений и цифровых данных; анализе опубликованных работ; необходимости отослать читателя к источнику, в котором вопрос освещен более подробно, чем в данной работе.

Например:

В.А. Федоров, говоря о качестве как о социальной категории, определяет его как «совокупность характеристик объекта (продукции или процесса), относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Оценивая качество какого-либо объекта, мы тем самым оцениваем степень удовлетворения этим объектом соответствующей индивидуальной или общественной потребности. Причем от значимости этой потребности будет зависеть значимость качества объекта» [181].

Вопросы разработки содержания профессионального образования отражены в трудах Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, В.С. Леднева [11, 13, 19, 100].

Вместе с тем, стоит обозначить позицию В.Д. Шадрикова [169], подчеркивающего пагубность множества влияющих на формирование цели сторон и считающего, что говорить о повышении качества в данном случае невозможно.

Требования к оформлению формул

Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные.

Наиболее важные, а также длинные или громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках.

С целью экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать в одной строке. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.

Порядковые номера формул включают номер главы. Они обозначаются арабскими цифрами в круглых скобках и помещаются у правого края страницы.

Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Небольшие формулы, составляющие единую группу, объединяются одним номером. Если представлена система формул, она объединяется фигурной скобкой слева.

Характеристики ключевых компетенций - student2.ru Например:

(1.4)

Промежуточные формулы, не имеющие самостоятельного значения и приводимые лишь для вывода основных формул, обычно не нумеруются (исключением являются случаи, когда в дальнейшем тексте на данные формулы есть ссылки).

В работах, где количество формул ограниченно, применяется их сквозная нумерация через всю работу, например: глава 1 формула 4 – (1.4).

В работах, где используется большое количество формул, их нумерация является сквозной в пределах одной главы, например: глава 2, формула 4 – (2.4).

При ссылках на какую-либо формулу в тексте ее номер ставят в той же графической форме, что и после формулы, т.е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: «в формуле (3.7)...»; «из уравнения (5.1) вытекает...».

Сноски к формулам, буквенным символам и цифрам должны быть обозначены «*».

Формула включается в предложение как равноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания следует ставить в соответствии с правилами пунктуации.

Двоеточие перед формулой ставится лишь в тех случаях, когда оно необходимо по правилам пунктуации:

а) в тексте перед формулой содержится обобщающее слово;

б) этого требует построение текста, предшествующего формуле.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяются запятой или точкой с запятой. Эти знаки препинания помещаются непосредственно за формулой.

Пример оформления формулы:

Характеристики ключевых компетенций - student2.ru , (2.1)

Характеристики ключевых компетенций - student2.ru (2.2)

Требования к языку и стилю дипломного проекта

Особенностью языка научной речи является подчеркнутая логичность. Эта логичность должна проявляться на различных уровнях: всего текста, его частей и отдельных абзацев. Она характеризуется последовательным переходом от одной мысли к другой. В качестве средства связи между ними используются: вводные слова и предложения (как уже говорилось, как было отмечено и т.д.); специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противительные отношения (однако, между тем, в том числе, тем не менее и др.), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того), переход от одной мысли к другой (рассмотрим, рассмотрев, остановимся на..., перейдем к…, обратимся к…), итог, вывод (итак, таким образом, значит, подводя итог, как видим, в заключение отметим).

Научный язык характеризуется стремлением к объективности изложения материала. Объективность изложения обусловлена спецификой научного познания, направленного на установление истины. Для подтверждения объективности в тексте делается ссылка на то, кем высказана та или иная мысль, в каком источнике содержится использованная информация. При этом в тексте используются вводные слова и словосочетания, указывающие на авторство (по мнению, по данным, по словам, по сообщению, по сведениям и др.). Позиция самого автора выражается в словах: по нашему мнению, нам представляется, мы придерживаемся точки зрения, или от имени третьего лица: автор считает, по мнению автора, с точки зрения автора. Тем самым он отражает свое мнение как точку зрения группы ученых, относящихся к определенной научной школе или научному направлению.

Чтобы и вовсе избежать употребления местоимения, можно писать неопределенно-личными предложениями, либо предложениями со страдательным залогом, например: «В дипломном проекте предложено»

Требования к оформлению реферата

1. Реферат готовится студентом выпускником в объёме одной полной страницы формата А-4, поля сверху и снизу-20 мм, слева-25мм, справа-15мм, шрифт № 14, межстрочный интервал- 1 .Текст реферата в формате WinWord 2003 или WinWord 2007 на дискете 3,5 дюйма сдается вместе с дипломом на кафедру.

2. Имя файла: Реферат (указать свою фамилию в именительном падеже).

Реферат должен содержать точное указание темы и организации-заказчика, на примере которой проект выполнялся, данные об авторе и руководителе дипломного проекта, год защиты, цель и задачи и исследования также описание теоретической актуальности, научной новизны и практической значимости проекта.

В реферате должны быть тезисно описаны результаты проведенного исследования, даны основные выводы по проблеме. Из реферата должно быть ясно, носят ли основные усилия дипломника законченный характер или предполагают целесообразность продолжения подобной тематики в будущих дипломных проектах.

Образец реферата дипломного проекта приведен в Приложение 9.

Защита дипломного проекта

Дипломный проект подлежит публичной защите в соответствии с традиционной процедурой.

