Урок 21. Способности к предпринимательской деятельности

…в этом нет ничего гениального или просто выдающегося. Это лишь способ построения любого здорового бизнеса – много пота, разумный подход и любовь к своему делу. Уолт Дисней.

Задание 1. Я - руководитель

Просмотрите таблицу, в которой приведены профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, и оцените степень развития этих качеств у себя, отметив соответствующую клетку в таблице.

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Интеллект Может работать при дефиците информа­ции, т.к. реконструи­рует события по дета­лям, обладает интуи­цией, которая помо­гает предвидеть со­бытия. Способен анализиро­вать и систематизи­ровать информацию, принимать верные решения и в ряде слу­чаев прогнозировать события. Испытывает затруд­нения при анализе информации, не мо­жет построить цело­стную картину собы­тий из отдельных фак­тов.
Общитель­ность К людям относится с искренним интере­сом и дружелюбием, легко устанавливает контакты с предста­вителями различных кругов. К людям относится с уважением и интере­сом, вежлив, коррек­тен, не избегает кон­тактов с людьми, но и не стремится к ним. к большинству людей испытывает плохо скрываемое раздра­жение, с трудом нахо­дит общий язык с дру­гими людьми.
Ответствен­ность Готов брать на себя ответственность не только за свои дейст­вия и решения, но и за действия своих под­чиненных, причины неудач ищет в себе. Признает ответствен­ность за свои дейст­вия и решения, но го­тов разделить ее с другими. Избегает принимать решения, при удоб­ном случае перекла­дывает ответствен­ность на других.
Организаторские способности Способен увлечь лю­дей своей идеей, мо­жет найти примене­ние каждому челове­ку, создать условия для его работы и убе­дить в ее важности. Готов организовать других людей на об­щее дело, но может испытывать при этом трудности. Иногда проще это сделать самому. Не любит и не умеет организовывать дру­гих людей и испыты­вает трудности с са­моорганизацией.
Настойчивость Если принял решение, проводит его в жизнь быстро, решительно и бесповоротно. Идет к намеченной цели, не обращая внимания на трудности. Принятие решения дается ценой некото­рых усилий. Преодо­левает преграды на пути к цели ценой большого напряже­ния. Испытывает беспо­койство, если от него требуют активных действий, занимает выжидательную пози­цию. Отступает при первых трудностях.

Задание 2. Круг чтения

Прочитайте рассказ. Как называется сейчас профессия приказ­чика? Почему Ивану платят в два раза больше, чем Петру?

Приказчик Петр сказал купцу:

—Хозяин, ты несправедлив. Я приказчик, и Иван приказчик, а платишь ты Ивану вдвое больше. Почему так? Ведь я выполняю все твои поручения.

—Я объясню тебе, - ответил купец. - Но сейчас сбегай-ка быстро к дороге. По ней идет обоз, узнай, откуда он.

Петр сбегал к обозу и, вернувшись, сообщил:

— Он едет из деревни Федорино.

— Хорошо, — сказал купец, — а теперь узнай, куда он едет. Петр выполнил и это задание:

— Он едет в село.

— Иван, — кликнул купец второго приказчика, — сбегай-ка к обозу и узнай, откуда он едет.

Иван побежал к дороге и, вернувшись, сказал купцу:

—Хозяин, обоз едет из деревни Федорино в село на ярмарку. Везет много картошки. Нам не надо сегодня отправлять картошку на ярмарку — цена на нее упадет. Надо срочно отправлять туда капусту.

—Теперь ты понял, почему я плачу Ивану вдвое больше? — спро­сил купец у Петра.

Грановская P.M. Конфликты и творчество в зеркале психологии

Задание 3. «Акулы» и «Дельфины»

Прочитайте пары высказываний и отметьте те, которые вы разделяете.

  а б
1. Большинство людей — злые, сла­бые, глупые, порочные существа, они понимают только язык силы, они — мои конкуренты. Большинство людей достойны уваже­ния и доверия; добром можно добить­ся больше, чем силой.
2. Одни законы хорошие, другие — плохие; главное — не попадаться, если их нарушаешь. Надо соблюдать закон, даже если он мне кажется несправедливым.
3. Я лучше всех: если мои дела идут плохо, значит, виновато общество, законы, люди, которые мне меша­ют достичь успеха. Я — хороший человек; возможно, для успеха мне не хватает изобретатель­ности, опыта, организованности, тру­долюбия.
4. Мир враждебен и опасен; приро­да — это кладовая, из которой на­до брать столько, сколько смо­жешь, иначе возьмут другие. Мир прекрасен и удивителен; он дает столько возможностей для раскрытия своих способностей, столько радости.
5. Возможно, Бог существует, но Его законы и законы людей — несов­местимы; иметь репутацию веру­ющего выгодно. Мир подчиняется не только матери­альным, но и духовным законам; они действуют и в бизнесе.
6. Мое дело — это источник моей власти, средство защиты от людей и общества. Мое дело — это мое призвание и предназначение; это способ реализо­вать свои способности и свои идеи.
7. Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо как можно доль­ше и счастливее. Для меня важно жить в согласии с со­бой; мне хотелось бы оставить о себе добрую память
8. Счастье — иметь как можно боль­ше денег, чтобы иметь власть над людьми, жить комфортно и безо­пасно, ни в чем себя не ограничи­вая. Счастье — видеть, как реализуются мои самые смелые идеи, наслаждать­ся игрой своих сил, свободой и неза­висимостью, честно смотреть людям в глаза и пользоваться их уважением.
9. Для достижения своих целей хо­роши любые средства. Некоторые средства достижения сво­их целей для меня неприемлемы.
10. Люди — потенциальные конкурен­ты; объединяться с ними можно только для борьбы с еще более опасными конкурентами. Потенциально любой человек может стать моим деловым партнером. Иск­ренность и доверие — лучшая основа сотрудничества.


Если вы чаще выбрали вариант «а», вам ближе стратегия «акул», если «б» - стратегия «дельфинов». Аргументируйте свой выбор. В чем суть каждой стратегии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. (домашнее). Честь превыше прибыли

Прочитайте свод нравственных принципов в хозяйствовании, принятый на VIII Всемирном русском народном Соборе 4.02.2004.

1.Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботить­ся о благе ближнего, благе общества и Отчизны.

2.Богатство — не самоцель. Оно должно служить созданию достойной жизни человека и народа.

3.Культура деловых отношений, верность данному слову по­могают стать лучше и человеку, и экономике.

4.Человек — не "постоянно работающий механизм". Eму нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

5.Работа не должна убивать и калечить человека.

6.Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, особенно о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности.

7.Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике может быть только прозрачным и открытым.

8.Присваивая чужое имущество, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравствен­ный закон, вредит обществу и себе.

9.В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорб­ления, эксплуатировать порок и инстинкты.

10. Нужно уважать право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, пося­гать на его собственность.

Ответьте на вопросы:

§ Как вы понимаете слова "Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности"?

§ Какие изменения могли бы произойти в социально-экономи­ческой жизни нашей страны, если бы все предприниматели придерживались этих правил?

§ Какой тип предпринимателей их поддерживает, а какой — от­вергает?

Наши рекомендации