Организация управления дистанцией электроснабжения
Дистанция электроснабжения обеспечивает техническое и хозяйственное обслуживание тяговых подстанций и контактной сети электрифицированных железных дорог, некоторых электрических станций и понижающих трансформаторных подстанций, наружных электрических сетей, предназначенных для питания устройств СЦБ, линий продольного электроснабжения (до ввода в здание), электросетей наружного освещения, включая светильники и прожекторное освещение.
Дистанцию электроснабжения можно отнести к сложным системам, состоящим из организационно-экономической и технической систем управления и получившим в последнее время название интегрированных. Сложность такой системы определяется как наличием одновременно функций управления, характерных для организационных систем, и функций управления технологическим процессом, так и спецификой технологических процессов. Она наделяется основными и оборотными средствами; организует производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с планом, утвержденным на основании хозяйственного расчета; имеет свою законченную отчетность. В финансовой и хозяйственной деятельности дистанция электроснабжения подчинена отделению дороги.
На 01.01.2001 г. в хозяйстве электроснабжения железных дорог статус юридического лица хозяйства имеет только Сургутская дистанция электроснабжения Свердловской ж.д. Остальные 166 дистанций электроснабжения преобразованы в обособленные структурные подразделения (ОСП) железных дорог без статуса юридического лица, с заменой самостоятельного баланса на оборотно-сальдовые ведомости без определения финансового результата, с открытием текущих счетов взамен расчетных. Порядок финансирования ОСП определен Методическими рекомендациями по нормированию доходов и расходов, планированию уровня рентабельности предприятий основной деятельности железных дорог на период до завершения их реорганизации подразделения (филиалы), по порядку их взаимодействия на основе хозяйственных договоров.
Все 167 дистанций электроснабжения располагаются обычно в границах отделения дороги. Среднеэксплуатационная длина электрифицированного участка в пределах одного ЭЧ — 250 км, но в связи с укрупнением дистанций электроснабжения может быть и больше.
Для обеспечения нормальной эксплуатации всех устройств электроснабжения на ЭЧ созданы основные, вспомогательные и линейные подразделения. К основным относятся: тяговые подстанции (ЭЧЭ), районы контактной сети (ЭЧК), районы электроснабжения (ЭЧС), энергодиспетчерская группа (ЭЧЦ); к вспомогательным — ремонтно-ревизионный участок (РРУ), механические мастерские (ЭЧМ), складское хозяйство.
Основной технологический процесс дистанции электроснабжения заключается в переработке электроэнергии, получаемой от системы внешнего электроснабжения, и передаче ее потребителям, участвующим в процессе перевозки. Надежность функционирования устройств электроснабжения обеспечивается проведением технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов. Этот процесс выполняется персоналом, обслуживающим соответствующие устройства при оперативном управлении, осуществляемом энергодиспетчером.
Общее функционирование дистанции электроснабжения и взаимная координация рассмотренных выше процессов обеспечиваются административным управлением в соответствии с техническими и экономическими требованиями, предъявляемыми к работе дистанции в целом. Административное управление заключается в приеме, хранении, переработке и передаче информации, а также в принятии решений на основе поступившей и хранящейся информации.
Таким образом, функционирование дистанции электроснабжения может быть сведено к четырем основным процессам: электроснабжение, производство планово-предупредительных ремонтов, оперативное и административное управление. Два первых относятся к технологическим процессам, два последних — к информационным. Структура управления дистанцией электроснабжения, представленная на рис. 1.2, является в некоторой степени обобщенной. Анализ структуры управления различных дистанций электроснабжения показал, что в целом они различаются незначительно: это обусловлено их спецификой, протяженностью и контингентом работающих. Однако распределение обязанностей и функций между звеньями управления значительно различается на разных ЭЧ и зависит от многих факторов, в том числе и от традиционных. Поэтому можно сказать, что структура, приведенная на рис. 1.2, соответствует одному из возможных вариантов распределения функций управления.
Структура управления дистанцией является многоуровневой: содержит четыре уровня управления и один подуровень. Вне уровней управления находится учетно-контрольная группа начисления и выдачи заработной платы, которая подчиняется машинно-счетной станции.
Начальник ЭЧ несет ответственность за выполнение установленных финансовых и производственных заданий, а также за соблюдение действующего законодательства и указаний Министерства путей сообщения, управления железной дороги.
