Противопожарная охрана парка
Противопожарная защита в парках организуется в соответствии с требованиями Уставов внутренней службы, приказа Министра обороны РФ и наставления по пожарной охране.
Пожарная опасность в парке определяется наличием пункта заправки ГСМ, ПТОР, где выполняются работы повышенной пожарной опасности (заправочные, промывочные, электрогазосварочные, зарядные и т. д.), а также сосредоточением в хранилищах значительного количества вооружения и техники, загруженной боеприпасами и заправленной топливом. В связи с этим в зоне хранения, в зависимости от степени огнестойкости хранилищ, определяются количество машин в секциях (16, 20, 24), расстояния между машинами и стенами зданий, обеспечивающие их выход (эвакуацию) в случае необходимости. Для эвакуации машин назначаются дежурные тягачи (бронетягачи, автомобили повышенной проходимости и грузоподъемности), которые укомплектовываются буксирными приспособлениями и пожарным оборудованием.
Противопожарная защита парков обеспечивает:
- мероприятия по предупреждению пожаров;
- ограничение их распространения и тушения;
- создание условий для быстрой и своевременной эвакуации из парков личного состава и ВВТ.
Ответственность за выполнение противопожарных мероприятий в парке несут заместитель командира части по тылу и заместитель командира части по вооружению.
В парках обязательно оборудуются пожарные водоемы с подъездами для пожарных машин, при наличии водовода устанавливаются пожарные гидранты. Использование средств пожаротушения, пожарного инвентаря и гидрантов для текущих нужд не разрешается.
Внутри хранилищ дополнительно устанавливаются ящики с песком из расчета 1 м3 на 400 м2 пола. Ручные огнетушители снимаются с мест укладки внутри машины и вывешиваются снаружи на носовой части машин. Машины снимаются с тормозов, при двухрядном хранении сцепляют заднюю машину буксирными тросами с передней.
Пожарный инвентарь в парках хранится на щитах (рис. 4.14), окрашенных снаружи в красный цвет, а внутри – в белый. На щите должны быть: огнетушители – два; ломы – два; топоры – два; багор – один; лопаты – две; ведра – два; асбестовое или войлочное покрывало – одно. Один пожарный щит обслуживает группу зданий в радиусе 100 м.
Щиты устанавливаются на виду и должны иметь свободный доступ. У складов и хранилищ щиты, как правило, должны устанавливаться снаружи перед входом, в помещениях ПТОР и хранилищах внутри зданий, но в непосредственной близости у входной двери (входных ворот), и так, чтобы не загромождались проходы.
Целесообразно объединять в одном месте пожарный щит, ящик с песком, асбестовое покрывало, бочки с водой, располагая их у каждого хранилища или стоянки в виде пожарного поста.
Рис. 4.14. Пожарный щит (вариант)
В постоянных парках ЗАПРЕЩАЕТСЯ хранение автомобилей, загруженных боеприпасами (кроме тягачей артиллерийских орудий), а также автоцистерны и топливомаслозаправщиков с залитыми емкостями.
Противопожарная защита парков в части осуществляется нештатной пожарной командой, назначаемой приказом по части. В войсковой части, где есть ремонтная рота, нештатной пожарной командой назначается она согласно Приказу МО СССР № 450.
Начальником нештатной пожарной команды назначается командир ремонтной роты.
Для личного состава этой команды предусматривается специальная одежда из трудновозгораемой ткани.
С личным составом нештатной пожарной команды систематически проводятся занятия по предупреждению или быстрому тушению пожара.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН
5.1. Общие положения по планированию эксплуатации машин
Планирование эксплуатации машин осуществляется как в боевых условиях, так и в условиях учебно-боевой деятельности войск в мирное время. Благодаря этому достигаются выполнение планов боевой подготовки, высокая боевая готовность машин, точно определяются потребности в их техническом обслуживании и ремонте, в эксплутационных материалах, запасных частях и других материально-технических средствах.
В боевой обстановке планирование эксплуатации машин является частью технического обеспечения действий войск. Оно необходимо для своевременной подготовки машин к бою и обеспечения надежной их работы при выполнении поставленной задачи.
В условиях учебной деятельности войск планирование эксплуатации БТВТ позволяет обеспечить:
- выполнение планов боевой подготовки войск при нормированном использовании машин;
- постоянную боеготовность машин по запасу хода до ремонта;
- своевременное техническое обслуживание машин;
- равномерную загрузку ремонтных подразделений и частей;
- бесперебойное снабжение техническим имуществом.
В сухопутных войсках в условиях учебно-боевой деятельности установлена система эксплуатации машин, включающая:
- перспективное планирование;
- текущее планирование.
Перспективное планирование эксплуатации и ремонта машин позволяет заблаговременно осуществлять мероприятия по поддержанию неснижаемого ресурса и боеготовности машин боевой группы, равномерного выхода в ремонт, а также производить расчет по материально-техническому обеспечению эксплуатации.
