Одиночки, наблюдение и маскировка.
Маскировка.
Если сценарий предполагает атаку на подготовившегося противника, или нападение из засады, тогда обороняющейся стороне часть своих отрядов (или всех их) можно не выставлять на стол. Вместо этого они размещаются рядом со столом и объявляются замаскированными и сидящими в засаде.
На каждый замаскированный отряд игроку выдаётся к6 маркеров «подозрительное место», и эти маркеры, хозяин засевших отрядов раскладывает в местах, пригодных для засад на столе (рощах, зданиях, оврагах и так далее). На каждое отделение, находящееся в засаде должно быть указано (в тайне от противника) под каким конкретно маркером оно сидит (маркер – это центр отделения).
Маркеры могут быть сняты. Во всех случаях маркер снимается, и на его месте выставляется отделение, если оно там вообще есть.
· Если хозяин засадного отделения решил его активировать. Тогда маркер заменяется выставленным отделением.
· Если противник оказывается в прямой видимости от маркера, лежащего на открытой местности.
· Если маркер оказывается внутри отделения противника.
· Если противник проводит успешное действие наблюдение.
Маркер «подозрительное место» так же используется и для минных полей, фугасов, и подобного.
Важно: на снайперов (настоящих, а не мотострелков со снайперскими винтовками в отделениях) это правило не распространяется, они действуют по другому.
Наблюдение и обнаружение.
Замаскировавшегося противника можно обнаружить. Для этого надо в свою активацию применить действие наблюдение.
Тест на наблюдение. Похож на тест при стрельбе. Сначала надо определить дальность до цели. Каждые 12 дюймов увеличивают на одну степень куб дальности, который бросает хозяин замаскированного отделения, начиная с к4. Наличие укрытия, в котором лежит маркер, даёт дополнительную степень кубу дальности. Наличие «твёрдого укрытия» – две степени куба дальности.
Хозяин наблюдающего отделения бросает два куба: куб качества отделения, и куб средств наблюдения (глаза к4, бинокль к6, стереотруба к8, электронные средства наблюдения к10).
Если у наблюдателя на двух кубах результат равен или меньше, чем у цели, то всё остаётся, как было.
Если у наблюдателя на одном кубе результат равен или меньше, а на другом – больше, маркер переворачивается. Это значит, что там точно что-то есть (люди или техника), но что – непонятно, например, обстреливать прицельно ещё нельзя. Если там мины, фугас, или снайпер, маркер остаётся, как был. Если там нет ничего, маркер просто снимается.
Если у наблюдателя результат больше на обоих кубах, тогда маркер снимается, и заменяется выставленной техникой или пехотой, которая больше не является замаскированной.
Пример. Сержант «регулярных» (к8) армейцев Кено с подозрением смотрит на группу деревьев в 30 дюймах перед ним. Он останавливает своих людей и начинает наблюдать. До цели 30 дюймов (это 3-я зона, к8), и лес – это «мягкое» укрытие (дополнительная степень куба). Куб дальности – к10. У сержанта нет бинокля, он смотрит невооружённым глазом (к4), и он «регулярный»(к8). Значит «цель» бросает к10, «наблюдатель» к4 и к8. У «цели» выпало «6», у «наблюдателя» «1» и «7». Ага, сержант увидел в лесу что-то подозрительное (маркер перевёрнут, «Там кто-то есть!»). Следующее действие в этой активации сержант опять тратит на наблюдение. В этот раз выпадает «3» у цели и «4» и «5» у наблюдателя. Сержант увидел пулемётную позицию, вот только укрыться от пулемётного огня его отделение уже не сможет, действий у него не осталось!
Стрельба по неоткрытой цели.
Можно обстреливать и просто подозрительный маркер. Тогда стрельба идёт по общим правилам. При удаче (на обоих кубах стрелка выпало больше), маркер «подозрительного места» снимается, и, если под ним был противник, он выставляется с одним маркером подавления.
Если под обстрелянным маркером был снайпер, мины или фугас, то он не снимается.
Одиночки.
На поле боя могут встречаться одиночные персонажи, которые не относятся ни какому подразделению. Обычно это офицеры; санитары, выносящие раненых, и прочая подобная публика, кроме снайперов (на них будут отдельные правила).
Одиночные фигуры во всех отношениях передвижения, стрельбы и подобного считаются группами, состоящими из одного человека (у них тоже есть качество, командирское качество и так далее, но отсутствует боевой дух). Они также активируются, также имеют два действия, и подчиняются всем общим правилам за одним исключением:
Одиночные бойцы могут присоединяться к отделениям и покидать их, когда они захотят.
