Тактильная, температурная, болевая

Упражнение П0

Представление отсутствия прикосновения, нормальной температуры и отсутствия боли

Упражнение О1

Представление простого тактильного ощущения, термического воздействия, либо болевого ощущения

Упражнение ПР1

Представление сложного тактильного ощущения, термического воздействия, либо болевого ощущения. Например, ощупывания резного украшения тонкой работы, рассыпанных камешков разной температуры, либо уколов иглами в разных местах одновременно.

Синтетическое упражнение

Просмотр озвученной киноленты с участием и сенсорными образами во всех модальностях. Например, Вы идете по улице, прохожий протягивает Вам книгу – вы ее читаете и смотрите картинки, затем идете в картинную галерею и смотрите картины. Затем идете в консерваторию и слушаете Лунную сонату. После этого идете в кафе, вдыхаете аромат кофе и съедаете пару пирожных с горячим чаем. Выходя их кафе, вы ударяетесь ногой о порог и нога начинает болеть. Ключ – в синтетическом чередовании созерцания различных типов образов из различных модальностей, полном контроле их статики и динамики.

После приобретения некоторого опыта практики синтетического упражнения можно его усложнять, добавляя новые варианты сюжета.

Вышеперечисленные упражнения можно несколько видоизменить, проделывая их не с реальными, а с синтезированными образами. Для зрительной модальности, например, это могут быть мультипликационные образы. Можно также заняться выдумыванием собственных образов, которых мы не наблюдаем в реальности. Если синтетический образ получается путем уплощения исходного образа, снижения его сложности, то в этом случае будет активно задействоваться также левое полушарие. Примером такого уплощения может служить рисунок объекта простым карандашом. Он передает форму предмета, но не передает его цвет. Именно левое полушарие умеет упрощать сложные образы до более примитивных, концентрируясь на их наиболее важных в данный момент чертах.

Теперь мы опишем упражнения, более направленные на развитие левого полушария, чем правого. Это прежде всего различные манипуляции с символами – трансформированными, уплощенными образами, которые обладают небольшим числом характеристик, позволяющих ими оперировать. Примеры символов – буквы, цифры. Различные манипуляции с символами – создание символов, построение их иерархий, установление взаимосвязей между ними, комбинирование символов. Примером левополушарной активности является речь, чтение простых текстов, счет, другая освоенная, привычная, но не автоматическая деятельность. Примером сложной активности являются алгебраические манипуляции.

Упражнение 1.

Скоростной устный счет. Выполняйте в уме арифметические манипуляции, постепенно добиваясь увеличения скорости вычислений. При этом нужно также подключать правое полушарие, вызывая образы цифр в воображении, соответствующие производимым манипуляциям. Техника устного счета описана в специальных книгах, например труде профессора Трахтенберга. Постепенно увеличивайте сложность расчетов.

Упражнение 2

Умственные алгебраические манипуляции. Подключение правого полушария тут тоже необходимо. Скорость и сложность должна увеличиваться с приобретением навыка.

Упражнение 3

Скоростное чтение. Обязательно прочтите книгу по скоростному чтению. Осваивайте описываемые упражнения. Читайте тексты с использованием описываемых методов, постепенно повышая скорость чтения и степень усвоения материала. При этом акцент должен делаться на усвоении смысла прочитанного.

Упражнение 4

Логическая выжимка. Прочитав текст, перескажите его по памяти своими словами, сфокусировавшись на самом важном его содержании. Сделайте это в нескольких вариантах, с различной степенью детализации. Пробуйте определить самую важную новость дня, недели, месяца. Сформулируйте основные идеи прочитанной книги. Бросив беглый взгляд на картину, опишите смысл, который хотел выразить художник.

Упражнение 5

Игра в комбинационные логические игры и решение логических задач на комбинирование в шахматах и других играх. Необходимо подключать правое полушарие, играя вслепую.

Упражнение 6

Упражнения на композицию. Попытайтесь перекомбинировать звуки в мелодии, изменить композицию картины, дизайн интерьера. Либо же написать свою мелодию, картину. Здесь надо делать упор не на образность и колорит, а на комбинирование образов и цветов. В решении такого рода задач также задействуется левое полушарие.

