Урок 21. Способности к предпринимательской деятельности
…в этом нет ничего гениального или просто выдающегося. Это лишь способ построения любого здорового бизнеса – много пота, разумный подход и любовь к своему делу. Уолт Дисней.
Задание 1. Я - руководитель
Просмотрите таблицу, в которой приведены профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, и оцените степень развития этих качеств у себя, отметив соответствующую клетку в таблице.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Интеллект | Может работать при дефиците информации, т.к. реконструирует события по деталям, обладает интуицией, которая помогает предвидеть события. | Способен анализировать и систематизировать информацию, принимать верные решения и в ряде случаев прогнозировать события. | Испытывает затруднения при анализе информации, не может построить целостную картину событий из отдельных фактов. |
Общительность | К людям относится с искренним интересом и дружелюбием, легко устанавливает контакты с представителями различных кругов. | К людям относится с уважением и интересом, вежлив, корректен, не избегает контактов с людьми, но и не стремится к ним. | к большинству людей испытывает плохо скрываемое раздражение, с трудом находит общий язык с другими людьми. |
Ответственность | Готов брать на себя ответственность не только за свои действия и решения, но и за действия своих подчиненных, причины неудач ищет в себе. | Признает ответственность за свои действия и решения, но готов разделить ее с другими. | Избегает принимать решения, при удобном случае перекладывает ответственность на других. |
Организаторские способности | Способен увлечь людей своей идеей, может найти применение каждому человеку, создать условия для его работы и убедить в ее важности. | Готов организовать других людей на общее дело, но может испытывать при этом трудности. Иногда проще это сделать самому. | Не любит и не умеет организовывать других людей и испытывает трудности с самоорганизацией. |
Настойчивость | Если принял решение, проводит его в жизнь быстро, решительно и бесповоротно. Идет к намеченной цели, не обращая внимания на трудности. | Принятие решения дается ценой некоторых усилий. Преодолевает преграды на пути к цели ценой большого напряжения. | Испытывает беспокойство, если от него требуют активных действий, занимает выжидательную позицию. Отступает при первых трудностях. |
Задание 2. Круг чтения
Прочитайте рассказ. Как называется сейчас профессия приказчика? Почему Ивану платят в два раза больше, чем Петру?
Приказчик Петр сказал купцу:
—Хозяин, ты несправедлив. Я приказчик, и Иван приказчик, а платишь ты Ивану вдвое больше. Почему так? Ведь я выполняю все твои поручения.
—Я объясню тебе, - ответил купец. - Но сейчас сбегай-ка быстро к дороге. По ней идет обоз, узнай, откуда он.
Петр сбегал к обозу и, вернувшись, сообщил:
— Он едет из деревни Федорино.
— Хорошо, — сказал купец, — а теперь узнай, куда он едет. Петр выполнил и это задание:
— Он едет в село.
— Иван, — кликнул купец второго приказчика, — сбегай-ка к обозу и узнай, откуда он едет.
Иван побежал к дороге и, вернувшись, сказал купцу:
—Хозяин, обоз едет из деревни Федорино в село на ярмарку. Везет много картошки. Нам не надо сегодня отправлять картошку на ярмарку — цена на нее упадет. Надо срочно отправлять туда капусту.
—Теперь ты понял, почему я плачу Ивану вдвое больше? — спросил купец у Петра.
Грановская P.M. Конфликты и творчество в зеркале психологии
Задание 3. «Акулы» и «Дельфины»
Прочитайте пары высказываний и отметьте те, которые вы разделяете.
а | б | |
1. | Большинство людей — злые, слабые, глупые, порочные существа, они понимают только язык силы, они — мои конкуренты. | Большинство людей достойны уважения и доверия; добром можно добиться больше, чем силой. |
2. | Одни законы хорошие, другие — плохие; главное — не попадаться, если их нарушаешь. | Надо соблюдать закон, даже если он мне кажется несправедливым. |
3. | Я лучше всех: если мои дела идут плохо, значит, виновато общество, законы, люди, которые мне мешают достичь успеха. | Я — хороший человек; возможно, для успеха мне не хватает изобретательности, опыта, организованности, трудолюбия. |
4. | Мир враждебен и опасен; природа — это кладовая, из которой надо брать столько, сколько сможешь, иначе возьмут другие. | Мир прекрасен и удивителен; он дает столько возможностей для раскрытия своих способностей, столько радости. |
5. | Возможно, Бог существует, но Его законы и законы людей — несовместимы; иметь репутацию верующего выгодно. | Мир подчиняется не только материальным, но и духовным законам; они действуют и в бизнесе. |
6. | Мое дело — это источник моей власти, средство защиты от людей и общества. | Мое дело — это мое призвание и предназначение; это способ реализовать свои способности и свои идеи. |
7. | Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо как можно дольше и счастливее. | Для меня важно жить в согласии с собой; мне хотелось бы оставить о себе добрую память |
8. | Счастье — иметь как можно больше денег, чтобы иметь власть над людьми, жить комфортно и безопасно, ни в чем себя не ограничивая. | Счастье — видеть, как реализуются мои самые смелые идеи, наслаждаться игрой своих сил, свободой и независимостью, честно смотреть людям в глаза и пользоваться их уважением. |
9. | Для достижения своих целей хороши любые средства. | Некоторые средства достижения своих целей для меня неприемлемы. |
10. | Люди — потенциальные конкуренты; объединяться с ними можно только для борьбы с еще более опасными конкурентами. | Потенциально любой человек может стать моим деловым партнером. Искренность и доверие — лучшая основа сотрудничества. |
Если вы чаще выбрали вариант «а», вам ближе стратегия «акул», если «б» - стратегия «дельфинов». Аргументируйте свой выбор. В чем суть каждой стратегии?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. (домашнее). Честь превыше прибыли
Прочитайте свод нравственных принципов в хозяйствовании, принятый на VIII Всемирном русском народном Соборе 4.02.2004.
1.Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.
2.Богатство — не самоцель. Оно должно служить созданию достойной жизни человека и народа.
3.Культура деловых отношений, верность данному слову помогают стать лучше и человеку, и экономике.
4.Человек — не "постоянно работающий механизм". Eму нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.
5.Работа не должна убивать и калечить человека.
6.Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, особенно о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности.
7.Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике может быть только прозрачным и открытым.
8.Присваивая чужое имущество, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
9.В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.
10. Нужно уважать право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.
Ответьте на вопросы:
§ Как вы понимаете слова "Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности"?
§ Какие изменения могли бы произойти в социально-экономической жизни нашей страны, если бы все предприниматели придерживались этих правил?
§ Какой тип предпринимателей их поддерживает, а какой — отвергает?