Управленческие решения в коллективе.

Оценка работы руководителя во многом осуществляется на основе количества и качества, принятых и реализованных им решений.

Решения можно оценивать, как хорошее или плохое по любому из 2 обобщенных критериев:

1. Оно соответствует объективным требованиям к хорошему решению на момент принятия.

2. Оно оказывается правильным позднее.

Относительная важность решения определяется на основе таких критериев как:

1. Число людей подвергшихся воздействию данного решения

2. Количество затраченных средств

3. Степень влияния решения на выживание или прибыльность предприятия или коллектива

4. Время, затраченное руководителем на разработку и принятие решения

Социологический подход к управлению основывается на влиянии сознания человека и человеческих отношений на процесс разработки и реализации решения.

Последний представлен как результат группового взаимодействия.

Существует несколько групп теорий описывающих этот процесс:

1. Теория политического взаимодействия – изучает процесс разработки и реализации решения с точки зрения баланса сил и интересов различных групп внутри коллектива предприятия и во внешней среде. В этом случае управленческое решение это политический шаг, направленный на укрепление позиций определённой группы. Особое внимание уделяется воздействию референтных групп, распределению ролей и статусов в группах, логики формирования блоков и коалиций.

2. Теория коллективного обучения

1.3. Теория корпоративной культуры

33. Психологические аспекты подготовки и реализации ур

Психология определяет принятие решений как процесс, происходящий в индивидуальном сознании руководителя, а решения, как концепции, формирующиеся в индивидуальном сознании.

Согласно научным представлениям психологии процесс разработки и принятия решений включает следующие стадии:

1. Восприятие – руководитель воспринимает поступающую из внешних и внутренних источников информацию, как сигнал к действию. Вследствие сложности среды и особенностей умственной деятельности человека возникает проблема информационного фильтра (человек воспринимает и запоминает только ту информацию, которая соответствует доминирующим тенденциям в человеческом мышлении).

2. Формирование концепции - руководитель осуществляет постановку задачи при этом он либо выбирает уже готовый тип задачи (концепцию) на основе своего опыта и знаний либо формирует новую концепцию (с 0).

3. Преобразование концепции – привязка умозрительной модели к реальности и поиск выхода из сложившейся ситуации. Система разработки решения играет роль помощника и советника руководителя. Результаты этой стадии во многом определяются предыдущими шагами. Подход к решению задачи зависит от постановки задачи, кроме того важную роль играет влияние индивидуального стиля мышления руководителя.

Этические основы подготовки управленческого решения

Основу этических методов составляют моральные ценности в виде норм, принципов, идеалов, понятий добра и зла, представлений о справедливости и счастье. Сами этические методы опираются на принципы и требования. Они реализуются с помощью убеждения и принуждения. Этические методы применяются в профессиональной этике, бытовой этике (нравственность), в отношении к природе, в религиозной этике.

Профессиональная этика охватывает набор правил повеления в организации, обеспечивающих нравственный характер отношений между работниками и подразделениями. В этот набор входят: уважение к человеку, презумпция невиновности, единство слова и дела и др. К профессиональной этике относится также врачебная этика, этика адвоката, педагогическая этика, этика менеджера и др.

Бытовая этика включает набор правил поведения во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе брачно-семейных отношениях, неформальных коммуникациях.

Этика по отношению к природе (флоре и фауне места проживания и планеты Земля в целом) содержит набор правил поведения по отношению к домашним животным, окружающей природе. Этические методы этом направлении реализуются путем воспитательной и законотворческой работы.

Религиозная этика формирует систему нравственных представлений, норм и заповедей, связанных с вероучениями, догматикой и опирается на идею Бога. Так, в качестве религиозных этических норм в христианстве существует аскетизм, смирение, вера и др. Моральные заповеди играют важную роль в жизни любого человека, особенно исповедующего какую-либо религию. Религиозная этика фактически является основой для всех вышеперечисленных направлений этики.