Будучи присоединённым к отделению они подчиняются всем правилам отделения: стрельбе, обстрела боевого духа и так далее. Офицеры (непосредственные начальники) дают отделению свои лидерские качества. Также офицеры могут «передавать действия» отделению в котором находятся.
Стрельба по одиночкам. Когда они находятся в отделении, действуют общие правила: под обстрелом находится отделение, и попадания в нём распределяются случайным образом, может и одиночке достаться на общих основаниях.
Когда одиночки находятся вне отделения, стрельба по ним идёт также по общим правилам, кроме того, что они имеют одну дополнительную степень куба дальности, поскольку одиночная цель во всех случаях сложнее поражается, чем групповая.
Боевой дух одиночек. Тесты на реакцию одиночки проходят по общим правилам. Тесты на боевой дух – также по общим правилам, только проваленный тест на боевой дух приводит не к падению боевого духа на одну ступень, а к маркеру подавления. Если на одиночке уже есть два маркера подавления, или тест на боевой дух требует снижения на две ступени, тогда на одиночку навешивается маркер паники. Неудачная попытка снять панику приводит к снятию одиночки со стола (он бежал или сдался).
Снайперы.
Снайпер – это специально подготовленный боец, абсолютно смертоносный на поле боя. Причём снайпером считается не любой солдат, получивший базовые навыки обращения со снайперской винтовкой. Настоящий снайпер – это виртуоз владения оружием и мастер маскировки и наблюдения. До Катастрофы была распространена тактика «снайперских пар»: один наблюдает, другой стреляет. Но со временем эта тактика была забыта, и снайперское дело вернулось к более архаичным методам. Снайперы во время Стальной войны действовали в одиночку. Снайпер подчиняется нескольким особым правилам.
Двойная дальность огня. Снайпер стреляет специальными боеприпасами, из специально подготовленного оружия, и отлично владеет искусством прицеливания. Поэтому все зоны дальности у снайпера двойные. Если его куб качества к8, то одна его зона дальности составляет не 8 дюймов, а 16, вдвое больше.
Двойное подавление. Солдаты, находящиеся под огнём снайпера, запуганы особо. Они особенно боятся высунуться из укрытия. В любой ситуации, когда обстрелянная группа должна получить маркер подавления, от огня снайпера она получает два таких маркера (но общее количество подавлений у группы должно быть не больше 3).
Снайперская точность. Каждый раз, когда снайпер стреляет, он должен, как обычно бросить два кубика: куб качества и куб оружия. Если на одном из кубов стрелка (снайпера) выпадает больше, чем на кубе цели, то в обстрелянной группе случайным образом определяется одно попадание (при обычном обстреле, напомню, такая ситуация ведет просто к подавлению). А если больше оказывается на двух кубах, тогда поражённую фигурку выбирает хозяин снайпера.
Снайперская скрытность. Фигурка снайпера не выставляется на поле. Вместо неё кладутся три специальных маркера (на расстоянии не дальше 6 дюймов друг от друга), два из которых ложные, а под одним лежит снайпер (хозяин знает под каким). Когда снайпер активируется, маркеры всё равно не снимаются, и противник не может видеть с какой именно из предполагаемых позиций стреляет снайпер, хотя он может определить это по косвенным признакам, например, если цель с двух позиций не простреливается, значит снайпер – под третьим маркером. Выявить снайпера снять все маркеры и поставить фигурку) можно двумя способами. Или наблюдением по общим правилам, или снайпер может выдать себя сам. Каждый раз, когда на его кубе качествавыпадает «1» (например, при стрельбе или любом тесте), снайпер считается сделавшим ошибку и выставляется на стол. При этом все «снайперские» маркеры снимаются. Снайпер может также скрытно перемещаться между маркерами. Для этого на кубе качества ему нужно выбросить больше, чем собственное лидерство. Тогда один из двух «ложных» снайперских маркеров становится «истинным», а «истинный» -- ложным. Однако ничто не мешает при таком варианте запутать противника, бросить тест и оставить снайпера под тем же самым маркером. Выявленный снайпер может снова укрыться (под тремя маркерами), если выбросит тест на реакцию с уровнем угрозы +2.
Техника.
Основные элементы и понятия.
Под техникой понимаются все устройства, более крупные, чем бронескаф или человек на лошади. Это не обязательно механизм, конная упряжка тоже считается «техникой». И техника не обязательно самодвижущаяся, например, противотанковое орудие к технике тоже относится.
