Глава V. Техническое обслуживание и ремонт контактной сети

Организация эксплуатации и ремонта контактной сети

И линий электропередач

Эксплуатация контактной сети включает в себя своевременное проведение работ по тех­ническому обслуживанию (ТО), текущему и капитальному ремонтам с необходимой периодичностью и в соответствии с усредненными сроками службы элементов контактной сети, а также выполнение срочных (аварийных) ремонтов, при которых неисправные эле­менты ремонтируют или заменяют.

В состав технического обслуживания входит повседневное наблюдение за состояни­ем устройств, проведение осмотров при обходах и объездах (ТО-1), диагностирование, ис­пытания и измерения (ТО-2) и техническое обследовавание (ТО-3).

Различают следующие виды ТО-1.

Объезды в кабине электроподвижного состава или на автомотрисе с осмотром контак­тной сети и устройств электроснабжения проводятся начальниками районов, электромеханика­ми или опытными электромонтерами, которые наблюдают за состоянием контактной сети, вы­являют видимые повреждения изоляции, струн, фиксаторов и других элементов, нарушение их регулировки или расположения.

Обходы с осмотром также выполняются начальниками районов, электромехани­ками или наиболее опытными электромонтерами с визуальной оценкой состояния обслуживае­мых устройств и уточнением объема работ по текущему и капитальному ремонтам. При обходах осмотру подвергаются все устройства и узлы, опорные и поддерживающие конструкции, прове­ряются их состояние и соответствие требованиям Правил [22], особенно в местах, где проводи­лись ремонтные работы на контактной сети и железнодорожном пути. При проследовании элек­троподвижного состава проводят наблюдение за качеством токосъема, на станциях стыкования осматривают оборудование и аппаратуру пунктов группировки. Осмотры производят в соответ­ствии с месячными графиками, комплексно, по анкерным участкам перегонов, а на станциях — по группам путей с использованием биноклей и измерительных приборов.

Внеочередные объезды и обходы с осмотром назначаются службой Э или ЭЧ в период изменения температуры (на 20° С и более), сильного дождя, мокрого снега, ветра, грозы, гололеда, после ряда КЗ по невыясненным причинам, а также в других случаях производ­ственной необходимости. Кроме того, они могут совмещаться с очередными объездами. Район проведения внеочередных объездов и обходов ограничивается возможной зоной предполагае­мых опасных изменений.

Объезды с проверкой токосъема назначаются Э или ЭЧ для выявления мест с низким качеством токосъема (подбои на токоприемниках, искрение). Их проводят из спе­циальных смотровых вышек, вагонов-лабораторий, кабины второго электровоза, из окна или торцовой двери первого вагона пассажирского поезда. Проверка может проводиться с помощью специальных приборов для контроля отрывов токоприемников или путем визу­альных наблюдений за искрением.




Обходы с контрольным осмотром возглавляет начальник, заместитель начальника или инженер по контактной сети дистанции электроснабжения. Их проводят с целью контроля работы персонала ЭЧК, оценки состояния закрепленных за ними устройств, выявления отступлений от Правил [22], типовых проектов, а также для уточнения пла­нов ремонтных работ.

Кроме того, проводят специальные осмотры пересечений ВЛ с контактной сетью; предохранительных щитов на искусственных сооружениях и осмотры пунктов группиров­ки и оборудования станций стыкования.

Для выявления неисправностей или отклонений от нормативных требований и регла­ментированных параметров проводят диагностические испытания и измерения. В их состав входят: диагностирование фарфоровых тарельчатых изоляторов, железобетонных опор, фун­даментов, мест соединений проводов и контактов разъединителей; измерения с проверкой исправностей искровых промежутков и диодных заземлителей, сопротивления изоляции элек­тродвигателей моторных приводов и фундаментов, а также коррозийной активности грунта и комплексное диагностирование контактной сети вагоном-лабораторией. Диагностику про­водит специально обученный персонал, используя средства технического диагностирования, а также измерительных вагонов, штанг и приборов, в том числе специальные группы выпол­няют диагностирование опор, фундаментов и заземляющих устройств.

Об одном из видов технического обследования — верховом обследовании контактной под­вески — подробнее рассказано в п. 5.8.

Выявленные неисправности, которые могут вызвать нарушения в движении поездов или электроснабжении, устраняют немедленно, остальные ликвидируют в сроки, предусмотренные текущим или капитальным ремонтами.

Все недостатки и замечания регистрируют в Журнале осмотров и неисправностей по перегонам и станциям, а на крупных станциях — по паркам.

В объем текущего ремонта (ТР) входят комплексная проверка состояния и ремонт всех элементов контактной сети, питающих и отсасывающих линий, ВЛ, линий ДПР, низковольтных сетей и волноводов, устранение отклонений от установленных норм содержания или от нор­мального состояния, а также тщательный осмотр оборудования с проверкой крепления, регули­рованием, чисткой, смазкой и заменой отдельных изношенных деталей и узлов. Цель текущего ремонта—ликвидация появившихся неисправностей в самом начале их возникновения.

Объемы ТР и сроки его проведения назначают в зависимости от технического состояния и характера неисправностей отдельных узлов и арматуры, выявленных при ТО, срока эксплуата­ции, степени загрязненности атмосферы, значимости и грузонапряженности участка. Кроме того, при текущем ремонте определяют и уточняют необходимость, объем и сроки производства ка­питального ремонта.

