Как понять сенсея в дзигейко

Вопрос: Во время дзигейко с сенсеем высокого уровня иногда происходит так: сенсей сбивает твой синай, не дает сделать проход после удара, вместо этого отталкивает тебя назад, ничего при этом не говоря, без комментариев. Получается, что ты просто ничего не можешь сделать и не понимаешь, что делаешь не так, или что хочет сенсей, чтобы ты сделал, если он не дает выполнить даже один удар. В такие моменты просто осознаешь, что бесполезно что-либо предпринимать, и продолжаешь пытаться нанести удар только потому что должен. Так чего же может ожидать сенсей в подобных случаях и что нужно делать?

Ответ Масахиро Имафудзи:

Я понимаю, что вы чувствуете. Кроме того, вам может быть тяжелее из-за культурного (негласная культура кендо) и языкового барьеров.

Попробую разъяснить описанную вами ситуацию.
Сенсей не позволял нанести удар и отталкивал вас назад, откуда вы начинали (т.е. положение, из которого вы начали свое движение, чтобы нанести удар).

Когда сенсей поступает подобным образом в описанных вами обстоятельствах, он или она говорит вам, что:

  • ваша маай была неправильная (обычно слишком близко)
  • ваш киай был слишком слаб(говоря вам о том, что нужно больше кричать или сильнее наполнить себя энергией)
  • тайминг удара был неправильный (вы ударили не в тот момент или когда не было благоприятной возможности для удара)
  • у вас не было ки кен тай иччи
  • возможно, от вас ожидали больших ударов (или маленьких)

После тренировки уточните, почему сенсей вел себя подобным образом с вами.

Заметки от Суми сенсея

Масатаке Суми сенсей, 8 дан, ханси

Заметка 1.

Кендока должны выглядеть хорошо, в том числе и в доспехах.

Подворачивайте боковые основные защитные пластины таре (одаре) внутрь с боков, чтобы получилась красивая форма.

Узел мен-химо должен находиться на пересечении мен-химо, а не под пересечением. Этот узел должен приблизительно находиться напротив мономи.

Начиная от узла мен-химо отгибайте матерчатую часть мен (мен бутон) от головы вперед и вниз. Таким образом, материал не будет облегать ваши уши и шею, тем самым обеспечив дополнительную безопасность.

(Если какие-то термины незнакомы, смотрите статью части доспехов кендо.)

Заметка 2.

Семе-аси и чикара-аси (или работа ног: правой и левой)

Есть два типа семе-аси:

1. Два шага, один удар.
Этот тип семе-аси используется, когда дистанция между вами и оппонентом очень большая.
Скорость перемещения правой и левой ног не одинакова. Правая нога двигается относительно медленно, левую же ногу нужно подтянуть очень быстро.
Расстояние, на которое переместится левая нога не обязательно должно быть таким же, которое прошла правая нога. Например, если правая нога переместилась при семе-аси на 80 см, то левую можно переместить всего лишь на 20 см. Т.е. левую ногу достаточно переместить на удобное расстояние для фумикоми.

2. Один шаг, один удар.
Этот тип семе-аси используется с дистанции иссоку итто но ма. Левая нога находится на месте, двигается только правая. Затем в определенный момент толчок левой ногой и прыжок-удар.

Во время выполнения семе-аси вес тела должен оставаться на левой ноге, иначе вы не сможете прыгнуть.

Заметка 3.

Три способа сделать вход:

1. Четко и быстро сделать семе, сократив дистанцию и сразу нанести удар
2. Входить постепенно, плавно сокращая дистанцию, давя на оппонента, затем в нужный момент нанести удар
3. Четко и быстро сделать семе, сократив дистанцию, оставаясь на расстоянии удара бороться за центральную линию, изучая оппонента, и в нужный момент нанести удар

Пробуйте использовать все три способа входа.

Заметка 4.

Все время держите тело прямо.

Когда делаете вход, не наклоняйтесь вперед, тем самым приближая свою голову к оппоненту. Напротив, держите тело подальше от оппонента, приближайте правую ногу.

Заметка 5.

Один шаг, один удар.

Нанося удар, не начинайте движение с левой ноги, подставляя ее ближе к правой, а потом уже перемещая правую. Правая нога должна двигаться первой.

Часть 2

Заметка 6.

Удар мен.
Когда мы наносим удар мен, движение должно быть таким, как будто мы выбрасываем синай вперед.

Многие бьют вниз, их руки находятся слишком низко, как в положении чудан. Это неправильно. Когда мы наносим удар мен, наши руки должны образовывать прямую линию с синаем: нет угла между руками и синаем, как в положении чудан.

Заметка 7.

Субури.
Во время выполнения субури мы не вкладываем силу в удары. Используется только вес меча.

Заметка 8.

Вопрос: Есть ли такие случаи в кендо, когда нужно вкладывать силу в удары?
Ответ Масатаке Суми: Нет, никогда не нужно вкладывать силу.

Заметка 9.

Не сгибайте локти.
Это опасно. Как только вы согнули локти, оппонент может выполнить дебана коте.

Вопрос: Есть ли такие случаи в кендо, когда нужно сгибать локти?
Ответ Масатаке Суми: Нет.

Заметка 10.

Маленькие удары.
Во время выполнения маленьких ударов, также как и при больших ударах, должны работать ваши плечи.
Только, в отличие от больших ударов, ваши руки должны подниматься не так высоко. Но точкой вращения выступают плечи, а не локти или кисти.

Заметка 11.

Иссоку итто но ма.
Все знают, что такое иссоку итто но ма, но не каждый знает свою собственнуюиссоку итто но ма.

Один шаг, один удар. Во время выполнения учикоми, тобикоми, дзигейко и т.п., всегда, мы должны входить на расстояние собственной иссоку итто но ма, не ближе и не дальше.

Если вы войдете ближе, вы испортите удар или осанку. Если остановитесь дальше, то не сможете достать оппонента, не поломав свою осанку. Очень важно наносить удары с расстояния своей собственной иссоку итто но ма.

Часть 3

*По итогам семинара в Украине (7-й международный турнир по кендо «Кубок Харькова») под руководством Масатаке Суми сенсея, 8 дан кендо, ханси.

Наши рекомендации