Урок 23. Уровни профессиональной пригодности

Главное достоинство труда состоит в том, чтобы он сам по себе был целью, и средством, чтобы наслаждение было в нем, а не в его результатах. Рейхани.

Задание 1. По горячим следам

Перечислите степени профессиональной пригодности человека:

1. ______________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________________________

Истоки отношения человека к труду помогает понять классификация, предложенная немецким психологом Э. Фроммом.

- рецептивный, или берущий. Люди такого типа считают, что все им что-то должны: деньги, работу, любовь, внимание. Поэтому они ждут, когда все это к ним придет. Такие люди всегда ищут поддержки, требуют помощи. Они дружелюбны, но беспомощны, зависимы, не способны принимать самостоятельные решения.

- эксплуататорский, или овладевающий. Люди такого типа стремятся использовать ресурсы и возможности других людей в своих целях, действуя силой и хитростью. Им нравятся люди, у которых есть что отнять: работу, идеи, деньги; а те у кого ничего не осталось, им не интересны.

-стяжательский,или сберегающий. Смысл жизни людей этого типа – накопительство и экономия. Они скупы и подозрительны, все измеряют деньгами, поэтому не верят в возможность бескорыстных отношений между людьми. Этот тип описан во множестве художественных произведений: Гобсек и Бальзака, Скупой рыцарь у Пушкина, Плюшкин у Гоголя, Ионыч у Чехова.

-рыночный, или обменивающий. Рыночная личность воспринимает себя и других людей как товар, который можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа – карьера и деньги. Их отличительные особенности – честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. В последние годы эта модель поведения активно внедряется в сознание людей.

- творческийтип личности постигает мир через любовь и разум. Люди этого типа заинтересованы в самореализации и раскрытии своих задатков и способностей. «То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», - писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

Из пяти перечисленных типов только один Фромм назвал продуктивным. Как вы думаете – какой? Почему?

Задание 2. (домашнее)

Как вы понимаете слова Дэниэла Бурстина, что «настоящая слава – это когда ваше имя ценится дороже, чем ваша работа»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 24. Обобщающий

Задание 1. Мои способности

Заполните таблицу, пользуясь записями в тетради и результатами тестов. Если трудно определить степень сформированности своими словами, пользуйтесь формулировками «низкая», «средняя», «высокая».

Виды способностей Степень сформированности моих способностей
Способности к практическим видам деятельности  
Способности к интеллектуальным видам деятельности  
Способности к профессиям социального типа  
Способности к офисным видам деятельности  
Способности к предприниматель­ской деятельности  
Артистические способности  

Задание 2. Психологический кроссворд

Вспомните, какими словами обозначаются эти понятия, и впишите их в клетки.

1. Самый эффективный способ поведения в конфликтных ситуациях.

2. Высшая степень профессиональной пригодности.

3. Раздел психологии, изучающий поведение человека в конфликтных ситуациях.

4. Тип личности, воспринимающий себя и других людей как товар, который можно выгодно продать.

5. Поведение в конфликте, проявляющееся в виде взаимных уступок.

6. Немецкий психолог, предложивший классификацию продуктивных и непродуктивных типов личности.

7. Автор теста, изучающий поведение человека в конфликтных ситуациях.

8. Индивидуально-психологические особенности человека.

9. Стратегия ухода от решения проблемы в конфликтной ситуации.

10. Побуждение к действию.

Урок 23. Уровни профессиональной пригодности - student2.ru

Четвертая четверть

Планирование профессиональной карьеры

Урок 25. Мотивы и потребности

У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивают, что они делают. Один говорит: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».

Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющее ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели. Мотивация – это двигатель человеческих поступков.

Задание 1. Преодоление

Прочитайте эти примеры и подумайте, что роднит этих успешных и счастливых в профессиональной деятельности людей.

...Цирковой артист Валентин Дикуль, выполняя акробатичес­кий трюк, получил травму, приковавшую его к постели. Врачи не оставляли никакой надежды. Благодаря ежедневным многочасовым упражнениям Валентин не только встал на ноги, но и вернулся на арену цирка, где стал жонглировать гирями, выдерживая груз поч­ти в тонну.

...В 1996 году во время тренировки конек партнера буквально раскроил Лене череп. Врачи сделали все возможное — Лена осталась жива. А сама Лена и ее новый партнер Антон сделали невозможное — после нескольких лет упорных тренировок в 2002 году пара Е. Береж­ная и А. Сихарулидзе завоевала олимпийскую золотую медаль.

