Типометрическая система мер. Типы метрической системы. Типографская система мер.

Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.

1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм;

1 циц. = 4,512 мм ≈ 4,5 мм;

1 кв. = 18,048 мм ≈ 18 мм.

Типографская система мер – типометрия – сложилась раньше метрической и потому ориентирована на дюймовую систему. Ее родоначальником считается Пьер Фурнье Французский дюйм, составляющий 27,06 мм был поделен на 72 части, и эта мера 1/72 доля дюйма, и стала мельчайшей единицей типометрии – типографским пунктом, или Дидо-пунктом. В переводе на привычную нам систему 1 п = 0,3759 мм. 12 пунктов в данной системе – цицеро – равен 4,2948мм.

Пункт — основная единица типографской системы мер. = 0,3759 мм. 1 пункт = 1/72 дюйма 1/12 цицеро (pica) = 1/48 квадрата

Англо-американский (англо-саксонский) вариант типографской системы отличается от описанной выше тем, что базируется на «королевском» дюйме, который чуть меньше поэтому и англо-американский пункт, также составляющий 1/72 часть от 25,4мм. поучился меньше – 0,3514 мм. 12 пунктов – это в данной системе не цицеро, а пика (пика-пойнт), составляют 4,217 мм. (pica).

Так же одна из одна из основных единиц типографской системы мер -Квадрат -, равная 4 цицеро или 48 пунктам. 1 квадрат равен 18,048 мм;

2) Квадрат - пробельный материал, используемый при изготовлении наборных печатных форм способа высокой печати. Квадраты различают по кеглю (от 1 до 16 пунктов) и длине (1, 3/4 и 1/2 квадрата). Применяют для заполнения пробелов в неполных строках (в начале и конце абзаца), при наборе таблиц, формул, в акцидентных работах.

Кегль - измеряемый в пунктах размер шрифта, по его высоте. Включает высоту очка и заплечики.

Некоторые кегли имеют названия:

3 Бриллиант

4 Диамант

5 Перл

6 Нонпарель

7 Миньон

8 Петит

9 Боргес

10 Корпус

12 Цицеро

14 Миттель

16 Терция


4. Размерные характеристики: форматы периодических изданий, газетная полоса, объем газеты, формат набора.

Формат печатного издания – Размер готового печатного изделия. Обозначаются форматом печатной бумаги и долей листа.

Формат газеты -размеры листа:

A0 841 x 1189

A1 594 x 841

A2 420 x 594

A3 297 x 420

A4 210 x 297

A5 148 x 210

Доля листа- Часть бумажного листа, которую составляет страница по отношению к формату листа бумаги. Доля листа зависит от количества сгибов при фальцовке. В России приняты обозначения.

От формата газеты (размеров ее страницы) зависит формат полосы. Газетная полоса –оттиск на бумаге сверстанных материалов газетной страницы –всегда меньше страницы и составляет, как правило, 4/5 ее площади.

Объём газеты - число печатных листов, содержащихся в издании. Объем издания не измеряется толщиной блока. Печатный лист - единица натурального объема печатного издания, равная площади одной стороны бумажного листа любого стандартного формата.

Поскольку традиционно объем газеты считался в страницах, в полиграфическом производстве объем газеты указывают в печатных листах, приведенных к формату двух полос формата А2. Так 4 страницы газеты формата А1– это 2 печатных листа, 4 страницы газеты формата А3 – 1 печатный лист.

Формат набора - Размеры текстовой полосы набора (колонки). Измеряется вквадратах.


5. Основные полиграфические процессы: формные, допечатные, печатные послепечатные.

Весь процесс производства полиграфической продукции можно разделить на допечатный, печатный и отделочный (послепечатный).