Любая техника обязательно включает в себя несколько элементов:
Экипаж. У артиллерийских орудий экипаж называется расчётом. Это люди, которые данной машиной управляют. У экипажа\расчёта есть все обычные характеристики: качество командира, боевой дух, качество подразделения и так далее. Экипаж подчиняется всем правилам, относящимся к людям (он тоже проходит тесты на боевой дух, на реакцию и так далее).
Шасси. Техника бывает гусеничная, колёсная гражданская, колёсная военная, на гужевой тяге, плавающая (катера и т п), железнодорожная, неподвижная (миномёты, орудия и т д). Это влияет на то, как она перемещается.
Корпус. От величины корпуса зависит довольно много факторов. Чем крупнее машина, тем легче в неё попасть. Чем крупнее машина, тем больше на неё можно установить брони. Наконец, чем больше машина, тем больше оружия и десантников в ней можно разместить.
Вооружение. Это достаточно очевидно. Многие машины имеют собственное оружие, иногда довольно разнообразное.
Средства наблюдения и прицелы. Тут тоже понятно, чем лучше прицел, тем больше вероятность, что противник будет уничтожен ещё до того, как сможет выстрелить сам. Сюда же можно отнести и средства камуфляжа, которые затрудняют прицеливание.
Движение техники.
Тут всё просто. Напомню характеристики:
Для колёсной техники (гужевого транспорта, автомобилей, но не вездеходов):
Легкопроходимы: дороги.
Пересечены: открытые места, холмы (пологи склоны).
Сильно пересечены: кустарник, пашня, реки и ручьи (при форсировании по броду только)
Недоступны: леса, болота, каменистые пустоши, любой кустарник, вода, отвесные склоны и т п
Для высокопроходимой колёсной техники (БТР, вездеходы):
Легкопроходимы: открытые места, дороги
Пересечены: любой кустарник, холмы, пашня, вода (для амфибий)
Сильно пересечены: болота, каменистые пустоши и подобное, реки (при форсировании только)
Недоступны: леса, отвесные склоны, вода (если техника не плавучая)
Для гусеничной техники:
Легкопроходимы: открытые места, дороги, любой кустарник.
Пересечены: холмы, пашня, каменистые пустоши и подобное, вода (для амфибий).
Сильно пересечены: не очень густой лес, реки (при форсировании только)
Недоступны: болота, леса (типа «чаща»), отвесные склоны, вода (если техника не плавучая).
Для железнодорожного транспорта:
Легкопроходимы: целые рельсы.
Недоступны: всё остальное.
Для водной техники:
Легкопроходима: вода, где позволяет продвигаться глубина.
Недоступно: всё остальное.
Для немоторизованной техники, которую можно катать на руках (в основном это противотанковые пушки) при условии наличия полного расчёта все ландшафты, которые считаются легкопроходимыми или пересечёнными, являются сильнопересечёнными, если колёсную пушку катит расчёт, или безоткатку на станине расчёт несёт на руках.
Корпус.
В зависимости от размера корпуса техника делится пять классов.
1 класс (маленькая). Это легковые машины, вроде «амоло» или «реиларов», а также всё меньше их. Большая часть легких противотанковых пушек сюда же относится.
2 класс (лёгкая). Всё размером от бронеавтомобиля до лёгкого танка включительно.
3 класс (средняя). Большинство танков, бронетранспортёров, САУ, артиллерийских орудий, катера, небольшие вертолёты и маленькие самолёты и прочее в том же духе.
4 класс (крупная). Самые крупные танки, САУ, тяжёлые орудия, крупные катера и тому подобное, истребители-бомбардировщики, крупные вертолёты.
5 класс (очень крупная). Железнодорожный вагон, локомотив, крупный самолёт и так далее.
На боевой технике корпус может быть бронированным. Обычно уменьшение количества брони ведёт к увеличению грузоподъёмности и вместительности машины, поэтому гражданская техника не бронирована совсем, БТР часто имеют более лёгкую броню, чем им разрешено по размерам корпуса, и тяжёлые САУ часто брони тоже не имеют ради того, чтобы на относительно небольшой машине можно было разместить большое орудие.
Броня также разделена на классы с «0» по «5». В нормальной ситуации (хотя бывают и редкие исключения) класс лобовой брони не превышает класса корпуса. Бортовая, задняя и верхняя броня может в максимуме быть в нормальной ситуации на один класс ниже, чем класс корпуса. Однако, разрешается для корпуса первого класса, круговое первоклассоне бронирование.
