Семантические и функциональные классификации
Социальная информация, как уже отмечалось, делится на массовую, специальную и личную. Будучи зафиксированной на материальном носителе, социальная информация становится документом — материализованным продуктом мыслительной деятельности человека. В результате всё многообразие документов также можно разделить на:
1) массовые,
2) специальные,
3) личные.
Поскольку информационная составляющая — главная в документе, поэтому классификационные схемы, построенные на её основе (так называемые семантические классификации), имеют приоритетное значение. Не случайно они относятся к числу наиболее разработанных и широко распространённых в мире. Это, в частности, все основные библиотечные классификации. Например, Десятичная классификация М. Дьюи (ДКД) применяется в настоящее время в национальной библиографии 59 стран и ещё в ряде библиотек различного типа в 135 странах.
Кроме Десятичной классификации Дьюи, в зарубежных странах наиболее разработанными и распространёнными в настоящее время являются Универсальная десятичная классификация (УДК), а также классификация Библиотеки Конгресса США (КБК).
В нашей стране УДК была введена в 1963 г. Она используется и в современной Российской Федерации.
В УДК входят следующие отделы, охватывающие основные виды документированной информации в библиотечной сфере:
0. Общий отдел.
1. Философия. Психология.
2. Религия. Теология.
3. Общественные науки.
4. (Свободен с 1961 г., а его содержание перенесено в отдел 8).
5. Математика. Естественные науки.
6. Прикладные науки. Медицина. Техника.
7. Искусство. Декоративно-прикладное искусство.
8. Языкознание. Художественная литература. Литературоведение.
9. География. Биографии. История.
Одновременно с введением УДК специалистами ряда крупнейших отечественных библиотек в 1958- 1968 гг. была разработана Библиотечно-библиографическая классификация (ББК), которая применялась в СССР и продолжает использоваться в настоящее время в РФ, будучи одной из лучших в мире национальных библиотечных классификаций. ББК является классификацией прикладного типа и отличается большой глубиной — до 7-8 ступеней.
Десятичные классификации имеют иерархический характер. Но зачастую они сочетаются с фасетными. В результате к основному шифру документа через двоеточие добавляются индексы фасет, которые уточняют особенности вида, предназначение и т. д. (в частности, в УДК, ББК и некоторых других). Так, в УДК основная классификационная таблица построена на основе иерархического метода, а расширение возможностей классификатора осуществляется за счёт введения в его структуру целой системы таблиц дополнительных признаков, которые всесторонне характеризуют классифицируемые документы.
Семантические классификационные модели разработаны к настоящему времени главным образом для сферы библиотечно-библиографической деятельности, т. е. охватывают преимущественно лишь часть (пусть и сравнительно большую) документированной информации.
К семантическим классификациям тесно примыкают функциональные классификации, широко используемые, в частности, в управленческой сфере. Связь этих классификаций определяется прежде всего тем, что после фиксации информации на материальном носителе документ принимает на себя все её функции. Социальная информация находит своё выражение в разнообразных функциях документа.
В зависимости от приоритета того или иного функционально-целевого признака (поскольку любой документ многофункционален) можно выделить из всей совокупности документов следующие подмножества (классы):
— политические документы — предназначены для информационного обеспечения органов государственной власти и управления, политических партий, организаций и т. п.;
— идеологические, в т. ч. религиозные документы;
— управленческие документы — обеспечивающие функционирование и взаимосвязь управляющей и управляемой систем на всех уровнях;
— правовые — регулируют сферу правоотношений в обществе;
— учётные — бухгалтерские, статистические и т. п. документы;
— учебные — предназначены для распространения и закрепления знаний, умений, навыков;
— художественные— реализующие художественно-эстетические задачи;
— научные — связаны с исследованиями закономерностей развития природы и общества;
— технические документы — связаны с преобразованием природы и производством материальных благи т. д.
Функциональные классификации, также как и семантические, строятся преимущественно на основе иерархического метода. Поэтому выделенные выше классы документов можно разделить на группы, выступающие зачастую в качестве отдельных систем документации.
Так, управленческую документацию можно разделить на:
— организационно-правовую;
— распорядительную;
— плановую;
— справочно-информационную;
— справочно-аналитическую и др. системы и подсистемы. Техническую документацию обычно делят на 4 группы:
1) документы, фиксирующие информацию о средствах производства (проектно-конструкторские документы);
2) результаты записи процесса труда (технологические документы);
3) зафиксированная информация о природе, как объекте человеческой деятельности (документы о геологоразведке, геодезии, картографии, метеорологии и др.);
4) документы, связанные со сферой обслуживания и потребления, с использованием технических средств.