Непосредственно начальнику дистанции электроснабжения подчиняются два заместителя, главный инженер и энергодиспетчерская группа, а также старший экономист, исполняющий одновременно функции бухгалтера, и инспектор по кадрам. Каждый заместитель управляет, как правило, группой однородных подразделений и обеспечивает организацию эксплуатации устройств электроснабжения. Им непосредственно подчиняются начальники соответствующих подразделений: районов контактной сети, тяговых подстанций, районов электроснабжения, ремонтно-ревизионного участка, автохозяйства и мастерских, а также инженеры технического отдела, обеспечивающие техническое управление ЭЧ.
Главный инженер непосредственно занимается организацией капитального ремонта и строительства, а также обеспечивает выполнение требований техники безопасности при производстве работ всеми подразделениями ЭЧ. Главному инженеру подчиняются инженер по охране труда и старший инженер технического отдела.
Энергодиспетчерская группа, возглавляемая старшим энергодиспетчером (ЭЧЦС), осуществляет оперативное управление технологическими процессами электроснабжения и производством планово-предупредительных ремонтов. Ей оперативно подчинены начальники всех подразделений ЭЧК, ЭЧЭ, ЭЧС, РРУ (рис. 1.3). Энергодиспетчерская группа размещается на энергодиспетчерском пункте, который, как правило, находится в отделении дороги.
Старший инженер подчиняется главному инженеру и руководит инженерами отдела, обеспечивая управление организацией капитальных ремонтов и строительства по всем подразделениям участка энергоснабжения. За инженерами техотдела закрепляют группы однородных подразделений, они также могут выполнять целевые функции. В состав техотдела входят инженеры по электроснабжению, тяговым подстанциям, контактной сети, линиям автоблокировки и продольного электроснабжения, энергонадзору. Каждый инженер техотдела подчиняется непосредственно старшему инженеру и соответствующему заместителю начальника дистанции электроснабжения. Инженеру по охране труда в вопросах охраны труда подчиняются все начальники подразделений и их персонал.
Устройство систем электроснабжения |
Начальники подразделений осуществляют административно-техническое руководство персоналом своих подразделений, планируют их работу и несут ответственность за исправное содержание устройств электроснабжения, закрепленных за ними, и обеспечение безопасных условий производства работ. Оперативный и ремонтный персонал, входящий в состав соответствующих подразделений, принимает непосредственное участие в производстве работ, как правило, только на обслуживаемых ими устройствах.
Рис. 1.3. Структура оперативного управления эксплуатацией устройств электроснабжения в ЭЧ |
В целом структура управления дистанцией электроснабжения относится к линейной, для которой характерен принцип единоначалия, когда руководитель несет полную ответственность за результаты работы подчиненных ему подразделений. Такая структура исключает выдачу противоречивых или нескоординированных заданий и упрощает взаимодействие различных подсистем управления. Однако эффективность управления при этом снижается по мере возрастания системы и сложности решаемых задач, начальники подразделений одновременно подчиняются соответствующим заместителям по эксплуатации и, кроме того, в некоторой степени инженерам технического отдела, а в период выполнения крупных капитальных ремонтов и строительств и главному инженеру. Начальники подразделений находятся в оперативном подчинении у энергодиспетчерской группы. Такая сложная подчиненность создает предпосылки для получения нескоординированных, а порой и противоречивых заданий.
По объемам работ дистанции электроснабжения дифференцируют на группы, зависящие от количества перерабатываемой за год электроэнергии на тяговых подстанциях и от объема их энергетического хозяйства (в условных единицах).
Каждая дистанция электроснабжения наделена основными фондами — средствами труда, участвующими во многих процессах производства без изменения своей натуральной формы. Они подразделяются на основные производственные фонды — это средства труда, непосредственно участвующие в производственном процессе или создающие предпосылки для его осуществления, непроизводственные (жилые дома, детские сады и т.д.), входящие в состав хозяйства, но не принимающие непосредственного участия в производственном процессе.
Вследствие износа основные фонды требуют капитального ремонта и восстановления. Они осуществляются за счет амортизационных отчислений, размер которых зависит от стоимости основных фондов, срока их службы, стоимости одного капитального ремонта и числа ремонтов в течение срока службы. Часть амортизационных отчислений идет на восстановление основных фондов, а другая часть на финансирование капитального ремонта и модернизацию, т.к. основные фонды имеют не только физический, но и моральный износы. Физический износ — это утрата основными фондами технико-эксплуатационных свойств, а моральный наступает при появлении более экономичных и производительных машин или устройств того же назначения.
Капитальные вложения для замены или усиления основных средств выделяются из централизованных источников или из фонда развития производства, создаваемого на дороге. Таких вложений на сети железных дорог требуется очень много, так как, например, в эксплуатации только на контактной сети железных дорог России в 2001 г. находилось свыше 5000 устаревших двутавровых опор и более 65 000 опор со сроком службы, превышающим 40 лет.