Пример. Танк «Аш-Рор» относится к 3 классу по размерам корпуса. Значит, его лобовое бронирование – третьего класса, а бортовое, заднее, верхнее – второго класса.
Незащищённая техника имеет круговое бронирование класса «0», техника, открытая сверху, имеет бронирование класса «0» сверху. Большая часть полевых орудий «классической» компоновки имеет лобовую броню «2» за счёт щита, за которым укрывается расчёт и броню «0» по всем остальным направлениям.
Тяжёлое вооружение. Также разделено на классы в зависимости от его тяжести с «1» до «5». В нормальной ситуации нельзя разместить оружие более высокого класса, чем корпус техники. Причём есть ещё и дополнительные ограничения: во вращающуюся башню можно поставить значительно меньшую пушку, чем в жёстко закреплённую бронерубку.
Секторы огня тяжёлого вооружения определяются тем, как оружие установлено. Если оно установлено во вращающейся башне или, как пулемёт, на открытой турели, сектор огня такого оружия 360 градусов. Если орудие установлено в бронерубке или закреплено на платформе его сектор огня 15 градусов вправо или влево.
Прицелы и приборы наблюдения полностью повторяют правила приборов наблюдения пехоты. Они на технике бывают «простым глазом» (к4), «обычные» (к6), «хорошие» (к8), электронные (к10). На технике Кено прицелы почти всегда «обычные», на технике «Стальных» они обычно «хорошие», а изредка «электронные».
Маскировочные пятна и сети. Если техника имеет маскировочные пятна и обвес, характерный именно для этих конкретных условий, тогда это факт может снижать на одну ступень куб прицела но не дальше, чем до к4.
Пример. Танк «Аш-Рор» имеет корпус класса 3 и бронирование 3(лоб)-2-2-2. Его вооружение составляет обычный пулемёт и орудие 3 класса в башне, имеет оптический прицел качеством к6.
Вооружение.
Тяжёлого оружия, способного стрелять прямой наводкой, есть несколько типов. Оно делится на виды в зависимости от устройства и на классы в зависимости от мощи.
Крупнокалиберные пулемёты и противотанковые ружья (КП). Сюда относится всё оружие, калибром больше стрелкового, но меньше 20мм. Они бывают только первого класса. Мощь крупнокалиберного пулемёта выше, чем у протвотанкового ружья, зато его нельзя носить на руках. Обычно это оружие используют или как лёгкое противотанковое или (крупнокалиберные пулемёты) как зенитное.
Автоматические пушки (АП). Это орудия небольшого калибра (20-50мм), способные стрелять очередями. Бывают или первого или второго класса. Это достаточно универсальное оружие, подходящее как для стрельбы по пехоте, так и по технике. Единственный его недостаток – автоматические пушки плохо пробивают серьёзную танковую броню. Поэтому их основное применение на лёгкой бронетехнике и в авиации (самолёты обычно обстреливают технику сверху, а там она хуже всего защищена).
Стандартные пушки (СП). Это «обычные» артиллерийские орудия. Все артиллерийские (не противотанковые) системы относятся к этому классу, большинство противотанковых пушек Кено и Отлока тоже именно такие, значительное количество танковых пушек тоже сюда относится. Бывают в зависимости от калибра, всех классов, с первого (самые лёгкие безоткатки), по пятый (огромные орудия, которые надо перевозить на железнодорожной платформе или очень тяжёлом тягаче).
Длинноствольные пушки (ДП). Это орудия относительно небольшого калибра, но с очень длинным стволом и тяжёлым пороховым зарядом. Подобная компоновка позволяет сообщить снаряду очень высокую кинетическую энергию и пробивать очень мощную броню на очень больших расстояниях. Так что это – идеальное оружие против бронетехники. Но оно требует более высокой культуры производства и более сложного оборудования. Такие пушки есть на вооружении Кено (в очень небольшом количестве), а вот у «Стальных» и аланцев их очень много: все противотанковые орудия и большинство танковых относятся именно к этому классу. Бывают, в зависимости от калибра, третьего или четвёртого класса. Делать орудия более крупные просто нефункционально, так как просто нет техники с настолько мощной бронёй.
Управляемые ракеты (УР). Очень редко встречающийся вид вооружения. Они требуют слишком много одноразовой электроники, которой у обеих сторон стальной войны был изрядный дефицит. Поэтому такое оружие бывает или первого класса («Эршом» на вооружении осназа Кено), или третьего класса (управляемые ракеты на самолётах и вертолётах).
