Графическое решение матричной игры 2х2.
Поставленную выше задачу можно решить и графически на плоскости p0ν, где оптимальные значения (p*, ν) являются координатами точки пересечения двух прямых.
Алгоритм графического решения игры (2х2):
1) на оси абсцисс Op откладываем отрезок единичной длины;
2) на оси ординат (р=0) откладываем выигрыши при стратегии А1, а на вертикальной линии (р=1) выигрыши при стратегии А2;
3) строим стратегии B1, B2, проходящие через точки:
(0,a11) и (1,а21), а также (0,a12) и (1,а22);
4) находим точку N пересечения прямых, которая и будет решением матричной игры. Ордината точки N цена игры – ν, а абсцисса – p*2
Графическое решение матричной игры в постановке приведенной выше задачипредставлено на рис.1
H |
p |
p1=0,375 |
p2=0,625 |
A2 |
A1 |
a11=0,3 |
a12=0,8 |
a21=0,7== |
a22=0,4 |
v=0,55 |
N |
B2 |
B1 |
B`1 |
B`2 |
Рис.1
Матричные игры 2xn.
Рассмотрим матричную игру размерности (2´n) с платежной матрицей
Положим, что решение этой матричной игры в чистых стратегиях отсутствует, седловой точки – нет. Пусть смешанные стратегии игроков заданы
,
Тогда, следуя теореме, решение игры находится из первого уравнения (1.4):
где j=1,…,n.
Для определения максимума по p функции
,
построим ее график состоящий из n прямых вида
,
на плоскости p0ν по следующему алгоритму:
1) на оси абсцисс Op откладываем отрезок единичной длины;
2) на оси ординат (р=0) откладываем выигрыши при стратегии А1 (a1j), а на вертикальной линии (р=1) выигрыши при стратегии А2 (a2j) ;
3) строим линии стратегий B1, B2,…, Bn проходящие через точки:
(0,a1j) и (1,а2j), при j=1,…,n ;
4) затем строим полигональную линию огибающую пучок этих линий снизу;
5) наогибающей находим вершину с максимальной ординатой;
6) абсцисса этой вершины есть вероятность p2* выбора оптимальной смешанной стратегии А2 , тогда для стратегии А1 имеем p1*=1- p2*, а
ордината этой вершины определяет цену игры-ν*.
Задача
Дана конечная матричная игра с платежной матрицей вида:
.
Определить оптимальные стратегии игроков и цену игры.
Решение.
1) Упростим платежную матрицу, проведя процедуру доминирования – стратегия B4 доминирует B3, следовательно, B3 выводится из матрицы.
2) Решение в чистых стратегия
B1 | B2 | B4 | B5 | B6 | αi | |
βj |
Имеем, , . Так как α< β, седловой точки нет иигра не имеет решения в чистых стратегиях
3) Решение в смешанных стратегиях.
Смешанные стратегии игроков
,
Строим график в системе координат pOν в соответствии с описанным выше алгоритмом.
ν |
p |
p1* |
p2* |
1 A2 |
A10 |
a21=1 |
V* |
D |
А |
С |
B |
E |
a22=2 |
a24=3 |
a26=6 |
a25=12 |
a11=10 |
a15=2 |
a16=3 |
a14=4 |
a12=8 |
Решение для игрока А.
Полигональная линия ABCDE – нижняя огибающая, соответствующая нижней границе цены игры, т. е. наихудшим ситуациям для игрока А. Максимальное значение достигается в точкеС, которая образуется пересечением линий, соответствующих стратегиям и игрока В. Абсцисса точки С соответствует вероятности p20 применения игроком А чистой стратегии A2, аp1*=1-p2*– вероятности применения игроком А чистой стратегии A2. Ордината точки С – цена игры ν*. Оптимальное решение для игрока А, следующее:
, ν* = 15/4.
Оптимальное решение можно получить аналитически из решения системы двух линейных уравнений воспользовавшись формулами (1.5) заменяя в них элементы матрицы, соответственно: a11,a12,a21,a22 на a14,a16,a24,a26
Решение для игрока B.
