Глава V. Техническое обслуживание и ремонт контактной сети
Организация эксплуатации и ремонта контактной сети
И линий электропередач
Эксплуатация контактной сети включает в себя своевременное проведение работ по техническому обслуживанию (ТО), текущему и капитальному ремонтам с необходимой периодичностью и в соответствии с усредненными сроками службы элементов контактной сети, а также выполнение срочных (аварийных) ремонтов, при которых неисправные элементы ремонтируют или заменяют.
В состав технического обслуживания входит повседневное наблюдение за состоянием устройств, проведение осмотров при обходах и объездах (ТО-1), диагностирование, испытания и измерения (ТО-2) и техническое обследовавание (ТО-3).
Различают следующие виды ТО-1.
Объезды в кабине электроподвижного состава или на автомотрисе с осмотром контактной сети и устройств электроснабжения проводятся начальниками районов, электромеханиками или опытными электромонтерами, которые наблюдают за состоянием контактной сети, выявляют видимые повреждения изоляции, струн, фиксаторов и других элементов, нарушение их регулировки или расположения.
Обходы с осмотром также выполняются начальниками районов, электромеханиками или наиболее опытными электромонтерами с визуальной оценкой состояния обслуживаемых устройств и уточнением объема работ по текущему и капитальному ремонтам. При обходах осмотру подвергаются все устройства и узлы, опорные и поддерживающие конструкции, проверяются их состояние и соответствие требованиям Правил [22], особенно в местах, где проводились ремонтные работы на контактной сети и железнодорожном пути. При проследовании электроподвижного состава проводят наблюдение за качеством токосъема, на станциях стыкования осматривают оборудование и аппаратуру пунктов группировки. Осмотры производят в соответствии с месячными графиками, комплексно, по анкерным участкам перегонов, а на станциях — по группам путей с использованием биноклей и измерительных приборов.
Внеочередные объезды и обходы с осмотром назначаются службой Э или ЭЧ в период изменения температуры (на 20° С и более), сильного дождя, мокрого снега, ветра, грозы, гололеда, после ряда КЗ по невыясненным причинам, а также в других случаях производственной необходимости. Кроме того, они могут совмещаться с очередными объездами. Район проведения внеочередных объездов и обходов ограничивается возможной зоной предполагаемых опасных изменений.
Объезды с проверкой токосъема назначаются Э или ЭЧ для выявления мест с низким качеством токосъема (подбои на токоприемниках, искрение). Их проводят из специальных смотровых вышек, вагонов-лабораторий, кабины второго электровоза, из окна или торцовой двери первого вагона пассажирского поезда. Проверка может проводиться с помощью специальных приборов для контроля отрывов токоприемников или путем визуальных наблюдений за искрением.
Обходы с контрольным осмотром возглавляет начальник, заместитель начальника или инженер по контактной сети дистанции электроснабжения. Их проводят с целью контроля работы персонала ЭЧК, оценки состояния закрепленных за ними устройств, выявления отступлений от Правил [22], типовых проектов, а также для уточнения планов ремонтных работ.
Кроме того, проводят специальные осмотры пересечений ВЛ с контактной сетью; предохранительных щитов на искусственных сооружениях и осмотры пунктов группировки и оборудования станций стыкования.
Для выявления неисправностей или отклонений от нормативных требований и регламентированных параметров проводят диагностические испытания и измерения. В их состав входят: диагностирование фарфоровых тарельчатых изоляторов, железобетонных опор, фундаментов, мест соединений проводов и контактов разъединителей; измерения с проверкой исправностей искровых промежутков и диодных заземлителей, сопротивления изоляции электродвигателей моторных приводов и фундаментов, а также коррозийной активности грунта и комплексное диагностирование контактной сети вагоном-лабораторией. Диагностику проводит специально обученный персонал, используя средства технического диагностирования, а также измерительных вагонов, штанг и приборов, в том числе специальные группы выполняют диагностирование опор, фундаментов и заземляющих устройств.
Об одном из видов технического обследования — верховом обследовании контактной подвески — подробнее рассказано в п. 5.8.
Выявленные неисправности, которые могут вызвать нарушения в движении поездов или электроснабжении, устраняют немедленно, остальные ликвидируют в сроки, предусмотренные текущим или капитальным ремонтами.
Все недостатки и замечания регистрируют в Журнале осмотров и неисправностей по перегонам и станциям, а на крупных станциях — по паркам.
В объем текущего ремонта (ТР) входят комплексная проверка состояния и ремонт всех элементов контактной сети, питающих и отсасывающих линий, ВЛ, линий ДПР, низковольтных сетей и волноводов, устранение отклонений от установленных норм содержания или от нормального состояния, а также тщательный осмотр оборудования с проверкой крепления, регулированием, чисткой, смазкой и заменой отдельных изношенных деталей и узлов. Цель текущего ремонта—ликвидация появившихся неисправностей в самом начале их возникновения.
Объемы ТР и сроки его проведения назначают в зависимости от технического состояния и характера неисправностей отдельных узлов и арматуры, выявленных при ТО, срока эксплуатации, степени загрязненности атмосферы, значимости и грузонапряженности участка. Кроме того, при текущем ремонте определяют и уточняют необходимость, объем и сроки производства капитального ремонта.