Тяжёлые огнемёты (ОГ). Их размещают или на технике (второй или третий класс) или на бронескафах (первый класс).
Неуправляемые реактивные снаряды (НУРС). Размещаются на специальных кассетах в самолётах и вертолётах.
Гранатомёты (Г). Это оружие никогда не размещается на технике, так как это – оружие пехоты Кено. Однако оно предназначено именно для борьбы с техникой, поэтому – относится сюда. Бывает только первого класса.
Всё носимое в руках оружие (в том числе и оружие пехоты) не может быть классом выше первого.
Мощь оружия. Сила, с которой снаряд, выпущенный из оружия, наносит повреждения определена кубом мощи. Начиная с к6 заканчивая к12.
Название | Классы | Мощь |
Потивотанк. ружья | К6 | |
Крупнокалиберные пулемёты | 1,2 | К8 |
Автоматические пушки | 1,2 | К10 |
Стандартные пушки | 1,2,3,4,5 | К10 |
Длинноствольные пушки | 3,4 | К12 |
Управляемые ракеты | 1,2 | К12, К12х4 |
Тяжёлые огнемёты | 1,2,3 | К12х2, к12х4, к12х6 |
Гранатомёты | К12 | |
НУРСы | К12 |
Напоминание по противотанковым ружьям и гранатомётам. Это оружие может применяться двояко: и противопехотное, и против техники. Применение этого оружия в качестве оружия поддержки пехотных отделений оговорено в соответствующей главе (глава 5 Бой пехоты).
Прицелы.
Прицелы могут быть от к4 до к10. Если речь идёт об управляемых ракетах, то они называются «системы наведения», у Кено на пехотных комплексах «эршом» система наведения к6, у авиации Кено система наведения управляемых ракет к10, у авиации Лианры – к12. Системы наведения управляемых ракет камуфляжными пятнами не сбиваются (но сбиваются помехоустановщиками, которые есть на самолётах и вертолётах Лианры и Кено).
Стрельба из тяжёлого оружия по технике.
Процедура цели. Цель должна бросить куб дальности, однако он определяется несколько по-другому, чем при стрельбе пехоты. Одна зона дальности при стрельбе тяжёлого оружия – 12 дюймов, умноженные на класс цели. Т. е. при обстреле, например, легковушки «амоло» (1 класс) она составит 12 дюймов, а при обстреле танка «аш рор» (3 класс) 36 дюймов. В остальном – процедура та же. Если цель находится в «первой зоне» куб дальности к4, за каждую дополнительную зону куб дальности получает дополнительную степень. За «укрытую» технику куб дальности получает ещё одну дополнительную степень; за окопавшуюся технику или находящуюся в ином «тяжёлом укрытии» (например, за бетонной стеной) – две дополнительные степени.
Пример. Противотанковая пушка «сеиха хат» собирается обстрелять танк «аш рор». Дальность до цели – 28 дюймов и «аш-рор» в лесу (лёгкое укрытие). «Аш рор», как и большинство танков – 3й класс, значит, зона дальности у него (12х3) 36. То есть, танк в первой зоне (к4) и в лёгком укрытии (плюс одна степень куба). Куб дальности танка – к6.
Процедура цели при стрельбе управляемыми ракетами. Куб дальности будет в любом случае к4 плюс одна или две степени куба, если цель в укрытии или окопана. Это правило не распространяется на авиацию.
Процедура стрелка. Стрелок бросает куб качества экипажа (расчёта), и куб прицела.
Если у цели выпало больше или равно, чем на обоих кубах стрелка. Засчитываем промах.
Если у стрелка на одном из кубов выпало больше, цель получает маркер подавления и попадание.
Если у стрелка выпало больше на обоих кубах, цель получает маркер подавления и сильное попадание.
Пример. Противотанковая пушка «сеиха хат» собирается обстрелять танк «аш рор». Куб дальности танка – к6. Расчёт орудия – «новобранцы» (к6), прицел на орудии «хороший» (к8). Однако «Аш Рор» в лесу, и у него камуфляжные пятна прицел сбивается на минус одну ступень (стал к6). Значит, танк бросает куб дальности к6, а орудие – куб качества к6 и куб прицела к6. У танка выпало «4», у орудия «3» и «5». Танку – подавление и попадание.