Упражнения, указанные выше, касались в основном деятельности задних долей обеих полушарий. Иными словами, они больше нацелены на способности низкого уровня мозговой иерархии.

Вкратце расскажем об упражнениях, более узконаправленных на развитие лобных долей головного мозга. Эти доли развивает сложная активность, требующая высокой координации различных отделов мозга и их совместной деятельности, в частности некоторые из вышеописанных упражнений. Их развивает социальная активность или ее заменители – социальные игры вроде Lineage.

Упражнение 1

Распланируйте свой день до вечера, составив мысленный план своих действий. Затем составьте план на неделю, месяц.

Упражнение 2

Продумайте линию поведения по отношению к какому либо человеку. Как с ним разговаривать, как использовать для своих целей.

Упражнение 3

Составьте план какого либо мероприятия. В деталях представьте, как все будет в нескольких вариантах.

Что до специализированных упражнений, направленных на развитие коры и подкорки, то всякая сложная деятельность развивает и то, и другое. С другой стороны, решение нестандартных задач, шарад, головоломок, научных проблем более направлено на развитие коры, а автоматическая деятельность, такая как письмо, машинопись, игра на музыкальных инструментах, вождение автомобиля – на подкорку. В первом виде деятельности важна сложность и многовариантность, а скорость и точность – второстепенна. Во втором – упор делается на скорости и точности, при достаточной простоте, даже примитивности операций. Оба вида активности важны и имеют прямое практическое применение. Важно научить мозг работать в обоих режимах.

Творческие задачи также могут решаться за счет неосознаваемых процессов, происходящих в том числе в коре мозга, но это не будут неосознаваемые процессы исключительно из подкорки. При этом неосознаваемые процессы, это как-бы сжатые, отраженные процессы сознания. Чем эффективнее и развитее сознание, тем эффективнее будет и подсознание.

Теперь о совместной работе всех отделов мозга. Хотя у каждого из отделов мозга есть своя специализация, они должны объединить свои усилия для решения задач, встающих перед человеком. И, как и всякая сложная деятельность, она должна быть хорошо организованна для того, чтобы быть эффективной.

В основе тренировки эффективной интеграции работы различных разделов мозга лежат следующие принципы:

1. Специализация – каждый отдел мозга должен заниматься тем, что у него получается лучше всего

2. Компенсация – если имеется повреждение или слабость какого либо отдела мозга, то его функции на себя могут взять соседи.

3. Координация – использование способностей отдельных отделов для достижения максимального эффекта

4. Десинхронизация – в некоторых случаях должна быть прекращено влияние одних процессов на другие. Например, разглядывание идущей девушки может отвлечь водителя от управления автомобилем, хотя два этих процесса должны протекать независимо. Такого рода процессы не должны влиять друг на друга. Хорошим упражнением на десинхронизацию является написание различных текстов обеими руками, стрельба из двух рук и т.п..

5. Распараллеливание - многие автоматические процессы могут протекать в мозгу параллельно, делая многозадачность реальной и достижимой. Прекрасным примером проявления этой способности был артист Юрий Горный, делавший на сцене более 5 автоматических дел одновременно.

6. Автоматизация – информационно несложные процессы могут быть вынесены в подсознание. Прежде всего, это касается часто используемых навыков. После достижения стадии автоматизма, процесс не требует сознательного участия. Например, езда на велосипеде – научился, можешь ехать смотря на дорогу – и не думая о педалях.

7. Экономичность – процесс должен отнимать минимально необходимое количество сил, времени, и прочих ресурсов мозга.

Многие методы работы с памятью основаны на взаимодействии нескольких разделов мозга. В частности, одним из способов применения развитой способности к сенсорному и вербальному воображению является усиление памяти.