В современных условиях к допечатному относится: создание идеи оформления, написание текстов, создание иллюстраций, макетирование, корректура, верстка, пробная печать, затем - вывод на печатное устройство и получение печатной формы (Поверхность пластины, плиты или цилиндра, которые изготовлены из металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня и др., а сама поверхность обработана по специальной технологии. Печатная форма служит для образования и сохранения изображения в виде отдельных участков, воспринимающих печатную краску (печатающие элементы) и невоспринимающих ее (пробельные элементы). Печатающие элементы не только воспринимают краску, но и передают ее на запечатываемый материал или передаточное звено (например, офсетный цилиндр) – в совр. варианте – фотоформы, которые затем кладут на чувствительную пластину, ультрафиолетовый свет проходит через пластину и засвечивает её. Затем происходит проявка и получение печатной формы, которая затем нанизывается на цилиндр печатной машины.

После этого начинается печатный процесс. непосредственная печать с помощью печатных форм.

Следующий этап – послепечатный (отделочный) процесс. к нему относится дополнительная обработка оттиска после печати, а также придание оттискам определённой формы и размера, пригодных для использования. В основном это: разрезка (разделение листов бумаги на отдельные части заданных форматов), биговка (операция нанесения прямолинейной бороздки на лист бумаги. Необходима для последующего сложения по линии бумаги), фальцовка (процесс сгибания листа), вкладка (если многостраничное издание). и если нужно - скрепление, тиснение (используют при печатании рекламных и художественных изданий), ламинирование, лакировка (Процесс облагораживания листовой печатной продукции нанесением на неё полиграфического лака). Если это журнал -то он фальцуется и брошюруется.

Его шаги зависят так же от типа издания. Газета после печати фальцуется в один или два сгиба. Брошюры и журналы проходят комплекс операций: брошюровочные операции, переплёт.

Изобразительная продукция (карты, открытки) относятся к листовой продукции, которая после печати подвергается дополнительной обработке поверхности, что увеличивает механическую прочность оттиска.


6. Печатная форма. Виды печатных форм. Производство печатных форм для ротационных машин.

ПЕЧАТНАЯ ФОРМА — поверхность пластины, плиты или цилиндра, которые изготовлены из металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня и др., а сама поверхность обработана по специальной технологии. Печатная форма служит для образования и сохранения изображения в виде отдельных участков, воспринимающих печатную краску (печатающие элементы) и не воспринимающих ее (пробельные элементы). Краска с печатающих элементов передается на запечатываемый материал или промежуточное звено (напр., офсетный цилиндр, тампон)

П. ф. изготавливают из разных материалов в зависимости от технологии и способа печати. Для современных видов полиграфической технологии они классифицируются по следующим основным признакам:

1) по способам печати —

а) для высокой печати (для флексографии, типографской и орловской печати),

б) для плоской печати (для офсетной, литографской и фототипной печати),

в) для глубокой печати (для ракельной глубокой печати и металлографии),

г) для трафаретной печати,

д) для цифровой печати;

2) по характеру графических изображений —

а) текстовые,

б) иллюстрационные,

в) смешанные

3) по степени точности воспроизведения оригинала (факсимильные и не факсимильные способы);

4) по геометрическим признакам —

а) плоские (из литер, строк, монолитных полос, на пластинах, плитах и др.),

б) цилиндрические, предназначенные для печати на ротационных печатных машинах;

5) по назначению —

а) для печати красками,

б) для тиснения на пластичных материалах;

6) по материалу, использованному для изготовления печатных форм —

а) металлические

б) неметаллические (из дерева, литографского камня, пластмассы, резины, фотополимерных материалов и т. п.).

Кроме того, в высокой печати различают:

а) оригинальные и

б) стереотипные печатные формы, представляющие собой копии с оригинальных

А в плоской печати различают:

а) оригинальные и

б) машинные печатные формы

При высокой печати - набор (форма, полученная в результате набора), клише, стереотип

В высоком способе печати используются формы с выступающими печатающими элементами и углубленными пробельными. Данный способ служит для изготовления самой разнообразной продукции – от ежедневных газет до высокохудожественных изобразительных изданий. Характерными признаками типографской печати являются: красочный слой толщиной 2–3 мкм; оборотный рельеф (деформация запечатываемого материала из-за избыточного давления при печати); заметный рельеф букв.

В высокой печати формы подразделяются на оригинальные и стереотипы. Печатные формы могут быть изготовлены в виде монолитных гибких или жестких (реже эластичных) пластин. Но они могут быть также составлены из отдельных пластин. Используются также текстовые печатные формы, состоящие (набранные) из отдельных литер, воспроизводящих отдельные буквы, или целые строки текста. Такие формы называются наборно-отливными.