Особое правило стрельбы танков и САУ. Если машина не обладает стабилизированной пушкой (а такие есть только у Лианры и Аланы, и, совсем немного у Кено), то она не может в свою активацию стрелять после того, как она двигалась. Только сначала стрелять, и потом двигаться. Стабилизированное орудие позволяет стрелять и двигаться в любом порядке.
Попадания по технике.
Цель. Если по технике есть попадание из тяжёлого оружия, надо определить, куда попал снаряд в лоб, тыл, борт или крышу. Общее правило тут такое: попадание с самолётов или вертолётов, попадания снарядов артиллерии или миномётов всегда приходятся в крышу. Попадания, пришедшие в передний сектор техники – всегда в «лоб», попадание в боковой сектор – «борт», попадание сзади – тыл. Однако, если речь идёт об укрытом танке, и он стоит таким образом, что видна только башня, то независимо от того из лобового или тылового сектора пришлось попадание, всё равно поражённой считается только «лоб», так как башня защищена лучше всего.
После этого надо бросить кубик к12 и умножить результат на класс брони.
Небронированная техника бросает кубик к6, не умножая результата.
Стрелок. Должен бросить куб мощи оружияи умножить на его класс. Если оказалось сильное попадание то выпавший результат надо увеличить вдвое.
Если результат стрелка оказалсяболее, чем вдвое выше, результата цели, то машина уничтожена. Превращается просто в горящий остов.
Если результат стрелка оказалсябольше результата цели, машина выведена из строя. После боя её можно отбуксировать к своим и отремонтировать (если такая возможность, конечно, проедставится).
В обоих случаях экипаж пытается покинуть горящую машину, и надо определить, кто жив, а кто потерян в экипаже. Если машина просто выведена из строя, на каждого человека надо бросить к4, и сравнить результат с классом убившего машину оружия (удвоить класс, если машина совсем уничтожена). Если на к4 выпало больше – член экипажа цел. Если меньше или равно, тогда надо бросить к6 и «1-3» -- боец убит, «4-6» -- он «непроверенная потеря».
Если результат цели оказался больше или равен результату стрелка. Тогда машина получает «попадание вскользь». Экипаж в машине цел, и основные системы – тоже целы, однако возможны другие повреждения. Надо бросить к6. При выпадении «1» или «2» повреждены колёса или гусеницы. При выпадении «6» экипаж оглушён.
При повреждении колёс надо бросить к6 для гражданской техники, к10 для боевой колёсной и гусеничной. Стрелок снова бросает куб мощи попавшего оружия. Если у стрелка больше, машина – остановлена до конца боя. Однако она может стрелять, вращать башней, и так далее.
Экипаж должен пройти тест на боевой дух с уровнем угрозы 3. Если ему это не удаётся – он бросает машину (естественно, снизив при этом свою степень боевого духа). Вернуться к покинутой машине уже нельзя.
При оглушении экипажа машину сотрясает чудовищный удар, разбивается всё стеклянное, внутри машины раздаётся адский грохот, мелкие куски брони откалываются с внутренней стороны брони и летят по кабине, ломая и разбивая всё на своём пути. Экипаж оглушён, всё разбилось и погасло. Теперь людям нужно время, чтобы прийти в себя и восстановить и заменить сломанные детали. Нужно потратить одно действие, чтобы восстановитьбоеспособность машины и экипажа. Бросаем к6, на «5» или «6» боеспособность восстановлена.
Пример. Противотанковая пушка «сеиха хат» обстреляла танк «аш рор» и нанесла ему попадание в лоб. Класс «сеиха хат» -- 4, и она длинноствольная. Класс брони «Аш Рор» -- 3. Значит, танк должен бросить к12 и умножить результат на 3, пушка должна бросить к12 и умножить результат на 4. У танка выпало «7». 7х3=21. У пушки выпало «6». 6х4=24. Танк разбит и горит. Экипаж танка (4 человека) пытается выбраться из горящей машины. У пушки – 4 кл, танкистам в любом случае не спастись на к4! Остаётся бросить 4 кубика к6. Выпало «1», «3», «4», «5». Два танкиста мертвы, двое – ранены, если до них доберутся свои – они могут попробовать отнести их к своим в медчасть. Если доберутся противники – убьют или возьмут в плен.
Дополнительные правила при стрельбе тяжёлого оружия по технике.
Расходуемый боекомплект. У некоторых видов оружия (таких, как гранатомёты) боекомплект сильно ограничен. У пехотных гранатомётов Кено – тремя выстрелами. У самолётов – количеством управляемых ракет и НУРСов на пилонах. В таких случаях надо вести учёт оставшихся выстрелов.
