Решение игр в чистых стратегиях.
Рассмотрим конечную матричную игру двух лиц, представленную матрицей выигрышей (mxn), где число стратегий игрока А совпадает с числом строк i=1,…,m, а число стратегий игрока В совпадает с числом столбцов j=1,…,n.
Игрок А придерживается максиминной стратегии. Онхочет получить гарантированный выигрыш. Это значит, что для каждойi-ой стратегии он определяет наименьшее значениесвоего выигрыша, а затем выбирает максимальное из них. Математически максиминную стратегию можно записать в виде
Игрок В придерживается минимаксной стратегии.Он своими оптимальными стратегиями стремится уменьшить выигрыш игрока А. Поэтому при каждой j-ой стратегии он определяет величину своего мах проигрыша, а затем выбирает минимальный из них. Математически минимаксную стратегию можно записать в виде
Если выполняется равенство α = β, то игра имеет оптимальное решение в чистых стратегиях и чистая цена игры ν равна
ν = α = β.
В этом случае игра называется игрой с седловой точкой.
Если имеет место неравенство α <β, то игра не имеет решения в чистых стратегиях, а цена игры удовлетворяет неравенству
α < ν < β
В этом случае игра не имеет седловой точки, но имеет решение в смешанных стратегиях.
Задача.
Дана платежная матрица игры. Определить верхнюю и нижнюю цены игры, также минимаксную и максиминную стратегии игроков.
B1 | B2 | B3 | αi | |
A1 | ||||
A2 | ||||
βj |
Решение.
1) Нижняя цена игры.
, следовательно, максиминная стратегия А2
2) Верхняя цена игры.
, следовательно, максиминная стратегия В1
Имеем, ν = α = β = 4 – чистая цена игры при стратегиях А2 и В1
Следовательно, это игра с седловой точкой и есть решение в чистых стратегиях.
Решение игры: оптимальные чистые стратегии (А2, В1), цена игры ν = 4.
Редукция матричной игры.
При математической постановке игровых задач необходимо иметь в виду некоторые преобразования платежной матрицы, которые помогают уменьшить ее размерность. Эта операция называется редукцией матричной игры, и она заключается в выделении и исключении из платежной матрицы доминируемых и дублируемых стратегий.
Пусть А=(аij) платежная матрица размерности (mxn). Говорят, что стратегия Ai доминирует (дублирует) стратегию Ak , если справедливы неравенства
aij ≥ akj , где j=1,…,n.
В этом случае из платежной матрицы можно убрать k-ю строку.
Аналогично, стратегия Bj доминирует (дублирует) стратегию Bp, если справедливы неравенства
aij ≤ aip , гдеi=1,…,m.
В этом случае из платежной матрицы можно убрать p-ый столбец.
Редукция не изменяет значения игры (цены игры) в чистых стратегиях.
Задача.
С учетом пяти вариантов спроса на товары , сложившегося на рынке, коммерческое предприятие разработало шесть технологий продажи товаров . Найти оптимальное решение. Возможные варианты среднедневного товарооборота в млн. руб. приведены ниже в платежной матрице:
0,4 | 0,9 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | |
0,6 | 0,5 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | |
0,6 | 0,3 | 0,8 | 0,6 | 0,7 | |
0,3 | 0,8 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | |
0,1 | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | |
0,4 | 0,8 | 0,5 | 0,4 | 0,5 |
С позиции коммерческого предприятия (выигрыши игрока А) стратегия доминирует над стратегией , а стратегия доминирует над стратегией . Следовательно, исключаем 5-ю и 6-ю строки матрицы.
0,4 | 0,9 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | |
0,6 | 0,5 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | |
0,6 | 0,3 | 0,8 | 0,6 | 0,7 | |
0,3 | 0,8 | 0,5 | 0,4 | 0,3 |
С позиций спроса на товары (проигрыши игрока В) стратегия B1 доминирует над стратегиями B3,B4,B5, поэтому эти столбцы исключаем.
0,4 | 0,9 | |
0,6 | 0,5 | |
0,6 | 0,3 | |
0,3 | 0,8 |
С позиций игрока А стратегия A1 доминирует над стратегией A4, а стратегия A2 доминирует над стратегией A3. Поэтому исключим 3-ю и 4-ю строки и в результате получим сокращенную платежную матрицу
0,4 | 0,9 | |
0,6 | 0,5 |
Получили платежную матрицу меньшей размерности, которую исследуем по принципу максимина и минимакса.
αi | |||
0,4 | 0,9 | 0,4 | |
0,6 | 0,5 | 0,5 | |
βj | 0,6 | 0,9 |
Имеем, , . Следовательно, игра не имеет решения в чистых стратегиях так как α < β, седловой точки нет, а цена игры заключена в интервале 0,5 < ν < 0,6. Решать эту задачу можно только в смешанных стратегиях.
Аффинное правило.
Пусть задана исходная платежная матрица А=(aij) размерностиmxn.Аффинное преобразование -это линейное преобразование всех элементов матрицы А по формуле
где k ≠ 0 иb –любые константы.
Решение матричной игры для платежной матрицы А'=(a'ij) совпадает с решением для исходной платежной матрицы. Цену игры ν для исходной платежной матрицы можно найти из цены игры для преобразованной платежной матрицы ν’, опираясь на аффинное правило по формуле
Задача. Задана платёжная матрица игры:
A =
Необходимо упростить матрицу игры.
1. Умножим каждый из элементов матрицы Aна k = 0.001, получим:
2. К каждому элементу матрицы прибавим b = 5, получим матрицу:
=
Таким образом, мы получили платёжную матрицу с положительными элементами и небольшими по абсолютной величине. Искать решение для платежной матрицы А" проще, чем для исходной А.