Допустимые расстояния от проводов и грозозащитных тросов до различных объектов

1. Наименьшие расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли, сооружений, дорог и рек (по вертикали)1*

Наименование пересекаемых объектов или участков трассы Наименование расстояния по вертикали (м) при напряжении ВЛ, кВ
400-500
До поверхности земли              
1.1. Населенная местность:              
а) нормальный режим 7,5 15,5
б) обрыв провода в соседнем пролете 4,5 4,5 5,5 -
1.2. Ненаселенная местность 6,5 7,5
1.3. Труднодоступная местность (болота, топи и т. п ) 5,5 6,5
1.4. Недоступные склоны гор, скалы, утесы и т.п. 3,5 4,5 7,5
1.5. Районы тундры, пустынь, степей с почвами, непригодными для земледелия 6,5 6,5  
До сооружений              
1.6. Производственные здания, сооружения промышленных предприятий, выполненные из несгораемых материалов, в населенной местности (нормальный режим)
1.7. Воздушные линии с линиями связи (ЛС) и линиями радиосвязи (PC) до проводов или тросов:              
а) ВЛ на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств, а также ВЛ на металлических и железобетонных опорах (при нормальном режиме) Согласно проекту ВЛ
б) ВЛ на деревянных опорах при отсутствии грозозащитных устройств (при нормальном режиме)  
в) при обрыве проводов ВЛ в смежных пролетах на ВЛ с подвесной изоляцией 1,5 2,5 3,5  
1.8. Надземные трубопроводы и канатные дороги до любой выступающей части:              
а) нормальный режим 4,5 6,5 12 (до трубопровода) 10 (до канатной дороги)
б) обрыв провода в соседнем пролете 2,5 - -
1.9. Плотины и дамбы:              
а) до отметки гребня и бровки откоса 6,5 7,5
б) до наклонной поверхности откосов 5,5 6,5
в) до поверхности воды, переливающейся через плотину 4,5 5,5
До дорог              
1.10. Неэлектрифицированные железные дороги широкой колеи общего и необщего пользования и узкой колеи общего пользования (до головки рельса):              
а) нормальный режим 7,5 7,5 8,5 9,5
б) обрыв провода в соседнем пролете 6,5 6,5 - -
1.11. Неэлектрифицированные железные дороги узкой колеи необщего пользования (до головки рельса):              
а) нормальный режим 6,5 6,5 7,5 8,5
б) обрыв провода в соседнем пролете 4,5 4,5 5,5    
1.12. Электрифицированные*2 или подлежащие электрификации железные дороги* до верхнего провода или несущего троса:              
а) нормальный режим Как при пересечении ВЛ между собой (см. п. 3 настоящего приложения)
б) обрыв провода в соседнем пролете 2,5 3,5 -
1.13. Автомобильные дороги:              
а) до полотна дороги при нормальном режиме 7,5 8,5
б) до полотна дороги при обрыве провода в соседнем пролете 5,5 5,5 - -
в) до транспортных средств при нормальном режиме 2,5 2,5 3,5 4,5 7,5
1.14. Троллейбусные линии:              
а) до высшей отметки проезжей части при нормальном режиме -
б) до проводов контактной сети или несущих тросов при нормальном режиме -
в) до проводов контактной сети или несущих тросов при обрыве провода в соседнем пролете 2,5 - -
1.15. Трамвайные линии при нормальном режиме ВЛ              
а) до головки рельса 9,5 9,5 10,5 10,5 11,5 11,5 -
б) до проводов контактной сети или несущих тросов -
в) при обрыве провода в соседнем пролете до проводов или несущих тросов трамвайной линии 2,5 - -
До рек              
1.16. Судоходные реки, каналы и т.п.:              
а) до габарита судов или сплава при наибольшем уровне высоких вод и высшей температуре 2,5 3,5 5,5 (до габаритов судов) 12 (до сплава и до верхней палубы судов)
б) до наибольшего уровня высоких вод 6,5 7,5
1.17. Несудоходные реки, каналы и т.п.              
а) до наибольшего уровня высоких вод при температуре плюс 15 °С 3,5 4,5
б) до уровня льда рек, каналов и т.п. при температуре минус 5 °С и при наличии гололеда (для ВЛ 750 кВ - без ветра) 6,5 7,5

2. Наименьшие расстояния приближения ВЛ к различным объектам и сооружениям (по горизонтали)*1





