Перечень основных сокращений и обозначений

Омск

Издательство ОмГТУ

УДК 623.438(075)

ББК 68.513я73

Э 41

Рецензенты:

В. В. Евстифеев, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Конструкционные

материалы и специальные технологии»

ГОУ ВПО «Сибирская государственная

автомобильно-дорожная академия»;

С. С. Поярков, канд. техн. наук, профессор кафедры «Эксплуатация

многоцелевых гусеничных и колесных машин»

Омского танкового инженерного института, полковник

Авторы: И. Ю. Лепешинский, А. В. Пепеляев, С. Д. Герасимов,

Е. Ф. Загребнев, Д. В. Погодаев

Э 41 Эксплуатация бронетанковой техники: учеб. пособие / И. Ю. Лепешинский, А. В. Пепеляев, С. Д. Герасимов, Е. Ф. Загребнев, Д. В. Погодаев. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 172 с.

ISBN 978-5-8149-0892-6

Учебное пособие разработано в соответствии с квалификационными требованиями и программой подготовки офицеров запаса при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования по специальностям Главного автобронетанкового управления МО РФ. В нем обобщены основные положения руководящих документов по эксплуатации бронетанковой техники.

Пособие может быть использовано для подготовки курсантов военно-учебных заведений и учебных военных центров, слушателей военных кафедр, а также офицеров танковых войск в системе командирской подготовки.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

УДК 623.438(075)

ББК 68.513я73

ISBN 978-5-8149-0892-6© ГОУ ВПО «Омский государственный

Перечень основных сокращений и обозначений - student2.ru технический университет, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Вооружение и техника составляют материальную основу бое­вой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации, а бронетанковая техника – главную ударную силу Сухопутных войск. В связи с этим от боевой готов­ности бронетанковой техники в значительной мере зависит боевая готовность подразделений, частей и соединений.

Постоянная высокая боевая готовность войск обеспечивается высокими морально-психологическими качествами личного состава, высоким уровнем боевой, и прежде всего полевой, выучки войск, научной организацией использования, обслуживания и примене­нием прогрессивных методов хранения вооружения и военной техники.

Современное насыщение войск разнообразной боевой техникой требует организации правильной эксплуатации и хранения машин. Установленные требования приказов, наставлений и руководств являются важнейшим условием поддержания техники в исправ­ном состоянии и в постоянной готовности к боевому применению. За правильное использование, обслуживание и хранение машин отвечают командиры всех степеней, их заместители по вооружению и начальники соответствующих служб.

Грамотная эксплуатация машин обеспечивается высоким уровнем технической подготовки личного состава и твер­дыми практическими навыками экипажей в вождении машин в различных условиях, характерных для современного боя. Прак­тика показывает, что в тех подразделениях и частях, где личный состав точно соблюдает установленные правила, квалифицирован­но ухаживает за машинами, техника всегда работает надежно и, как правило, перерабатывает установленные минимальные меж­ремонтные сроки службы. Наряду с этим экономятся горючее и другие эксплуатационные материалы, исключаются дорожные про­исшествия, резко сокращается число и продолжительность вынуж­денных остановок машин из-за отказов и повреждений.

Командный состав в боевой обстановке и в мирное время дол­жен оперативно решать вопросы по эффективному применению и обеспечению высокой боевой готовности машин. Чтобы успешно выполнять эти задачи, офицеры должны глубоко знать установлен­ные правила эксплуатации и сбережения машин, уметь на основа­нии объективной оценки технических возможностей бронетанковой техники и вооружения обеспечить технически грамотное их использование, обслуживание и хранение. Изучение эксплуатации бронетанковой техники является важной составной частью военно-профессио­нальной подготовки будущих военных инженеров.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Основным руководящим документом, регламентирующим организацию труда граждан, является «Трудовой кодекс» РФ, действующий с 1.02.2002 года, а для военнослужащих – уставы ВС РФ.

Основные понятия

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и професси­ональных заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями всех органов государственной власти Российской Федерации, работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Трудовой кодекс РФ определяет основные обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда как работодателя, так и работника.

Работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, обору­дования, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, проверку знаний требований охраны труда;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Работник обязан:

- соблюдать требования охраны труда, установленные законами, правилами и инструкциями по охране труда;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;

- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае;

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

1.2. Организация охраны труда в подразделениях
при работе личного состава с вооружением и техникой

Меры безопасности в войсковых частях и соединениях направлены на создание безопасных условий труда личного состава и представляют собой систему организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных физических и химических факторов, связанных с выполнением технических операций.

За безопасность работы личного состава при эксплуатации и ремонте машин несут ответственность командиры и начальники всех степеней, а также лица, назначенные руководителями работ, в соответствии со статьями Общевоинских Уставов ВС РФ.

Ответственность за общее состояние техники безопасности возлагается на командира части и его заместителя по вооружению, который осуществляет руководство нештатной службой техники безопасности.

Командир подразделения отвечает за организацию и осуществление мер безопасности при эксплуатации, учебном и боевом использовании ВВТ подразделения. Он обязан:

- проводить с вновь прибывшим личным составом первичный инструктаж на рабочем месте, а также инструктажи со всем личным составом перед занятиями и работами на ВВТ в составе подразделения;

- лично проверять знания правил и мер безопасности и выполнение их военнослужащими подразделения (знания – не реже одного раза в месяц, выполнение – ежедневно);

- своевременно (не позже 10 дней до начала работ) истребовать индивидуальные средства защиты, спецодежду, а также организовать их хранение и ремонт;

- тотчас по возникновении происшествия лично провести расследование несчастного случая в подразделении, проанализировать причины его возник­но­ве­ния, доложить о нем командиру части и принять меры по предупреждению подобных случаев;

- проводить мероприятия по пропаганде мер безопасности в подразделении, истребовать необходимые наглядные пособия;

- изучать с личным составом и постоянно требовать от него выполнения правил и мер пожарной безопасности.

Заместитель командира подразделения по вооружению отвечает за организацию мер безопасности и их осуществление при техническом обслуживании и ремонте машин в подразделении. Он обязан:

- проводить и учитывать в журнале все виды инструктажа в подразделении (под подпись) перед проведением мероприятий, связанных с эксплуатацией, ремонтом и хранением ВВТ;

- не реже одного раза в неделю лично проверять исправность оборудования, инструмента, спецодежды, применяемых при эксплуатации и ремонте машин в подразделении, и правильность их использования;

- составлять применительно к местным условиям инструкции и предупредительные надписи на рабочих местах;

- расследовать или принимать участие в расследовании несчастных случаев и анализе их причин, принимать меры по предупреждению несчастных случаев и проводить эти меры в жизнь;

- обеспечивать пожарную безопасность на участках выполнения работ.

Командир машины (отделения), расчета отвечает за выполнение мер безопасности личным составом экипажа (отделения), расчета при проведении занятий и работ. Он обязан:

- знать правила и меры безопасности, проверять знание их личным составом экипажа (отделения) и выполнение при проведении любых работ и занятий на технике;

- организовывать и оказывать первую помощь пострадавшему при несчастных случаях;

- правильно хранить и использовать огнегасящие средства.

Члены экипажа машины (личный состав отделения), расчета и водитель обязаны:

- соблюдать инструкции по мерам безопасности; выполнять установленные требования безопасности при обращении с техникой и механизмами;

- правильно пользоваться выданными средствами индивидуальной защиты;

- знать и выполнять правила пожарной безопасности, уметь обращаться со средствами пожаротушения.

Мероприятия по предотвращению несчастных случаев обеспечиваются:

- твердым знанием личным составом материальной части машин и правил их использования, ремонта, обслуживания и хранения;

- исправным состоянием машин, средств обслуживания и ремонта;

- точным выполнением личным составом требований безопасности на местах обслуживания и ремонта машин.

Расследованию и учету в соответствии с кодексом подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.

Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе нанесенная другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; поражение электрическим током; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника.

Для расследования несчастного случая создается комиссия в составе не менее трех человек. Состав комиссии утверждается приказом. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая, не являющегося групповым и не повлекшего смертельный исход проводится в течение трех дней.

