Система «Экспресс-3» в АСУЖТ.
Железные дороги играют ведущую роль в обеспечении пассажирских перевозок, и это требует постоянного изыскания более современных оперативных методик управления с тем, чтобы сохранить их устойчивое функционирование на рынке транспортных услуг с одновременным снижением эксплуатационных затрат и привлечением дополнительных доходов.
В стратегическом плане для эффективного управления этими перевозками должен быть создан оперативный механизм управления, который бы автоматизировал сбор, обработку и выдачу руководству железных дорог всей необходимой ему информации для принятия оперативных решений по регулированию перевозок, снижению затрат и получению дополнительных доходов.
Такой механизм управления разработан ВНИИЖТом совместно с ВНИИАС и дорогами сети на базе новой системы «Экспресс-3», которая сегодня работает на шести дорогах: Московской, Октябрьской, Северо-Кавказской, Западно-Сибирской, Горьковской и Куйбышевской. До конца 2004 г. запланирован ввод еще пяти таких систем управления пассажирскими перевозками на других дорогах.
Cистемы «Экспресс-3» взяли на себя, помимо уже выполняемых в «Экспресс-2» функций, функции управления всеми основными технологическими процессами, включая багажные, грузобагажные, почтовые перевозки, эксплуатацию и ремонт парка пассажирских вагонов, оперативное планирование перевозок на базе диспетчерских центров с выдачей необходимой информации по назначению и отмене поездов и вагонов, их эффективности использования (рентабельности), а также с выдачей всех показателей, включая сопровождение и анализ маркетинговой деятельности.
Такая стратегия Российских железных дорог, предусматривающая переход от управления продажей билетов к управлению пассажирскими перевозками в целом, себя уже оправдывает, поскольку базируется на мощном комплексе электронных систем «Экспресс-3», обеспечивающих сбор и обработку информации о перевозках пассажиров и их требованиях. В этом, собственно, и состоит отличие электронных систем «Экспресс-3» на Российских железных дорогах от действующих ныне систем железных дорог Западной Европы.
Общее число ныне действующих систем электронного резервирования на железных дорогах Европы и стран СНГ составляет 46. Из них 29 систем типа «Экспресс-2» и «Экспресс-3» обслуживают дороги СНГ (из них в России 16). В Западной Европе функционируют 17 систем собственной разработки. Все эти 46 систем объединены между собой в единую сеть обслуживания пассажиров.
Отличительной особенностью всех перечисленных электронных систем резервирования является их работа и межсистемное взаимодействие в реальном масштабе времени с участием большого числа абонентов, охватывающих всю территорию сети железных дорог. Системы позволяют сконцентрировать всю исходную информацию о перевозках пассажиров и их требованиях. Функциональные возможности этих систем могут развиваться в различных направлениях. Они могут превращаться в многофункциональные системы со сферой действия, охватывающей через сети связи все железные дороги мира, включая взаимодействие с системами других видов транспорта. Все это говорит о том, что на электронные системы резервирования сегодня надо смотреть не только как на системы продажи билетов, а как на инструмент, с помощью которого дороги могут решать самые разнообразные проблемы в пассажирском хозяйстве. При этом весь многолетний опыт их эксплуатации показывает, что, если мы хотим получить наибольшую эффективность, необходимо стремиться к централизации информации в ЭВМ большей мощности, что позволяет дорогам получать более широкие возможности как в области предоставляемого сервиса и услуг пассажирам, так и в области эффективного управления пассажирскими перевозками.
О функциональных возможностях системы «Экспресс-3» неоднократно докладывалось на международных совещаниях ОСЖД и МСЖД. К технологии функционирования системы «Экспресс-3» зарубежные дороги проявляют повышенный интерес. Совет по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (СНГ) на своем 33-м заседании в 2002 г. принял решение о внедрении АСУ «Экспресс-3» на сети железных дорог СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.
Сегодня можно считать, что в области информационных технологий обслуживания пассажиров и управления пассажирскими перевозками АСУ «Экспресс-3» является передовой на железных дорогах мира. В АСУ «Экспресс-3» все процессы, связанные с продажей билетов и с учетом пассажиропотоков, наличия и дислокации парка пассажирских вагонов, с финансовыми взаиморасчетами и сервисными услугами, объединены в одной системе. В Западной Европе не все эти процессы реализованы в электронных системах резервирования, что в конечном итоге и сдерживает их развитие по управлению перевозочным процессом.
Процесс управления пассажирскими перевозками в своей основе сводится к установлению оптимального соотношения между потребностью населения в перевозках и имеющимися транспортными средствами (парком вагонов) у дорог в условиях непрерывного колебания пассажиропотоков с тем, чтобы иметь минимальные эксплуатационные расходы и достаточные доходы. Наличие только одних непрерывно образующихся пассажиропотоков, без учета состояния и дислокации парка пассажирских вагонов, не позволяет вырабатывать регулировочные мероприятия с указанием назначения и отмены поездов и вагонов.