При выборе методов организации обслуживания контактной сети, внедрении пере­довой технологии, разработке планов организации труда и т.д., должны учитываться спе­цифические особенности работы на контактной сети:

- большинство работ выполняется без ограничения движения поездов, что при рабо­те с изолирующей съемной вышки ведет к частым перерывам для пропуска поездов;

- участки, обслуживаемые бригадами контактной сети, имеют значительное протя­жение, поэтому работа связана с постоянными переходами и переездами на новое место;

- бригады ЭЧК, как правило, работают на перегонах, практически не имея нормальных условий ни для периодического отдыха во время работы, ни в обеденный перерыв;

- все бригады работают на открытом воздухе в любое время года;

- перед пропуском поездов и по окончании рабочего дня контактная сеть должна
быть приведена в состояние, обеспечивающее безопасное движение поездов;

- неравномерность работ по месяцам в связи с сезонными климатическими условиями;

- бригадный характер выполнения основных работ.

Работы по ремонту, модернизации и реконструкции контактной сети выполняют ремонт­ные бригады ЭЧК, специализированные ремонтные участки дистанций электроснабжения или энергомонтажные (электромонтажные) поезда железных дорог. Бригады участков и поездов привлекаются только к устранению повреждений при авариях, крушениях и стихийных бед­ствиях. Выполнение отдельных видов осмотров, измерений и диагностирования осуществляют специалисты РРУ. Разграничение функций между ЭЧК и этими подразделения осуществляет начальник ЭЧ.

Кроме того, на ЭЧК могут возлагаться обязанности по ТО и ремонту электроустановок наружного освещения переездов, остановочных пунктов, станций, основного и резервного пи­тания устройств СЦБ, устройств для питания электрического обогрева стрелочных переводов и пассажирских составов в пунктах их отстоя, а также других установок по перечню, устанавли­ваемому начальником ЭЧ.

Работы по ТО и ремонту проводят в соответствии с технологическими картами. В зависи­мости от характера выполняемых работ, требований безопасности и технической оснащенности отдельные работы объединяют в технологические комплексы.

Работы по ТО и ТР в зависимости от технологии выполняют в «окна» или без пере­рыва в движении поездов в интервалах между поездами с применением автомотрис, дре­зин, съемных вышек, лестниц и других технических средств.

В графике движения поездов должны предусматриваться технологические «окна» в свет­лое время суток продолжительностью 1—2 ч для работ, требующих снятия напряжения, и всех работ в местах, где затруднена уборка с пути съемных изолирующих вышек для пропуска поез­дов (в тоннелях, скальных выемках, на мостах, высоких насыпях неполного профиля, у высоких платформ и др.), а также на кривых участках пути малого радиуса, где не обеспечивается види­мость приближающихся поездов. Перечень этих мест определяется начальником ЭЧ и утверж­дается начальником отделения дороги.

При выполнении работ, требующих снятия напряжения, на участках, где позволяет профиль пути, пропуск поездов может производиться с опущенными токоприемниками. Перечень таких участков утверждается начальником отделения дороги.

При движении поездов с интервалом менее 10 мин все работы на контактной сети должны выполняться в технологические «окна» продолжительностью 2 ч не менее двух раз в неделю для каждого района контактной сети по каждому пути.

Согласно Правилам [22] потребность в «окнах» определяется расчетом в зависимости от срока службы и состояния устройств, степени загрязненности и агрессивности атмосферы, гру­зонапряженности участка. Анализ динамики использования «оконного» времени на контактной сети показывает рост продолжительности «окна» с 1,51 ч в 1996 г. до 1,84 ч на 1 км эксплуатаци­онной длины в 2000 г., что составляет 7,6 % [8].

Все работы бригад контактной сети ЭЧК по техническому обслуживанию, текущему и капи­тальному ремонтам регламентируются годовым планом ППР с разбивкой по месяцам.

Годовой план на предстоящий год составляется не позднее декабря текущего года и утвер­ждается начальником ЭЧ. При его составлении используют технологические карты и нормы времени, а также учитывают данные о техническом состоянии устройств, выявленные при ос­мотрах, диагностировании, обследовании, испытаниях и измерениях. В годовом плане предус­матривают также работы по реконструкции и сооружению новой контактной сети и сопутству­ющие работы при капитальном ремонте пути.

На основе годового плана с учетом выполнения работ в предыдущий период и фак­тического состояния, выявленного в результате повседневных наблюдений и результатов испытаний и диагностирования, начальник ЭЧК составляет ведомость работ на предстоя­щий месяц, утверждает ее у руководства ЭЧ и обеспечивает ее выполнение.

Во всех подразделениях ЭЧ ведется учет выполнения плана ТО и ремонта, результатов диагностирования, обследований, испытаний и измерений, замены опор, изоляторов, проводов,

отдельных элементов и конструкций, кроме того, в ЭЧ ведется и ежегодно корректируется пас­порт контактной сети.

Все повреждения учитываются, расследуются и анализируются, выявляются причи­ны дефектов оборудования, конструкций и узлов, а также правильность работы защиты от токов КЗ. При анализе действий персонала выявляются лица, виновные в нарушениях, и разрабатываются меры по предотвращению подобных повреждений и нарушений.

По итогам года дистанция электроснабжения анализирует имевшие место на контак­тной сети повреждения и допущенный брак в поездной и маневровой работе.

Работа ЭЧК оценивается по выполнению годового и месячного планов выполнения работ, затрат рабочей силы и эксплуатационных расходов на 1 км развернутой длины кон­тактной сети. Например, при норме 0,12—0,18 чел. на 1 км развернутой длины в 2001 г. затраты рабочей силы на содержание и текущий ремонт устройств контактной сети соста­вили 0,12 чел. [8].

Наши рекомендации