Огнемёты на технике. Они стреляют только в зону 12 дюймов. Однако их мощь – чудовищна. Они всегда умножают результат броска к12 на свой двойной класс.
Управляемые ракеты 2-го класса. Также умножают результат своего броска к12 на мощь на свой двойной класс.
Полевые орудия не смонтированные на технике. Они могут стрелять по два раза за активацию, пока имеют полный расчёт. Уничтожение или выход из строя такой техники не приводит к тесту расчёта на гибель или ранение. Вместо этого расчёт становится обычным пешим отделением и проходит тест на боевой дух по обычным правилам с уровнем угрозы 3. «Скользящее попадание» по таким орудиям считается как промах. Расчёт таких орудий можно обстреливать из стрелкового или тяжёлого оружия как обычную пехоту по обычным пехотным правилам.
Стрельба из пушек по пехоте.
Пехоту можно обстреливать из тяжёлого оружия по обычным правилам. При стрельбе из тяжёлого оружия по пехоте, пехотные отделения считаются целями 1го класса. И куб дальности у них определяется исходя из зоны дальности в 12 дюймов, и модифицируется «залеганием» и укрытием, как обычно.
Кубы стрелка такие же, как и при стрельбе по технике: куб качества экипажа и куб прицела. Если у стрелка на одном кубе выпало больше цель получает маркер подавления, если на двух действуем так, как будто отделение находится под артналётом, и в центре отделения разорвался артиллерийский снаряд (чтобы смоделировать осколочный эффект). См подробнее главу «Артиллерия». Мощь осколков в таком случае к4 для орудий 1-го класса, к6 для орудий 2-го класса, к8 для остальных орудий. Радиус разлёта осколков от танкового снаряда – 4 дюйма.
Автоматические пушки действуют так же, как «ураганы».
Огнемёты работают также, как и пехотные огнемёты, только с дальностью в 12 дюймов.
Стрельба из стрелкового оружия по технике.
Очевидно, что обстреливать танк из лёгкой винтовки – только зря переводить патроны, хотя и есть микроскопическая вероятность повредить ему гусеницы.
Но, вот, стрельба по гражданской небронированной технике – вполне возможный вариант.
Стрельба из стрелкового оружия идёт по обычной процедуре: определяется куб дальности цели, стрелковый куб, куб качества и куб оружия поддержки (если есть) стрелков, если у стрелка на одном из кубов больше, то на цель навешивается маркер подавления (но подавление против техники работает не особо); если у стрелка больше на двух кубах, тогда смотрим на бронирование. Броня 2 класса делает этот обстрел неэффективным (есть только подавление). Броня 1 класса или отсутствие брони даёт попадание. В этом случае процедура у стрелка та же, что и при стрельбе по пехоте (все кубы разворачиваются на максимум), а цель бросает д6 (небронированная) или д12 против этого результата. Если у стрелка меньше или столько же сколько у цели – ему промах. Если у стрелка больше – то экипаж цели понёс потери: на каждого бросить его «куб брони», если на кубе «1» -- он убит, на кубе «2» или «3» -- он в непроверенных потерях, если «4» или больше – он цел. Если у стрелка оказалось лучше, чем вдвое больше, то машина выведена из строя, экипаж её покинул, и понёс потери (по такой же процедуре, какая описана выше).
Пример. Станковый пулемёт Кено обстреливает грузовик с пехотой «стальных». Грузовик от него на дальности 13 дюймов, движется по дороге. Пулемётчики – «регулярные» (к8). Зона у грузовика – вторая, куб дальности ему, значит, к6. У пулемёта к8 куб качества, к12 куб скорострельности. У грузовика выпадает «4», у пулемёта «5» и «6». Грузовику – попадание. Грузовик – небронированная цель, у него «броневой куб» к6. Общая сумма двух кубов максимума у «станкача» (к8 и к12) -- 20. В любом случае грузовик выведен из строя. 20 «стальных» пехотинцев, которые в нём ехали, должны каждый бросить к4. пятеро выбросили «1» и оказались убиты, десятеро выбросили «2» и «3» и оказались в потерях, пятеро выбросили «4» и оказались невредимы. В потерях оказался и их командир. Значит, выжившие должны бросить тест на боевой дух (мотивация у них средняя) с уровнем угрозы 3 за потерю командира.
Самолёты и вертолёты.