Групповой несчастный случай или случай со смертельным исходом расследуется в течение 15 дней.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств, получения медицинских и иных заключений сроки расследования могут быть продлены, но не более чем на 15 дней.

По каждому несчастному случаю оформляется акт о несчастном случае в 2-х экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается командиром (начальником), заверяется печатью.

1.3. Основные требования безопасности

1.3.1. Основные требования безопасности при работе личного состава
на бронетанковой технике и с вооружением

1. К проведению всех видов занятий и практических работ допускаются только лица, знающие устройства и правила эксплуатации БТВТ в объеме «ТЕХНИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ».

2. Все виды работ проводить в определенной спецодежде и головных уборах, все пуговицы на одежде должны быть застегнуты.

3. На стоянках и остановках БТВТ должно быть всегда заторможено тормозом. Пускать двигатель только при выжатой и установленной на защелку педали остановочного тормоза и при нахождении рычага переключателя передач в нейтральном положении.

4. Пуск двигателя в работу рычагами управления выполнять только по команде руководителя.

5. Закрывать и открывать крышки люков только за рукоятки, предназначенные для этих целей. Открытые крышки люков должны быть застопорены.

6. Крыши над радиаторами поднимаются и опускаются усилиями двух человек.

7. При приведении проверочных и регулировочных работ двигатель должен быть остановлен, АБ выключены.

8. При проведении работ под машиной использовать специальные тележки и лежаки.

9. Снятые узлы и агрегаты укладывать на специальные подставки или стеллажи, исключающие их опрокидывание.

10. По окончании работ все снятые узлы должны быть установлены на свои места, а привод вентилятора системы охлаждения – включен.

11. Снятые с БТВТ баллоны ППО хранить только в специальных закрытых помещениях.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- пуск двигателя или подогревателя в закрытых помещениях без вентиляции;

- пуск двигателя при нахождении рычага переключения ступеней привода вентилятора в нейтральном положении;

- включать кнопки «СТАРТЕР» и «МЗН» запуска буксира во время работы двигателя, а также ранее, чем через 5 секунд после его остановки;

- поднимать крышу над трансмиссией на угол больше угла, соответствующего фиксированному положению рычагов подъема крыши;

- начинать работу в силовом отделении без установленных штанг между корпусом и крышами;

- удерживать лом за конец при переводе отвала для самоокапывания в рабочее положение;

- баллоны воздушной системы и ручные огнетушители, снятые с БТВТ, укладывать в местах, незащищенных от воздействия солнечных лучей, а также на расстояние менее 1 м от радиаторов и других приборов отопления.

1.3.2. Меры и правила безопасности при обращении с ГСМ
и техническими жидкостями

1. Не разрешается заправлять БТВТ из АТМЗ (АТЗ), если у него негерметичны выпускные коллекторы и патрубки, оборвана цепь заземления, повреждено электрооборудование, нет огнетушителя.

2. Перед использованием для заправки агрегата МЗА-3 проверить исправность его электропроводки и выключателей.

3. Перед работой с НОЖ и раствором трехкомпонентной присадки необходимо изучить их токсичные свойства и правила работы с ними.

4. На таре, в которой хранятся НОЖ и раствор трехкомпонентной присадки должна быть четкая надпись краской «ЯД», «СМЕРТЕЛЬНО» – и поставлен знак, установленный для ядовитых веществ. Тара должна быть опломбирована.

5. Переливать НОЖ и воду с трехкомпонентной присадкой следует с помощью насосов и тары, специально выделенных для этой цели.

6. После работы с ГСМ, растворами этиленгликоля и трехкомпонентной присадкой и перед приемом пищи нужно мыть руки теплой водой с мылом.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- сливать ГСМ и ядовитые технические жидкости на землю (пол), переносить и хранить в таре, не имеющей плотно закрывающихся крышек и пробок;

- засасывать ГСМ и ядовитые технические жидкости ртом через шланг для переливания;

- принимать пищу, пить, курить в помещениях, где проводились работы с ГСМ и ядовитыми техническими жидкостями.

И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ

Моторные топлива

В двигателе внутреннего сгорания химическая энергия топлива преобразуется в тепловую, а тепловая – в механическую работу.

