Чтобы полностью использовать возможности совместного полета, следовало отдать предпочтение экспериментам, при проведении которых необходимо было сотрудничество экипажей двух кораблей.
Не вызывали сомнений требования к аппаратуре и приборам экспериментов: они должны иметь минимальный вес и такие же габариты, потреблять возможно меньше электроэнергии. Установка научной аппаратуры на «чужом» корабле предполагала также неукоснительное соблюдение всех эксплуатационных требований, предъявляемых к оборудованию на этом корабле.
Для нас последнее обстоятельство оказалось, пожалуй, наиболее трудным.
Мы никогда не имели дела с такой проблемой, как обеспечение пожаробезопасности приборов в среде чистого кислорода. А без этого нечего было и думать о размещении наших приборов на борту «Аполлона».
Пришлось по-новому подойти к проектированию и испытаниям оборудования, предназначенного для экспериментов на корабле «Аполлон».
Как же рождалась программа совместных экспериментов? Возможность участвовать в совместной космической программе с США вызвала большой интерес в различных научных организациях страны. К нам, в Институт космических исследований (ИКИ) АН СССР, поступило множество предложений о проведении биологических, технических, астрофизических экспериментов.
Специалисты ИКИ отобрали наиболее интересные эксперименты, чтобы затем обсудить их с американскими учеными.
Видимо, специалисты НАСА поступили так же.
На встречах советской и американской делегаций в Хьюстоне и Москве в 1973 году стороны обменялись предложениями о проведении ряда уникальных экспериментов.
Осуществить их можно было только в совместном полете двух пилотируемых кораблей.
В конце концов был окончательно согласован состав совместных научных экспериментов. В их число вошли: «Искусственное солнечное затмение», «Зонообразующие грибки», «Микробный обмен», «Универсальная печь», «Ультрафиолетовое поглощение».
Почему были выбраны эти пять экспериментов? Дело в том, что они хорошо согласовывались с программой полета, а их аппаратура наиболее полно отвечала различного рода техническим и конструктивным требованиям. Достаточно познакомиться с замыслом отобранных экспериментов, чтобы убедиться в этом.
«ИСКУССТВЕННОЕ
СОЛНЕЧНОЕ
ЗАТМЕНИЕ»
Этот эксперимент предложили советские ученые. Он должен был проводиться во время стыковки и расстыковки обоих кораблей. Суть его заключалась в следующем: надо было получить с борта корабля «Союз» серию фотоснимков солнечной короны и «атмосферы» вокруг корабля «Аполлон» в условиях, когда тот создаст искусственное солнечное затмение.
Солнечная корона представляет собой верхние разреженные слои солнечной атмосферы. В основном это ионизированная водородная плазма.
Здесь электрон и протон, из которых состоит атом водорода, теряют связь друг с другом.
В состав плазмы входит и гелий.
Температура короны достигает около миллиона градусов и определяет скорость хаотического движения частиц. Во время солнечных вспышек и других проявлений солнечной активности температура существенно возрастает. У короны нет наружной, резко выраженной границы, она плавно переходит в межпланетный газ. Движение вещества в короне в основном направлено наружу, создавая, как принято говорить, «солнечный ветер», увлекающий с собой и часть магнитного поля Солнца. Жесткое электромагнитное излучение – ультрафиолетовое и рентгеновское, а также корпускулярное (корпускула – мельчайшая частица вещества) – «солнечный ветер», возникая в короне, достигают Земли и оказывают заметное влияние на верхние слои ее атмосферы. Это влияние очень интересует ученых.
Яркость короны в миллионы раз слабее яркости солнечного диска, и поэтому она неразличима на фоне дневного неба.
Лишь во время солнечного затмения, когда солнечный диск полностью закрывается Луной, удается наблюдать корону.
Кстати, только это позволило людям обнаружить солнечную корону еще в глубокой древности. Но о физической природе короны мы ничего не знали вплоть до последних десятилетий.
Полное солнечное затмение – исключительно редкое явление. В одном и том же географическом пункте полные солнечные затмения могут наблюдаться в среднем раз в 300 лет. К тому же продолжительность полной фазы затмения чаще всего не превышает двух минут.
Вообще говоря, корону можно исследовать и вне затмения, например, изучая коротковолновое излучение Солнца. Однако полученная при этом информация оказывается неполной.