Готовясь к защите, студент составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензента. В своём выступлении студент-дипломник должен отразить: актуальность темы; теоретические и методические положения, на которых базируется выпускная квалификационная работа; результаты проведённого анализа изучаемого явления; конкретные предложения по решению проблемы. Выступление не должно включать теоретические положения, заимствованные из литературных или нормативных документов, ибо они не являются предметом защиты.

Защита дипломного проекта проходит на заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК). Студент делает доклад с изложением основных тезисов (не более 15 мин).

Примерная структура доклада

1.Представление темы дипломного проекта

2.Актуальность проблемы

3. Объект, предмет исследования

4.Цель работы.

5.Задачи исследования.

6. Теоретическая и практическая значимость

7. Практическая база исследования

8.Краткое изложение основных положений теоретической, аналитической и проектной части

9.Выводы и предложения;

10.перспективы исследования.

После выступления студента, оглашения отзыва руководителя, а также рецензии на работу, студент отвечает на вопросы и замечания научного руководителя, рецензента, председателя и членов ГАК, а также присутствующих на защите.

Затем студент покидает помещение, а государственная аттестационная комиссия заслушивает мнение рецензента, научного руководителя и дает оценку выпускной квалификационной работе. В итоговой оценке учитывается не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента.

Если мнение едино, голосования не будет. Если есть разногласия, проводится голосование и большинством голосов принимается решение.

Один экземпляр дипломного проекта хранится у студента и может быть использован для продолжения исследования, подготовки кандидатской диссертации. Второй экземпляр остается на кафедре, хранится в течение пяти лет и может служить образцом для следующего поколения студентов. Третий экземпляр остаётся у научного руководителя.

Электронная презентация

Доклад может сопровождаться электронной презентацией. При этом следует придерживаться ряда требований, предъявляемых к устному выступлению с использованием MS PowerPoint.

1. Презентация в формате MS PowerPoint служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его.

2. Выступление не сводится к чтению текста со слайдов.

3. Текст доклада не «соревнуется» с его иллюстрированием (следует выделять достаточно времени на восприятие аудиторией информации, представленной на слайдах).

4. Необходимо привлекать внимание аудитории к важнейшим моментам выступления (устно, с помощью эффектов анимации, опции «указатель», курсора мыши и т.д.).

5. При необходимости выступающий должен легко осуществлять переход к любому слайду своей презентации.

6. Как правило, выступающий предоставляет аудитории распечатанные раздаточные материалы до или во время выступления.

Требования к структуре и оформлению электронной презентации

1. Структура. Количество слайдов должно быть адекватно, содержанию и продолжительности выступления (для 5-минутноговыступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). На первом и последнем слайде, как правило, отражается следующая информация: тема выступления, имя, отчество и фамилия выступающего (полностью). Структуру (содержание) презентации размещают на втором слайде (с помощью опции «Итоговый слайд»). На последнем слайде (или после каждой цитаты и фотографии) необходимо оформить ссылки на использованные источники (адреса поисковых систем, например google.com, yandex.ru, указывать в качестве ссылок недопустимо).

2. Текст на слайдах представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список), без полных предложений. Объем текста на слайде - не должен превышать 7 строк. Наиболее важная информация должна быть выделена с помощью цвета, кегля, эффектов анимации и т.д.

3. Иллюстрации служат уместным и достаточным средством наглядности, помогают наиболее полно раскрыть тему выступления, при этом не должны отвлекать от содержания выступления. При выполнении презентации необходимо использовать иллюстрации только хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением.

4. Инфографика. Выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т.д.) должны соответствовать содержанию и быть связаны с докладом выступающего.

5. Дизайн и настройка. Оформление слайдов должно четко соответствовать теме, аудитории и цели выступления, не препятствует восприятию содержания выступления. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления. Кегль использовать не меньше 20 пунктов. Цвета фона и шрифта должны контрастировать (желателен светлый фон). Используемый шрифт должен легко читаться (выделения курсивом, узкий шрифт, шрифт с засечками и т.д. не применяются). Показ слайдов необходимо осуществлять только по щелчку мыши (не автоматически). Презентация не должна быть перегружена анимационными эффектами.

Требования к файлу презентации и его носителю

1. Требования к файлу презентации:

• файл должен быть в формате Microsoft PowerPoint Vista (ХР или более ранней). Файл также можно предоставлять в упакованном виде, он должен быть упакован "Мастером упаковки", входящим в комплект приложения Microsoft PowerPoint;

• допускается внедрение объектов в формате Microsoft Office, все остальные объекты - в виде картинок;

• видеосюжеты, внедренные в презентацию, должны воспроизводиться стандартным проигрывателем Windows Media, по умолчанию установленным в ОС Windows;

• рекомендуется использовать стандартные шрифты Windows. Если презентация подготовлена с использованием нестандартных шрифтов, то вместе с файлом презентации надо предоставить эти шрифты для установки.

2. Требования к носителю информации:

• презентация должна быть предоставлена на компакт-диске (CD-R, CD-RW, в формате ISO 9660, стандарт ISO CD-ROM) или на Flash Drive (USB), распознаваемом стандартной операционной системой Windows ХР, без установки дополнительных драйверов;

• для предотвращения непредвиденных ситуаций желательно иметь с собой резервную копию Вашей презентации на альтернативном носителе.

Защита дипломной работы проводится на заседании ГАК. На заседании могут присутствовать руководители работ.

Доклад должен быть кратким, содержательным и точным. Формулировки, выводы и предложения - обоснованными и лаконичными.

Наши рекомендации