При подготовке и реализации УР большее применение находят этические нормы, представляющие систему общих ценностей и правил, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Этические нормы обычно принимаются работниками добровольно в качестве подтверждения их сопричастности с какой-либо социальной группой. Эти нормы регулируют поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. Они не имеют исключении, связанных с особыми обстоятельствами. Этические нормы санкционируются не властью государства, а авторитетом руководителя, силой обычая и общественного мнения, они часто формируются в нравственном сознании общества стихийно, а не в силу действия специального закона. Однако сами по себе этические нормы укореняются в сознании человека весьма медленно, поэтому требуется этот процесс организовывать и управлять им.

Этические нормы включают количественные или качественные оценки по элементам набора моральных качеств человека, таких, как назначение человека, мера добра и зла, чувство долга, нравственные принципы и идеалы В общем этические нормы связаны с определенной социальной группой работников.

Типовой набор моральных качеств человека включает следующие элементы, бережливость, благодарность, благодеяние, благородство, вежливость, верность, вероломство, взаимопомощь, вина, правота, волюнтаризм, выдержка, высокомерие, гордость, гpex, грубость, гуманизм, демагогия, дисциплина, добро, зло, добродетель, доверие, догматизм, долг, достоинство, единство слова и дела, жизненная позиция, завись, зазнайство, измена, инициатива, искренность, корыстолюбие, косность, лицемерие, малодушие, манеры, месть, мещанство, мужество, ненависть, ответственность, патриотизм, подвижничество, пошлость, правдивость, принципиальность, самообладание, самоотверженность, скромность, скупость, смелость, смирение, сочувствие, справедливость, терпимость, трудолюбие, фарисейство, ханжество, чванство, человечность, честность, чуткость, эгоизм.

.

34. Виды неопределенности и причины ее возникновения.

Выделяется неопределённость:

1. Количественная, обусловленная значительным числом объектом или элементов ситуации.

2. Информационная, вызванная недостатком информации или её неточностью по техническим, социальным и другим причинам.

3. Стоимостная или из-за слишком дорогой, или недоступной платы за определённость.

4. Профессиональная, как следствие недостаточного профессионализма лица принимающего решения.

5. Ограничительная, вызванная ограничениями в ситуации принятия решения.

6. Неопределённость внешней среды.

Чаще всего неопределенность при принятии управленческих решений возникает по следующим основным причинам:

1. Отсутствие полной и достоверной информации.

2. Сложность обработки информации.

3. Монополизация необходимых сведений внешними органами управления.

В экономике приятно определять 4 уровня неопределённости:

1. Низкий – не влияющий на типовые процедуры принятия и реализации управленческих решений.

2. Средний – требующий пересмотра существенных процедур ПРУР.

3. Высокий – требующий разработки новых процедур ПРУР.

4. Сверхвысокий – находящийся вне понимания специалистов при подготовке и реализации управленческих решений.

Риск в экономическом аспекте предполагает потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределённости, а так же выгоду и прибыль, получить которые возможно лишь при эффективной разработке и реализации управленческих решений.

В управлении риск связан с характером и сложностью проблем, условиями ПРУР, прогнозированием результатов.

Характеристики неопределённости и риска:

1. Размер вероятного ущерба (потерь) и величина ожидаемого дополнительного дохода (прибыли, как результат деятельности в рисковой ситуации).

2. Вероятность риска – степень свершения источника риска (события) измеряемая от 0 до 1.

3. Уровень риска – отношения величины ущерба (потерь) к затратам на подготовку и реализацию риск решения изменяющихся от 0 до 1 выше которого риск неоправдан.

4. Степень риска. Качественная характеристика величины риска и его вероятности. Различают высокую, среднюю, низкую и 0 степени.

5. Приемлемость риска – вероятность потерь и вероятность того, что эти потери не превысят определённый уровень (рубеж).

6. Правомерность риска – вероятность риска находится в переделах нормативного уровня (стандарта) для данной сферы деятельности, который нельзя превысить без нарушения.

Наши рекомендации