В этом заключается основное назначение топлива для двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

В качестве топлива в ДВС применяются бензины и дизельные топлива в зависимости от типа двигателя, а в многотопливных двигателях – ещё и реактивные топлива. Все они по агрегатному состоянию жидкие, по химическому составу – углеводородные, а по виду исходного сырья – нефтяные.

Топливо – это горючее вещество, способное к выделению возможно большего количества тепла и развивающее высокую температуру.

Все топлива для БТВТ изготавливают из нефтепродуктов и представляют собой нефтяные фракции различного состава. Для получения топлив нефть нагревают и выделяют из неё фракции, различающиеся температурой кипения. Такой процесс называют перегонкой нефти.

При нагреве до 40 °С выделяются нефтяные газы.

Первый вариант перегонки нефти.

Первая фракция, полученная при температуре 40–200 °С, называется автомобильным бензином. Вторая фракция, полученная при температуре 200–350 °С – дизельным топливом.

Второй вариант перегонки нефти.

Первая фракция, полученная при температуре 40–150 °С, называется авиационным бензином. Вторая фракция, полученная при температуре 150–300 °С – керосином.

Остаток нефти, получающийся при ее перегонке по любому варианту, называется мазутом.

Однако выход готового продукта при прямом перегоне не превышает
20–30 %.

Для увеличения выхода готового продукта оставшийся после перегонки мазут подвергают дальнейшей переработке.

С помощью термического или каталитического крекинга, риформинга, платформинга и т. п. из мазута извлекают также основы для минеральных масел.

Бензины

В качестве основного топлива для карбюраторных двигателей и дополнительно для многотопливных дизелей используются бензины.

Бензин – это смесь углеводородов с температурой кипения от 40 до 200 °С.

В связи с особенностями работы карбюраторных двигателей к бензинам предъявляются следующие требования:

- определённая испаряемость;

- определённая детонационная стойкость;

- физическая и химическая стабильность;

- минимальное коррозийное воздействие;

- отсутствие механических примесей и воды.

Детонация – это процесс ненормально быстрого сгорания рабочей смеси при создании в цилиндре двигателя определённых условий (перегрузка двигателя, резкая подача топлива, высокая степень сжатия и т. п.).

Скорость фронта горения при детонации достигает 1500–2000 м/сек, вместо 20–25 м/сек при нормальном сгорании.

Антидетонационные свойства бензинов определяются на специальных лабораторных установках – эталонных двигателях внутреннего сгорания, в которых сжигается смесь изооктана с нормальным гептаном. Детонационная стойкость изооктана принимается за 100 ед., а стойкость нормального гептана – за 0 ед.

Процент содержания изооктана в эталонном топливе, соответствующий по своей детонационной стойкости исследуемому топливу, называют октановым числом. Этот метод определения октанового числа называют моторным. Кроме того, существует несколько отличающийся исследовательский метод определения октанового числа, который проще моторного. Найдём октановое число, которое, как правило, на 5–6 единиц выше числа, определяемого по моторному методу.

Бензины, октановое число которых определено по моторному методу маркируется буквой А, например А-80, где цифра обозначает детонационную стойкость бензина. Бензины, октановое число которых определено исследовательским методом, маркируются буквами АИ, например АИ-93.

Для повышения детонационных свойств бензинов в них добавляются антидетонаторы – тетраэтилсвинец (ТЕС) или тетраметилсвинец (ТМС) в смеси с этиловой жидкостью. Этиловая жидкость служит для выноса свинца из зоны сгорания. Такие бензины называются этилированными.

Повышая эксплуатационные свойства, антидетонаторы делают его особо ядовитым для человека и окружающей среды. Поэтому этилированные бензины окрашиваются в яркие цвета, вводя различные красители.

В бронетанковой технике используются различные марки бензинов, выпускаемых промышленностью.

Дизельное топливо

Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов с температурой кипения от 200 до 350 °С.

Дизельные топлива представляют собой прозрачную, более вязкую, чем бензин, жидкость, окрашенную имеющимися в её составе смолами в цвета от жёлтого (арктического топлива) до светло-коричневого (летние сорта топлива).