Существует система запоминания, основанная на синтезе ярких и запоминающихся образов, которые несут в себе полезную информацию – буквы, цифры, слова, знаки. Это одна из наиболее распространенных систем эйдетического запоминания. Например, для запоминания единицы можно представить столб, для числа 3 – женскую грудь, для слова стол – его образ. И так далее. Эта система весьма эффективна. Она требует сравнительно немного времени для освоения, при этом позволяет существенно повысить эффективность памяти. В этом методе используются сравнительно несложные образы невысокой детализации. Освоить навыки работы с такими образами не вызывает проблем у большинства. Об этом методе можно прочитать в книге [7] и некоторых книжках из ее библиографии. Существуют целые школы, где обучают этой методике.

С другой стороны, скорость запоминания и воспроизведения информации при этом методе уступает таковой у тех, кто научился визуально запоминать целые страницы текста. Последний метод эффективнее, но сложнее и требует большего времени на освоение. Его еще называют фотографической памятью. Среди ученых не существует единого мнения по поводу того, существует ли подлинная фотографическая память на самом деле. В пользу ее существования говорит то, что серьёзными учеными - как в СССР, так и в США были описаны отдельные индивидуумы, у которых она проявлялась. В частности это Соломон Шерешевский, описанный в книге А .Р. Лурия [21], и студентка Гарварда под псевдонимом Элизабет. С другой стороны, на чемпионатах мира по запоминанию не было не одного участника, который бы продемонстрировал подлинную фотографическую память. Все они использовали мнемотехнику и вышеописанный метод примитивных образов. Поэтому вопрос о существовании фотографической памяти в настоящий момент остается открытым, и возможно именно Вы, уважаемый читатель, первым убедительно продемонстрируете миру ее наличие.

Сам автор полагает, что фотографическая память все же существует. Но она работает не как ксерокс, то есть имеет лишь ограниченную детализацию. Человек способен запомнить только то, что он способен вообразить. Иными словами, человек запоминает не то, что он видит, но то, что он воображает. То есть, запоминает воображаемую модель реального объекта. Как и всякая модель, эта модель опускает некоторые свойства реального объекта. Так вот, те свойства объекта, которые не попали в воображаемую модель, в памяти не сохраняются и исчезают их психики безвозвратно. Соответственно, чем более детальный и четкий сенсорный образ объекта вы создали в воображении, тем более детально и четко он запомнится. То есть фотографическая память запоминает объекты с некоторой степенью детализации, определяемой степенью разрешения образов нашего воображения, и для каждого из нас она будет своя. Вышеописанные люди с фотографической памятью умели создавать очень детальные воображаемые образы (это документировано), степень детализации которых практически не уступала детализации зрительного восприятия. Поэтому исследователи и нашли их память фотографической, хотя, безусловно, фотография дает большую детализацию. Помимо этого, также должен быть развит специфический навык переноса информации из поля зрения в воображение, то есть формирования модели объекта в воображении на основании информации от органов чувств. Этот навык связан, прежде всего, со вниманием.

Кроме того, есть несколько факторов, способствующих относительной редкости проявления фотографической памяти. Для того, чтобы эта способность проявилась, необходимо сильное развитие сенсорного воображения, в разрезе детализации, четкости, и устойчивости. Кроме этого, должно быть развито произвольное и непроизвольное внимание. Собственно процессы запоминания воспоминания образов должны быть также эффективными. Ведение здорового образа жизни способствует усилению этих процессов.

Сам автор от природы не был наделен способностью к эйдетизму. Даже самые простые образы воображались с трудом. Но после перехода на здоровый образ жизни эта способность резко усилилась. Я научился вызывать в воображении зрительные образы фруктов, овощей, бытовых предметов весьма высокой детализации. Когда я сдавал профессиональный экзамен, формулы вставали перед глазами как живые (правда, изучал их я длительное время, а сами формулы были несложными). Хотя мне еще не удается вызывать в воображении образы страниц машинописного текста, я продолжаю упражнения и надеюсь на успех!