Во французской системе электронного резервирования «Сократ» такая тенденция комплексного подхода уже намечается. В ней хорошо проработано управление тарифами в зависимости от возникающих пассажиропотоков. В других западноевропейских системах, включая и немецкую систему «Курс-90», пока основной упор по их развитию делается на сервисное и справочно-информационное обслуживание пассажиров без увязки с парком пассажирских вагонов.
Рис. 1. Комплекс задач системы «Экспресс-3» |
В АСУ «Экспресс-3» вопросы экономики, финансов и маркетинга решаются с помощью информационно-управляющей подпрограммы АСУ-Л (рис. 1). Ее главная задача — автоматизация технологических процессов, связанных с управлением пассажирскими перевозками. В рамках этой подпрограммы решается следующий комплекс задач:
- сбор основных показателей, связанных с перевозкой пассажиров;
- определение корреспонденций пассажиропотоков;
- контроль и учет населенности пассажирских поездов;
- доходы от перевозок в зависимости от используемого тарифа;
- спрос пассажиров на перевозки;
- статистическая и финансовая отчетность, включая взаиморасчеты за пассажирские перевозки;
- маркетинг рынка пассажирских перевозок;
- прогнозирование пассажирских перевозок;
- оперативное отслеживание экономической эффективности (рентабельности) назначения поездов и т. п.
Функции, выполняемые АСУ «Экспресс-3», приведены на рис. 2. Система нормативных, эксплуатационных и экономических показателей АСУ «Экспресс-3» характеризует количественно и качественно работу поездов и весь процесс по управлению пассажирскими перевозками. Данные показатели включают объемы выполненной работы и использование подвижного состава. К количественным показателям отнесены: количество отправленных пассажиров, корреспонденции пассажиропотоков, пассажирооборот, пробег в вагоно-км и поездо-км, объемы посадки и высадки по станциям, средний состав поезда. Качественные показатели включают: населенность вагонов, степень использования вместимости вагонов, коэффициенты сменяемости мест, среднюю дальность перевозки пассажиров.
Рис. 2. Функции, выполняемые АСУ «Экспресс-3» |
Корреспонденции пассажиропотоков, выдаваемые АСУ «Экспресс-3» командному составу дорог, являются основой для построения графика движения поездов и выработки оперативных регулировочных мероприятий. Знание и прогнозирование пассажиропотоков в значительной степени отражает общий уровень культуры организации пассажирских перевозок.
Учет корреспонденций в АСУ «Экспресс-3» осуществляется по всем станциям, производящим операции по посадке и высадке пассажиров. Однако, учитывая большое количество таких станций на сети дорог России, по желанию пользователя системы можно получать информацию о поструйных пассажиропотоках в агрегированном виде. Корреспонденции рассчитываются по поездам дальнего и местного сообщения, по заданным группам поездов, железным дорогам и железнодорожным направлениям.
Оперативное управление схемами составов поездов приобретает важное экономическое значение в рыночных условиях, при этом его качество зависит от оперативности и достоверности получаемой информации о фактической населенности вагонов в условиях текущей эксплуатации. Указанный показатель надо знать командному составу дорог не только на момент отправления поезда или в среднем за выполненный рейс, но и по ходу следования состава от начальной до конечной станции маршрута поезда. В связи с этим пользователи АСУ «Экспресс-3» получают в оперативном режиме данные:
- фактическая населенность вагонов по участкам маршрута;
- корреспонденции пассажиропотоков;
- показатели «пассажиро-км» и «вагоно-км» по участкам и в целом за рейс.
Вся исходная информация выдается системой на экран дисплея и печать персонального компьютера в виде диаграмм, рисунков и таблиц. Для получения сравнительной характеристики и определения тенденции и изменения показателей эксплуатационной работы эти данные хранятся в банке данных системы в течение нескольких лет.
Гибкое управление тарифами в системе осуществляется на основе информации, получаемой от доходов за перевозки. Тарифы могут меняться как в целом, так и конкретно по поездам и типам вагонов.
При этом существует обратная связь между назначением нового тарифа и вновь получаемых доходов. Это дает возможность руководящему персоналу видеть выигрыш или потерю доходов от принятых им решений по назначению новых тарифов по перевозкам пассажиров (см. рис.1).
Спрос пассажиров на перевозки фиксируется системой в виде диаграмм, определяющих скорость заполнения имеющегося подвижного состава. При этом устанавливаются критерии, на основании которых происходит своевременная информация командного состава.
Вся финансовая и статистическая отчетность, включая взаиморасчеты за перевозки между дорогами и государствами, осуществляется системой автоматически по соответствующим запросам командного состава дорог.
Маркетинг рынка пассажирских перевозок является комплексной задачей по организации перевозочного процесса, ориентированной на более полное удовлетворение постоянно меняющегося спроса на транспортные услуги и повышение рентабельности отрасли.
Эта задача включает в себя:
- оценку реальных объемов перевозок по железнодорожным направлениям, железным дорогам, категориям поездов и типам вагонов;
- выявление неудовлетворенного спроса по сегментам транспортного рынка и выдачу комплекса мероприятий по его освоению;
- определение неравномерности объемов перевозок по периодам года;
- разработку достоверных прогнозов;
- оценку использования производственного потенциала пассажирского комплекса и определение стратегии и тактики его развития.