К дизельному топливу предъявляют следующие требования:

- текучесть до возможно более низких температур;

- определённая вязкость и самовоспламеняемость;

- химическая стабильность;

- минимальное коррозийное воздействие;

- отсутствие механических примесей и воды.

Самовоспламеняемость дизельного топлива оценивается цетановым числом.

Цетановое число – это условный показатель самовоспламеняемости дизельного топлива, равный процентному содержанию цетана в смеси с альфаметилнафталином, которая при испытании на эталонном двигателе будет иметь такой же период задержки самовоспламенения, как и испытываемые топлива.

Основные дизельные топлива, предусмотренные ГОСТ 305-82, изготавливаются из сернистой нефти, подвергнутой гидроочистке, депарафинизации, смешению с газойлем, и каталитического крекинга (20 °С).

В зависимости от температурных условий в БТВТ применяются следующие марки дизельных топлив:

- Л-0,2 – 40 – при температуре окружающего воздуха выше 0 °С;

- З-0,2 – минус 35 – при температуре окружающего воздуха от минус
20 °С и выше;

- З-0,2 – минус 45 – при температуре окружающего воздуха от минус
30 °С и выше;

- А-0,2 – при температуре окружающего воздуха ниже минус 30 °С.

В условное обозначение входят цифры, обозначающие массовую долю серы в топливе (0,2) и температуру вспышки (только для топлива марки Л).

Пластичные смазки

Пластичные смазки – это густые мазеобразные продукты, в состав которых входят масла (как основа) и загуститель.

В качестве загустителя используются, как правило, натриевые, калиевые или литиевые мыла, твердые углеводороды (парафин, церезин) и т. п.

Пластичные смазки используются для смазки деталей негерметизированных узлов, где применение жидких смазок невозможно.

Основные функции смазок аналогичны функциям масел:

- уменьшение износа деталей;

- снижение потерь энергии на трение;

- герметизация зазоров;

- предохранение детали от коррозии.

По температуре падения капли, которая зависит от вида загустителя, смазки подразделяют:

- низкоплавкие (температура каплепадения до +63 °С);

- среднеплавкие (температура каплепадения от +63 до 100 °С);

- тугоплавкие (температура каплепадения свыше100 °С).

Низкоплавкие смазки применяются, в основном, для защиты деталей от коррозии. К ним относятся смазки УН (технический вазелин) и ГОИ-54П, МЗ.

Среднеплавкиесмазки применяются для смазки деталей с рабочей температурой не выше + 80 °С. К ним относятся: солидолы марок УС-1,УС-2, УСС, графитная смазка УССА.

Тугоплавкиесмазки применяются для смазки деталей, имеющих рабочую температуру свыше + 100 °С. К ним относятся смазки марок УТ (консталины), смазка Литол-24, ЯНЗ-2, 1-13, Зимол и т.п. Наиболее широкое применение в настоящее время получила тугоплавкая универсальная смазка Литол-24. Она может применяться вместо абсолютного большинства ранее выпускавшихся смазок.

Таблица 3.2

Классификация пластичных смазок по назначению

Группы пластичных смазок Обозначение Марки пластичных смазок
1. Общего назначения С Солидол Ж, С, графитная смазка УССА
2. Многоцелевые М Литол-24
3. Морозостойкие Н Циатин-201, 203, ГОИ-54п
4. Термостойкие Ж Циатин-221
5. Химически стойкие   Циатин-205
6. Консервационные З Гои-54п, Литол-24РК, ПВК
7. Специализированные   ЗЗК-3У, ВНИИ-273

Таблица 3.3

Пластичные смазочные материалы для объектов БТВТ

Агрегаты, узлы, механизмы Марки
основные дублирующие
Механизм включения главного фрикциона, блокировочных фрикционов планетарного механизма поворота, подшипник ступицы вентилятора, вертикальные валики привода управления коробкой передач. Литол-24 Консталин-1, ЗИМОЛ

Окончание табл. 3.3

Узлы ходовой части танков Т-55, Т-62, Т-72, БМП. Литол-24 Солидол С, Солидол И, ЗИМОЛ
Полости водила бортовой передачи и узлов ходовой части танка Т-72. Смазка автом. (ЯНЗ-2), Литол-24  
Погон командирской башенки и погон башни, механизм поворота башни и стопор башни. ЦИАТИМ-201 МЗ, ЗИМОЛ
Каналы стволов, механизмы и детали артиллерийского вооружения. ГОИ-54п
Бортовые передачи танков, механизм натяжения гусеницы БМП. ЦИАТИМ-206

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ

К специальным жидкостям, применяемым в бронетанковой технике, относятся амортизационные жидкости, гидравлические жидкости, тормозные жидкости, моющие жидкости, консервационные жидкости и смазки, технические жидкости и уплотнительные материалы.

