Сборка и сварка объемных секций
Для сборки секций (рис.131)с погибью используют постели (рис.132) , образуемые набором лекал, закрепленных на жестком основании и воспроизводящих обводы изготовляемой секции.
Рис.131. Днищевая объемная секция
Рис.132. Постель для сборки днищевой секции
Рабочую кромку лекал делают в виде гребенки, в местах сварных швов предусматривают вырезы. Листы обшивки собирают с минимальными зазорами, прихватывают друг кдругу и крепят к лекалам постели. Сварку стыков выполняют на весу автоматамипод флюсом. Затем производят сборку и приварку набора,элементов -жесткости,устанавливают и приваривают полотнищевторого дна,сваренное отдельно. Для удобства выполнения швов автоматической сваркой под флюсом постели иногда снабжаютфлюсовыми подушками, а также делают ихнаклоняющимися илиповоротными. После завершения сварки секции обшивкуосвобождают от закреплений, секцию снимаютс постели. Если сварка секции производилась без поворота постели, то секцию кантуют, огневой строжкой зачищают корнистыковых швов обшивкии производят их подварку.
Так как стоимостьспециальных постелей, обеспечивающих изготовление секции только определенного типоразмера,велика, широкое распространение получили разборныеуниверсальные постели. Разборные постели(рис.133) для секцийразных размеров иформ собирают из типовых элементов. Предварительная настройка натребуемую кривизну днища производится перестановкой боковых подлекальников 2 иповоротом секций 3 нанеобходимый угол. После этого по плазовым таблицамосуществляют настройку телескопических регулируемых стоек 1.
Рис.133. Универсальная постель
Кантовку корпусных секций дляподварки корней стыковых швов можно осуществлять с помощью двух мостовых кранов и четырех тумб с блоками. Из исходного положения секциюодновременно двумя кранами сначала поднимают на небольшую высоту, затем путем подъема и продольного перемещения стропов переводят в положение I, близкое к“мертвому” положению I', и, отпуская стропы, переводят вустойчивое положение II. В этом положении стропы снимают с нижних блоков и, перемещая их, поднимают секцию из положения II' вположение III, а затем плавно опускают в требуемое положение.
Сборка судов из модулей
При использовании модульного принципа сборку конструктивных модулей из днищевых, бортовых и палубных секций и секций переборок ведут вкомплексно-механизированных цехах, оснащенных устройствами для установки секций втребуемое положение.
Сборку на стапеле осуществляют из крупных блоков, представляющих собой часть корпуса от киля до палубы. Корпус каждого блока формируют на предстапельном участке из секций, подаваемых из сборочно-сварочного цеха. Днищевые секции устанавливают на поперечные балки. При этом средняя часть с колеей для транспортных и монтажных тележек остается свободной. Центровку и стыковку днищевых секций производят с помощью монтажных тележек. По окончании формирования блоков проводят испытания отсеков на непроницаемость.
С горизонтальной подстапельной площадки готовые блоки с помощью двух транспортных тележек перемещают на трансбордер, который перемещается по трансбордерной горке. После совмещения рельсовых путей трансбордера и наклонного стапеля блок на транспортных тележках спускают по наклонному стапелю до места установки. Под концы судоводных балок блока подводят центрирующие устройства, расположенные на спусковых дорожках стапеля, блок снимают с транспортных тележек и возвращают их на предстапельную площадку для перевозки очередного блока.
В настоящее время основным типом достроечного места для крупнотоннажных танкеров становятся сухие доки. По зарубежным данным, строительство сухих доков обходится на 40-50% дороже, чем продольных стапелей, но эти затраты окупаются преимуществами постройки судов.
Весьма интересна поворотно-скользящая система ROTAS японской фирмы "Mitsui" (рис.134).
Рис.134 Метод индустриального изготовления блоков цилиндрической вставки на верфи фирмы “ Mitsui”
Сборка модулей проводится в цехе 5,там же выполняют автоматическую сварку вертикальных соединений. С помощью самоходных платформ модуль подают в кантователь 4,где производится сварка всех соединений. Затем модуль подают на поворотный круг 3и после изменения направления его движения на 90°— на опускное поворотное устройство 2 для подачи модуля в док. Далее модуль устанавливается на специальную транспортную платформу 1и перемещается в доке до места установки в проектное положение.
Более простая схема транспортирования модулей в док показана на рис.135 С помощью транспортной платформы 5вдоль направляющих 4модуль 1подают к доку и с поворотом на 90°по направляющим 2транспортным устройством 3 направляют его на место установки.
Рис.135. Схема транспортирования модулей в док