Урок 18. Способности к интеллектуальным видам деятельности

Ученый – это человек, который может объяснить, почему механизм работает,

но не может объяснить, почему он не работает.

Задание 1. Тест умственного развития

Вы должны выполнить ряд заданий, связанных с учебной программой, но не совсем учебных. Внимательно прочитайте инструкцию к каждому заданию. Если не знаете ответа на вопрос, не старайтесь его угадать – поставьте прочерк в клетке бланка рядом с его номером и переходите к другому.

I. Даны три слова. Первое и второе слова связаны между собой по смыслу. Из пяти вариантов выберите слово, связанное по смыслу с третьим. В бланке рядом с номером вопроса поставьте букву вы­бранного вами варианта.

1. Рабовладельцы — буржуазия = рабы — ...

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладель­цы; г) наемные рабочие; д) пленные.

2. Богатство — бедность = крепостная зависимость — ...

а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравен­ство; г) частная собственность; д) феодальный строй.

3. Первобытнообщинный строй — рабовладельческий строй = рабовладельческий строй — ...

а) социализм; б) капитализм; в) рабовладельцы; г) государ­ство; д) феодализм.

4. Роза — цветок = капиталист — ...

а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитализм; г) класс; д) фабрика.

5. Война — смерть = частная собственность — ...

а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы; д) крепостные крестьяне.

6. Стихотворение — поэзия = рассказ — ...

а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.

7. Старт — финиш = пролог — ...

а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие; д) эпилог.

8. Роман — глава = стихотворение — ...

а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.

9. Числительное — количество = глагол — ...

а) идти; б) действие; в) причастие; г) часть речи; д) спря­гать.

10. Глагол — спрягать = существительное — ...

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.

11. Колумб — путешественник = землетрясение — ...

а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление.

12. Север — юг = осадки — ...

а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д) климат.

13. Папоротник — спора = сосна — ...

а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д) ель.

14. Растение — стебель = клетка — ...

а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) деление.

15. Понижение атмосферного давления — осадки = анти- циклон — ...

а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метео­служба.

16. Фигура — треугольник = состояние вещества — ...

а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода; д) моле­кула.

17. Прямоугольник — плоскость = куб — ...

а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник; д) сто­рона.

18. Диаметр — радиус = окружность — ...

а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.

19. Холодно — горячо = движение — ...

а) инерция; б) покой; в) молекула; г) воздух; д) взаимодей­ствие.

20. Слагаемые — сумма = множители — ...

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) число.

II. Даны пять слов, четыре из которых объединены общим приз­наком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите соответствующую букву рядом с номером задания в бланке ответов.

21. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ре­месленник.

22. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) медицина; д) техника.

23. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Жуков; д) Пирогов.

24. а) император; б) король; в) царь; г) вождь; д) дворянин.

25. а) телевидение; б) радио; в) газеты; г) кинематограф; д) журналы.

26. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) ко­рень.

27. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) по­весть.

28. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Цветаева; д) Пастернак.

29. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.

30. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) иносказание.

31. а) барометр; б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.

32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость; д) размножение.

33. а) Линней; б) Павлов; в) Шишкин; г) Пастер; д) Дарвин.

34. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.

35. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.

36. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.

37. а) Ньютон; б) Эйнштейн; в) Ландау; г) Дарвин; д) Алферов.

38. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.

39. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.

40. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) тре­угольник.

III. Даны пары слов. Определите, что между ними общего, и на­зовите этот признак словом или словосочетанием, записав ответ в соответствующей строке бланка. Ищите наиболее существенные об­щие признаки.




41. Феодализм — капитализм

42. Школа — институт

43. Монархия — демократия

44. Христианство — ислам

45. Радио — телевидение

46. Сказка — былина

47. Глагол — прилагательное

48. Классицизм — реализм

49. Метафора — гипербола

50. Анапест — дактиль

51. Азия — Африка

52. Сердце — артерия

53. Цунами — ураган

54. Жиры — белки

55. Канал — плотина

56. Сумма — произведение

57. Газ — жидкость

58. Гипотенуза — катет

59. Ампер — вольт

60. Сила тока — напряжение

IV Числа в каждом ряду расположены по определенному прави­лу. Вы должны понять эту закономерность и записать число, которое продолжает этот ряд. В некоторых случаях необходимо мысленно выполнять арифметические действия.


61.  
62.  
63.  
64.  
65.  
66.  
67.  
68.  
69.  
70.  
71.  
72.  
73.  
74.  
75.  
76.  
77.  
78.  
79.  
80.  

Бланк ответов

I II III IV
1.   21.   41.   61.  
2.   22.   42.   62.  
3.   23.   43.   63.  
4.   24.   44.   64.  
5.   25.   45.   65.  
6.   26.   46.   66.  
7.   27.   47.   67.  
8.   28.   48.   68.  
9.   29.   49.   69.  
10.   30.   50.   70.  
11.   31.   51.   71.  
12.   32.   52.   72.  
13.   33.   53.   73.  
14.   34.   54.   74.  
15.   35.   55.   75.  
16.   36.   56.   76.  
17.   37.   57.   77.  
18.   38.   58.   78.  
19.   39.   59.   79.  
20.   40.   60.   80.  

Задание 4. (домашнее). Круг чтения

Прочитайте рассказ О. Генри "Последний лист". Ответьте пись­менно на вопросы:

Почему доктор оказался беспомощен перед болезнью Джонси?

_________________________________________________________________________________________

В чем выражалась забота Сью о больной подруге?

_________________________________________________________________________________________

Почему старика Бермана считали неудачником?

_________________________________________________________________________________________

Удалось ли Берману создать свой шедевр?

_________________________________________________________________________________________

Какое впечатление на вас произвел рассказ?

_________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации