Как нищему понять сытого, а слепому - зрячего?
Не начинайте обучать слепого,
пока сами не научитесь жить
с закрытыми глазами.
Восточная мудрость
Чтобы пробиться к своей истинной индивидуальности через слои сознания, надо порой многократно пройти через разные техники, убирая завалы на этом пути. Таким «завалом» может быть привычка много и эмоционально говорить («высказываться»). Или какое-то неясное, неосознаваемое томление, которое случайно задевается каким-нибудь словом, трогательной мелодией или сюжетом фильма. Тогда что-то пытается вырваться наружу, но не вырывается до конца из-за каких-то помех. И в разных культурных традициях есть свои приёмы помощи для таких случаев.
Даосская техника Джибериш для того, вероятно, и создана, чтобы всколыхнуть слои памяти и освободиться от чего-то, что занимает много места в пространстве сознания. Однажды в Школе, где мы делали эту технику под руководством Натальи Балановской, я пела раздольным, ухарским голосом какую-то степную песню, с непонятными словами, ощущая себя кем-то вроде башкира-кочевника, а может, казака. Не знаю. Я была умелым седоком, подпрыгивала и погоняла коня. Другие члены группы вели себя соответственно: один пел вроде бы по-якутски, другой что-то бормотал на неизвестном языке, кто-то рыдал, освобождаясь от эмоциональных привязанностей с умершим родственником. Позже я проводила эту технику со своими учениками. Одна
девушка свободно говорила на санскрите, а пожилая женщина объяснялась с любимым на хорошем немецком. Позднее сеансы регрессии памяти показали, что она несколько предыдущих жизней провела в Германии.
Я не ставлю целью рассматривать Джибериш подробно, упомянула о нем только как об одном из приёмов очищения и пробуждения души. А рассказать хочу о методах, с которыми познакомилась в школе «Мир Тропы»
...На ежегодный летний семинар в окрестностях озера Чебаркуль Челябинской области приехали 500 человек со всей России. Большинство из них прошли уже разные ступени обучения, а все мои знания укладывались лишь в одну книгу «Мир Тропы», которая меня заинтересовала необычайно.
Действительно, это был Мир. На Руси Миром называли общество сограждан, живущих вместе по принятым правилам. Были свои правила общежития и здесь. Все «горожане» могли выбрать способ проявить, реализовать себя через осознанное участие в городской жизни- Ты мог вступить в скоморошью артель или в армию, в «невестник», «пестушник» или «песочницу», в «волчата» и «волки», в городскую администрацию, в охрану, стать глашатаем или десятником, нищебродом, слепцом, русалкой - здесь, казалось, были учтены все этнографические аспекты быта русского Северо-Запада. При этом каждый выбирал мастерскую: духовного пения, целительства и т. п. - помимо обязательного посещения лекций, семинаров и живой практической работы, что порой
длилось до глубокой ночи. А засыпали мы под необычайно красивые, самобытные песни, дудочки, свирель и балалайку. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Хотя народ собрался многонациональный.
И во всем присутствовали наисовременнейшие психотехники. Только их корни были - из науки древнерусского тайноведения.
Познай себя. Но как? Это, пожалуй, главное - знать как. Знать метод. Через него мы и постигаем, что у нас внутри. А там - бездна без дна.
Каждое утро на большой поляне начинались Любку. Это интереснейшие упражнения по раскрытию возможностей тела, длящиеся около двух часов. В конце занятий в огромный многосотенный хоровод вливаются скоморохи и песенники, и весь этот динамично движущийся хор вовлекает тебя в свою стихию. Ты растворяешься в ней, душа расширяется, что-то залежалое ищет выхода и, наконец, вырывается. Так я однажды буквально вылетела из круга и упала на грудь рядом стоящей женщины, разразившись рыданиями, словно пробка из бутылки шампанского выстрелила. Я плакала, просила
прощения. «Что это, что это?» - спрашивала я женщину. «А это твоё родное, русское в тебе всколыхнулось», - ответила она. И это была правда.
Родом я из старинного города Рыбинска, который покинула в два года, а родные по отцу - из Южи, одного из городов Верхневолжья, где и проводил свои этнографические изыскания молодой ученый Александр Шевцов. Так вот этот «зов крови» ещё не раз вырывался из моей души и в Любках,
и в мастерской духовного пения, и дома, когда я слушала кассету с народными песнями и пела, плясала (наедине), смеялась и плакала. Пока душа моя не насытилась, не удовлетворилась подаренными ей радостью и уважением к родным корням. И больше непонятная прошлая печаль не
возвращалась. То, что испытала я, испытывали и многие другие, особенно время духовного пения, когда происходит так называемое ворошение. Только пение это особенное, ему учатся. Не всякое пение может вызвать ворошение.Хочу подчеркнуть особо: любой способ познания себя требует усилий, даже сверхусилий - иначе ничего не получится. А иногда и жертвы, большой жертвы.