Высокая печать с металлических печатных форм в настоящее время используется редко, а печать с гибких форм на ротационных печатных машинах очень часто используется для изданий с большим тиражом.

При Глубокой печатипредполагается использование высокоскоростных ротационных машин (60–80 тыс. цикл/ч и более). Печатная форма представляет из себя цилиндр с углубленными печатными элементами, и возвышающимися пробельными (рис. 2).

В глубокой печати используется пигментный способ изготовления печатных форм, когда копирование монтажа диапозитивов производится не непосредственно на формный материал, а на пигментную бумагу с последующим переносом желатинового слоя пигментной бумаги на медную рубашку формного цилиндра. И беспигментный способ переноса изображения достигается путем прямого лазерного гравирования изображения оригинала непосредственно на формном цилиндре.

При плоской печати к которой относятся литография, фототипия и офсет - Пробельные и печатающие элементы форм плоской печати находятся практически в одной плоскости, а разделение элементов – физико-химическое. При печатном процессе пробельные элементы воспринимают воду (они гидрофильные), а печатающие – жир (гидрофобные элементы). Для подготовки литографской формы (Честь изобретения и усовершенствования плоской печати принадлежит Алоизу Зенефельдеру в 1796 г). рисунок наносится на поверхность отшлифованного камня жирным карандашом, после чего поверхность печатной формы обрабатывается азотной кислотой. Кислота может воздействовать только на участки камня, свободные от жиров, в результате чего образовываются места способные удержать воду. литография впервые дала возможность получить цветное изображение. результат – многоцветная (4 цвета) печать. При однокрасочных работах готовится одна форма. Для получения многокрасочного оттиска количество форм изготовлялось по количеству красок. Для этого необходимо было первоначально разложить многоцветное изображение на отдельные составляющие его цвета, что делалось на глаз мастером-хромолитографом. Сейчас литография применяется как особый вид искусства для печатания эстампов. При фототипии - возникает возможность без растрового способа печати полутоновых иллюстраций с высокой точностью с помощью печатной формы - стеклянной или металлической пластины со светочувствительным слоем желатина, на который с негатива копируется воспроизводимое изображение. Качество фототипных оттисков не уступает по точности передачи цветовых тонов фотографическим снимкам. Тиражестойкость -до 600 экземпляров. В наше время фототипией печатаются небольшие тиражи высокохудожественных оригиналов.

Офсетная печать(off set печать с переносом)- это «перенос краски на бумагу не с печатной формы непосредственно, а через офсетный цилиндр, покрытый эластичной резинотканевой пластиной (на него переносится краска с печатающих элементов печатной формы, а с него – уже на запечатываемый материал)». Это позволяет печатать тонкими слоями красок на шероховатых бумагах. Применяется для печатания всех типов изданий (в том числе многокрасочных). Формы плоской офсетной печати представляют собой гибкие пластины, на поверхности которых расположены в одной плоскости различные по физико-химическому строению печатающие и пробельные элементы. В большинстве случаев печатные формы изготавливают на металлических пластинах, но есть и полимерные и бумажные. Изначально на предварительно очувствлённую пластину направлялся свет. Те места, куда он попадал, задубливались и на них не могла воздействовать азотная кислота. На те же места, куда свет не попадал, воздействовала кислота, делая эти участки цинковой пластины шероховатыми и хорошо удерживающими воду. Краска не удерживалась на увлажнённых гидрофильных пробельных элементах, но хорошо закреплялась на гидрофобных элементах. В настоящее время формным материалом служат алюминиевые пластины. Недостаток – печатную форму нужно было постоянно увлажнять. Но после 1990 г. появился новый вид офсетной печати – сухой офсет. При использовании этого способа не требуется увлажнять форму. Основой для печатной формы остаётся алюминий, но поверх его нанесены ещё полимерный, к которому хорошо «прилипает» краска, и второй – силиконовый, отталкивающий красители слои. В обычной копировальной раме под воздействием ультрафиолета происходит задубливание элементов, незасвеченные (незатвердевшие) силиконовые элементы вымываются. Таким образом, происходит разделение элементов на пробельные и печатные».