Наименование объектов, сооружений Наименование расстояния по горизонтали (м) при напряжении ВЛ, кВ
400-500
2.1. Лесные массивы и зеленые насаждения, ширина просек:              
а) в насаждениях высотой до 4 м Не менее расстояния между крайними проводами ВЛ плюс 6 м (по 3 м в каждую сторону от крайних проводов)
б) в насаждениях высотой более 4 м от ВЛ 330-750 кВ и от ВЛ 35-220 кВ, являющихся единственным источником питания неменее расстояния между крайними проводами плюс расстояния, равные высоте основного лесного массива с каждой стороны от крайних проводов ВЛ. Деревья, растущие на краю просеки, должны вырубаться, если их высота больше, чем расстояние по горизонтали от деревьев до проводов ВЛ*
в) от ВЛ 35-220 кВ, отключение которых не вызывает прекращение питания потребителей, от проводов при их наибольшем отклонении до кроны деревьев*5      
г) в парках, заповедниках, зеленых зонах вокруг населенных пунктов, ценных лесных массивах, защитных полосах вдоль железных и автомобильных дорог, водных пространств (от проводов при их наибольшем отклонении до кроны деревьев)
2.2. Воздушные линии при параллельном следовании и сближении:              
а) участки нестесненной трассы, между осями ВЛ Не менее высоты наиболее высокой опоры*6
б) участки стесненной трассы и подходы к подстанциям (между крайними проводами в неотклоненном положении)
в) участки стесненной трассы и подходы к подстанциям (от отклоненных проводов одной ВЛ до опор другой ВЛ)
2.3. Воздушные линии с ЛС и PC при сближении:              
а) при неотклоненных проводах ВЛ Высота наиболее высокой опоры ВЛ
б) при наибольшем отклонении проводов ВЛ ветром на участках стесненной трассы
2.4. Здание и сооружение (до ближайших выступающих частей              
а) в ненаселенной местности (охранная зона)
б) от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении 20* 30*7
2.5.Железные дороги:              
а) неэлектрифицированные железные дороги на участках стесненной трассы (от отклоненного провода ВЛ до габарита приближения строений) *8 2,5 2,5 2,5 2,5 3,5 4,5
б) электрифицированные или подлежащие электрификации железные дороги на участках стесненной трассы (от крайнего провода ВЛ до крайнего, подвешенного с полевой стороны опоры контактной сети)
в) то же, но при отсутствии проводов с полевой стороны опор контактной сети
г) от основания опоры ВЛ до габарита приближения строений на неэлектрифицированных железных дорогах или до оси опор контактной сети электрифицированных железных дорог или подлежащих электрификации Высота опоры плюс 3 м
д) то же на участках стесненной трассы 15 - для других дорог; 20 - для дорог общего пользования
2.6. Автомобильные дороги:              
а) от основания опоры до бровки земляного полотна дорога при пересечении ВЛ с дорогами всех категорий*9 Высота опоры
б) то же, но на участках стесненной трассы от любой части опоры до подошвы насыпи дороги или до наружной бровки кювета при пересечении ВЛ с дорогами I и II категорий
в) то же при пересечении ВЛ с дорогами III-V категорий 2,5 2,5 2,5 2,5
г) от основания опоры до бровки земляного полотна дороги при параллельном следовании ВЛ с дорогами всех категорий Высота опоры плюс 5 м
д) от крайнего провода при неотклоненном его положении до бровки земляного полотна дороги при параллельном следовании ВЛ с дорогами всех категорий        
е) то же на участках стесненной трассы
2.7. Троллейбусные и трамвайные линии (расстояния при сближении от отклоненных проводов ВЛ до опор контактной сети)  
2.8. Надземные трубопроводы и канатные дороги: при параллельном следовании в нормальном режиме ВЛ:              
а) от крайнего провода ВЛ до любой части трубопровода или канатной дороги (за исключением пульпопровода и магистрального газопровода, нефтепровода и нефтепродуктопровода) Высота опоры 40, но не менее высоты опоры
б) от крайнего провода ВЛ до любой части пульпопровода
в) от крайнего провода ВЛ до любой части газопровода Удвоенная высота опоры
г) от крайнего провода ВЛ до любой части магистрального нефтепровода и нефтепродуктопровода 50, но не менее высоты опоры
д) в стесненных условиях от крайнего провода ВЛ при наибольшем его отклонении до любой части трубопровода*10 или канатной дороги 4,5 6,5
е) от ВЛ до продувочных свеч газопровода
2.9. Надземные трубопроводы и канатные дороги при пересечении:              
а) от опоры ВЛ до любой части трубопровода или канатной дороги при нормальном режиме Высота опоры
б) то же в стесненных условиях 4,5 6,5
2.10. Подземные трубопроводы:              
а) при сближении ВЛ с действующими и вновь сооружаемыми магистральными газопроводами давлением более 1,2 МПа (12 ат) и магистральными нефтепроводами и нефте-продуктопроводами от заземлителя и подземной части (фундамента опоры ВЛ до трубопроводов)
б) то же в стесненных условиях
в) при сближении и пересечении ВЛ с магистральными и распределительными газопроводами давлением 1,2 МПа (12 ат) и менее, от заземлителя и подземной части (фундаментов) Опор до трубопроводов
г) при сближении и пересечении ВЛ с теплопроводами, водопроводом, канализацией (напорной и самотечной), водостоками и дренажами (расстояние в свету от заземлителя и подземной части (фундаментов) опор ВЛ до трубопроводов)
2.11. Антенные сооружения передающих радиоцентров, расстояния от ВЛ:              
а) до средневолновых и длинноволновых передающих антенн
б) до коротковолновых передающих антенн в направлении наибольшего излучения
в) до коротковолновых передающих антенн в остальных направлениях
г) до коротковолновых передающих слабонаправленных и ненаправленных антенн
2.12. Радиосооружения, расстояния от ВЛ:              
а) до границ приемных радиоцентров, приемных магистральных, областных и районных радиоцентров
б) до границ выделенных приемных пунктов радиофикации
в) до границ местных радиоузлов
г) до телецентров и радиодомов
                   

