Распространение педагогического опыта

Методы, приемы и формы организации деятельности детей, наиболее часто используемые в работе дошкольных организаций:

- практические (игровые);

- экспериментирование;

- моделирование;

- воссоздание;

- преобразование;

- конструирование.

Формы организации детской деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность;

- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия).

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на предшкольную подготовку детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый малыш – исследователь.

Таким образом, развивать интеллект ребенка необходимо целенаправленно, систематически, с учётом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Содержание учебно-методического комплекса ориентировано на информативно-правовые основы модернизации системы образования в целом, сферы дошкольного воспитания и образования в частности и подготовкой к переходу на 12-летнее обучение детей дошкольного возраста.

В целях повышения качества содержания дошкольного воспитания и обучения обновлен и утвержден Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Особенностью Стандарта является внедрение новых пяти образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум». В стандарте определена модель выпускника дошкольной организации. Выпускник должен быть физически развитым, любознательным, активным, отзывчивым, овладевшим необходимыми умениями и навыками для обучения в школе.

На основе передового международного опыта внедряются современные методы обучения в дошкольном воспитании и обучении. Успешно ведется работа по программам «Балбөбек», «Қайнар», «Алғашқы қадам» (1-3 года), «Зерек бала» (3-5 лет), «Біз мектепке барамыз» (5-6 лет) и др. Наряду с образовательными программами в дошкольных организациях используются учебные материалы по технологии Монтессори, по системе Н.Зайцева, Ф. Фребеля, Вальдорфская педагогика (методика Штайнера).

Особый интерес вызывают интеллектуальные технологии, созданные на основе моделирования, проектно-исследовательского, интеллектуально-игрового подхода. Они предназначены для интеллектуального, всестороннего развития детей логике, математике, культуре, языкам. Введение в образовательный процесс дошкольных организаций инновационных технологий позволяет более эффективно решать интеллектуальные запросы каждого ребенка. К ним относятся «E–Blocks» - интерактивное программное обеспечение, предназначенное для обучения детей с 3 до 6 лет языкам, логике, математике; обучающие комплексы, направленные на всестороннее развитие детей, раннее обучение языкам, национальную культуру и культуру народов Казахстана: «Даналық әліппесі» с Говорящей ручкой, «ZEREK» с Говорящей Ручкой, «Интерактивная звуковая карта». Требуется дальнейшее углубленное изучение передовых отечественных и зарубежных инновационных методик и технологий, апробация и выявление адаптированных, затем их внедрение для того, чтобы соответствовать мировому образовательному уровню в связи с модернизацией образования.

Как известно, хороший педагог всегда работает в творческом тандеме с родителями, семьёй, что является одним из условий воспитания всесторонне развитого интеллектуального дошкольника. Для обеспечения методической помощи родителям, вовлечения их в процесс воспитания и обучения детей в республике функционируют более тысячи консультационных пунктов, в штате которых имеются социальный педагог, психолог, логопед, медицинский работник, дефектолог и другие специалисты.

Для родителей разработаны образовательный курс «Язык детской игры», «Программа просвещения родителей в условиях консультационных пунктов», «Программа воспитатель-гувернер» и др., что безусловно нацеливает в перспективе совершенствовать учебно-воспитательный процесс в дошкольных организациях для формирования всесторонне развитой личности.

В этих целях в республике изучается передовой отечественный и зарубежный опыт по внедрению инновационных технологий в дошкольное образование. Как показывает опыт, для внедрения инновационных технологий необходимо создание соответствующих условий:

В-первую очередь – это обеспечение дошкольной организации необходимой материально-технической базой.

Во-вторых, программно-методическое обеспечение вариативности воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

В-третьих, совершенствование педагогического мастерства педагогов. Принятие таких мер, а также партнерские отношения с родителями, позволят создать ряд инновационных технологий, таких как М. Монтессори, Step by step, ТРИЗ и др.

Особый интерес сегодня вызывают интеллектуальные технологии, созданные на основе моделирования, проектно-исследовательского, интеллектуально-игрового подхода, что способствует развитию у детей логики, математики, культуры, интереса к языкам.

В результате применения вышеназванных технологий у ребенка формируются следующие компетентности: здоровьесберегающая, познавательно-творческая, коммуникативно-языковая и социальная, что позволит воспитать интеллектуального выпускника.

Изучение международного опыта показывает, что одной из актуальных задач современного образования является раннее выявление, обучение и воспитание интеллектуально-развитых детей дошкольного возраста. Например, в России, Японии, Финляндии, США, Китае и др. развитых странах рост благосостояния связан с вложением капитала в интеллектуальное развитие детей, начиная с раннего возраста. Во всех этих государствах используются достижения науки и новые информационные технологии в воспитании интеллектуально развитого ребенка, которые реализуются через сеть организаций нового типа – интеллектуальная дошкольная организация. Известные ученые-психологи С.Л.Рубинштейн, Л.А.Венгер, Н.Ф.Талызина, Б.Г.Ананьев и др. рассматривают понятие «интеллект» как особую форму человеческой деятельности.

Учитывая международный опыт, сегодня в программе «Балапан» предусмотрено создание интеллектуальной дошкольной организации, где будет формироваться интеллектуальный дошкольник.

Таким образом, использование инновационных принципов и подходов в воспитании и обучении, углубление научного и учебно-методического обеспечения образования, обновление и расширение материально-технической базы, обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, информатизация образования – таковы основные направления развития национальной системы образования в ХХI веке.

Наши рекомендации