Поэтому здесь мы вкратце опишем развитие памяти по второму методу. В этом методе нужно тренировать сразу несколько параметров:

· Скорость восприятия объекта – то есть, скорость формирования сенсорного образа объекта в воображении с заданной степенью детализации

· Степень детализации запоминаемого сенсорного образа

· Скорость процесса запоминания

· Точность воспоминаний

· Длительность сохранения информации

· Емкость памяти

· Скорость процесса вспоминания

Для зрительной памяти это будет означать

· нужно тренировать способность быстро бросив взгляд на предмет создать детальный его образ в воображении.

· устойчиво запоминать воображаемые образы

· Сличая оригинал и образ, извлеченный из памяти, приучать память к точности

· Постоянно нагружать память для тренировки ее работы. Повышать сложность запоминаемых образов. Повышать их количество.

· Тренироваться в быстром извлечении из памяти нужного образа

Этот же метод работает и в других модальностях, с соответствующими их специфике особенностями.

Существует три основных метода работы с памятью – мнемотехника, эйдетика, и сложнообразная память (для зрительной модальности – фотографическая). Методы мнемотехники направлены в основном на работу с левым полушарием, методы эйдетики на совместную работу обеих полушарий, а сложнообразная память преимущественно на работу с правым полушарием.

Вышеописанный метод несложных ярких образов имеет некоторые ограничения на емкость запоминаемой информации, поскольку запоминаемые образы являются избыточными – малый процент полезной информации разбавлен значительным количеством вспомогательной. За счет этого образы запоминаются прочно и надолго. С другой стороны, для запоминания более информационно емкого сложного образа, необходимо более глубоко тренировать ум, добиваясь высокой надежности всех его запоминающих элементов. Требования к эффективности отдельных функциональных элементов памяти возрастают в плане скорости работы, надежности, емкости. Именно поэтому для освоения визуализации сложных образов требуется хорошее состояние обменных процессов в мозге. Здоровая мозговая ткань легче адаптируется под задачи более высокой сложности.

В качестве упражнения можно запоминать зрительные образы нескольких страниц текста, сложные картины, фотографии, виды природы, лица.

С другой стороны, даже упражнения, в основном направленные на работу с правым полушарием, выигрывают от подключения левого полушария, а также подкорковых структур. Поэтому при запоминании сложного образа или их последовательности нужно также запоминать соответствующий образу смысловой элемент, связанные с ним эмоции, составить ментальную карту для него и т.п. Тут также важна избыточность информации, которая повышает надежность воспоминаний. Хотя тут избыточность, а соответственно и точность воспоминания меньше, чем в эйдетических методах, использующих примитивные образы. Увы, фотографическая память не очень точная. Зато емкая.

Резюмируя, о запоминании нужно сказать следующее: оптимально выстроенный процесс будет задействовать оба полушария мозга, а также подкорковые структуры. Каждое полушарие должно быть использовано для решении соответствующих его специализации задач. Смысл и взаимоотношения лучше фиксирует левое полушарие, сенсорные образы – правое. Эмоциональную окраску, усиливающую память – подсознательные структуры. Поэтому, если мы хотим быстро запомнить смысловой элемент чего либо, нужно использовать ориентированные на левое полушарие методы мнемотехники, если у нас стоит задача запомнить много сырой образной информации и мы готовы пожертвовать надежностью запоминания в угоду объему – методы запоминания сложных образов, использующие правое полушарие. Если же для нас важна надежность и устойчивость, нужно использовать методы эйдетики, использующих сюжеты их простых образов. Этот метод использует взаимодействие обеих полушарий, а запоминание происходит с высокой долей избыточности. Все эти методы нужны и важны, но у каждого свое место и свои задачи.

Даже если мы используем метод запоминания, преимущественно направленный на одно из полушарий, необходимо стараться максимально задействовать и второе. Если мы хотим, например, запомнить несколько рисунков, необходимо, например, придумать сюжет, связывающий эти рисунки и придающий им какой либо смысл. Если хотим запомнить цифры или буквы, то нужно создать систему образов, соответствующих этим символам и связать их в единый связный сюжет. Это позволит существенно улучшить надежность запоминания. Сюжету желательно придать эмоциональную окраску. Чем больше дополнительных зацепок для памяти мы придумаем, тем надежнее будет запоминание.