Мы часто говорим о любви к ближнему, о сострадании, терпимости, терпении. Но говорить - это одно, а вот действительно прожить эти чувства - другое. В «Тропе» такая возможность предоставляется каждому, кто захочет ею воспользоваться. Например, прожить неделю слепым или нищим, например. Их называют нищеброды. Вы только представьте себе: все вокруг люди как люди - живут в палатках, вечерами беседуют у костра, посещают мастерские и семинары, танцуют, поют, выпускают газету, едят вкусно и в озере купаются.
А ты - нищеброд в потертой одежде с сумой на плече. Ты спишь где придется, ешь что подадут и общаешься только с себе подобными. Ты исполняешь свою роль всерьёз, и тебя многие воспринимают как нищего, потому что даже не знают о твоей роли.
По окончании «эксперимента» мы разговаривали с теми, кто жил «в шкуре нищего». В обычной жизни это психолог, учитель, предприниматель, ученый. Нищебродами они стали из желания познать, насколько способны они терпеть лишения и унижения, не потеряв при этом сострадания и терпимости к людям. Они много узнали и о себе, и о тех, кто всерьёз считал их нищими.
А слепцы, которые ходят по острову с повязкой на глазах? Что они ощущают? Что чувствуют? Что думают о себе и о других? Не знаю, не пробовала. Чтобы испытать это, нужна страсть и мужество жертвы ради познания своего потенциала. Награда дорогого стоит.
Медитации Далай-Ламы
Как вы знаете, истоки философии и практики Системы естественного исцеления Усуи начинаются в буддизме и даосизме. Но как похожа буддийская философия развития сострадания на христианскую заповедь «Возлюби ближнего своего». Это хорошо видно на примере медитации, которую предлагает нам Далай-Лама 14-й. Называется она
Практика Тон-Лен
(Медитация обмена)
Она предназначена для тренировки ума, укрепления природной силы сострадания. Эти цели достигаются посредством борьбы с собственным эгоизмом.
Начните это упражнение с визуализации по одну сторону от себя группы людей, отчаянно нуждающихся в помощи, отчаянно страдающих, живущих в нищете, лишениях и боли. Визуализируйте эту группу как можно отчетливее. Затем по другую сторону от себя визуализируйте себя в качестве воплощения эгоизма и самовлюбленности, безразличия к проблемам и нуждам других людей. А затем увидьте себя в качестве нейтрального наблюдателя между этой группой страдающих людей и эгоистичным воплощением себя.
Теперь подумайте, к какой из этих сторон вы испытываете естественное влечение. Влечет ли вас больше к этому одинокому индивидууму, воплощению эгоизма? Или ваше естественное чувство сострадания обращено к группе более слабых людей, нуждающихся в помощи? Если вы способны судить объективно, вы поймете, что благополучие группы важнее благополучия одного человека.
После этого сосредоточьте свое внимание на нуждающихся и страдающих людях. Направьте на них всю свою позитивную энергию. В душе отдайте им свои успехи, свои способности, свои положительные качества. Сделав это,визуализируйте принятие на себя их страданий, их проблем.
Так вы можете визуализировать невинного сомалийского ребенка, страдающего от голода, и подумать о том, как бы вы реагировали в действительности на подобное зрелище.В этом случае, если вы испытаете глубокое сочувствие по отношению к этому ребенку, оно основано па мыслях типа «Он мой родственник» или «Он мой друг». Вы даже не знаете этого ребенка. Но тот факт, что это существо, находящееся прямо перед вами, является таким же человеческим существом», как и вы сами, пробуждает в вас вашу естественную
способность сочувствовать. Итак, вы можете визуализировать нечто подобное и подумать: «Этот ребенок не способен избавить себя от страданий и трудностей, которые его одолевают». Затем мысленно примите на себя все страдания, вызванные нищетой, голодом и чувством отверженности, и мысленно отдайте этому ребенку все имеющиеся у вас материальные блага, способности и успех. С помощью подобного «обмена» вы можете воспитывать свой ум.
При выполнении этой практики иногда бывает полезно вначале представить себе свои будущие страдания и, пробуждая в себе сострадание, принять эти страдания прямо сейчас с искренним желанием освободить себя от всех будущих страданий. После того как вы приобретете некоторый опыт в пробуждении сострадания к самим себе, вы сможете расширить эту практику, включив в неё принятие на себя страданий других людей.
Визуализируя принятие на себя чужих страданий, полезно представлять страдания, проблемы и трудности в форме ядовитой субстанции, опасного оружия или животных ,объектов, один вид которых обычно заставляет вас содрогнуться. Визуализируйте страдания в этих формах, а затем примите их непосредственно в свое сердце.
Смысл визуализации этих негативных и опасных форм, растворяющихся в ваших сердцах, заключается в разрушении нашего привычного эгоистического отношения, находящегося там. Однако те, у кого возникают проблемы с восприятием себя, ненавистью к себе или низкой самооценкой, должны вначале решить, подходит ли им эта практика. Возможно, нет.
Практика Тон-Лен может быть очень эффективной, если вы объедините визуализацию с особым дыханием', будете представлять себе «принятие» на вдохе и «отдачу» - на выдохе (Медитация Гассё).