Самолёты и вертолёты – это особенная техника. У неё также, как и у прочих машин есть экипаж, боевой дух, броня, вооружение, и так далее. Воздушные машины также можно подавить. Однако есть несколько особых правил, касающихся бронирования, движения и вооружения этих машин.
Самолёты, находясь на столе, не могут проходить за ход меньше, чем 24 дюйма, но могут больше, без ограничений. Вертолёты могут двигаться с любой скоростью.
Бронирование самолётов и вертолётов всегда на один класс ниже, чем размер их корпуса, или хуже.
Секторы огня оружия у них немного отличаются.
Оружие может быть жестко закреплено на корпусе, и тогда его угол огня будет захватывать только полосу, шириной в 6 дюймов, непосредственно перед самолётом.
Оружие может размещаться на подвижных турелях, направленных по оси машины, или перпендикулярно ей. Сектор огня такого оружия 180 градусов. Такой же сектор и у управляемых ракет.
Оружие может быть сбрасываемым (бомбы). Чтобы понять, куда упала бомба, нужно бросить к6, и отложить это количество дюймов по пути пройденному самолётом от его места «остановки». Или вперёд по его курсу, если он выбрал сначала стрелять, а потом двигаться. Если бомб больше одной, нужно отмерять по к6 дюймов от каждой следующей. Первая упала в к6 дюймах от самолёта, вторая в к6 дюймах от первой, третья от второй и так далее.
Обстрел самолётов и вертолётов.
Летящие (это важно, не приземлившиеся!) самолёты и вертолёты сами стреляют как обычно. Однако обстреливают их по другому. «Стрелок» по общему правилу бросает куб качества и куб систем наведения (при этом, если оружие не специализированное зенитное, то нужно ухудшить куб систем наведения на одну градацию). Но «воздушная цель» бросает куб помехоустановщика.
Дальше расчитывается обычное «мощь оружия против брони». Если «воздушная цель» не оказывается выведена из строя (броня больше или равна мощи), тогда нужно бросить пилоту тест на боевой дух с уровнем угрозы +2. Если тест не пройден, самолёт или вертолёт немедленно покидает стол. Если воздушная цель оказывается уничтоженной (мощь больше брони круче чем вдвое) – она просто убирается с поля, так как взорвалась в воздухе. Если же воздушная цель сбита (мощь больше брони, но не вдвое) – тогда есть шанс на вынужденную посадку (см следующую главу).
Артналёты и авиаудары.
Вызов огня.
Артиллерия почти всегда стреляет из-за горизонта. Варианты возможны только если огонь ведут миномёты. Все остальные артиллерийские системы просто не могут стрелять навесом на столь короткие расстояния, чтобы уместиться на столе. Со стола они могут стрелять только прямой наводкой. В ходе Стальной войны артиллерия применялось следующим образом.
Командир ведущего бой подразделения связывался со штабом, чтобы запросить артиллерийскую поддержку, и сообщал координаты места, которое необходимо обстрелять. Если в штабе решали, что запрос можно выполнить, они связывались с артиллерийскими батареями, которые были в наличии, после чего батареи выпускали столько-то снарядов по таким-то координатам. В особых случаях у командира, ведущего бой, была прямая связь с батареями, если они были ему приданы на время выполнения боевой задачи. Иногда на прямо на поле боя имелись корректировщики-артиллеристы, которые связывались со своими батареями и корректировали огонь непосредственно. Вызов авиационной поддержки проводился примерно так же. Командир «в поле» запрашивал авианалёт, из штаба запрос передавали лётчикам, а те отправляли уже «дежурный», находящийся в воздухе самолёт или вертолёт в требуемый квадрат. Если пилот прорывался через зенитный огонь на подходе, то через некоторое время над полем сражения проходил штурмовик, который подавлял или уничтожал противника.
Итак, для артиллерийского (или авиационного) налёта существенны следующие детали.
· Наличие артиллерийских или авиационных средств в распоряжении командира перед началом боя.
· Наличие командира, который имеет право вызвать налёт; средств связи у этого командира; и авторитета, чтобы в штабе решили этот запрос всё-таки выполнить. Это должен быть не меньше, чем командир взвода!
· Между запросом на артналёт и собственно налётом обязательно должно пройти какое-то время, чтобы в штабах и на батареях сориентировались в ситуации (исключение – лёгкие миномёты на поле боя, которые всё видят и получают «в реальном времени»).
Итак, для начала необходимо понять, есть ли вообще у к