Текущее планирование производится на учебный год в целом и на каждый месяц в отдельности и обеспечивает:
- правильное использование машин в пределах установленных годовых норм эксплуатации, полноту и качество выполнения задач боевой подготовки;
- сохранение высокой боевой готовности частей путем поддержания неснижаемого ресурса машин боевой и строевой групп;
- своевременное проведение технического обслуживания и равномерный выход машин в ремонт в течение года;
- планомерную загрузку войсковых ремонтных средств и ремонтных заводов;
- бесперебойное снабжение военно-техническим имуществом.
В условиях учебно-боевой деятельности войск в частях разрабатываются перспективные, годовые и месячные планы эксплуатации и выхода в ремонт БТВТ, а в соединениях – сводные перспективные и годовые планы эксплуатации.
Неплановая эксплуатация машин не разрешается.
5.2. Общий порядок составления планирующих документов
Общий порядок составления планирующих документов предусматривает совместную работу штаба и служб части.
Эксплуатация машин в части к началу каждого года планируется в такой последовательности (рис. 5.1):
- штаб части – составляет расчет потребности в работе машин на нужды боевой подготовки;
- службы тыла – составляют расчет потребности в работе машин на хозяйственные нужды;
- техническая часть – составляет расчет наличия моторесурсов машин на год.
Рис. 5.1. Алгоритм планирования эксплуатации машин
в воинской части
Расчёт потребности в работе БТВТ составляется штабом части на зимний период обучения помесячно, а на летний период даются исходные данные по потребности моторесурсов, исходя из плана боевой подготовки соединения, которые в последующем уточняются.
При составлении расчёта потребности учитываются требования программ боевой подготовки, курсов вождения и стрельб, указания вышестоящего штаба.
Величина наработки машин в расчетах должна учитывать переходы от места дислокации до учебных полей и учебных центров. Годовая потребность в моторесурсах рассчитывается также по маркам и группам машин с некоторым резервом (около 5%) на подготовку и проведение контрольных и инспекторских проверок частей.
Расчёт наличия моторесурсов составляется начальником бронетанковой службы части. При его разработке учитываются наличие и состояние БТВТ, распределение машин по группам и годовые нормы их эксплуатации. Расчёт наличия моторесурсов составляется не на штатную материальную часть, а только на машины, имеющиеся в наличии. Если в части определён лимит расходования горючего на планируемый год, то в расчёте наличия моторесурсов указываются скорректированные (уменьшенные) годовые нормы расхода моторесурсов на одну машину.
Согласование расчётов потребности и наличия моторесурсов проводят начальник штаба и ЗКВ части.
Если наличие превышает потребность, то излишние моторесурсы составляют резерв, который может быть использован для обработки недостаточно усвоенных тем боевой подготовки.
В случае недостатка моторесурсов намечаются мероприятия по сокращению их расхода (компенсация занятий, перевозок боевой техники в учебные центры, районы учений и обратно и др.).
Расчеты потребности в работе техники и наличия моторесурсов утверждаются командиром части после предварительного согласования. На основании этих документов составляются годовые планы эксплуатации и выхода машины в ремонт по каждому виду техники. На каждый месяц составляется месячный план эксплуатации и выхода машин в ремонт.
5.3. основные документы планирования
эксплуатации машин
Ежедневный выход машин в эксплуатацию производится по наряду на их использование.
Перспективный план эксплуатации и выхода машин в ремонт составляется в каждой части сроком на 10 лет и более.
В перспективном плане эксплуатации по годам отражается количество машин, выходящих в ремонт, достигших установленного уровня неснижаемого ресурса и требующих передачи в другие части, переводимых в учебно-боевую группу в своей части и получаемых из других частей для укомплектования этой группы, требующих проведения РТО, конструктивных доработок и находящихся в эксплуатации 15 лет и более. Кроме того, в нем может отражаться потребность в обеспечении по годам аккумуляторными батареями, гусеницами, комплектами шин для колесных БТР, укрывочными брезентами, шлемофонами и т.п.
При составлении перспективного плана эксплуатации используются следующие данные: списочный состав машин части по группам эксплуатации и годовые нормы их использования; межремонтные ресурсы машин; величина неснижаемого ресурса машин боевой группы; запас ресурса каждой машины до капитального ремонта; сроки проведения РТО на машинах; запас хода машин по гусеницам и минимальный пробег колесных БТР по шинам; сроки освидетельствования баллонов системы ППО и воздухопуска; периодичность замены ГСМ; сроки службы аккумуляторных батарей; брезентов, шлемофонов.
Перспективный план составляется в двух экземплярах и утверждается командиром части. Один экземпляр находится в части, а другой направляется в соединение для составления сводного перспективного плана эксплуатации. План ежегодно корректируется или составляется заново при массовой передаче машин или при перевооружении части.
Годовой план эксплуатации и выхода машин в ремонт является основным документом текущего планирования эксплуатации машин в части. Он разрабатывается на год перед началом зимнего периода обучения в двух экземплярах, подписывается начальником штаба и заместителем командира части по вооружению и утверждается командиром части. Один экземпляр плана находится в части, а другой направляется в техническую часть соединения для составления сводного годового плана эксплуатации и выхода машин в ремонт.