Кроме того, стоит использовать и различные функциональные подсистемы полушарий для большей надежности. Например, использовать различные символьные системы левого полушария, или же различные сенсорные модальности правого полушария. Полезным представляется развитие синестезии – когда образы одной модальности сопровождаются образами другой модальности. Например, картинка собаки - звуком лая. Вид яблока - его запахом и вкусом. Такие полимодальные образы запоминаются легче и надежнее.

Методы развития памяти хорошо описаны в книгах [9], [26].

Напоследок, охарактеризуем желательное состояние ума после практики вышеописанных упражнений и здорового образа жизни. Желательно, чтобы все обменные процессы, поддерживающие функционирование умственной деятельности были в хорошем состоянии. Клетки мозга, их ансамбли, и целые отделы мозга должны работать эффективно и слаженно. Сознание должно оставаться чистым и ясным в течение всего дня, при этом не должно возникать чувства умственной усталости при нормальной загрузке мозга. Внимание должно быть полностью контролируемым. Мозг должен уметь эффективно оперировать с воображаемыми сенсорными образами различной сложности. Быстро создавать их в сознании и не менее быстро удалять их из него. Такой же быстрой и эффективной должна быть работа с символьными системами. Процессы чтения и письма на алфавитных видах письменности должны быть эффективны. Устный счет должен быть очень быстрым. Память на образы и соответствующий им смысловой элемент должна быть емкой и надежной. Мозг должен быть способен как на сложную многовариантную активность, так и на быструю автоматическую активность. Должен быть развит навык сложной координации своих действий, включающий планирование, прогнозирование и адаптацию своих планов к изменяющейся среде. Мозг должен уметь работать в многозадачном режиме и быстро адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Подсознание должно эффективно решать попадающие в него задачи без участия сознания.

Одна из основных идей этого параграфа, да и всей книги в целом заключается в избавлении от приобретенного автоматизма работы мозга. Необходимо развивать альтернативные методы мышления, использовать дремлющие возможности мозга и тела. А затем использовать приобретенные способности для решения возникающих перед нами задач. У каждой способности мозга есть свое место для применения. Каждая хороша в своем деле. Каждая повышает нашу личную силу в каком-либо аспекте. Как верно подметил Хайнлайн: «Специализированы лишь насекомые». А человек – многогранен, по крайней мере - в идеале.

По сути дела, мышление представляет собой процесс создания моделей окружающей действительности, а затем использования этих моделей для эффективного с ней взаимодействия. Чем более гибок и многогранен ум, тем более точные и совершенные модели он способен создавать и тем большее число аспектов реальности он способен учитывать. Поэтому именно гармоничное развитие и использование различных отделов ума человека является оптимальной стратегией, в наибольшей степени повышающей эффективность человека и максимизирующей его личную силу.


Краткая история вопроса

Различные формы психотехник, развивающих ум или позволяющих проявить его скрытые способности, были известны с глубокой древности. Вот одна из возможных их систематизаций:

1. Психотехники, связанные с религией

a. Шаманизм

b. Жреческая традиция

c. Индийская йога

d. Буддийская йога

e. Психотехника авраамических религий

2. Техники социального происхождения

a. Формальное образование

b. Логические игры

c. Компьютерные симуляторы

3. Гипноз, самогипноз

4. Внушение и самовнушение

5. Современные психотехники

a. Эйдетика

b. Аутогенная тренировка

c. метод Силва

d. астральные путешествия

e. осознанное сновидение

f. Психотропное дыхание

g. Применение психоактивных веществ

Первоначально, методы воздействия на свой и чужой ум были созданы или же систематизированы в рамках религиозных традиций. Уже у диких племен имеется специальное лицо, шаман, в функции которого входит аккумуляция знания о внутреннем мире человека и воздействии на него. С появлением государств, эта функция перешла к касте жрецов, и наверно, до начала новейшей истории управление умом было прерогативой в основном жреческого сословия (в той или иной его форме). И лишь с началом Просвещения в эти области начали массово заглядывать независимые от религии ученые, что и вызвало резкое усиление накопления знаний по данному вопросу.