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ЖИДКОСТИ

В качестве амортизационных жидкостей в БТВТ используются:

- спиртоглицериновая смесь (90 % глицерина и 10 % этилового спирта);

- смесь 50 % турбинного и 50 % трансформаторного масла;

- рабочая жидкость 7-50С-3;

- масло трансмиссионное ТСп-10.

ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

В качестве тормозной жидкости для автомобилей используется жидкость БСК: смесь бутилового спирта с касторовым маслом. Эта жидкость красного цвета с запахом бутилового спирта. В настоящее время широкое распространение получили тормозные жидкости на синтетической основе «Нева», «Роса», «Томь». Из-за различия основ жидкости в системах смешивать нельзя, при замене жидкостей необходимо строго следовать требованиям инструкций.

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ

К гидравлическим жидкостям относятся жидкости для противооткатных систем (Сетол-М и ПОЖ-70) и жидкости, применяемые в гидросистемах стабилизаторов, механизмов заряжания и т.п. (МГЕ-10А).

МОЮЩИЕ ЖИДКОСТИ

Моющая жидкость марки КЛ используется для заправки систем гидропневмоочистки приборов наблюдения в зимнее время. Кроме этой жидкости в зимнее время можно использовать НОЖ марки 40, а летом – воду.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ

Технические жидкости используются в качестве растворителей для приготовления смесей, отчистки приборов наблюдения и шлемофонов, промывки деталей, узлов и агрегатов при обслуживании и ремонте. Применение дешевых технических жидкостей позволяет экономить дефицитное горючее.

К техническим жидкостям относятся:

- нефрас С4-500/70 – нефтяной растворитель;

- уайт-спирит – растворитель для лакокрасочных материалов;

- технический керосин;

- спирт технический этиловый;

- глицерин технический дистиллированный – для приготовления амортизаторных жидкостей и жидкости Стеол-М;

- Б-70.

УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К уплотнительным материалам относятся:

- замазка бензиноупорная – для ликвидации течей топливных систем;

- замазка защитная клейкая ЗЗК-ЗУ – для герметизации корпусов машин при постановке на хранение и преодолении водных преград.

ТОПЛИВА

По цвету:

Неэтилированные бензины бесцветны или слегка желтоваты; этилированные бензины окрашивают в яркие цвета – красный, зеленый, синий. Неэтилированные крекинг-бензины слегка желтоваты. Дизельные топлива арктические слегка желтоваты, зимние имеют светло-коричневый цвет, летние – темно-коричневый цвет.

По запаху:

Бензины прямой перегонки обладают относительно приятным запахом; крекинг-бензины имеют резкий неприятный запах чеснока. Дизельные топлива пахнут керосином.

По испаряемости:

Каплю топлива наносят на бумагу и наблюдают, как она испаряется. Низкооктановые бензины испаряются медленнее высокооктановых и оставляют на бумаге пятно, которое после небольшого подогрева исчезает. Керосин и дизельное топливо оставляют неисчезающие жирные пятна.

По вязкости:

Вязкость дизельного и реактивного топлива выше вязкости бензинов. Арктическое и зимнее ДТ менее вязкие, чем летние.

Присутствие воды:

Присутствие воды в горючем определяется взбалтыванием в пробирке или бутылке. Вода оседает на стенках в виде капель (росы); при наличии большого количества воды она оседает на дне бутылки. Дизельное топливо при наличии воды мутнеет.

Механические примеси:

Механические примеси определяются по наличию осадка или взвешенных частиц в горючем.