ТочкаС является пересечением пары чистых стратегий и Следовательно, вероятности использования других стратегий равны нулю: q1= q2= q5 = 0. На графике q4* и q6* равны долям, на которые проекция точкиС на ось ординат Oν делит отрезок (a16 a14). Оптимальное решение для игрока В, следующее:
, ν* = 15/4.
Оптимальное решение можно получить аналитически из решения системы двух линейных уравнений воспользовавшись формулами (1.6) заменяя в них элементы матрицы, соответственно: a11,a12,a21,a22 на a14,a16,a24,a26
Матричные игры mx2.
Рассмотрим матричную игру размерности (m´2) с платежной матрицей
Положим, что эта матричная игра в чистых стратегиях решения не имеет, седловой точки – нет. Пусть смешанные стратегии игроков заданы
,
Тогда, следуя теореме, решение игры находится из второго уравнения (1.4):
где i=1,…,m.
Для определения минимума по q функции
построим ее график состоящий из m прямых вида
,
на плоскости q0ν по следующему алгоритму:
1) на оси абсцисс Oq откладываем отрезок единичной длины;
2) на оси ординат (q=0) откладываем проигрыши при стратегии В1 (ai1), а на вертикальной линии (q=1) проигрыши при стратегии B2 (ai2) ;
3) строим линии стратегий A1, A2,…, Am проходящие через точки:
(0,ai1) и (1,аi2), при i=1,…,m;
4) затем строим полигональную линию огибающую пучок этих линий сверху;
5) наогибающей находим вершину с минимальной ординатой;
6) абсцисса этой вершины есть вероятность q2* выбора оптимальной смешанной стратегии B2 , тогда для стратегии B1 имеем q1*=1- q2*, а
ордината этой вершины определяет цену игрыν*.
Задача
Дана конечная матричная игра с платежной матрицей вида:
.
Определить оптимальные стратегии игроков и цену игры.
Решение.
1) Решение в чистых стратегиях
B1 | B2 | αi | |
A1 | |||
A2 | |||
A3 | |||
βj |
Имеем, , . Так как α< β, игра не имеет решения в чистых стратегиях, т.к. седловой точки нет.
2) Решение в смешанных стратегиях.
Смешанные стратегии игроков
,
Строим график в системе координат qOν в соответствии с описанным выше алгоритмом.
ν |
q |
q1* |
q2* |
V0 |
M |
С |
N |
1 B2 |
B10 |
a12=2 |
a32=3 |
a22=4 |
a21=2 |
a31=6 |
a11=4 |
Решение для игрока В.
Полигональная линия МNC– верхняя огибающая, соответствующая верхней границе цены игры, т. е. наилучшим ситуациям для игрока В. Минимальное значение достигается в точке N, которая образуется пересечением линий, соответствующих стратегиям А3 и А2игрока А. Абсцисса точки N соответствует вероятности q2* применения игроком B чистой стратегии B2, аq1*=1-q2*– вероятности применения игроком B чистой стратегии B2. Ордината точки С – цена игры ν*. Оптимальное решение для игрока А, следующее:
, ν* = 18/5.
Оптимальное решение можно получить аналитически из решения системы двух линейных уравнений воспользовавшись формулами (1.6) заменяя в них элементы матрицы, соответственно: a11,a12,a21,a22 на a21,a22,a31,a32
Решение для игрока А.
Точка N является пересечением пары чистых стратегий A2 и A3. Следовательно, вероятности использования других стратегий равны нулю: p1= 0. На графике p2* и p3* равны долям, на которые проекция точки N на ось ординат Oν делит отрезок ( a31 a21). Можно найти точные значения p2* и p3* из решения системы двух линейных уравнений соответствующих стратегиям A2 и A3.
Оптимальное решение для игрока A, следующее:
, ν* = 15/4.
Оптимальное решение можно получить аналитически из решения системы двух линейных уравнений воспользовавшись формулами (1.5) заменяя в них элементы матрицы, соответственно: a11,a12,a21,a22 на a21,a22,a31,a32.