У шаманов примитивных племен имеются специальные способы воздействия на ум от психоактивных растений до различных способов массового погружения в транс. Шаманские пляски и песнопения, употребление специальных веществ должно было повысить вероятность вхождения в транс у шаманов и их паствы. Известны случаи, когда шаман убивал человека силой внушения.

Дальнейшее развитие психотехники получили с возникновением первых государств. В это же время получает развитие письменность и возникают первые образовательные учреждения, где получают подготовку члены образованного сословия. Причем имеется как начальное образование, при котором обучают чтению, письму, счету; так и высшее – инженерному и врачебному делу, религиозной практике и философии. На досуге люди начинают играть в комбинационные логические игры вроде шашек. Это дало резкий толчок накоплению знаний об управлении психикой, поскольку стала возможной их эффективная передача следующим поколениям, а также появились образованные люди, способные их воспринять.

Кроме того, следует учитывать, что образование само по себе – психотехника, а не только передача знания. Это еще и обучение умению мыслить, полноценно использовать свой мозг. Первые системы письменности были иероглифическими, больше нагружающими правое полушарие. Затем финикийцы стали применять алфавитное письмо, которое было воспринято эллинами и через них оказало влияние на все последующие системы письменности европейских народов. Алфавитное письмо больше способствует развитию левого полушария. Развитие образования и распространение алфавитной письменности также привело к развитию мнемотехники.

Развивались знания об измененных состояниях сознания. Древнеегипетские папирусы прямо указывают на методы погружения в гипноз, которые не утратили свою актуальность и поныне. Египтянам было известно заболевание истерией. Имеются упоминания относительно введения в гипноз и в древнеиндийском произведении Махабхарата (10 в. - 8 в. до н.э.). Институт оракулов у древних греков был связан с вызовом измененного состояния сознания у самих оракулов и вызове вещих снов у посетителей святилищ. И те и другие получали доступ к информации бессознательных слоев психики.

С развитием государств, в быт людей стали входить различные религиозные системы, которые также брали на вооружение методы воздействия на психику, например требования к режиму питания, молитвы, чтение священных текстов. Те или иные формы медитации. Правоверный иудей, мусульманин, или христианин должны следовать многим предписаниям, оказывающих существенное влияние на его ум. У христиан имеется специальная прослойка духовных людей – монашество, посвящающая свою жизнь развитию ума и духовности. Священнослужители имеются у иудеев и мусульман. В рамках мусульманской традиции имеется орден суфиев, которые создали свою систему психотехники.

Наибольшего развития психотехника достигла в системе индийской и буддийской йоги. Для этих двух систем характерен взгляд на мир как на иллюзорную реальность. Что очень перекликается с современными взглядами на формирование модели реальности в мозге человека. В рамках этих видов йог были разработаны методы вмешательства во многие психические процессы как осознаваемые, так и бессознательные. Широкое распространение получили техники визуализации и концентрации. По глубине проработки и эффективности методы йоги не знают себе равных до сих пор, хотя многие из них были утрачены с ходом веков.

Новый виток развитие психотехники получило с началом Просвещения. Одной из важных вех стало широкое применение Месмером техник гипнотизации. Данные касательно силы внушения постепенно накапливались в ходе истории человечества, однако научно к гипнозу впервые подошел английский хирург Джемс Брэйд в 19 веке. Он создал первую научную теорию гипноза и придумал сам термин «гипноз» для обозначения этого явления.

К сожалению, несмотря на накопление огромного количества фактов и появление многих блестящих теорий гипноз и по сей день остается загадкой для ученых. Гипнозу поддаются не только люди, но и многие виды животных, что указывает на глубинные общебиологические корни этого феномена. Сам автор этой книги полагает, что в основе гипнотических явлений лежит десинхронизация процессов, происходящих в различных отделах головного мозга. Этот процесс напоминает процесс фибрилляции в сердечной мышце.