Существуют два способа получения форм для плоской офсетной печати: форматная запись изображения и поэлементная запись изображения.

Форматная запись изображения является основным способом изготовления форм и заключается в получении копий путем экспонирования изображения с фотоформы на монометаллическую пластину с последующей обработкой копии в проявляющем растворе.

Поэлементная запись осуществляется путем сканирования изображения, его преобразования с последующей лазерной записью печатных форм в результате воздействия лазерного излучения на приемный слой формного материала. Такая технология изготовления печатных форм известна как технология СTP (computer to plate).

Изготовление трафаретных печатных форм.

Трафаретная печать – способ печати, при котором оттиск получают путем продавливания краски с помощью эластичного ракеля через печатную форму на бумагу или др. материал.

Форма для трафаретной печати представляет собой сетку из натурального шелка (шелкотрафаретная печать), синтетической ткани или металла, натянутую на специальную раму. Печатающие элементы формы представляют собой открытые участки сетки, пробельные элементы перекрыты задубленным или полимеризованным копировальным слоем. Для трафаретной печати используются вырезные, рисованные, печатные формы, изготовляемые вручную, о также фотомеханические формы: прямой, косвенный и комбинированный. При прямом способе диапозитив копируют непосредственно на сетку, покрытую копировальным слоем. Под действием света копировальный слой под прозрачными участками диапозитива задубливается. При косвенном способе копию получают на временной подложке – синтетической пленке, а затем переносят на сетку.

Комбинированный способ сочетает элементы прямого и косвенного способов.

Машины трафаретной печати могут использоваться там, где применение оборудования других способов печати на не рационально, например, при печатании на жестких, изогнутых поверхностях, для отделки переплетных крышек и выпуска продукции с толстыми слоями красок.

Флексография- это разновидность высокой печати, использующая эластичные (гибкие) печатные формы и низковязкую краску. Флексографские машины изначально разрабатывались для печати на упаковочных материалах и практически не имеют ограничений по типу запечатываемого материала. Гибкие фотополимерные печатные формы имеют целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с формами, используемыми в других типах печати. Они сочетают в себе простоту изготовления (процесс, несколько похожий на изготовление офсетной формы) с высокой тиражестойкостью, присущей формам при высокой и глубокой печати. Тиражестойкость фотополимерной формы превышает тиражестойкость обычной монометаллической офсетной формы на порядок и составляет от 1 до 2,5 млн. оттисков, а так же она позволяет печатать на материалах с такой грубой фактурой, на которой печать офсетным способом вообще невозможна. Еще одним преимуществом является цена. Фотополимерные флексографские формы гораздо дешевле, чем металлические формы для глубокой печати, а так же флексографские машины часто комбинируются в одну линейку с устройствами для ламинирования, высечки, фальцовки и склейки и оказываются экономичнее других печатных машин, с раздельным технологическим процессом.

А возможность флексографских машин работать с водными красками, а не с красками на основе растительных масел, принятыми для офсетной литографии, часто является решающим фактором при выборе способа печати на упаковочных материалах для пищевых продуктов. Обычно водные краски оказываются предпочтительнее по экологическим соображениям.

Можно считать, что первые полноценные флексографские технологии, давшие начало развитию нового печатного оборудования, новых материалов и красок, появились в начале 80-х годов.

Ротационная печатная машина –как видно, использует почти все виды печатных форм в зависимости от необходимости.

Согласно технологии ротационной офсетной печати, продукция изготавливается на ротационных печатных машинах, в каждой из которых помимо увлажняющего и красящего аппаратов находятся три непрерывно вращающихся цилиндра — формный, офсетный и печатный. Процесс переноса изображения с формы, закреплённой на формном цилиндре, происходит в момент прохождения запечатываемого материала между офсетным и печатным цилиндрами.