3. Наименьшие расстояния между проводами или между проводами и грозозащитными тросами пересекающихся ВЛ на металлических и железобетонных опорах, а также на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств (по вертикали)*1

Пересекающиеся ВЛ Длина пролета ВЛ, м Наименьшее расстояние (м) при температуре окружающего воздуха +15°С без ветра при расстоянии от места пересечения до ближайшей опоры ВЛ, м
ВЛ 750 кВ с ВЛ более низкого напряжения До 200 6,5 6,5 6,5 - -
До 300 6,5 6,5 7,5 8,5
До 450 6,5 7,5 8,5
До 500 7,5 8,5 9,5
ВЛ 500-330 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения До 200 5,5 - -
До 300 5,5 6,5
До 450 5,5 7,5
ВЛ 220-150 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения До 200 - -
До 300 4,5 5,5
До 450 6,5
ВЛ 110-35 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения До 200 - -
До 300 4,5 -

*1 ПУЭ, гл. 2.5 и проект «Правил устройства воздушных линий электропередачи напряжением 750 кВ (ПВЛ-750)».

*2 К электрифицированным железным дорогам относятся все электрифицированные дороги независимо от рода тока и значения напряжения контактной сети.

*3 К железным дорогам, подлежащим электрификации, относятся дороги, которые будут электрифицированы в течение десяти лет, считая от года строительства ВЛ, намечаемого проектом.

*4 Высота основного лесного массива принимается с учетом его перспективного роста за 25 лет.

*5 Радиус кроны дерева принимается с учетом ее перспективного роста за 25 лет.

*6 При сближении ВЛ 500 кВ между собой и с ВЛ более низких напряжений - высота наиболее высокой опоры, но не менее 50 м.

*7 При неотклоненном положении проводов.

*8 Габаритом приближения строений называется предназначенное для пропуска подвижного состава предельное поперечное перпендикулярное к пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не могут заходить никакие части строений, сооружений и устройств.

*9 Автомобильные дороги в зависимости от категорий имеют следующие размеры:

Категория дорог Ширина элементов дорог, м
Проезжая часть Обочина Разделительная полоса Земляное полотно
I 15 и более 3,75 27,5 и более
II 7,5 3,75 -
III 2,5 -
IV -
V 4,5 1,75 -

*10 Вновь сооружаемые магистральные газопроводы на участках сближения с ВЛ в стесненных условиях должны отвечать требованиям, предъявляемым к газопроводам не ниже II категории.


Приложение 10

Наши рекомендации