В соответствии с соглашением ученые обоих государств обменивались данными магнитной съемки для составления карты магнитного поля Земли.
По инициативе Советского Союза в 1965 году советские и американские ученые договорились о подготовке совместного труда, обобщающего основные достижения и проблемы космической биологии и медицины. Это была первая советско-американская работа, имеющая прямое отношение к пилотируемым космическим полетам. Специалисты неоднократно вместе обсуждали материалы медикобиологических исследований, выполненных во время полетов кораблей «Союз» и «Аполлон», а также космических станций «Салют» и «Скайлэб». Разработаны согласованные рекомендации по некоторым методикам предварительного и послеполетного обследования космонавтов. Наконец, в начале 1975 года вышел в свет трехтомный труд «Основы космической биологии и медицины», завершивший более чем десятилетнюю совместную работу ученых СССР и США.
Советские и американские ученые принимают активное участие в работе многих международных органов, занимающихся проблемами изучения космоса, таких, как Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях, Международный комитет по космическим исследованиям (КОСПАР), Международная федерация астронавтики, Международная Академия астронавтики, Международный союз электросвязи, Всемирная метеорологическая организация, Международная федерация по автоматическому управлению и другие.
СССР и США, как и десятки других стран, подписали принятый по инициативе Советского Союза в 1967 году Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. В нем говорится, что космическое пространство свободно для изучения всеми странами, космические исследования должны проводиться на благо всего человечества, а Луна и другие небесные тела могут использоваться только в мирных целях. В 1968 году было подписано международное соглашение о спасании космонавтов, терпящих бедствие.
В последующие годы было разработано и подписано еще несколько международных соглашений, заложивших основы космического правопорядка.
Советская космическая программа и американская национальная программа исследования космоса заняли ведущее место в мире. Однако сотрудничество между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки долгое время оставалось довольно ограниченным.
Июнь 1971 года. Первая встреча в Хьюстоне. Советские специалисты знакомятся с «Аполлоном». |
Дальнейшее развитие взаимных контактов произошло в 1970 – 1971 годах, когда благодаря наметившейся разрядке в международных отношениях, состоялся ряд встреч ученых и технических специалистов СССР и США. Они обсудили возможности сотрудничества в разработке совместимых средств сближения и стыковки космических кораблей и станций, а также в проведении более широких научных исследований в космосе.
В январе 1971 года в Москве президент Академии наук СССР академик М. В. Келдыш и исполняющий обязанности директора НАСА доктор Дж. Лоу подписали документ о совместной деятельности Академии наук СССР и НАСА США в области космической физики, космической метеорологии, изучения природной среды, космической биологии и медицины.
Встречи ученых и специалистов выявили глубокую заинтересованность научных центров обеих стран в более тесном взаимодействии, подготовили почву для заключения во время встречи на высшем уровне в Москве Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Соглашение было подписано 24 мая 1972 года. Значение его трудно переоценить. Вот несколько примеров, показывающих масштабы и характер работ, выполненных в соответствии с Соглашением.
Академия наук СССР и НАСА обменялись образцами лунного грунта, доставленного советскими автоматами и американскими астронавтами из различных районов лунной поверхности, и совместно обсудили результаты проведенных анализов. Специалисты, занимающиеся изучением Луны, провели обмен каталогами карт и фотографий Луны.
Во время полета к Марсу советских межпланетных станции «Марс» и американской «Маринер» ученые одной страны оперативно сообщали другой о зарегистрированных явлениях, представляющих научный интерес. Вывод на околомарсианские орбиты советских и американских аппаратов, их одновременное длительное действие и обмен информацией помогли добиться значительного прогресса в изучении Марса.
Основные результаты, полученные обеими странами в ходе исследования Марса и Венеры, а также перспективные научные исследования планет Солнечной системы обсуждались ведущими учеными СССР и США на конференциях и встречах по вопросам изучения Луны и планет.
Центральное место в советско-американском сотрудничестве по космосу заняло создание совместимых средств сближения и стыковки для пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США. Первым этапом этой большой и сложной работы стал экспериментальный полет кораблей «Союз» и «Аполлон».
По своей сложности и масштабам проект «Союз–Аполлон» – наиболее крупная космическая программа, когда-либо осуществлявшаяся на основе двустороннего соглашения. В результате успешного выполнения этой программы заложены основы для создания унифицированных систем сближения и стыковки кораблей космического флота; подобные системы позволят осуществить многообещающие идеи о международных орбитальных станциях и совместных научных экспериментах на пилотируемых космических кораблях и станциях разных стран, приведут к повышению безопасности полетов человека в космос.
К. Д. Бушуев, член-корреспондент АН СССР, технический директор проекта ЭПАС | «СОЮЗ– АПОЛЛОН» – ШАГ К СОВМЕСТИМОСТИ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
ИСТОРИЯ
ПРОЕКТА
«СОЮЗ–АПОЛЛОН»
Диалектика развития космонавтики такова, что, наверное, уже недалеко то время, когда полеты пилотируемых кораблей и орбитальных станций в околоземном космическом пространстве как в нашей стране, так и в США, а в дальнейшем и в других странах станут обычным делом. Такие полеты будут совершаться все чаще и чаще, и в них будет участвовать все большее число людей. Так же примерно, как это на наших глазах произошло с авиационными перелетами, которые еще несколько десятилетий назад были привилегией немногих смельчаков.
С увеличением интенсивности космических полетов возрастает и вероятность того, что отдельные космические корабли по разным причинам будут нуждаться в посторонней помощи. И помощь должен оказать тот космический корабль, независимо от его государственной принадлежности, который может сделать это быстрее других. Для этого корабли должны быть оборудованы соответствующими унифицированными или, как принято говорить, совместимыми средствами сближения и стыковки. Осуществление совместных космических экспериментов с использованием кораблей разных стран также невозможно без применения подобных средств. Общая заинтересованность в создании технических основ для повышения безопасности полета человека в космос, а также стремление обеспечить в дальнейшем проведение общих научных экспериментов положили начало совместным работам советских и американских специалистов по созданию совместимых средств сближения и стыковки космических кораблей и станций СССР и США.
В результате переписки между президентом Академии наук СССР академиком М. В. Келдышем и директором Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) доктором Пейном была достигнута договоренность о встрече советских и американских специалистов для обсуждения возможности сотрудничества в области пилотируемых полетов. Встреча состоялась в октябре 1970 года в Академии наук СССР в Москве. Американскую делегацию возглавлял директор Центра пилотируемых полетов имени Джонсона доктор Р. Гилрут, советскую – председатель Совета по международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства «Интеркосмос» при Академии наук СССР академик Петров Б. Н. На этой первой встрече между советскими и американскими специалистами состоялся широкий обмен мнениями по основным направлениям возможного обеспечения совместимости средств сближения и стыковки космических кораблей и станций СССР и США. Тогда же было решено образовать рабочие группы для согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.
Такой увидел художник первую международную стыковку в космосе. |