В зависимости от числа типографских красок, которые могут быть нанесены за один цикл, ротационные печатные машины подразделяются на одно-, двух- и четырёхкрасочные, а то типу запечатываемого материала — на листовые и рулонные. Кроме того, встречаются ротационные машины, предназначенные для односторонней или двусторонней печати. Их отличие заключается в количестве сторон бумажного носителя, запечатываемых за один прогон.

С целью создания законченного цикла ротационные печатные машины можно соединить в одну производственную линию с брошюровочно-переплётным оборудованием, служащим для изготовления некоторых видов печатной продукции (книг, газет, каталогов и т.п.).

Ротационные печатные машины не требуют длительной предпечатной подготовки, что положительным образом сказывается на сроках выпуска тиража.

Сегодня ротационная офсетная печать — это оптимальное сочетание традиционного метода изготовления печатной продукции и новейших полиграфических технологий.

Ротационный способ печати принято использовать при выпуске средних и массовых тиражей, что объясняется, в частности, относительной простотой и лёгкостью самого технологического процесса. Вообще ротационная печать обладает целым рядом преимуществ, важнейшими из которых, по мнению специалистов, являются высокое качество и быстрота изготовления печатных форм, сравнительно невысокая стоимость, а также неизменность качества воспроизведения текстового и иллюстративного материала с момента начала печатного процесса и до момента его окончания.

На печатной форме, применяемой при ротационной печати, пробельные элементы расположены чуть ниже печатных. Чаще всего этот способ печати выбирают в том случае, если необходимо получить чёткое, практически лишённое искажений изображение.

Пуансон - Стальной брусок прямоугольного сечения с выпуклым изображением буквы или знака, с помощью которого изготавливается матрица для отливки литеры. внутрибуквенное пространство

Литера - брусок из металла, дерева или пластмассы, имеющий на одном из торцов выпуклое очко, используемое в качестве печатающего элемента в ручном металлическом наборе. При компьютерном наборе литерой считают наборный знак на экране, на базе которого будет создан печатающий элемент на печатной форме.

Оттиск - изображение на запечатываемом материале, полученное полиграфическим способом.

Клише - иллюстрационная печатная форма высокой печати или ее часть из металла или пластмассы, изготовленные фотомеханическим способом или гравированием. Различают штриховые и растровые клише. Изготовление различных видов клише оригинал фотографируют и получают негатив; затем негатив копируют на пластину, покрытую светочувствительным слоем, и покрывают кислотоупорным слоем; после этого пластину травят кислотой, в результате чего ее незащищенные участки углубляются, а изображение благодаря этому становится рельефным — на нем образуются печатающие (рельефные) и пробельные (углубленные) элементы. По такой схеме происходит изготовление штриховых клише.

Стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише


7. Производство печатной продукции на разных этапах исторического развития.

- В Древней Месопотамии небольшие тексты с рисунками размножали с помощью штампов.

-В Китае с древних времен применяли печать с каменных плит, а в VIII в. н. э. была изобретена ксилография (печать осуществлялась при помощи деревянных клише).

-В 1050 г. китайский ремесленник Би Шен изобрел набор, состоящий из отдельных иероглифов. И начали отливаться металлические шрифты из олова.

-В 13в. в Италии начинают работать первые граверы, резчики по металлу и дереву. В 15 веке в ряде европейских стран распространяется печатание с деревянных и металлических досок игральных карт, картинок религиозного содержания и так называемых ксилографических книг. Изготовление деревянной доски требовало много сил и времени, исправить ошибки при печати было очень сложно, а доски быстро приходили в негодность.

-В середине 15 в. немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг (ок.1399–1468) создал подвижные металлические литеры и печатный станок. Сначала Иоганн Гутенберг и его компаньоны начали изготавливать ксилографические книги, но Гутенберг решил гравировать не целую страницу, с которой можно сделать мало оттисков, а отдельные буквы. Из этих символов изобретатель и предложил складывать слова и строки.

Гутенберг придумал и сам способ изготовления шрифта: сначала на торце пуансона (металлического бруска) гравировали выпуклое обратное изображение буквы. Затем на мягкой медной пластине (матрице) выбивали букву, потом вставляли в нижнюю часть полой трубки. Через открытый верх в трубку заливали специальный сплав и с помощью этого приспособления можно было сделать сколько угодно точных копий пуансона — литер. С помощью литер — буква за буквой, строка за строкой, набиралась книга.