Тяговые подстанции
Тяговые подстанции в системе электроснабжения электрифицированных железных дорог преобразуют трехфазный переменный ток, получаемый от энергосистем, в однофазный переменный ток напряжением 27,5 кВ или в постоянный ток напряжением 3,3 кВ.
Тяговые подстанции подразделяются на опорные и промежуточные в зависимости от схемы первичного электроснабжения. Опорные тяговые подстанции служат для распределения электроэнергии, поступающей от электрической системы; от их шин отходят линии электропередач для питания других тяговых подстанций. Опорной считается подстанция, к шинам 110—220 кВ которой присоединяется не менее трех питающих линий электропередачи. Промежуточные подстанции могут быть отпаечными или транзитными. Отпаечные подключаются к ответвлениям от линий электропередач, а транзитные — в рассечку питающих высоковольтных линий.
Эксплуатация тяговых подстанций должна быть организована так, чтобы обеспечить бесперебойное электроснабжение электроподвижного состава, нетяговых железнодорожных и районных потребителей. За организацию эксплуатации, исправное содержание и бесперебойную работу тяговой подстанции, внедрение новой техники и передовых методов труда, экономию средств и электрической энергии несут ответственность начальники тяговых подстанций и начальники дистанций электроснабжения.
Оперативно-ремонтным персоналом на тяговой подстанции являются начальник подстанции, электромеханик (старший электромеханик) по ремонту оборудования, электромеханики по эксплуатации, электромонтеры.
В среднем на одну тяговую подстанцию, например по Западно-Сибирской железной дороге, приходится 4,5 чел.
Начальник тяговой подстанции осуществляет техническое и хозяйственное руководство персоналом; планирование и организацию своевременного проведения работ по содержанию и ремонту оборудования, а также по его усилению и реконструкции; контролирует качество работ, выполняемых персоналом ремонтно-ревизи-онного цеха и строительно-монтажных организаций; лично организует и осуществляет проведение сложных технологических работ; ведет техническую, учетную и отчетную документацию; организует техническую учебу, периодическую проверку знаний персонала подстанции, проведение дней охраны труда, подготовку кадров для подстанции и т.д.
Старший электромеханик тяговой подстанции (на некоторых дистанциях энергоснабжения эти функции возложены на электромеханика по ремонту) непосредственно осуществляет ремонтные и профилактические работы на подстанции согласно годовому графику планово-предупредительных ремонтов (ППР) и осмотров. Он контролирует хранение и использование материалов, инструмента и инвентаря, состояние здания и территории и т.д. При необходимости он может заменить начальника тяговой подстанции и дежурного электромеханика. При «кустовом» методе обслуживания ряда подстанций (см. ниже) старший электромеханик выполняет почти все обязанности, предусмотренные должностной инструкцией начальника подстанции.
Дежурный электромеханик должен хорошо знать схемы всех присоединений подстанции, условия работы, назначение и уставки защит всего оборудования, схемы автоматики, расположение, назначение и действие сигнальной аппаратуры, блокировок, допустимые нагрузки и т. д. Он также должен хорошо знать внешние признаки, предшествующие возможным повреждениям и уметь устранять простейшие неполадки. При обслуживании подстанции оперативно-ремонтным персоналом электромеханики могут принимать непосредственное участие в производстве ремонтных работ.
Электромонтеры тяговых подстанций, как правило, имеют 4-й или 5-й разряд и, соответственно, IV или V квалификационную группу по технике безопасности. Они должны уметь выполнять все электромонтажные и требующиеся слесарные работы, а также знать оборудование, правила производства переключений и при необходимости выполнять обязанности дежурного персонала. Электромонтеры пятого и шестого разрядов могут руководить ремонтной бригадой и при необходимости выполнять обязанности электромеханика по ремонту.
При «кустовом» методе обслуживания тяговых подстанций обслуживающий персонал базовой подстанции должен еще знать и схемы всех обслуживаемых бригадой подстанций, входящих в «куст».
Материально-техническая база тяговой подстанции состоит из оборудования распределительных устройств: ОРУ-220; 110; 35 кВ; ЗРУ-10 кВ, а также ЗРУ-3,3 кВ (на тяговых подстанциях постоянного тока) или РУ-27,5 кВ переменного тока.
В ЗРУ-10 кВ установлено оборудование для электроснабжения в основном нетяговых потребителей: маломасляные или вакуумные выключатели, разъединители, приборы контроля и учета, релейная защита фидеров.