При выборе методов организации обслуживания контактной сети, внедрении передовой технологии, разработке планов организации труда и т.д., должны учитываться специфические особенности работы на контактной сети:
- большинство работ выполняется без ограничения движения поездов, что при работе с изолирующей съемной вышки ведет к частым перерывам для пропуска поездов;
- участки, обслуживаемые бригадами контактной сети, имеют значительное протяжение, поэтому работа связана с постоянными переходами и переездами на новое место;
- бригады ЭЧК, как правило, работают на перегонах, практически не имея нормальных условий ни для периодического отдыха во время работы, ни в обеденный перерыв;
- все бригады работают на открытом воздухе в любое время года;
- перед пропуском поездов и по окончании рабочего дня контактная сеть должна
быть приведена в состояние, обеспечивающее безопасное движение поездов;
- неравномерность работ по месяцам в связи с сезонными климатическими условиями;
- бригадный характер выполнения основных работ.
Работы по ремонту, модернизации и реконструкции контактной сети выполняют ремонтные бригады ЭЧК, специализированные ремонтные участки дистанций электроснабжения или энергомонтажные (электромонтажные) поезда железных дорог. Бригады участков и поездов привлекаются только к устранению повреждений при авариях, крушениях и стихийных бедствиях. Выполнение отдельных видов осмотров, измерений и диагностирования осуществляют специалисты РРУ. Разграничение функций между ЭЧК и этими подразделения осуществляет начальник ЭЧ.
Кроме того, на ЭЧК могут возлагаться обязанности по ТО и ремонту электроустановок наружного освещения переездов, остановочных пунктов, станций, основного и резервного питания устройств СЦБ, устройств для питания электрического обогрева стрелочных переводов и пассажирских составов в пунктах их отстоя, а также других установок по перечню, устанавливаемому начальником ЭЧ.
Работы по ТО и ремонту проводят в соответствии с технологическими картами. В зависимости от характера выполняемых работ, требований безопасности и технической оснащенности отдельные работы объединяют в технологические комплексы.
Работы по ТО и ТР в зависимости от технологии выполняют в «окна» или без перерыва в движении поездов в интервалах между поездами с применением автомотрис, дрезин, съемных вышек, лестниц и других технических средств.
В графике движения поездов должны предусматриваться технологические «окна» в светлое время суток продолжительностью 1—2 ч для работ, требующих снятия напряжения, и всех работ в местах, где затруднена уборка с пути съемных изолирующих вышек для пропуска поездов (в тоннелях, скальных выемках, на мостах, высоких насыпях неполного профиля, у высоких платформ и др.), а также на кривых участках пути малого радиуса, где не обеспечивается видимость приближающихся поездов. Перечень этих мест определяется начальником ЭЧ и утверждается начальником отделения дороги.
При выполнении работ, требующих снятия напряжения, на участках, где позволяет профиль пути, пропуск поездов может производиться с опущенными токоприемниками. Перечень таких участков утверждается начальником отделения дороги.
При движении поездов с интервалом менее 10 мин все работы на контактной сети должны выполняться в технологические «окна» продолжительностью 2 ч не менее двух раз в неделю для каждого района контактной сети по каждому пути.
Согласно Правилам [22] потребность в «окнах» определяется расчетом в зависимости от срока службы и состояния устройств, степени загрязненности и агрессивности атмосферы, грузонапряженности участка. Анализ динамики использования «оконного» времени на контактной сети показывает рост продолжительности «окна» с 1,51 ч в 1996 г. до 1,84 ч на 1 км эксплуатационной длины в 2000 г., что составляет 7,6 % [8].
Все работы бригад контактной сети ЭЧК по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам регламентируются годовым планом ППР с разбивкой по месяцам.
Годовой план на предстоящий год составляется не позднее декабря текущего года и утверждается начальником ЭЧ. При его составлении используют технологические карты и нормы времени, а также учитывают данные о техническом состоянии устройств, выявленные при осмотрах, диагностировании, обследовании, испытаниях и измерениях. В годовом плане предусматривают также работы по реконструкции и сооружению новой контактной сети и сопутствующие работы при капитальном ремонте пути.
На основе годового плана с учетом выполнения работ в предыдущий период и фактического состояния, выявленного в результате повседневных наблюдений и результатов испытаний и диагностирования, начальник ЭЧК составляет ведомость работ на предстоящий месяц, утверждает ее у руководства ЭЧ и обеспечивает ее выполнение.
Во всех подразделениях ЭЧ ведется учет выполнения плана ТО и ремонта, результатов диагностирования, обследований, испытаний и измерений, замены опор, изоляторов, проводов,
отдельных элементов и конструкций, кроме того, в ЭЧ ведется и ежегодно корректируется паспорт контактной сети.
Все повреждения учитываются, расследуются и анализируются, выявляются причины дефектов оборудования, конструкций и узлов, а также правильность работы защиты от токов КЗ. При анализе действий персонала выявляются лица, виновные в нарушениях, и разрабатываются меры по предотвращению подобных повреждений и нарушений.
По итогам года дистанция электроснабжения анализирует имевшие место на контактной сети повреждения и допущенный брак в поездной и маневровой работе.
Работа ЭЧК оценивается по выполнению годового и месячного планов выполнения работ, затрат рабочей силы и эксплуатационных расходов на 1 км развернутой длины контактной сети. Например, при норме 0,12—0,18 чел. на 1 км развернутой длины в 2001 г. затраты рабочей силы на содержание и текущий ремонт устройств контактной сети составили 0,12 чел. [8].