МАСЛА

По цвету:

В отраженном свете свежие масла имеют зеленоватый цвет; отработанные масла темнеют вследствие загрязнения нагаром.

По запаху:

Свежие масла обладают слабым запахом; отработанные масла имеют запах гари.

По вязкости:

Зимние и всесезонные сорта масел менее вязкие, чем летние.

Присутствие воды:

Если в масле есть вода, то при работе двигателя масло вспенивается.

Механические примеси:

Постоянные парки

Суточный наряд в парке

Внутренняя служба в парках организуется на основе требований Устава Внутренней службы РФ. В каждой части, в зависимости от размещения парка и организационно-штатной структуры, а также с учетом требований уставов, наставлений и руководств, разрабатывается приказ о внутреннем порядке в парке.

В приказе определяется:

- состав суточного наряда;

- порядок допуска л/с в парк для подготовки техники к выходу, обслуживания машины в составе подразделений;

- порядок хранения ключей от парковых помещений, замков зажигания и крышек люков машин;

- порядок охраны парка;

- распорядок прибытия л/с в парк, пункт заправки ГСМ, мойки, ПТОР.

Для поддержания порядка в парке и несения внутренней службы назначается суточный наряд в составе:

- дежурный по парку;

- дневальные по парку;

- водители дежурных машин (тягачей).

Дежурный по парку назначается из офицеров или прапорщиков и подчиняется дежурному по части, а в порядке внутренней службы в парке – ЗКВ части. При исполнении своих обязанностей он руководствуется Уставом ВС РФ, инструкцией, утвержденной командиром части и его указаниями. Ему подчиняются дневальные по парку и механик-водитель (водитель) дежурного тягача. Он отвечает за внутренний порядок в парке и за несение службы нарядом по парку.

Дневальные по парку назначаются из числа солдат и сержантов. Они отвечают за соблюдение уставного порядка в парке и за правильность выпуска машин из парка и впуска их в парк.

Механик-водитель (водитель) дежурного тягача назначается из числа механиков-водителей (водителей) подразделений и отвечает за постоянную готовность дежурного тягача к немедленной эвакуации вооружения и военной техники.

Документация дежурного по парку:

- инструкция дежурному по парку (дневальному и водителю дежурного тягача);

- распорядок дня;

- регламент служебного времени;

- распорядок работы должностных лиц суточного наряда;

- инструкция по требованию пожарной безопасности;

- опись документов и имущества;

- книга приема и сдачи дежурства;

- комплект общевоинских уставов;

- схема парка;

- план вывода ВВТ при объявлении тревоги;

- распорядок работы в парке;

- схема закрепления территории парка за подразделениями для уборки;

- образцы пропусков в парк, путевых листов и слепки (оттиски) с печатей (пломб), которыми опечатываются (опломбируются) ворота (калитки) объектов парка, сдающихся под охрану;

- книга вскрытия парковых помещений, боевых и строевых машин;

- книга учета личного состава, допущенного в парк;

- книга выдачи ключей от замков зажигания и люков машин, ворот (калиток) парка, стоянок (хранилищ) с вооружением и военной техникой, парковых помещений и других объектов парка;

- журнал выхода и возвращения машин;

- журнал контроля слива воды из систем охлаждения двигателей машин;

- рабочая тетрадь.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН

5.1. Общие положения по планированию эксплуатации машин

Планирование эксплуатации машин осуществляется как в боевых условиях, так и в условиях учебно-боевой деятельности войск в мирное время. Благодаря этому достигаются выполнение планов боевой подготовки, высокая боевая готовность машин, точно определяются потребности в их техническом обслуживании и ремонте, в эксплутационных материалах, запасных частях и других материально-технических средствах.

В боевой обстановке планирование эксплуатации машин является частью технического обеспечения действий войск. Оно необходимо для своевременной подготовки машин к бою и обеспечения надежной их работы при выполнении поставленной задачи.

В условиях учебной деятельности войск планирование эксплуатации БТВТ позволяет обеспечить:

- выполнение планов боевой подготовки войск при нормированном использовании машин;

- постоянную боеготовность машин по запасу хода до ремонта;

- своевременное техническое обслуживание маши

Наши рекомендации