ЗРУ-3,3 кВ представляет собой ряд ячеек с находящимися в них быстродействующими выключателями, разъединителями и шинами постоянного тока, сглаживающими устройствами.
В РУ-27,5 кВ используются масляные и вакуумные выключатели.
Сердцем подстанции называют аккумуляторную батарею. Здесь устанавливаются обычно 50—100 аккумуляторов в зависимости от величины напряжения оперативного тока. Отсюда питаются цепи управления релейной защиты и катушки управления выключателей. Помещение аккумуляторной имеет приточно-вытяжную вентиляцию. Большинство аккумуляторов работает в режиме постоянного подзаряда, поэтому главный щит подстанции должен быть укомплектован зарядно-подзарядным устройством.
От шин 10 кВ тяговой подстанции питаются высоковольтные линии СЦБ с резервным питанием от дизель-генераторной установки, которая также располагается на тяговой подстанции. Панели управления тяговой подстанцией занимают достаточно большое помещение, где расположены ключи дистанционного управления коммутационными аппаратами. Кроме того, на пульте имеется сигнализация положения основных коммутирующих аппаратов, приборы контроля и учета электроэнергии, аппаратуры релейной защиты вводов, силовых трансформаторов, трансформаторов собственных нужд, стойки телеуправления и телесигнализации. Оперативная связь с энергодиспетчером осуществляется по телефону, селектору.
Планирование и организацию работ персонала тяговой подстанции определяет годовой план проведения ППР с разбивкой по месяцам. В нем указываются все работы, проводимые оперативным персоналом, по которым начальник подстанции отчитывается ежемесячно.
Районы контактной сети
Контактная сеть работает в наиболее тяжелых условиях по сравнению с другими устройствами электроснабжения электрифицированных железных дорог: она подвержена неблагоприятным воздействиям как окружающей среды, так и токоприемников электроподвижного состава. Несмотря на это, она должна обеспечивать бесперебойный токосъем при установленных скоростях движения в расчетных метеорологических условиях.
Эксплуатацию устройств контактной сети, проводов напряжением 6—10 кВ ВЛ СЦБ и линий продольного электроснабжения напряжением 6—35 кВ, а также линий напряжением до 0,4 кВ на перегонах и промежуточных станциях осуществляют районы контактной сети. На крупных узловых станциях эксплуатация линий до 0,4 кВ передана районам электроснабжения; основная задача их обслуживающего персонала — постоянно содержать устройства контактной сети и линий электропередачи в технически исправном состоянии.
Границы ЭЧК определяются, в основном, по трем показателям: эксплуатационной, развернутой или приведенной длиной контактной сети, при этом:
- эксплуатационной длиной называют протяженность обслуживаемого электрифицированного участка между границами независимо от числа путей, лежащих на общем земляном полотне;
-развернутая длина контактной сети рассчитывается как сумма длин всех электрифицированных путей станции и перегонов в границах района контактной сети.
- приведенной длиной контактной сети является сумма эксплуатационной длины и условной протяженности остальных путей, длина каждого из которых умножается на коэффициент, зависящий от значимости электрифицированного пути; а именно: 1 км каждого электрифицированного главного пути сверх первого на перегонах и станциях, а также всех электрифицированных путей станций стыкования имеют коэффициент — 0,9; а 1 км электрифицированного станционного пути на других станциях — 0,75.
Исходя из расчета достаточно быстрой доставки бригады контактной сети к месту работы, эксплуатационную длину района контактной сети обычно принимают около 40— 60 км с установкой дежурного пункта контактной сети в середине обслуживаемого участка. На крупных узловых станциях с большим развитием электрифицированных путей рекомендуют дежурный пункт устанавливать в одной из горловин станции, а эксплуатационную длину сокращать до 40 км.
Развернутую длину чаще всего используют в практических расчетах и для ЭЧК ее принимают примерно 150 км для двухпутного участка и 80 км — для однопутного.
Группы сложности района контактной сети определяют произведением среднего (за год) числа пар электропоездов в сутки на развернутую длину контактной сети в километрах.
Группы сложности ЭЧК и их показатели сведены в таблицу 1.1.
Район контактной сети обслуживается установленным штатом электромонтеров. Штат подсчитывается исходя из норм расхода трудовых затрат на текущее обслуживание и ремонт контактной сети. Они обычно составляют 0,154 человека на 1 км развернутой длины контактной сети [10]. Практически эти нормы достигли 0,12 чел. на 1 км развернутой длины [8].