Управление системой смазки нефтегазопромыслового оборудования

Выбор смазочных материалов

Основными критериями при выборе смазочных материалов являются:

· конструкция узла трения;

· режим работы, т. е. нагрузка, скорость, температура;

· особенности рабочего и технологического процесса;

· параметры внешней среды, т. е. температура воздуха, его влажность, запыленность, наличие агрессивных газов и т. д.;

· профессионализм обслуживающего персонала и удобство смазки механизма;

· требования надежности и экономические факторы.

Выбор смазочных материалов производится при разработке

конструкции машины или же при ее модернизации, а также при изменении условий эксплуатации. В эксплуатационных докумен­тах на машину должна быть представлена карта смазки.

Карта смазки служит основным документом по выбору сма­зочных материалов и периодичности смазки отдельных узлов конкретной машины. Разрабатывается заводом-изготовителем и поставляется вместе с машиной. Карта смазки состоит из схемы смазки машины и спецификации.

Схема смазки - схематические чертежи машины с четко на­несенными точками залива и слива масла, маслоуказателями, масленками и другими смазочными приборами.

Спецификация - это таблица, в которой приводятся сведения о порядковых номерах точек смазки на схеме, наименовании смазываемого узла или детали, типе смазочного материала, на­чальном количестве смазки, способе и режиме смазки.

Выбор смазочного материала начинают с анализа свойств различных смазочных материалов для обоснования целесообраз­ности их применения. Смазочные материалы следует рассматри­вать в качестве полноправных конструкционных материалов тех машин и механизмов, в которых они используются. Они должны быть стабильны в процессе эксплуатации, иметь хорошую со­вместимость с материалами уплотнения (эластомерами), невысо­кую склонность к пенообразованию и низкую гигроскопичность.

Преимущества минеральных и синтетических масел:

· наиболее низкий коэффициент.внутреннего трения;

· наименьший износ пар трения при высоких скоростях, при повышенных и низких температурах;

· возможность очистки и контроля за состоянием масла и его подачей;

· простота процесса смены и добавки масла;

· возможность сбора и регенерации масла.

Кроме этого важнейшим преимуществом является охлаж­дающее действие масел.

Недостатки минеральных и синтетических масел:

· утечки через неплотности в разъемах корпусов и масло­проводов;

· сложные устройства уплотнений и пожароопасность.

Преимущества пластичных смазочных материалов:

· относительно высокая эффективность применения при низких скоростях скольжения и значительных давлениях;

· амортизация при ударных и знакопеременных нагрузках, при частых остановках;

· хорошее заполнение зазоров в узлах трения и неплотно­стях корпусов подшипников и предотвращение загрязнений тру­щихся поверхностей.

Недостатки пластичных смазочных материалов:

· возможность расслоения, расплавление и вытекание при длительной работе при высоких температурах;

· более трудоемкий процесс смены смазочного материала.

При отсутствии карты смазки смазочный материал рекомен­дуется выбирать, руководствуясь следующими положениями:

· узлы трения, работающие при высоких удельных нагруз­ках, смазывают более вязкими смазочными материалами во из­бежание выдавливания смазки из зоны контакта;

· пластичные смазки применяют при низких скоростях скольжения, например, в открытых зубчатых передачах и под­шипниках качения;

· малые потери на трение при смазывании маловязкими смазочными материалами повышают КПД механизма и снижают температуру нагрева деталей;

· при проточной циркуляции применяют жидкие смазоч­ные материалы;

· с увеличением скорости вязкость смазочного материала должна понижаться.

Кроме общих положений для конкретных узлов трения ма­шин необходимо выполнять следующие рекомендации.

Подшипники скольжения могут смазываться жидкими мас­лами и пластичными смазочными материалами в зависимости от удельных нагрузок, скоростей перемещения, температуры и ус­ловий окружающей среды.

Подшипники качения также могут смазываться жидкими и пластичными смазочными материалами в зависимости от конст­рукции механизма и условий работы. Так, например, жидкие смазочные материалы используются в редукторах при смазке разбрызгиванием. При работе в тяжелых условиях эксплуатации (повышенная запыленность и влажность) смазка производится пластичными смазочными материалами. На выбор смазочных материалов для подшипников качения влияют конструктивные параметры, т. е. если произведение диаметра вала в миллиметрах на число его оборотов в минуту менее 300 ООО, применяют пла­стичные смазочные материалы. При заполнении подшипника бо­лее чем на 1/3 его емкости повышается сопротивление качению и смазка, нагреваясь, расслаивается.

Зубчатые и червячные передачи закрытого типа в редукто­рах, коробках передач и других механизмах, как правило, смазы­вают маслами. В зависимости от окружной скорости зубчатых передач применяется смазка разбрызгиванием масла из картера при величине окружной скорости 12-15 м/с, а при более высоких скоростях используется принудительная циркуляционная смазка. Количество масла в картере определяется расчетом, а именно 0,25-0,50 л на единицу передаваемой мощности. Оно должно регулярно контролироваться и по мере необходимости добав­ляться.

Пригодность смазочных материалов может контролировать­ся при работе машины. Для этого производится замер температу­ры у подшипника через 15-20 мин работы с тем или иным сор­том смазочного материала.

Смазочный материал считается пригодным для данного подшипника при его минимальной температуре нагрева. Наблю­дение в течение одной-двух смен за машиной позволяет уточ­нить правильность выбора смазочного материала.

Наши рекомендации