Научно-техническая документация в практических целях может быть разделена также по отраслям, в зависимости от информационных потоков и потребностей специалистов. Именно на такой основе построен действующий в нашей стране Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ). Первый его уровень включает перечень рубрик, представляющих отрасли народного хозяйства, научные дисциплины, комплексные межотраслевые проблемы.
По функционально-отраслевому принципу построена достаточно сложная и многоаспектная Международная патентная классификация (МПК), используемая и в РФ для классификации изобретений и систематизации отечественных фондов описаний изобретений.
Группы документов в функциональных классификациях, в свою очередь, делятся на подгруппы, виды и разновидности. Вид документа в них представляет собой основную классификационную единицу. При этом следует иметь в виду, что у различных видов документов, относящихся к разным группам и даже классам, могут быть одинаковые названия. Например, «устав организации», «устав гарнизонной службы», «устав политической партии».
В сфере делопроизводства и архивного дела, т. е. в практике работы с документами, их классификация осуществляется на основе наиболее существенных и повторяющихся признаков, вытекающих из реквизитов документов. Эти признаки получили название признаков заведения дел. Иначе говоря, в качестве классификационных оснований здесь выступают элементы структуры документированной информации.
Группировка документов в первичные комплексы по признакам сходства и различия производится с давних пор. Известно, что уже в практике делопроизводства учреждений XIX, XVIII и даже XVII веков документы группировались в первичные комплексы по наименованию вида, авторскому признаку (указы царя) и т. д.
Теорией и практикой документоведения разработано и предложено 6 основных признаков заведения дел:
1) номинальный (именной)— по наименованию вида документа (протоколы, приказы, акты и т. д.);
2) предметно-вопросный — по основному тексту документа (предмет, вопрос);
3) авторский— по принадлежности документов одному автору — учреждению или отдельному лицу (например, указы Президента РФ, постановления администрации Томской области и т. д.);
4) корреспондентский — по адресату (используется обычно для группировки переписки);
5) географический— предполагает объединение в одном комплексе документов нескольких корреспондентов, находящихся на определённой территории (например, переписка с учреждениями образования г. Москвы);
6) хронологический признак — по дате (в первичный комплекс группируются документы за определённый промежуток времени, например, документы периодической отчётности).
На практике формирование первичных комплексов документов осуществляется не по одному, а сразу по нескольким признакам заведения дел, что позволяет глубже раскрывать состав и содержание сгруппированных документов, более чётко формулировать их названия, облегчает поиск документированной информации.
В архивном деле для обозначения первичных комплексов используется термин «единица хранения архивных документов». Это «учётная и классификационная единица, представляющая собой физически обособленный документ или совокупность документов, имеющая самостоятельное значение».
На уровне отдельных учреждений, организаций, предприятий основаниями для классификации служат, наряду с содержанием и значимостью документов, также структура организации или вопросы (функции) её деятельности. С учётом совокупности этих признаков создаётся классификационный справочник, получивший название номенклатуры дел. Это систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения.
Номенклатура дел — это основной учётный документ в делопроизводстве. Она имеет строго унифицированную форму и пять обязательных граф: индекс дела, заголовок, количество томов, срок хранения, примечание.
Существует три вида номенклатуры дел: типовая, примерная и номенклатура дел организации, т. е. индивидуальная, конкретная. Типовые и примерные номенклатуры дел разрабатываются в организациях, имеющих в своём составе какие-либо подразделения, подведомственные структуры. Типовая номенклатура, будучи нормативным документом, обязательна для тех организаций, для которых она разработана. Примерные номенклатуры, в отличие от типовых, носят рекомендательный характер.
Разделами номенклатуры дел организации, учреждения, предприятия являются в основном названия их структурных подразделений, расположенных в соответствии с утверждённой структурой. Глубина классификации документов в номенклатуре дел зависит от особенностей структуры того или иного предприятия, учреждения, организации. В рамках номенклатуры, на последующих ступенях классификации, документы группируются в соответствии с их видами, значимостью для работы организации, сроками хранения и другими признаками.
Расположение в номенклатуре дел всех включённых в неё разделов и дел закрепляется посредством индексации — условного обозначения каждого дела. Индексы обозначаются арабскими цифрами. Индекс конкретного дела состоит из индекса структурного подразделения и порядкового номера дела в рамках этого подразделения (например, 03-14, 05-2). В результате номенклатура дел не только обеспечивает рациональное хранение, но и позволяет осуществлять быстрый поиск нужного документа в документальном фонде. Если, к примеру, известен регистрационный номер письма: 01-13/47, то его следует искать в пределах структурного подразделения, имеющего индекс 01 (по номенклатуре дел Томского государственного университета это Управление делами ТГУ), в деле с индексом 13 (по номенклатуре дел структурного подразделения — Переписка с Министерством образования и науки РФ), под номером 47 (порядковый номер письма в деле).