Основные принципы разработки годового плана эксплуатации и выхода машин в ремонт:
- обеспечение нормальных условий для боевой подготовки личного состава (на вождение выделяется 1 машина на 2–3 обучаемых);
- использование учебно-боевых машин планировать так, чтобы большая часть их имела запас ресурса для совершения маршей на большое расстояние;
- расход моторесурсов в пределах годовых норм расхода;
- обеспечение равномерного выхода машин в ремонт в течение года
(в части не более одной машины в месяц);
- более интенсивная эксплуатация машин, которые имеют наименьший ресурс до очередного ремонта;
- исключение одновременного достижения машинами боевой группы неснижаемого ресурса.
Исходными данными для разработки плана являются:
- данные о наличии, техническом состоянии и запасе хода БТВТ;
- годовые нормы расхода моторесурсов;
- межремонтные сроки работы БТВТ;
- установленные сроки пребывания машин в среднем ремонте.
В годовом плане эксплуатация машин планируется по периодам обучения.
В нем перечисляются все машины в порядке принадлежности к группам эксплуатации и подразделениям с указанием марки, номера и запаса ресурса до очередного ремонта к началу учебного года. Работа машин планируется по месяцам, группам и маркам машин в пределах установленного для них межремонтного ресурса.
Эксплуатация планируется в километрах отдельно по каждой машине. При этом запланированный расход моторесурсов указывается в числителе, фактический пробег – в знаменателе.
Выход машин в плановый ремонт (средний, капитальный), время проведения технического обслуживания, продолжительность содержания машин в огневых городках, время сезонного обслуживания указываются в графах соответствующих месяцев. Продолжительность этих мероприятий предусматривается в соответствии с руководящими документами. Сроки выхода машин в средний и капитальный ремонт согласуются с ЗКВ соединения.
Годовой план эксплуатации и выхода в ремонт уточняется при изменениях в плане боевой подготовки.
Месячный план эксплуатации планируется в километрах отдельно по каждой машине. Месячный план эксплуатации составляется начальником БТС на основе годового плана, данных по боевой подготовке на планируемый месяц, периодичности и продолжительности ТО, а также остатка годового лимита моторесурсов в одном экземпляре и хранится в деле части. В план включаются только те машины, которые намечается выводить в эксплуатацию в течение данного месяца.
К началу каждого месяца заполняются графы общего расхода моторесурсов отдельными машинами на предстоящий месяц в целом, выход в эксплуатацию по дням в течение первой недели в соответствии с ротными расписаниями занятий, а на остальные недели указывается только общий планируемый пробег и вид номерного ТО, которое необходимо выполнить с учетом пробега машины. По мере составления недельных ротных расписаний занятий расход моторесурсов распределяется по дням.
Запланированный расход моторесурсов машин в километрах указывается в числителе, фактический пробег – в знаменателе.
Использование машин для обучения вождению обозначается синим цветом, для огневой подготовки – красным, для тактической подготовки – зеленым, для других предметов боевой подготовки – желтым цветом.
Техническое обслуживание № 1, № 2 и сезонное обслуживание обозначаются ТО-1, ТО-2, СО, ремонт машин – стрелкой и буквами КР, СР, ТР, парковый (парково-хозяйственный) день – буквами ПД, (ПХД) и заносятся в план коричневым цветом.
На ТО-1 планируется один полный день, а на ТО-2 – два полных дня, не считая конца рабочего дня после возвращения машины в парк. На суточную работу танков, выделяемых на вождение, огневую подготовку и специальную подготовку, рекомендуется планировать от 30 до 60 км пробега, а на тактическую подготовку – в соответствии с отрабатываемыми боевыми задачами.
Сведения о фактическом пробеге машин после каждого выхода вносят в месячный план на основании путевых листов. По окончании месяца в план заносятся сведения о проведении ТО и ремонта и общий расход моторесурсов каждой машины.
По истечении месяца начальник БТС части проводит анализ эксплуатации БТВТ, в котором отражаются: данные по выходу машин, расходы моторесурсов и средним скоростям движения и экономии ГСМ и моторесурсов, а также мероприятия, проводимые по предупреждению повреждений машин и обеспечению выполнения плана эксплуатации, количество проведенных текущих и средних ремонтов, причины внеплановых выходов и не выполнения плана по расходу моторесурсов, переработке межремонтных пробегов.
Эти данные отражаются на обратной стороне месячного плана эксплуатации.
ЗКВ части докладывает результаты анализа командиру части, который делает заключение.
Наряд на использование машинсоставляется на основании месячного плана эксплуатации и заявок начальников служб и командиров подразделений. Выписывается ежедневно, накануне дня выхода. Он подписывается ЗКВ части и утверждается командиром части. На основании утверждённого наряда на все выходящие из парка машины выписываются путевые листы, которые вручают подразделениям под расписку.
Выход машин вне наряда допускается в исключительных случаях с разрешения командира части. Об этом на путевом листе делается заверенная его подписью и печатью части отметка «Разрешаю выход вне наряда».
Частые внеплановые выходы машин свидетельствуют о недостаточности организованной эксплуатации техники в частях.