Наблюдения над процессами, происходящими у гипнотиков, вскрыло целый ряд интереснейших явлений психики, до конца не объясненных до сих пор. Также возрос интерес к внушению в нормальном состоянии сознания, поскольку появились сведения о его эффективности в некоторых случаях. Явление гипноза, безусловно, оказало существенное влияние на всю современную науку о психике и мозге.

Именно факты, накопленные наукой о гипнозе и восточных психотехниках, привели к возникновению ряда современных психотехнических практик уже в веке двадцатом.

Одной из таких практик является эйдетика. В западной науке явление эйдетизма было открыто в 1907 году Урбанчичем. В 1920х его серьёзно исследовал немецкий исследователь Э. Йенш. Впоследствии, на основе этих фундаментальных открытий, были созданы практические системы, обучающие человека воображать сенсорные образы - от простых до сложных, и использовать их для запоминания различной информации. Было немало других исследований на эту тему, о которых можно прочесть в книге [5]. Выдающиеся способности многих гениальных людей были обусловлены имевшимися у них способностями к эйдетике. Таковы в частности Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Соломон Шерешевский и др.

На основе знаний об эйдетизме, а также методах гипнотизма и йоги, Иоганном Шульцем была создана методика аутогенной тренировки, которая направлена на обучение человека эйдетизму и самовнушению для последующего использования этой способности для целей психотерапии. Впоследствии было создано немало различных разновидностей аутогенной тренировки, в основном ее низших ступеней, направленных на улучшение здоровья. Тем не менее, изначально эта система была направлена именно на работу с воображением.

В середине двадцатого века получили распространение такие психотехники, как метод Силва, астральные путешествия, осознанное сновидение. Все эти методы основаны на обучении мышечному расслаблению, развитии сенсорного воображения и самовнушении. По сути это поставленные на поток для массового использования наработки западной науки и древних психотехник йоги. Важным достижением были разработанные в это время методы динамического чтения, существенно повышавшие скорость обработки мозгом печатной информации.

Также широкое распространение в послевоенный период получили использование психоактивных веществ (вроде ЛСД) для изменения состояния сознания. В некоторых случаях эти методы могут быть полезны, но подходить к их использованию следует с осторожностью, ввиду опасности для здоровья. Более рациональным видится использование психически активных дыхательных упражнений.

Логические игры с древности известны человечеству. Еще во времена Древнего Египта люди играли в предшественницу нынешних шашек. В 1 тысячелетии нашей эры были изобретены шахматы. Игра в такого рода комбинационные игры развивала комбинационные свойства ума человека. Логические игры считались прерогативой образованного класса. В них мерялись умами короли и министры. Значение этого метода развития ума тяжело переоценить.

Одним из последних методов развития ума является использование разнообразных симуляторов на основе компьютерной техники. При помощи этой техники можно смоделировать процесс управления автомобилем, самолетом, государством и т.п. С компьютером можно играть в шахматы и го. Соответственно применение таких программ существенно удешевляет процесс приобретения необходимого опыта, а также процесс создания необходимой среды для развития ума.

В самое последнее время исследователи начинают приходить к осознанию необходимости комплексного подхода к развитию мозга человека, с учетом генетических, физиологических, культурно-социальных факторов, а не только используя узкоспецифические методы. Можно полагать, что эта парадигма улучшит умственное развитие нашего общества и повысит процент людей, проявляющих экстраординарные умственные способности.

Что делать дальше

В предыдущих главах было рассказано о работе с сознательной частью ума, в том числе с воображением. Тем не менее, психика человека многогранна и не все процессы протекают в ее сознательной части. Весьма существенная часть процессов протекает скрыто в бессознательном отсеке психики.

Поэтому было бы логично, поставив под контроль сознательную часть ума, попытаться вмешаться в бессознательные процессы с тем, чтобы начать контролировать и их. В общем, на это и направлена раджа йога – последние четыре ступени восьмиступенчатой йоги.

