Информация как услуга или товар

В процессе создания и обмена информация и телекоммуникационные услуги становятся товаром. Здесь следует заметить, что и информация, и услуги становятся объектом товарного оборота только тогда, когда страны в своем внутреннем законодательстве признают их таковыми. Поскольку международная торговля в этой сфере во многом зависит от национального регулирования, часто возникают разногласия по вопросу о том, по каким критериям различать понятия "товары" и "услуги" и как приравнять к ним информацию и телекоммуникационные услуги. Национальные законодательства чаще всего при определении данных понятий обращаются к совершенно различным критериям, а также применяют к ним общие правила торговли.

Проблема здесь заключается в том, что обычные правила и принципы торговли товарами не могут быть непосредственно распространены на указанные объекты из-за их специфической природы. Информация, информационные и телекоммуникационные услуги — это такого рода товар, к которому неприменимы традиционные способы определения стоимости и цены, заключения коммерческих сделок, их распространение нельзя ограничить таможенными и тарифными барьерами.

Поэтому необходимо выработать специальные правила торговли, которые бы учитывали специфику и особенности таких "нематериальных" объектов.

Обеспечение авторских прав

Средства телекоммуникаций поднимают ряд проблем, связанных с обеспечением авторских и смежных прав.

В соответствии с Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений распространение произведений путем передачи в эфир средствами беспроволочной и кабельной связи является одной из главных форм опубликования произведения

Вопросы защиты прав авторов, владельцев авторских прав, организаций вещания и производителей фонограмм в достаточной степени урегулированы на международном уровне рядом конвенций и региональных соглашений, в частности:

- Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений;

- Международной конвенцией об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций;

- Конвенцией о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники;

- Европейским соглашением по защите телевизионных организаций вещания;

- Европейской конвенцией, касающейся вопросов авторского права и смежных прав в рамках вещания через спутники.

Несмотря на такое количество международных актов, авторская защита все же остается по своей природе национальной. Вот здесь и возникает главная проблема взаимодействия телекоммуникационных процессов и авторского права, поскольку современная система средств передачи информации не укладывается в рамки национальных границ.

Например, при использовании спутниковых средств связи встает вопрос: законодательством какой страны должен определяться объем охраны прав автора, если передача сигнала осуществляется в одной стране, а прием — на территории двух континентов?

Еще одна проблема связана с применением общепринятых определений таких понятий, как вещание, прием, передача и т. п., для новых средств телекоммуникаций. Например, какие действия следует считать "передачей в эфир" при использовании для распространения сведений мобильных спутниковых средств связи или информационной сети "Интернет". Очевидно, без унификации норм национального права в области авторского и смежных прав решить данные проблемы не удастся.

Это лишь некоторые примеры довольно серьезных правовых проблем, возникающих при использовании средств телекоммуникаций. Традиционно правовое регулирование и контроль за национальными телекоммуникационными системами относились к внутреннему правопорядку государств.

Однако решать указанные проблемы без международного взаимодействия и сотрудничества государств невозможно. Введение и использование на международной основе новых видов телекоммуникационных и информационных услуг требует технических, организационных, коммерческих и правовых усилий всех заинтересованных государств. Как международный, так и национальный информационный обмен требует различных форм взаимодействия между государствами в отношении устранения технических препятствий.

Наши рекомендации