Единственная сохранившаяся полная книга, выпущенная бесспорно Гуттенбергом — 36 строчная Библия (1457). Переход от рукописных книг к печатным совершался в течение достаточно длительного периода. После изобретения тигельного печатного станка напечатанные книги все еще переписывались от руки, особенно в том случае, если требовалась какая-то часть текста. Применялся горячий ручной набор + высокая печать. Типографские кассы с литерами, наборщик вручную набирал строку – и родилост понятие – формат набора! – количество знаков в строке, определяющее длину строки, размер кегля, ширину колонки и др. В газете он определяется форматом бумаги и шириной колонки (а она, в свою очередь, определяется удобством вёрстки и чтения –оптимально – 5, бывает 6)

Ручной набор был медленным и тормозил развитие печатного производства. В бурный рост промышленности в 18-19 веках, появились первые газеты.

В 1844 Ричард Хоу изобрел ротационную машину – скорость тиражирования возросла в 8 раз.

В 1884 г ПоявилсяЛинотип -машинный набор, заменивший ручной. Это вид полиграфического оборудования, изобретенный американским инженером Оттмаром Мергенталером. Конструктивно линотип состоял из клавиатуры, касс с наборами линотипных матриц. Оператор с помощью клавиатуры набирал строки текста из отдельных буквенных матриц (с рельефным изображением символов) и пробельных клиньев, позволяющих регулировать ширину междусловных пробелов. Набранная строка служила формой для отливки линотипной строки из металла. Из отлитых строк версталась печатная форма, а матрицы и клинья, составляющие наборную строку, автоматически возвращались в специальные хранилища (магазины линотипа) для повторного использования при помощи специальной цепи, схожей с велосипедной. Это так же был горячий набор + высокая печать. Линотип широко использовался в полиграфии до 1980-х, пока не появились технологии фотонабора и компьютерной вёрстки.

В 1897 г. был сконструирован и монотип — наборная строкоотливная машина, управляемую от перфоленты.

В 1906 г. профессор Артур Корн впервые передал по фототелеграфу фотографию, что привело впоследствии к созданию факсов — факсимильных аппаратов, позволяющих передавать газетные страницы для печати за тысячи километров от редакции.

Еще в 1922 г. в одной из английских фирм была разработана фотонаборная машина, но патент на это изобретение купила крупнейшая линотипная корпорация «Лайнотайп» и спрятала под сукно, чтобы избавиться от грозного соперника их продукции. Тем не менее, фотонаборная техника за рубежом начала внедряться: в 50-е годы появилась механическая технология, в начале 60-х — оптико-механическая, а в конце того же десятилетия — электронная технология. В начале семидесятых две трети полиграфических предприятий США ужеиспользовали фотонабор. Вконце 70-х пришел черед лазерной технологии в фотонаборе.Принцип фотонабора состоит в формировании на прозрачной плёнке изображений печатных полос, например с помощью фотографического процесса. Процедура осуществляется в фотонаборном автомате. Первоначально для засветки светочувствительной плёнки использовалось экспонирование через вещественный шрифтоноситель (матрицу-шаблон с изображениями всех доступных букв и прочих знаков). Управляющая программа обеспечивала последовательное перемещение шрифтоносителя относительно поверхности плёнки, за каждый проход световой импульс засвечивал область одного знака. После экспонирования всей полосы плёнка подвергалась проявке. Первое и второе поколения фотонаборных машин использовало вещественные одиночные или групповые шрифтоносители на основе стекла или фотопленки. В конструкции машин третьего поколения предусматривалось хранение шрифтов в невещественном (цифровом) виде с выводом изображения на электронно-лучевую трубку и передачу на фотоматериал через оптическую систему. В четвертом поколении фотонаборной техники используется лазерный вывод, что позволяет изготавливать сразу текстовые и иллюстрационные фотоформы или печатные формы. – фотонабор + офсет просуществовали не столь долго и были заменены.