Система преобразует для маркетинга всю исходную информацию об объемах продажи проездных документов, суммах доходов, маршрутах поездов и т. д., группирует ее по определенным признакам и критериям, после чего выдает пользователю в виде необходимых схем, диаграмм, графиков и таблиц.
Основой построения прогноза в системе является анализ посуточных отправлений пассажиров. При этом банк данных АСУ «Экспресс-3» обеспечивает полную автоматизацию сбора данных о проданных проездных документах и свободных местах на каждую дату за 12 предшествующих лет. Информационные поля формируются по направлениям и по каждому номеру поезда и содержат:
- объемы отправлений пассажиров;
- населенность вагонов различных типов;
- степень использования вместимости составов;
- коэффициенты сменяемости мест и т. п.
АСУ «Экспресс-3» осуществляет оперативное отслеживание экономической эффективности (рентабельности) назначения и отмены поездов и отдельных групп вагонов с целью: выбора экономически целесообразного варианта освоения перевозок; максимального использования вместимости подвижного состава и сокращения эксплуатационных затрат. Результаты расчетов система представляет применительно к поездам каждой дороги сети в виде соответствующей формы (таблицы) рентабельности поездов и групп курсирующих вагонов. Эта таблица передается руководству дорог и в МПС. Она включает в себя помесячно:
- название дороги;
- номера поездов (или групп вагонов);
- сообщение, маршрут курсирования каждого поезда или вагонов;
- типы вагонов, курсирующих в каждом поезде;
- расходы в тыс. руб. по каждому типу вагонов, входящих в состав каждого поезда или группы вагонов;
- доходы в тыс. руб. по каждому типу вагонов, входящих в состав каждого поезда или группы вагонов;
- прибыль (или убытки) в тыс. руб. по каждому типу вагонов, входящих в состав поезда или группы вагонов;
- рентабельность (или убыточность) в процентах.
Для проведения расчетов по рентабельности поездов дорогами готовятся исходные данные о соответствующих расходах в количестве 37 показателей, которые вводятся в систему один раз в год либо самими дорогами, либо централизованно МПС. Система осуществляет расчет укрупненных расходных ставок по железным дорогам России с организацией их хранения. Затем система выполняет расчет эксплуатационных расходов, связанных с вводом в обращение каждого пассажирского поезда (группы вагонов), и доходов от реализации проездных документов. При этом определяется финансовый итог работы каждого поезда: величины прибыли (убытка), уровня рентабельности (убыточности).
Информационно-технологические процессы управления парком пассажирских вагонов в системе «Экспресс-3» связаны в основном с эксплуатацией и ремонтом вагонов. Они включают в себя:
- подготовку вагонов и составов в рейс;
- дислокацию парка на сети дорог;
- инвентарный учет парка, включая учет пробега вагонов;
- ремонт и материально-техническое снабжение вагонных участков и депо;
- составление и контроль за графиком работы проводников.
Помодельная система управления парком пассажирских вагонов представлена на рис. 3.
Рис. 3. Управление парком пассажирских вагонов в АСУ «Экспресс-3» |
В области управления багажными перевозками особое значение в системе имеет контроль за местонахождением в пути следования багажа пассажира и составление оптимального плана формирования багажных перевозок с тем, чтобы поднять эффективность этих перевозок.
Сервисное и справочно-информационное обслуживание пассажиров, реализованное в системе «Экспресс-3», является одним из важных элементов в конкурентной борьбе за привлечение пассажиров на железнодорожный транспорт. При этом пассажирам предоставляется самая разнообразная справочная информация как на вокзалах, так и в пунктах продажи билетов через различные виды устройств, включая Интернет.
Для принятия решений по управлению пассажирскими перевозками командному составу железных дорог устанавливаются АРМы, соединенные с сетью связи систем «Экспресс-3». В области обслуживания пассажиров увеличивается период резервирования мест с 45 до 63 суток, а для плановых групп до 1 года. Увеличивается возможное количество обслуживаемых поездов до 10 000, подключаются к системе все пригородные турникеты с билетными кассами и расширяется набор сервисных услуг, предоставляемых пассажирам (заказ гостиниц, такси, аренда автотранспорта и т. п.).
При наличии 46 действующих сегодня в Европе и Азии электронных систем резервирования, которые должны непрерывно круглогодично функционировать и взаимодействовать между собой, возникает острая необходимость в совместном решении всеми дорогами, ОСЖД и МСЖД ежегодно всех возникающих проблем по организации эксплуатации и развитию систем в соответствии с международными соглашениями по обслуживанию пассажиров. Для этого в рамках ОСЖД и МСЖД должна быть создана постоянная рабочая группа по электронным системам резервирования, аналогичная совместной группе по информатике и кодированию. Такая группа должна обеспечить ежегодное согласование возникающих и вносимых в действующие системы изменений: по расписаниям поездов, тарифам, формам проездных документов, правилам финансовых взаиморасчетов, сервисным услугам, справочно-информационному обслуживанию и новым информационным технологиям обслуживания населения.