...Великолепная, яркая балерина, обладающая безупречной техникой и заслуженно получающая награды за свое мастерство — такой мы знаем Анастасию Волочкову. Но чтобы достичь этого, надо было преодолеть множество препятствий, в том числе сомне­ния специалистов, которые считали Анастасию слишком высокой для балета.

Тысячи девочек, завороженных волшебным танцем балерин, порхающих над сценой в кружевах и перьях, приходят в балетную студию. И уходят, когда поймут, что балет - это прежде всего тяжелый изнурительный труд и отказ от многих радостей жизни. Остаются - единицы. Только так можно достичь мастерства. А слава и все, что ей сопутствует, - это уже приложение. И так - в любом деле.

Задание 2. Определение мотивации

Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

1. В наибольшей степени реализовать свои фи­зические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества. 5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утоми­тельной, не вызывала отрицательных эмоций.
2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окру­жающих.
3. Получать высокий заработок, обеспечиваю­щий хорошие материальные условия. 6. Сохранить достаточ­но энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.  
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.

Задание 3. По горячим следам

На пяти этажах пирамиды разместите пять основных потребностей человека (по А. Маслоу).

Урок 23. Уровни профессиональной пригодности - student2.ru

В конце жизни А. Маслоу понял ограниченность своей классификации потребностей. Как вы думаете, в чем несовершенство его «пирамиды»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Круг чтения

Прочитайте отрывок из книги М. Веллера.

Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: "Что для вас в жизни главное?", мы получим примерно одни и те же ответы:

1.Здоровье.

2.Благополучие семьи и близких.

3.Материальная обеспеченность.

4.Хорошая работа.

5.Любовь.

6.Карьера.

7.Слава.

Как же большинство людей обходится с этими жизненно важ­ными для них ценностями?

Здоровье

Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапряга­ются, нервничают.

Благополучие семьи

Ругаются, тиранят родных, лгут, изменяют, "заначивают" деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени.

Материальная обеспеченность

Проигрывают в азартные игры все. Пускаются в аферы и ра­зоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ле­нятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжелый час идут по миру.

Хорошая работа

Большинство людей к своей работе равнодушно или, более того, ее ненавидит. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. За­нимаются черной поденщиной — ради денег, которые в таком коли­честве не являются для них строго необходимыми.

Любовь

Если все люди хотят любить и быть любимыми — то уже прос­то по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта "глав­ная ценность" связана так часто с огромным количеством страда­ний, лишений и всяческих несчастий?

Карьера

Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попреки, переступать через людей — и на это ты хочешь потратить свою жизнь?

Слава

Разоренные страны и два миллиона трупов в итоге. Вот вам непревзойденная слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усерд­но тренируйтесь в плевках — и попадете в Книгу рекордов Гиннесса. Спортивная слава — угробленное здоровье, укороченная жизнь и ре­жим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что спортсмен скажет во вратах небесных Апостолу Петру? "Что ты делал в жизни?" — "Я прыгал в длину". Веллер М. Все о жизни

Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности — главные в жизни? Разделяете ли вы взгляды автора на то, как большинство лю­дей обходится с этими ценностями? Запишите свои мысли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. (домашнее). Иерархия потребностей

Перед вами список важнейших потребностей. Попробуйте рас­ставить их по степени важности для себя: напротив самой важной поставьте цифру 1, напротив следующей по значимости цифру 2 и так далее до 15. Во время работы мысленно проговаривайте фразу: "Я хочу..."

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальное благополучие.

9. Повышать уровень мастерства.

10.Избегать неприятностей.

11.Стремиться узнавать что-то новое.

12.Обеспечить себе положение, влияние.

13.Покупать хорошие вещи.

14.Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15.Быть понятым другими.

В первую пятерку входят самые значимые для вас на данный момент потребности (оцениваются в 3 балла). Во второй пятерке — потребности менее значимые (2 балла). В последнюю пятерку вхо­дят потребности, неактуальные для вас в данный момент (1 балл). Подсчитайте и запишите сумму баллов по каждой группе потреб­ностей:

§ материальные потребности: 4, 8, 13 (номера потребности);

§ потребности в безопасности: 3,6,10;

§ социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

§ потребности в признании: 1,9, 12;

§ потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

Группа потребностей, которая набрала большее число баллов является для вас ведущей. Это необходимо учитывать при выборе профессии и планировании карьеры.

Мои ведущие потребности:

1)__________________________________

2) __________________________________

3) __________________________________

Наши рекомендации