Детальное описание этих ступеней выходит за рамки данной книги. Более подробно они описаны в моей брошюре «Раджа Йога. Искусство самоконтроля», хотя и там описание достаточно сжато. Я скажу несколько слов о них здесь, чтобы у читателя появилось общее представление об их сути.

Для разогрева, несколько слов о том, как мозг осознает окружающее. Данные от органов чувств попадают в зоны первичной обработки, а затем идут в более сложные ассоциативные зоны, где формируется синтетическая модель окружающей реальности. Зоны бессознательного, формирующие эту модель, обладают достаточной долей разумности и автономии, что подтверждается опытами с гипнотическим внушением. Под гипнозом возможно вмешательство в эту модель реальности, позволяющее сформировать иллюзорный сенсорный или вербальный опыт. Человек видит то, что ему прикажут, даже осознает себя тем, кем ему прикажут себя осознавать, например – Наполеоном. При этом, внушенные образы совершенно не отличаются от реальных.

Примерно этим и занимаются высшие ступени йоги – сознательным вмешательством в бессознательные процессы, связанные с моделью реальности, и не только. Одним из примеров упражнения йоги высших ступеней является формирование устойчивого зрительного образа предмета, не отличимого от реального, при открытых глазах на фоне реальной картинки находящихся в поле зрения объектов – например, помидора на фоне реальной миски со сливами. То есть внушенный образ должен стать сильнее реального раздражителя, что возможно лишь при появлении навыка вмешательства в формирование модели реальности в мозге. Отличие между образами воображения и не отличимыми от реальности образами таково, как между псевдогаллюцинациями и истинными галлюцинациями – в первом случае, несмотря на четкость и цвет образа, всегда ощущается разница с реальностью, во втором же случае присутствует ощущение абсолютной реальности образа.

Для достижения такого навыка в зрительной модальности необходимо транслировать образ предмета из воображения на реальный фон, стараясь добиться четкости и устойчивости, при этом отслеживая происходящие в психике процессы.

Выгоды от овладения контролем над бессознательной сферой весьма значительны – это дальнейшее усиление умственных способностей, контроль над болью, более полный контроль телесных функций. Лишь получив контроль над бессознательными процессами, человек сможет полностью раскрыть заложенный в нем потенциал. Стать гражданином Вселенной.

Приложение 1. Мышление Николы Теслы

Случается так, что человек от природы бывает наделен способностями, для развития которых у обычных людей требуются годы тренировок. Примером такого человека может быть изобретатель Никола Тесла. С детства обладая способностью к эйдетизму, он сохранил эту способность до зрелого возраста, развив ее и научившись ее эффективно контролировать. Кроме того, обладал он и способностью к совместной деятельности обеих полушарий, что подтверждается тем, что он проделывал сложные вычисления на «мысленном экране». Не менее развита у этого человека была способность к использованию бессознательного в своих целях. Все эти экстраординарные возможности были поставлены им на службу своей изобретательской деятельности. И это может быть примером из жизни, для чего надо развивать такие способности и как их использовать.

Мне бы хотелось привести здесь несколько цитат из книги Джона О’Нила Гений, бьющий через край. Жизнь Николы Теслы [11], автор которой известный литератор, лауреат Пулитцеровской премии. Эти цитаты описывают проявление таких способностей у великого изобретателя. Они характеризуют Теслу как всесторонне развитую личность, обладающую развитым умом и сильными эмоциями.

«Математика же была у него любимым предметом, и здесь ему не было равных. <…> Странная способность давала ему редкие достижение в математике. Он обладал ею с раннего детства, но считал досадной неприятностью и старался избавиться от нее, потому что зачастую она просто мешала ему. Если он думал о каким-то предмете, тот возникал перед его мысленным взором как настоящая вещь, обладающая плотностью и твердостью. Видения эти представлялись настолько реальными, что, как правило, ему трудно было отличить эту видимость от окружавшей его действительности. Но на уроках математики эта удивительная способность очень помогала ему.

При решении арифметической или алгебраической задачи ему было совершенно все равно, стоит ли он у доски или сидит на св<

Наши рекомендации