Ну а с конца 80, начала 90х гг. начал применяться компьютерный набор, который резко изменил печатное производство. Теперь человек сам мог набирать и издавать книги. Процесс стал более быстрым, удобным, а главное – появилась возможность легко изменять текст во время набора, легко менять шрифты и кегли и.т.п. Теперь в редакции почти нет людей сидящих на наборе – в основном весь текст набирает сам журналист. компьютерный набор + офсетная печать сегодня – наиболее распространённый способ полиграфического производства.


8. Виды набора. Особенности использования разных видов набора в газетном производстве:

Набор – составление из литер каких-либо элементов, из которых набирается текст. Процесс формирования строк или блоков текста для печатных форм или фотоформ. Компьютерный набор - это набор и обработка текста издания с применением ЭВМ в издательских системах, при котором обеспечивается выключка строк, техническое редактирование и корректура текста, верстка полос и др.

Виды набора: Литография, ксилография и…

Ручной набор(до конца 19-го века) – это металлический набор, выполняемый вручную подбором в соответствии с оригиналом в строки установленного формата литер шрифта и пробельных материалов.

Горячий набор(1886); – набор, отлитый из сплава трех металлов: свинца, сурьмы и олова. При ручном наборе это литеры; при строкоотливном – строки, отлитые на строкоотливных наборных машинах (линотипах); при буквоотливном наборе – литеры, отлитые на буквоотливных автоматах сформированными в строки.

Буквоотливной набор, или монотипный набор, - металлический набор на буквоотливных строконаборных машинах – монотипах, который применяется главным образом для сложного набора и который вытеснен сначала фотонабором, а затем набором при помощи электронных настольных издательских систем. Конечный результат буквоотливного набора – выключенные строки отлитых из сплава литер.

Строкоотливной набор, или линотипный набор, - набор на строкоотливных наборных машинах, конечный результат которого – цельные металлические строки заданного формата, отлитые из линотипного сплава.

Фотонабор (1894)– процесс изготовления текстовых диапозитивов (текстовых фотоформ) на фотонаборных машинах или автоматах для последующего изготовления печатных форм, т.е. путем фотографирования изображений букв и знаков. Выполняется с помощью фотонаборных машин.

Фотонаборная техника имеет ряд существенных достоинств по сравнению с традиционной техникой “горячего набора”:

- оздоровление условий труда вследствие исключения из производства вредных типографических сплавов, содержащих свинец и сурьму;

- фотонаборное оборудование занимает значительно меньшую производственную площадь, снижается уровень шума при работе на нем;

- широкие технологические возможности набора различной сложности текстов, диапазон применяемых шрифтов шире, чем у обычного механизированного набора;

- операции по корректуре и изменению текста выполняются в донаборной стадии, что ведет к повышению качества воспроизведения текста;

- полученные фотоформы - текстовые диапозитивы или негативы пригодны для изготовления печатных форм любого способа печати;

- высокая скорость работы фотонаборных автоматов (в сотни раз выше, чем у линотипов).

Фотонабор позволяет автоматизировать весь процесс и получать с оригинала готовую печатную форму.

Есть 2 способа: путем засвета свето-чувствительной пленки и лазерным путем. Во втором случае нет свето-чувствительной пленки - есть пленка, на которую наносится катридж. Он как бы “приутюживается” лазером. Качество полученной продукции зависит от повторяемости попадания лазера в одну точку и тонкости луча (если повторяемость 25 на дюйм - плохо, 15 - нормально). Фотонаборный аппарат обеспечивает абсолютную точность в отличие от других форм набора.

(Вид набора для офсетной печати)

Компьютерный набор (конец 20 века)– набор текста с помощью компьютера – ввод, исправление, формирование в строки и распечатка текста в электронной издательской системе для изготовления репродуцируемого оригинал-макета или магнитной записи, используемой для управления наборным автоматом.

– составление из литер элементов из которых набирается текст

формат набора! – количество знаков в строке, определяющее длину строки, размер кегля, ширину колонки и др. В газете он определяется форматом бумаги и шириной колонки (а она, в свою очередь, определяется удобством вёрстки и чтения –оптимально – 5, бывает 6)

Наши рекомендации